Vetaif.ru

Авто журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка клемм на провод

Соединение одножильных, многожильных и разнородных проводов с помощью клемм и клеммных колодок различных видов

  1. Виды соединений без использования клемм
  2. Соединительные клеммные колодки
  3. Ножевые и штыревые соединители
  4. Винтовые колодки
  5. Зажимные и самозажимные клеммы
  6. Колпачковые пружинные зажимы
  7. Ужимные соединители

Одной из самых распространенных аварий, встречающихся в электрических сетях и электроустановках, является не короткое замыкание, как принято считать, а отгорание контакта в местах некачественной стыковки проводников. Именно поэтому правильный выбор типа клемм для соединения проводов является основным фактором, обеспечивающим надежность оборудования и его безопасную эксплуатацию.

Не выходит из моды скрутка

Современный рынок в таком многообразии представляет клеммы для соединения электрических проводов, что, казалось бы, давно уже пора забыть о скрутках. Но у электриков этот метод упорно продолжает пользоваться популярностью, несмотря на то, что заводские соединители обеспечивают безопасность и надёжность. Помимо этого, клеммы гораздо удобнее в использовании и выглядят эстетичнее, чем скрученные провода, перемотанные изолентой.

Есть у скрутки ещё один очень веский недостаток. Если рассматривать этот метод объективно, он не подходит ни под одно понятие – разъёмное соединение или неразъёмное. По логике понятно, что у разъёмного концы могут неоднократно разъединяться. Но скрутку нельзя назвать полноценным разъёмным соединением, потому что с каждым разом после раскручивания и повторного закручивания концы проводов будут портиться. Под понятие неразъёмного соединения скрутка тоже никак не подходит, потому что не обладает необходимой стабильностью, прочностью и надёжностью.

Как сделать хорошую скрутку рассказано в этом видео:

Но если вы никак не отвыкните скручивать жилы проводов, то пользуйтесь хотя бы вместо изоляционной ленты удобными и безопасными соединительными колпачками.

Варианты клеммников

Все, что мы рассмотрели выше, безусловно интересно, но малоприменимо в условиях соединения проводов во внутридомовых электрических сетях. Для этих целей применяются готовые клеммники, которые мы рассмотрим во второй части статьи. Данные приспособления могут быть винтовыми или пружинными – последний вариант мы пока не рассматривали, но обязательно исправимся по ходу.

Совет! Иногда возникает необходимость соединить алюминиевый провод с медным, но напрямую делать этого нельзя, так как эти металлы образуют друг с другом гальваническую пару, при этом окислы металлов могут распадаться на заряженные ионы, и начинается электролиз, в результате чего металлы они разрушаться. Выручат клеммные соединения, сделанные из третьего металла, например, латуни.

Все клеммники, как правило, изготавливаются из латуни. Внутри корпусов размещаются сборки из нескольких клемм, что позволяет соединять одновременно несколько токонесущих жил.

Существуют модели, внутри которых закачан специальный гель, который предотвращает коррозию металлов. Как и в случае отдельных клемм, представленные ниже модели будут отличаться по сечению проводников и максимально переносимой нагрузке.

Legrand – клеммники, покорившие мир

Очень широкое распространение в мире получили винтовые клеммники. По сути, изделие состоит их параллельно расположенных муфт, разделенных диэлектрическим корпусом.

Продаются такие приспособления пластинами, которые можно разделять ножом на части с необходимым количеством соединений. Инструкция по их применению ничем не отличается от тех же муфт, однако наличие изоляции ускоряет и упрощает работу.

Интересно знать! В клеммники такого типа не рекомендуется ставить на алюминиевые провода, в виду их низкой механической прочности – передавив жилу, мы создаем точку с увеличенным сопротивлением, а значит, локальным перегревом.

  • Очень популярна в мире продукция французской компании «Legrand». Их клеммники не просто сделаны из латуни – металл дополнительно покрыт слоем никеля, что позволяет увеличить токопроводящие свойства, и сделать контактное соединение более надежным.
  • В качестве изоляционного материала применяется полипропилен, который способен сохранять свои технические характеристики в довольно широком температурном диапазоне – от -25 до +100 градусах по Цельсию.
  • При этом материал достаточно стоек к воздействию открытого огня, хотя и не очень продолжительное время, но все же.

