Сколько пересечений имеет данный перекресток
Пересечение проезжих частей на перекрестке
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будут рассмотрены понятия перекресток и пересечение проезжих частей, используемые в правилах дорожного движения.
В большинстве случаев границы перекрестка не совпадают с границами пересечения проезжих частей. Кроме того, перекресток может включать в себя несколько пересечений.
На стандартных «квадратных» перекрестках поиск границ не составляет труда. Однако на сложном пересечении дорог ориентирование становится весьма непростой задачей.
Однако водитель должен уметь находить и границы перекрестка, и пересечение проезжих частей, т.к. в пределах указанных зон действуют различные требования правил дорожного движения.
Понятия перекресток и проезжая часть
Процитируем пункт 1.2 правил дорожного движения:
Практическое определение центральной точки перекрестка может вызывать затруднения так как точные методы поиска не указаны.
Для нахождения пересечения проезжих частей следует взять пару, примыкающую к перекрестку и определить зону её перекрытия.
На рисунке пересечение проезжих выделено желтой линией. Рассмотрим некоторые распространенные варианты.
Перекресток и пересечение проезжих частей, как определить?
Все логические заключения об определении границ перекрестка и точек соприкосновения строятся на основании определений, представленных в пункте 1.2 Правил.
Где границы перекрестка?
Для точного определения границ перекрестка необходимо, первоначально, найти его центр. Этого термина, также, не существует в ПДД, поэтому с его точностью и достоверностью могут возникнуть некоторые трудности.
Алгоритм поиска центра перекрестка и последующего определения его границ:
- Определить точку-центр. Для квадратного перекрестка она всегда находится в середине воображаемой геометрической фигуры. Для сложных перекрестков с несколькими пересечениями под разными углами Правила не содержат четких рекомендаций по определению центра.
- Найти точку начала закруглений проезжей части (их должно быть две, по одной с каждой стороны), которые наиболее удалены от центра. Точка начала закругления – место, где прямая линия примыкает к закругленной.
- Мысленно соединить эти две точки прямой линией. Эта черта и есть граница перекрестка.
Где начинается пересечение проезжих частей?
Пересечение находится в месте мысленного продолжения примыкающих к перекрестку проезжих частей в сторону его центра. В точке соприкосновения двух и более проезжих частей и будет их пересечением. При составлении экзаменационных билетов ПДД используется именно такая трактовка понятия.
Примеры перекрестков
Рассмотрим несколько перекрестков и найдем на них пересечения проезжих частей.
Квадратный перекресток без закруглений
Первый на очереди — «самый простой перекресток» без закруглений:
Границы данного перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей.
Такой вариант на практике встретить довольно сложно, т.к. для удобства выполнения поворотов перекрестки снабжаются закруглениями.
Перекресток с разделительной полосой
Еще один достаточно популярный вариант — одна из дорог имеет 2 проезжие части:
Похожее изображение можно встретить в экзаменационных билетах. Вопрос при этом звучит следующим образом: «Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?». В данном случае ответ очевиден — 2 пересечения проезжих частей (выделены синим).
Однако на практике у водителей зачастую возникает вопрос выбора правильной траектории для разворота на таком перекрестке. Этот вопрос подробно рассмотрен в рамках отдельной статьи:
Разворот на перекрестке с разделительной полосой
Выше были рассмотрены простые перекрестки, на которых водители могут сориентироваться без проблем. Перейдем к более сложным.
Разделительная полоса на одной из дорог
Итак, на данном перекрестке только одна из дорог имеет разделительную полосу перед перекрестком:
Определить границы перекрестка в данном случае несложно. А вот с пересечением проезжих частей возникают трудности.
Вариант 1:
Вариант 2:
С точки зрения ПДД может иметь место любой из этих вариантов. Что же делать водителю на практике?
Исходите из того варианта, который является наихудшим для Вас в данной ситуации.
Например, при повороте на перекрестке используйте вариант 2, т.е. с каждого из пересечений проезжих частей выезжайте на попутную полосу движения.
Если же Вы паркуете автомобиль рядом с перекрестком, то используйте вариант 1. И отсчитывайте 5 метров от «большого» пересечения проезжих частей.
