Вытяжка для покраски мебели
Устройство вентиляционной системы важно для жилых помещений, но в производственных цехах она вообще играет одну их главных ролей при создании правильного микроклимата. Ярким примером помещения, которое не может выполнять свои функции без вентиляции, является покрасочная камера.
Чтобы понять, насколько важна вентиляция в малярке для автомобилей, нужно рассмотреть принцип работы такого цеха. Учитывая технологию окрашивания, боксы, в которых ее производят, представляют собой чистые, закрытые помещения, с определенным микроклиматом. Одним из основных критериев качественного окрашивания является поддержание заданного температурно-влажностного режима.
Процессы окраски и сушки предполагают различные температуры в помещении. Перед началом процесса окрашивания, автомобиль помещают в бокс и включают вытяжную вентиляцию – для максимального удаления пыли. Затем, включают приток и начинают окрашивание. В это время, воздух определенной температуры и очищенный от всех примесей поступает в камеру сверху, по воздуховодам, и через специальные решетчатые отверстия «охватывает» автомобиль.
Вытяжные фильтры выводят образующийся покрасочный туман, насыщенный растворителями, краской, лаком, через систему фильтрации в атмосферу. В полу, под автомобилем, расположены решетки-фильтры, которые так же частично поглощают опадающие тяжелые частицы красящих материалов.
По завершении окрашивания камеру продувают (около 5-7 минут) – полностью очищают от лакокрасочного тумана. Приток переключают на повышенную температуру, а оборудование вытяжки переводят в режим рециркуляции. Создается микроклимат, требуемый по технологии окрашивания соответствующими красками. Работающая в определенных режимах система вентиляции в покрасочной камере поддерживает на этом процессе температуру помещения не ниже 85°C.
Важно! Во избежание образования сквозняков, «вихрей», «мертвых зон», вытягивание воздуха из смежных помещений, необходимо правильно рассчитать мощность системы. Некорректная работа вентиляции приводит к некачественному результату.
Какие бывают вытяжные системы
Многие решившие покрасить свой автомобиль водной эмалью подумают, что вытяжка в гараже не нужна, ведь водные красители нетоксичны и не могут повредить здоровью. Но это ошибочное мнение. Если окраска проводилась в камере без вытяжного устройства, то результат никогда не будет отличным – лак ляжет неровным слоем, и высыхание будет неравномерным.
По каким параметрам подобрать вытяжку? Для этого необходимо учесть размер помещения, а уже потом подбирать тип вытяжного устройства.
Двухмоторная
Принудительный тип вентиляции, при котором нагнетание воздуха и его удаление происходит с помощью специальных вентиляторов. Подходит для крупных автомастерских или покрасочных цехов. Может быть установлена как вытяжка для гаража для покраски машины, но излишняя мощность вентиляторов будет приводить к необоснованному расходу электроэнергии. При желании можно сделать двухмоторное вытяжное устройство самостоятельно, установив вентиляторы небольшой мощности.
Одномоторная
Воздух нагнетается в камеру под давлением, а его удаление происходит естественным путем через вентиляционные отверстия. Оснащенные воздуходувами средней и малой мощности, такие конструкции становятся оптимальными для небольших мастерских и гаражей, где ведется работа с различными красителями.
Общеобменная, приточно-вытяжная
Воздух поступает и удаляется самостоятельно за счет температурного перепада и незначительной разницы давления воздушных масс. Хороший вариант для вентиляции помещений, но не подходит для проведения покрасочных работ, ведь при жаре и безветренной погоде вытяжная конструкция работать не будет.
Требования и расчет
Покрасочные камеры должны быть обеспечены приточной и вытяжной вентиляцией, с дополнительным обустройством вытяжки в верхней части помещения. Нижний отвод воздуха оборудуется путём поднятия решётки на 15—20 см над основным уровнем пола. В это пространство монтируются воздухозаборники с фильтрами.
Система воздухообмена в окрасочной камере в обязательном порядке оснащается фильтрующей системой как на приточном, так и на вытяжном участке. С ее помощью из поступающих масс удаляется пыль. На выходе, из отработанных газов удаляются красящие частицы, с помощью специальных краскоулавливающих установок.
При проектировании вентиляции используются сложные расчеты. Очень важно выполнить точный расчет скорости обновления воздуха в помещении. Почему это так важно?
- Слишком сильные потоки воздуха могут привести к нарушению технологии покраски.
- Низкая скорость поступления свежего кислорода приведёт к низкой эффективности проветривания и удаления технологических частиц. Такая ситуация несёт высокий уровень опасности для работающих на объекте людей.
На конструкцию покрасочной камеры и ее систему вентиляции существенное влияние оказывает размер и конструктивные особенности предметов, которые планируется покрывать краской в помещении.
Здесь важным показателем, который точно определяется при расчете системы вентиляции, является кратность. Кратность воздухообмена при обработке объектов с небольшой площадью поверхности должна быть пятикратной. То есть, столько раз должен обновляться воздух за единицу времени.