Наверняка вы встречали множество подобных соединителей от разных производителей, но продукция из Франции не зря пользуется доверием потребителей:

Читать еще:  Влияние зазора свечей на работу двигателя

  • Очень высокая механическая прочность соединения;
  • Широкий модельный ряд, вплоть до вариантов под провода сечением 25 мм2;
  • Коммутация такими клеммниками может осуществляться как в условиях малоточных цепей внутри жилых комнат, так и в промышленных помещениях, где подключается соответствующее оборудование;
  • Изоляция клеммников делается разного цвета, что позволяет удобно ориентироваться в назначении и возможности отдельных моделей;
  • Вся продукция сертифицированная и удовлетворяет всем требованиям и нормативам РФ и Евросоюза.

Мы тут, фактически, немного позанимались рекламой, однако это не совсем так – разговор шел про наиболее известного мирового производителя. При этом на рынке представлена продукция и других компаний, которые по качеству не будут уступать французам.

Среди таких производителей будут и отечественные производители, и турецкие, и прочие европейские, поэтому, при желании, попросите у продавца сертификат качества, чтобы убедиться в качестве приобретаемого товара.

Однако, несмотря на все явные преимущества подобных соединителей, их надежность будет зависеть еще и от правильности установки.

Вот некоторые советы:

  • Если соединяются медный и алюминиевые провода, то необходимо исключить их касание внутри клеммы, из-за озвученных выше причин;
  • Если вы применяете подобные соединители внутри распределительной коробки, то в первую очередь необходимо позаботиться об отсутствии механических напряжений (то есть вывести провода на достаточную длину, и аккуратно их уложить), иначе возможны ситуации с ослаблением контакта, что чревато ухудшением его качества;
  • Если механическое напряжение проводов исключить не удалось, то периодически (раз в год) рекомендуется проводить ревизию соединения и подтягивать винты.

Все клеммники «Legrand» такого типа способны работать при напряжении 380 Вольт и могут выдержать нагрузку до 101 Ампера.

Клеммы «Wago»

Недостатком винтовых соединений, как вы поняли, является необходимость периодической ревизии соединения. Данным недостатком не обладает следующий герой нашего обзора.

Перед вами пружинный клеммник от немецкой компании «Wago». Подобные конструкции обеспечивают необслуживаемое качественное соединение проводов разного сечения.

Для этих приспособлений характерны следующие особенности:

  • Соединение очень устойчиво к вибрациям;
  • Пружина оказывает на жилы постоянное давление – эта особенность способна компенсировать деформацию проводников;
  • Монтаж своими руками предельно прост, и из инструмента требуется только то, что поможет снять изоляцию с провода;
  • Конструкция клемм предусматривает легкий доступ для измерительного инструмента, что удобно при проведении ремонтных работ.

  • Фиксация жилы происходит за счет плоской пружины, которая имеет весьма витиеватую форму.
  • Сама пружина изготавливается из стали и покрывается сплавом их хрома и никеля.
  • Изоляция жил выполняется за счет поликарбонатного или полиамидного корпуса. Оба материала имеют широкий температурный рабочий диапазон, химически устойчивы к атмосферным воздействия и различным веществам.

Контактная группа может быть выполнена разными способами, среди которых можно выделить самые распространенные – PUSH WIRE и CAGE CLAMP:

  1. PUSH WIRE – соединение устроено таким образом, что применимо оно только к проводникам достаточной жесткости, в основном одножильным. Чтобы выполнить фиксацию нужно зачистить провод на 10-15 мм и просто протолкнуть жилу в нужное отверстие клеммника. Хотя соединение и считается неразъемным, извлечь провод просто – достаточно одновременно с вытягиванием прокручивать его вокруг оси, что сделать удается не всегда.

  1. CAGE CLAMP – вариант, используемый для разъемной коммутации. Строение пружины такого клеммника уникально и запатентовано компанией. Подходят они не только для работы с одножильными, но и многожильными проводами. При этом их сечение может достигать 4 мм2. Для фиксации провода в таком клеммнике его нужно зачистить на 10-15 миллиметров, вставить в отверстие и опустить рычаг-зажим. При этом усилие сжатия жилы будет целиком зависеть от ее сечения – такова особенность конструкции пружины.

Из недостатков таких соединений можно выделить: более высокая цена, но оно и не удивительно, ведь качество всегда стоит денег, и большее пространство, которое занимают клеммы.

Выпускаются клеммники «Ваго» для соединения от 2-х до 8-ми проводников, рассчитанные под разные характеристики проводов. Рабочее напряжение составляет 220 Вольт, а максимально возможная нагрузка – 32 Ампера, что в домашних условиях удовлетворяет всем требованиям – к примеру, практически все розетки рассчитаны на 16 Ампер.