Подобный подход позволит Вам в любом случае избежать штрафов ГИБДД.
Перекресток нескольких дорог
Еще один интересный перекресток — пересечение пяти дорог:
Этот перекресток интересен тем, что границы пересечения проезжих частей выходят за пределы перекрестка:
Обратите внимание, по рисунку кажется, что здесь только одно пересечение проезжих частей. Если же рассмотреть ситуацию с другой стороны, то можно понять, что здесь 3 пересечения проезжих частей, границы которых сливаются.
Еще раз напоминаю, что на практике нужно исходить из наихудшего варианта. Т.е. с каждого из пересечений проезжих частей нужно выезжать на попутную сторону движения.
Выше были рассмотрены несколько перекрестков. Для наглядности все дороги на рисунках пересекаются под прямыми углами, а сами рисунки симметричные. Т.е. границы перекрестков и пересечения проезжих частей при желании можно найти.
На практике некоторые перекрестки имеют более сложную конфигурацию. Например, дороги могут пересекаться под острыми углами. Образуются пересечения одновременно трех и более проезжих частей. Закругления проезжих частей могут иметь разный радиус. Все это создает сложности для участников дорожного движения.
Несмотря на все перечисленное, водитель должен уметь находить границы перекрестка и пересечения проезжих частей, так как многие пункты правил связаны с этими понятиями.
Общие правила проезда
В зависимости от типа пересечения дорог, регламентируются и правила их проезда. Поэтому, при подъезде к такому месту, водителю важно правильное определение вида перекрёстка.
Рекомендуем для прочтения:
- Обгон на перекрёстке: можно или нет
- Правила проезда перекрестков с круговым движением
- Правила проезда перекрестков: кто должен проехать первым?
- Что такое пересечение проезжих частей на перекрёстке
Регулируемого перекрёстка
Наиболее просто пересечь именно такое сочленение дорог, так как оно однозначно определяется сигналами светофора или регулировщика. Все знаки и разметка являются вторичными по отношению к регулируемым пересечениям проезжих частей. Проезд на разрешающий сигнал светофора ничем не ограничивается.
Осуществляя манёвр налево по стрелке (горящей постоянно или включающейся по заданному интервалу) необходимо пропустить автомобили, движущиеся прямо на зелёный свет. Также пропускаются пешеходы и велосипедисты, пересекающие магистраль на «свой» зелёный сигнал.
При повороте налево нужно пропустить все встречные транспортные средства, которые движутся прямо. Также даётся преимущество и встречным машинам, поворачивающим направо — по правилу «помеха справа».
Важно! При наличии регулировщика его сигналы имеют больший приоритет, чем работающий светофор.
Нерегулируемого перекрёстка
Как видно из названия, на таком пересечении дорог нужно руководствоваться знаками, дорожной разметкой и всё тем же правилом «помеха справа». К нерегулируемым перекрёсткам относятся и те, на которых временно прекращает работу светофор, отсутствует представитель ГИБДД, который должен направлять транспортные потоки в случае форс-мажорных обстоятельств.
Равнозначных
Равнозначные дороги регулируются следующим образом — дать преимущество проезда транспортному средству, которое приближается справа. Тут может возникнуть коллизия: сразу со всех направлений подъедут автомобили, поворачивающие налево.
Знаете ли вы? Первый в мире светофор на перекрёстке был установлен в 1914 году в американском Кливленде. Он не был автоматическим — им управлял сотрудник полиции из расположенной рядом будки.
В таких случаях дорожные службы устанавливают регулирующие знаки («Уступи дорогу», «Стоп»).
С круговым движением
Регулировать движение «по кругу» с ноября 2017 года стало намного проще. Главной дорогой считается круговое автополотно, поэтому любое транспортное средство, въезжающее на «кольцо», обязано пропустить другое, уже движущееся по нему.
Знаете ли вы? Круиз-контроль — опция, на которую обращают внимание все потенциальные покупатели автомобилей, изобрёл Ральф Титор, слепой инженер-механик.
Это логичное решение привело к единому алгоритму при распределении транспортных потоков по такому сложному участку дороги.