На объектах, предназначенных для обработки легковых автомобилей, кратность увеличивается в 50—100 раз. Исходя из параметров кратности, в камерах, обустроенных для покраски транспортных средств, не рентабельно производить нанесение краски на небольшие по площади предметы.
Стандартная камера имеет производительность от 15 тыс. до 30 тыс. кубических метров воздуха в час. Такой объём обеспечивает создание благоприятных рабочих условий для персонала и соблюдение технологических требований.
Стандартная покрасочная камера имеет производительность от 15 тыс. до 30 тыс. кубических метров воздуха в час
- длина – 7 метров;
- ширина – 4 метра;
- высота – 3 метра.
Определение объёма помещения производится путём умножения показателей длины, ширины и высоты. Наш объём равен 84 кубическим метрам. Цех используется для покраски автомобилей, его кратность равна 90. Рассчитываем производительность. 84 умножаем на 90. Получается проходимость воздуха 7 560 кубических метров в час. Показатель недостаточен и требует увеличения примерно в два раза. То есть нужно увеличить мощность оборудования или размеры помещения.
Чтобы рассчитать параметры приточно-вытяжной системы нужно учитывать параметры давления и производительности оборудования. Давление находится в прямой зависимости от площади фильтров. Чем больше фильтров «на входе» и «выходе», тем ниже давление.
Материалы для самостоятельного изготовления вытяжного устройства
Чтобы сделать вытяжную конструкцию в гараже своими руками, потребуются:
- канальный вентилятор;
- крепеж и хомуты;
- прокладки, герметик;
- цемент, монтажная пена и шпаклевка;
- воздуховодные трубы. Можно купить готовые из нержавейки или оцинкованной стали, а можно и немного сэкономить, используя пластиковые трубы для канализации соответствующего диаметра. Минусом канализационных труб является их нестандартность и необходимость изготовления дополнительного переходника для подключения вентилятора.
Дополнительно понадобятся инструменты для сверления и закручивания шурупов, различные шпатели.
К вентилятору предъявляются особые требования. Его параметры должны соответствовать следующим показателям:
- мощность – 20-50 Вт;
- питание от электроэнергии 220 В;
- диаметр воздуходувного канала – 120-150 мм;
- количество перегоняемого воздушного объема – 150-300 м3/ч;
- создаваемое в воздуховоде давление атмосферы – 50-100 Па.
Эти параметры необходимы для покраски авто, чтобы получился отличный результат и здоровью мастера ничего не угрожало.
Обустройство системы вентиляции
Если не стоит задача максимальной экономии, то проще всего приобрести готовый покрасочный бокс, где уже заранее будет сделана вентиляционная система. Однако удовольствие это не из дешевых, поэтому, если бюджет не позволяет, можно постараться оборудовать гаражную камеру (как пример) самостоятельно.
Любая схема вентиляции состоит из притока (системы воздуховодов или отверстий, через которые воздух попадает внутрь помещения) и вытяжки (отверстий или системы воздуховодов, через которые воздух удаляется из помещения наружу). Поскольку объемы воздуха для покрасочных камер большие, естественные системы вентиляции для них никогда не используются: без вентиляторов не обойтись.
Приток воздуха организуется через потолок либо верхнюю часть стен. Точки притока желательно распределить по обеим длинным стенам помещения.
Полностью обустроенная покрасочная камера
Вытяжка делается снизу. Для удаления воздуха через все помещение прокладываются траншеи, в конце которых и будут ставиться вытяжные вентиляторы. Траншеи прикрываются сверху вентиляционными решетками.
Обязательное правило для вентиляторов: выбирать нужно не самые дешевые модели, а устройства, устойчивые к токсичным взвесям. Каждый вытяжной вентилятор обязательно должен иметь обратный клапан.
Не обязательно, но рекомендуется приобрести инфракрасные лампы для просушки окрашенных изделий. Инфракрасные лампы сокращают срок просушки в несколько раз, ускоряя рабочий процесс (а значит мастерская сможет брать больше заказов).
Обустройство вентиляции для покрасочной камеры в гараже
Если речь идет про покрасочную камеру в гараже (вроде кустарной мастерской), организовать систему вентиляции описанным выше способом вряд ли получится. Самый простой и дешевый вариант: сделать естественный приток (без вентиляторов) через потолок по всей его длине (или хотя бы по половине, на которой не будет вытяжек). Вытяжка делается в нижней стены, противоположной воротам. Если задняя часть стены общая с другим гаражом, вытяжку можно сделать при помощи воздуховода. Труба проводится от пола, и выводится через потолок вверх.
Вытяжных каналов в идеале должно быть несколько: по 1 каналу в каждом углу, и хотя бы 1 канал по центру гаража. Выше их можно объединить в 1 общую трубу, которая будет идти через крышу на улицу.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Р ежимы работы вентиляции в покрасочных камерах
П о правильной технологии окраска выполняется в 4 этапа:
Напыление — нанесение краски на деталь.
Продувка — подача воздуха горизонтально (сбоку) на деталь, чтобы разровнять слой краски.
Охлаждение (нужно, поскольку сушка проводится при температуре +60 -80 º ).
Поэтому в автомобильных покрасочных боксах вентсистема должна работать в диапазонах производительности (по воздухообмену) и температуры, которые охватывают эти 4 этапа.
С амым «требовательным» по температуре является этап сушки: она должна составлять +60..+110 º (точнее — зависит от краски).
Требования к помещениям для покраски
Помещения для окрашивания это закрытые помещения имеющие определенный микроклимат. Потому что основной критерий качественного окрашивания это поддержание сталого температурно-влажносного режима.
Наиболее распространенное окрашивание кузова пневматическим распылением. Делая проект необходимо учитывать требования и правила из нормативной литературы СНИП 41-01-2003, ГОСТ 12.1.005-76, НПАОП 28.51-7.24-85, СНиП 11-90-81, СН-245-71.
Бокс должен быть герметичным и утепленным. Для избежания резких перепадов температур и перетекания вредных веществ и попадания пыли.
Требованиями обусловлена температура микроклимата 25-30°С и 50-150 — кратность воздухообмена. Естественно, что и скорость воздушного потока не должна превышать 1,5 м/сек!
И это еще не все. Вентиляция в покрасочной камере должна еще и держать стабильным уровень влажности в помещении 50 — 70 %, а также концентрации вредностей и пыли. Процессы окраски и сушки имеют разные температурные режимы. Система должна быть обеспечена регуляторами интенсивности и температуры потока воздуха.
Не стоит использовать приточно-вытяжную мононстистему. Поэтому система вентиляции покрасочной камеры выполняется отдельно вытяжная (для максимального удаления пыли) и приточная (для поддержания необходимых параметров). Причем, для маленьких помещений допускается делать естественную вытяжную систему вентиляции. Во всех остальных случаях все системы должны быть с механическим побуждением.
В рабочем помещении должно быть избыточное давление 20–30 кПа.
Рекомендуют использовать подпольную вытяжную систему. Другими словами приток воздуха принципиально нужно подавать сверху вниз, чтобы поток полностью охватывал автомобиль. При этом отводится снизу и вверх. Известно, что подпольные вытяжные камеры экономят расход краски. Однако такие камеры занимают подпольное пространство глубиной от 0,5 до 1 м. Если организовать такую схему воздухообмена в покрасочной не получиться, тогда советуем расположить вытяжные решетки на уровне пола. При этом приток сверху или за спиной оператора.
Уровень попадания пыли в помещение не ложен быть больше 5 мг/м3. Перед подачей уличного воздуха, он должен пройти три фильтра:
- Грубой очистки (избавляет от пыли и тяжелых частиц)
- Доочистки (убирает остатки загрязнений)
- Тонкой очистки (находится непосредственно перед входом в покрасочную и очищает от всех мелких частиц размером 4 микрона).
Прежде всего важна легкодоступность обслуживания и замены фильтров. Кроме того, отработанный воздух тоже должен проходить фильтрацию. Например, для этого лучше применять картонный фильтр. Проходя через него лаковая пыль застывает, поэтому дальше движется чистый воздух.
Функции вентиляционной системы
Вентиляция в гараже для покраски транспортных средств выполняет несколько задач. Сфера её воздействия распространяется на внутреннее пространство помещения (пол, потолок, стены), людей и объект обработки.
Система вентиляции выполняет следующие функции:
- Многоступенчатая очистка подаваемого извне воздуха . Недопустимо, чтобы на автомобиль для покраски попадала пыль и мусор. На приточном канале установлено 3 фильтра — грубой, средней и тонкой очистки. Приточный узел располагается на потолке над обрабатываемым объектом.
- Нагревание внутреннего пространства . Окрашивание производится при температуре +30…+85 °C. Нагревательное оборудование оснащено датчиками, реле и дистанционным управлением. Это позволяет переводить его в нужный режим на разных стадиях работы. Нагреватель устанавливается в канале перед фильтром средней очистки.
- Удаление покрасочного тумана и продуктов жизнедеятельности. Вытяжное отверстие располагается под днищем машины. От него к находящемуся в нижней части стены вентилятору проходят каналы, по которым удаляется загрязнённый воздух. В конечной части каналов установлены фильтры, на которых оседают вредные вещества.
Система устроена таким образом, что нисходящий поток чистого воздуха охватывает машину, собирает взвешенные частицы и всасывается в вытяжное отверстие. Так достигается изоляция объекта от грязи и удаление излишков лакокрасочных материалов.
Меры безопасности
Главная цель монтажа системы вентиляции – обеспечить безопасность работы маляров. При покраске в воздух попадает большое количество частичек краски, растворителя, лака. Появляется токсичный туман, который причиняет дискомфорт слизистым во время дыхания. Правильная вентиляция должна вертикальным воздушным напором прижать к полу образовавшийся «туман».
Сотрудники также должны пользоваться средствами защиты:
- респиратор;
- перчатки;
- защитная одежда;
- маска и очки;
- обувь закрытого типа.
Помещение обязательно следует отделать огнеупорными материалами, не должно быть источников открытого огня; проводка тщательно изолируется.
Из покрасочной камеры убирают шкафы, оборудование, любые другие предметы, чтобы на них не скапливалась пыль, и они не препятствовали проветриванию.