Читать еще:  Масло для акпп тойота камри

В принципе, это обычные клеммы, но рассчитанные на небольшой диаметр проводов, ведь освещение зачастую разводят кабелем на 1.5 мм2. Пластиковый корпус клеммника выдерживает повышение температуры до 110 градусов, а медная трубка-крепеж позволяет быстро соединять провода, не тратя время на спайку или закручивание винтов. Поскольку в осветительной сети редко бывает сила тока выше 16 ампер, то клеммники изготавливаются небольших размеров, на 2-4 соединения. При необходимости их можно сочетать друг с другом, если требуется делать разводку большего количества жил. Нередко в медных контактах присутствует паста для защиты концов от окисления и отвода лишнего тепла.

Современные клеммные соединения

Выводы и полезное видео по теме

Представленный видеоматериал расширит ваши знания о видах клемм и способах их монтажа.

Электромонтажные работы редко обходятся без применения описанных аксессуаров. Казалось бы, это мелкие детали, от которых легко отказаться, заменив технологичное соединение обычным скручиванием проводов.

Только вот практика электротехники отмечена массой случаев, когда именно банальная скрутка проводников вместо надёжного клеммного соединения приводит к трагическим последствиям.

Имеете опыт использования клемм для соединения проводов? Или остались вопросы по теме? Пожалуйста, делитесь своим мнением и оставляйте комментарии. Блок для связи расположен ниже.

Какие клеммы для соединения проводов лучше использовать

Основное предназначение клемм – это правильное соединение проводов. В зависимости от этого и нужно выбирать изделия. Чтобы сделать грамотный стык нужно подобрать определенные типы клемм. Изделия отличаются номинальным значением тока и диаметром провода. Все параметры указываются на корпусе клеммы. Некоторые модели могут содержать внутри специальный наполнитель. Этот гель предотвращает процессы окисления и улучшает надежность соединений.

Выбрать клеммник можно по материалу корпуса:

  • клеммная колодка из керамики используется в электроустановках с особым температурным режимом, например, в силовых шинах или в нагревательном оборудовании;
  • полипропилен представляет собой прочный материал с пластичными свойствами. Он замечательно противостоит разным нагрузкам и не деформируется. Используется для бытовых приборов освещения;
  • полиамид обладает великолепными характеристиками. Используется для колодок, которым требуется повышенная нагрузка;
  • карболит способен выдержать статические нагрузки на вибрацию;
  • поливинилхлорид используется для колодок, которые применяются для слаботочных соединений. Это может быть освещение или бытовая техника;
  • эбонит и текстолит также используются для изготовления клеммных колодок.

Материалы, которые применяется при изготовлении клемм Wago

При изготовлении клемм Wago в качестве материала, изолирующего токоведущие части, обычно используется полиамид. Он является плохо воспламеняемым, коррозионнонейтральным материалом, который обладает самопогашающими свойствами. Верхний предел непродолжительной температуры полиамида составляет более 170 градусов Цельсия, а нижний предел составляет менее – 35 градусов Цельсия. Токонесущие элементы изготавливаются из специальной электролитной меди и обладают оловянно-свинцовым покрытием, что является гарантией долгосрочной коррозионной защиты. При воздействии высокого удельного давления на точку контакта в зажиме, поверхность проводника укладывается в специальный свинцово-оловянный слой в контактной зоне. Это гарантирует высокую надежность защиты места контакта от различных коррозийных воздействий.

материал клемм wago

Зажимы в пружинных клеммах изготавливаются из высококачественных хромоникелевых сталей, которые обладают отличным пределом прочности во время растяжения. За все время эксплуатации подобных материалов не было выявлено ни одного случая контактной коррозии между контактными материалами и хром-никелевой сталью пружины, что позволяет использовать клеммы компании Wago даже для соединения медных проводов.

хромоникелевая сталь пластин ваго надежный зажим пружиной проводник

Строительные клеммы Wago дают возможность после соединения одножильных и многожильных проводов, при возникновении необходимости, достаточно легко изменить конфигурацию, не используя при этом специального инструмента. На сегодняшний день клеммы Wago используются при строительстве практически по всему миру. Причина их высокой популярности кроется в высокой надежности и простате монтажа.

Подводим итоги: какое соединение выбрать?