С трамвайными путями
Трамвай, как рельсовое транспортное средство общего пользования, имеет ряд преимуществ при переезде через перекрёсток. Зачастую, перед или сразу после пересечения дорог, расположены остановки, где потенциальные пассажиры могут массово нарушать правила дорожного движения.
Преимущество для трамвая отсутствует:
- при выезде из трамвайного депо;
- в случае поворота на зелёную «стрелку» во время действия основного запрещающего сигнала светофора;
- при подъезде по второстепенной дороге с мигающим жёлтым светофором.
Неравнозначных
При подъезде к пересечению путей по второстепенной дороге водитель должен пропустить автомобиль, который приближается по главной. В данном случае не имеет значение дальнейшее направление движения транспортных средств.
Важно! При изменении направления главной дороги все водители, перемещающиеся по ней, должны использовать правила проезда равнозначных перекрёстков. То же касается и второстепенных путей.
Со светофором
Как уже говорилось выше — работающий светофор однозначно указывает на приоритет пересечения перекрёстка. В таком случае разночтений не возникнет. А вот если это устройство по какой-то причине перестало работать (например, такое часто случается после грозы), то необходимо руководствоваться дорожными знаками и разметкой.
Лет 7 назад пошел я ночью за сигаретами на заправку рядом с домом и стал свидетелем ДТП. На изгибе дороги на большой скорости водитель такси влетел в забор охраняемой автостоянки и там протаранил два автомобиля. Забор вокруг стоянки был бетонно-секционный (примерно как на фото), от удара он разлетелся на куски и повредил ещё около 7-8 автомобилей.
Я двинулся на помощь, а водитель такси, почти сразу после столкновения, вышел из машины и очень неуверенной походкой пошёл мне навстречу. Я сначала не придал значения его походке, т.к. удар был серьезный, но когда подошёл и спросил нужна ли помощь, увидел что он пьяный в хлам, и сильный запах алкоголя от него тоже присутствовал (на нем ни царапины, даже лицо не повредил). Он нечленораздельно сказав, что он в порядке и помощь не нужна, пошёл на заправку. Следом за ним примчалась другая машина, из неё выбежали двое парней и спросили меня где водитель такси, я им показал. Они его догнали и начали с ним ругаться, таксист вернулся к своей к машине, сел в неё закрылся внутри, и начал звонить по телефону.
Оказалось, что недалеко от этого места он не сбавляя скорости пролетел перекресток на красный сигнал и спровоцировал ДТП двух автомобилей, а ребята, увидев это, погнались за ним, попутно названивая в ГАИ. Потом из вагончика вышел заспанный сторож и позвонил хозяину стоянки, который примчался очень быстро, они с фонарями осмотрели повреждённые автомобили, и стали обзванивать владельцев. ГАИшники тоже приехали быстро и безрезультатно пытались достучаться до таксиста. Подъехали ещё несколько автомобилей, водители которых тоже чуть не пострадали от таксиста, или были свидетелями его езды, некоторые из них были очень агрессивно настроены и уже хотели разбить стекла в такси, и вытащить водителя, который на требования инспекторов не реагировал. ГАИшники, опасаясь самосуда, начали отгонять всех от машины такси, а сам таксист видимо понял, что может пострадать вышел из своей машины и под охраной пересел в служебный автомобиль ДПС. Народу всё прибавлялось, подъезжали ещё экипажи ДПС, подходили зеваки, подтягивались сонные владельцы повреждённых автомобилей, останавливались таксисты, в общем была большая толпа, хоть и время было около трёх ночи. И тут прискакал какой-то тожероссиянин (сам таксист был славянской внешности) и начал что-то втирать инспекторам, по-хозяйски распахивал двери патрульной машины где сидел виновник, в общем вёл себя крайне самоуверенно, и даже вызывающе, неоднократно кому-то звонил в процессе, и давал поговорить старшему из инспекторов. Короче цирк был ещё тот и зрителей толпа, мне это наскучило, и я пошёл спать.
Спустя 2-3 месяца вызываю такси и за рулём вижу этого таксиста (вроде трезвого) и происходит такой диалог:
— Ты какого хера почему таксуешь? Тебя разве прав не лишили?
— *удивительно глядя на меня* Ты о чём?
— Так ты же пьяный колесил недавно, в стоянку въехал!
— Я был не пьяный.
— Я же видел, что ты бухой!
— Тебе показалось.
— А перед этим ДТП спровоцировал и скрылся!
— Я в этом ДТП не участвовал, ничего не провоцировал и вообще они сами столкнулись.
— А на стоянке ДТП?
— Оформили, выплачиваю потихоньку.
— Ясно понятно. Я с тобой не поеду
Второй метод определения границ
Давайте рассмотрим второй метод определения границ пересечения проезжих частей. Для этого будем определять границы пересечения проезжих частей непосредственно в месте пересечения дорог.
Сначала вспомним определение термина «дорога». Дорога включает в себя проезжие части, а также тротуары, обочины, трамвайные пути и разделительные полосы при их наличии.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Для определения границ пересечения проезжих частей необходимо обозначить границы пересечения дорог.
В границах пересечения дорог находятся проезжие части, которые принадлежат одновременно обеим дорогам.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Так как дороги пересекаются, то их проезжие части также пересекаются. То есть мы определили границы пересечения проезжих частей.
Как видно на схеме ниже, границы пересечения проезжих частей определённые первым и вторым методом не совпадают.
Также пересекаются тротуары, обочины, трамвайные пути и разделительные полосы при их наличии.
В случае наличия разделительной полосы получаем одно пересечение проезжих частей, так как разделительная полоса заканчивается до перекрёстка.
В случае наличия трамвайных путей получаем два пересечения проезжих частей, так как трамвайные пути не являются проезжей частью.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Кто из водителей перестраивается и должен уступить
На картинке дороги смещаются вправо. Оба водителя на зеленый свет светофора поедут прямо. Кто кого должен пропустить?
У синего автомобиля вариантов нет, выехать на встречную он не имеет права, придется перестроиться. Красный автомобиль может проехать прямо, попадая при этом из крайней правой в крайнюю левую полосу, но тогда у синего будет приоритет, так как красному придется перестраиваться.
Перекресток со смещением полос
Вариантов развития событий два:
- Если автомобиль красного цвета будет двигаться дальше по своей полосе, то есть переместится правее, то машины не будут мешать друг другу. Синий тоже поедет дальше, взяв чуть правее, и попадет в крайнюю левую полосу. В этом случае машины едут по прямой с небольшим смещением.
- Если водитель красной машины перестроиться не желает, то в его случае получится перестроение из крайней правой полосы в крайнюю левую. Преимущество в этой ситуации у «синенького».
Если в подобной ситуации за «кривым» перекрестком всего одна полоса, преимущество остается за красной машиной – синяя должна уступить. Согласно пункту 8.4 ПДД, при одновременном перестроении следует придерживаться правила «правой руки» – уступаем автомобилю, который находится справа от вас.
Как должен осуществляться поворот в несколько рядов?
Перед перекрестком установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, разрешающие поворот направо для 2-х рядов. Каким правилом (кроме здравого смысла, который законом не является) регламентируется обязанность водителей соблюдать рядность во время прохождения поворота?
В соответствии с пунктом 8.6 при повороте направо ТС должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Никаких оговорок не сделано, следовательно, это правило распространяется и на случай, когда поворот осуществляется одновременно в несколько рядов. Можно ли из левого ряда, с которого знаком разрешен поворот направо, повернуть направо в правый ряд? Допустим, что разметка 1.7, указывающая разрешенные на перекрестке направления движения, отсутствует и физическая возможность для этого есть.
Если поворот направо разрешен для двух правых рядов, должен ли водитель, поворачивающий из второго ряда, поворачивать не во второй, а сразу в третий ряд, если правый ряд дороги, на которую он поворачивает, выделен для полосы МТС знаком 5.14?
Допустим, при повороте направо в 2 ряда действует «помеха справа», но как быть тогда с поворотом в 2 ряда налево? Например, при повороте налево водитель может поворачивать в любой ряд какой ему нравится. Может ли водитель, поворачивающий в соответствии со знаками налево из правого ряда, повернуть в левый ряд? Будет ли водитель, поворачивающий так же в соответствии со знаками налево из левого ряда в левый ряд, виноват в случае ДТП из-за того, что не уступил помехе справа?