Скрутки стоит использовать если:

  • Вы выполняете проводку во временном сооружении, например, сарае или пристройке.
  • У вас есть инверторный сварочный аппарат или паяльник для качественного соединения скрученных проводов.
  • Хотите сэкономить на комплектующих.
Читать еще:  Как убрать ржавчину с дисков авто

Клеммники стоит применять если:

  • Вам необходимо соединить алюминиевый и медный провода, например, в старом доме или на даче, где алюминиевая проводка.
  • Для вас важна скорость работы, и вы не хотите тратить время на сварку или пайку.
  • Необходимо «зашить» соединенные провода под гипсокартон или штукатурку (не относится к винтовым клеммникам).
  • Вы хотите иметь доступ к контакту без необходимости разбора изоляции (чтоб проверять наличие напряжения на фазе).
  • Вы готовы потратить деньги и получить качественные соединения, которым не нужно будет уделять внимание долгие годы.

Инструкция по замене

Заниматься заменой клемм от аккумулятора лучше в отапливаемом и проветриваемом помещении. На морозе слой изоляции проводов будет жёстким, и повысится его хрупкость. Это усложнит работу.

Мастеру потребуется взять набор ключей или головок, плоскую отвёртку, плоскогубцы. Также не помещает наждачная бумага и острый канцелярский нож.

В теории можно задействовать дистанционную втулку, которая вытачивается из меди. Актуально как временная мера при вытянутой клемме. Но будет лучше поменять клеммы полностью на своём автомобильном аккумуляторе.

Последовательность операций выглядит примерно так.

  • Начинать лучше с плюсовой клеммы, поскольку её замена на корпусе аккумулятора более безопасная. Хотя особых отличий от минусовой специалисты не видят.
  • Сначала обесточьте автомобиль. Выключите зажигание, отключите всех потребителей. Если нужно, в аудиосистеме запишите коды доступа. Учтите, что некоторые настройки, включая часы на приборной панели, наверняка собьются.
  • Чтобы заменить клемму на своём аккумуляторе, лучше его снять с машины. Для этого ослабляются специальные крепления, и АКБ убирается с полки.
  • Теперь нужно демонтировать с проводки изношенные контактные клеммы. Держатся они обычно на зажимах или болтах. Зависит от модели авто.
  • Не рекомендуется отрезать кусок кабеля. Длины оставшегося провода может не хватить для соединения с уже новым контактом. Крепление снимается с помощью гаечного ключа или отвёртки. Если не поддаётся, обработайте WD40 и подождите несколько минут. Зажимы обычно отгибаются плоским жалом отвёртки.
  • Изучите состояние оголённой части провода. Если нужно, зачистите от остатков изоляции контакты. Здесь потребуется канцелярский нож, либо специальное приспособление для таких задач.
  • Металлические жилы следует обработать мелкозернистой наждачкой. Это позволит убрать окислы и защитный лак. Если наждачка не помогает, тогда возьмите преобразователь ржавчины. Он размягчит налёт.
  • Теперь возьмите новую клемму, вставьте в неё очищенный конец провода и затяните прижимную планку. Либо используйте зажимные кромки. Тут вам помогут плоскогубцы или пассатижи.
  • На самом аккумуляторе зачистите аккуратно контактные штыри. Дополнительно протрите сухой ветошью весь корпус батареи. На ней могла появиться пыль, а также следы электролита.
  • После замены поставьте аккумулятор на место, и выполните соединение с клеммами плюс и минус.
  • Чтобы защитить металлические контакты, нанесите небольшой слой специальной смазки.

Важно убедиться, что с проводами, идущими на аккумулятор и от него нет никаких проблем. Их следует визуально осмотреть.

При наличии повреждений оптимально полностью поменять проводку, но это сложно и дорого. Поэтому воспользуйтесь изолентой и диэлектрическими трубками.

Учтите, что на некоторых автомобилях устанавливают литые клеммы. Они соединяются с высоковольтным проводом ещё на заводе. То есть отдельно снять контактный элемент и заменить его не получится. Придётся отрезать часть кабеля вместе с деталью соединения с аккумулятором.

Проблема ещё и в том, что не всегда автопроизводители оставляют запас по длине провода. И его приходится наращивать. Тут уже появляются сомнения касательно того, стоит ли такие работы проводить своими руками.

Приходилось ли вам менять клеммы? Из-за чего они сломались или износились? Как устраняли проблему? Всё ли получилось сделать правильно? Какие советы дадите новичкам?

Ждём ваших ответов в комментариях.

Подписывайтесь, оставляйте отзывы и задавайте вопросы!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector