Vetaif.ru

Авто журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема работы 5 контактного реле

Как подключить 4 контактное реле на свет

Зная, как работает реле, Вы сможете осуществить различные схемы подключения к электропроводке автомобиля.

Обычно реле имеет 5 контактов (бывают и 4-хконтактные и 7-ми и т.д.). Если Вы посмотрите на реле внимательно, то увидите, что все контакты подписаны. Каждый контакт имеет своё обозначение. 30, 85, 86, 87 и 87А. На рисунке видно где, какой контакт.

Контакты 85 и 86 – это катушка. Контакт 30 – общий контакт, контакт 87А – нормально-замкнутый контакт, контакт 87 – нормально-разомкнутый контакт.

В состоянии покоя, т.е., когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой – «минус», без разницы куда что) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87. Вот и весь принцип действия. Вроде бы ничего сложного.

Реле часто приходит на выручку во время установки дополнительного оборудования. Давайте рассмотрим простейшие примеры применения реле.

Реле имеют широкий спектр применения. Вы можете найти их везде: в бытовой технике, автомобилях, отраслях промышленности и даже в копировальных аппаратах. В некоторых приложениях они используются для переключения или управления цепью (как при управлении освещением по таймеру), тогда как в других они используются для обнаружения и защиты цепей (как в случае реле защиты от замыкания на землю). Поэтому трудно указать область их применения. Подробнее здесь https://svetelektro.net/power-equipment/and-control-relays.

Они в основном классифицируются на два типа на основе их принципа работы как электромеханические и твердотельные реле. Давайте подробно обсудим принцип действия каждого из них.

Ремонт или замена пускового реле холодильника

Пускозащитные реле служат для пуска электродвигателя компрессора холодильника. Они защищают электродвигатель перегрузки. Так как в устройстве есть подвижные детали и контактные группы, реле могут ломаться. Отремонтировать пусковое реле может любой электрик, в том числе и заменить его.

Причины выхода из строя реле холодильника

Пускозащитное реле — это электромеханическое устройство и оно предназначено:

  • для запуска однофазного электродвигателя путем кратковременного подключения пусковой обмотки;
  • для защиты электродвигателя от перегрева путем отключения питания его, в виду большого тока рабочей обмотки.

Как и у всех механизмов, имеющих подвижные части, нагревательные элементы и контактные группы, в процессе эксплуатации могут возникать отказы:

  • контактная группа может заклинить и не замкнуть цепь пусковой обмотки. При этой неисправности электродвигатель не сможет запуститься и через пару секунд тепловая защита реле отключит питание. Неисправность устраняется восстановлением подвижности штока;
  • контакты могут подгореть и не включаться. Симптомы те же самые, что и выше. Неисправность устраняется чисткой и выравниванием пятачков контактов;
  • может перегореть нагревательный элемент тепловой защиты. При этой неисправности компрессор просто не включится, т.к. цепь разорвана перегоревшей спиралью. При этой неисправности реле идет под замену;
  • потеря свойства биметаллической пластины для задержки отключения контакта. При этой неисправности отключение контакта будет происходить сразу при нагреве спирали. Компрессор будет кратковременно включаться и отключаться. Исправная биметаллическая пластина дает электродвигателю время запуститься при повышенном пусковом токе. При этой неисправности реле идет под замену.

Чтобы определить, что вышло из строя пусковое реле, рекомендуют отключить от компрессора клеммы реле и подключить компрессор напрямую, кратковременно дать импульс пусковой обмотке. Если компрессор включился, причину нужно искать в реле.

Это легко можно сделать при наличии символов возле выходов:

  • «S» – пусковая обмотка;
  • «R» – рабочая обмотка;
  • «C» – общий выход.

Виды пускозащитных реле

Несмотря на разнообразие исполнения пускозащитных реле, в холодильниках используются два вида реле:

С индукционным пуском. Включение пусковой обмотки однофазного электродвигателя осуществляется реле на основе соленоида.

Читать еще:  Асинхронный и синхронный электродвигатель в чем разница

С позисторным включением. Включение пусковой обмотки однофазного электродвигателя осуществляется через позистор (резистор с полупроводниковыми свойствами).

Внешний вид различных моделей


Принцип работы пускозащитных реле с индукционным пуском

Работа тепловой защиты. Тепловое реле состоит из нормально замкнутой контактной группы, биметаллической пластины и нагревателя. Биметаллическая пластина сварена из двух металлов имеющих разный температурный коэффициент расширения. Биметаллическая пластина может иметь прямой нагрев (ток едет по ней) и косвенный нагрев через спиральный нагреватель. При нагреве пластина изгибается и размыкает контакты. Компрессор отключается. Когда биметаллическая пластина остывает, контакты замыкаются, питание вновь подается на компрессор.

Пусковое реле предназначено для кратковременного подключения пусковой обмотки электродвигателя компрессора во время его включения. Как оно работает?

  • при подаче питания на электродвигатель компрессора, ток к рабочей обмотке электродвигателя идет через катушку соленоида реле. Так как двигатель при запуске потребляет большой ток в обмотке соленоида возникает сильное магнитное поле, которое втягивает сердечник подвижного контакта и контакты замыкаются, подключая пусковую обмотку;
  • когда компрессор запустился, пусковой ток в рабочей обмотке электродвигателя падает до номинального и магнитное поле соленоида перестает удерживать сердечник подвижного контакта, пружина помогает сердечнику вернуться в исходное положение, контакты размыкаются и пусковая обмотка электродвигателя обесточивается;
  • компрессор работает в штатном режиме.

Пускозащитное реле выглядит внешне, как небольшая коробочка, которая крепится к корпусу компрессора, а у старых холодильников на раме при помощи винтов, защелок, пружинных скоб и заклепок.

Принцип работы пускозащитных реле с позисторным включением

Пускозащитные реле с позисторами применяются почти во всех современных холодильниках. Тепловая защита у них работает точно так же как и у реле с индукционным пуском (через биметаллический контакт).

Что такое позистор, это разновидность теплового резистора с полупроводниковыми свойствами. Холодный позистор имеет незначительное сопротивление, а при нагреве сопротивление резко увеличивается и перестает пропускать ток.

Позистор повторяет работу подвижных контактов с соленоидом в пускозащитных реле с индукционным пуском, только в случае с позистором в работе этой функции отсутствуют подвижные части и ломаться нечему.

При комнатной температуре сопротивление резистора незначительное, поэтому ток к пусковой обмотке поступает, как по обыкновенному проводнику. Так как у позистора есть незначительное сопротивление он постепенно нагревается и при определенной температуре происходит размыкание цепи пусковой обмотки. При прекращении подачи тока он остывает (отключение терморегулятором) и восстанавливает свои свойства для повторного включения электродвигателя компрессора.
Пускозащитное реле с позистором устанавливаются непосредственно на разъем компрессора (на три контакта).

Электрическая схема

В руководстве пользователя холодильника указано, какие марки пусковых реле могут использоваться для конкретной модели. Это предоставляет выбор пусковых реле для замены при отсутствии оригинала.

Схема индукционного подключения

Схема позисторного механизма включения

Нужно не забывать, что в цепь питания электродвигателя компрессора ещё участвуют контакты терморегулятора, что нужно обязательно учитывать при тестировании неисправностей пускового реле.

Как заменить реле в холодильнике на примере Атланта (Минска)

Чтобы снять пусковое реле следует:

  • Убедиться в том, что холодильник отключен от сети.
  • Снять проволочный зажим, прижимающий крышку (На старых холодильниках могут быть защелки, которые от времени стали хрупкими. Действуйте аккуратно).
  • Отсоединить клеммы.
  • Промаркировать провода. (Это поможет не перепутать провода при присоединении их к новому реле, особенно актуально на старых холодильниках с с проводами непонятного цвета).
  • Отвинтить винты крепления реле к корпусу компрессора.
  • Снять пусковое реле с разъема компрессора.

Новое или отремонтированное реле устанавливают в обратном порядке.

Если вы не уверены в своих знаниях электротехники, лучше не рисковать и все-таки вызвать мастера. Стоимость ремонта в сервис-центре, как правило, все-таки ниже, чем цена всего холодильника.

Диагностика обмотки

Обмотка электромеханического реле представляет собой катушку индуктивности, то есть проволоку, намотанную по спирали на сердечник. Она имеет определённое сопротивление, которое можно высчитать, используя закон Ома: R = U / I, где ток и напряжение берутся максимально возможными для подачи на устройство. В любом случае значение сопротивления катушки должно находиться в пределах от десятков до сотен ом. Но для твердотельного реле этот показатель может составлять и единицы килоом.

Читать еще:  Накладки на порог багажника

Это положение и используется для проверки целостности катушки. Её тестирование можно представить в виде следующей последовательности действий:

  1. Мультиметр переключается в режим прозвонки сопротивлений. Для этого галетный переключатель устройства переводится в область, обозначенную на приборе символом Ω, причём диапазон ставится около двух килоом.
  2. Один измерительный провод подключается к гнезду, подписанному как V/Ω, а второй — в COM.
  3. Щупами проводов прикасаются к выводам реле, соответствующим управляющим контактам.
  4. По отклонению стрелки или появившемуся числу узнаётся сопротивление обмотки.

Необходимо отметить, что катушка электромеханического реле может быть защищена диодом, поэтому в зависимости от смены полярности приложенных щупов значение сопротивления может изменяться. Большое сопротивление между управляющими выводами будет соответствовать обрыву катушки или указывать на деградацию места соединения проволоки с контактным выводом.

Пятиконтактное реле

Выход с сигнализации подцепляем к контакту

Как наиболее надежные и доступные в продаже, себя зарекомендовали импортные реле под маркой Saturn и San Hold, применяются так же реле других производителей. Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Контакты 30 и 86 поменяны местами.

Как вам уже известно, запрещено использование ДХО совместно с другими осветительными приборами. Напряжение срабатывания: не менее 8,0В. Варианты схемных решений подключения реле.

В противном случае, сотрудники ДПС выпишут вам штраф, либо вовсе доставить ваш автомобиль на штрафстоянку. А итак что происходит. Величина управляющего и коммутируемого через контакты напряжения может быть разная и не зависит друг от друга. Очевидно, ваши ДХО будут работать всегда, пока повернут ключ в замке зажигания, не зависимо от того, какие осветительные приборы вы используете при этом.

Простейшая схема

Важно отметить, если реле долго эксплуатировалось при коммутации силовых цепей в предельных режимах, то искра проскакивающая при замыкании или размыкании контактов создает нагар между контактами и из-за этого возможно исполнительное устройство не будет работать или будет работать не корректно. Температура корпуса Обмотка реле потребляет мощность около ,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться — это не криминально. Все что не запрещено — разрешено.

Теперь, если попытаться завести автомобиль при включенной охране, контакт 30 разомкнётся с контактом 87А и не даст завести двигатель. Хотелось бы подчеркнуть, ДХО предназначены для обозначения вашего транспортного средства перед другими участниками дорожного движения, а не для дополнительного освещения проезжей части. Схема блокировки двигателя с самоподхватом самоблокировкой. Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление — это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. И так когда в покое — схема разорвана — то есть на плюс туманки не чего не приходит, как только включается зажигание, врубается плюс с аккумулятора.

Простые самоделки для автомобиля, советы автолюбителю и схемы сделанные своими руками

IMG: ссылка И так. На каждое изменение конструкции транспортного средства должен быть получен сертификат, что само по себе дело не быстрое и не дешевое.

Способ монтажа — клеммные колодки, вывод для клемм, пайка в плату или установка на DIN-рейку. На рисунке: Контакты 85 и 86 — являются управляющими контактами. Как правильно подключить ДХО(дневные ходовые огни) на ВАЗ через 5 контактное реле

Запуск мотора

По своей сути используемые в компрессорах приводные моторы – это однофазные асинхронные двигатели (АД), оснащенные пусковой обмоткой. Основу их конструкции составляют неподвижный статор с комплектом катушек и вращающийся ротор. Подвижная часть двигателя или ротор – это полый цилиндр из алюминия (его называют еще “беличьей клеткой”).

Читать еще:  Провис потолок в машине что делать

Статор двигательного агрегата содержит пару рабочих обмоток, одна из которых является основной, а вторая выполняет функцию пусковой. Они расположены по отношению одна к другой под прямым углом, либо наматываются в противоположных направлениях, образуя своеобразный “бифиляр”. Протекающий по основной обмотке ток создает э/м поле с изменяющимся направлением вектора. При вращающемся роторе по закону э/м индукции в двигателе создается равнодействующая магнитных потоков (ЭДС). Как правило, ее достаточно для того, чтобы поддержать его вращение за счет протекающего по основной катушке тока.

Если ротор в начальном положении неподвижен (что считается нормой), то результирующая ЭДС приближается к нулевому значению. В этом случае для запуска двигателя потребуется дополнительное усилие, обеспечивающее требуемую величину пускового момента. Для этих целей и нужна стартовая катушка.

Для запуска и нормальной работы мотора токи в катушках должны быть смещены по фазе один относительно другого. По этой причине в его конструкции предусмотрен дополнительный, смещающий фазу элемент (дроссельный или конденсаторный). Как только двигатель развивает нужные обороты – необходимость в стартовой катушке отпадает.

Вывод: Для нормального запуска АД нужно задействовать сразу обе катушки (основную и пусковую). С другой стороны для режимного вращения ротора достаточно только одной – основной. Для своевременной коммутации этих цепей и используется пусковое реле, включаемое непосредственно перед компрессором.

Частые неисправности в работе реле

  1. Сбой пуска

Иногда при старте может отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или срабатывает ее отключение. Причиной может быть:

  • Перегрев позистора
  • Разрыв электрической цепи
  • Проблема контактной планки
  • Сбой в работе теплозащиты

В таких случаях важно произвести осмотр всех элементов реле и определить неисправность.

  • Контакты электроцепи не замыкаются

В этом случае можно прозвонить последовательно всю цепь с помощью мультиметра.

ВАЖНО! Если вы имеете дело с индукционным реле. Тогда надо поднять планку самостоятельно, в противном случае контакта не будет.

  • Не работает позистор

Для определения неисправности следует проверить его в нагретом и остывшем состояниях. Позистор так же прозванивается мультиметром и если ток отсутствует или возникает слишком большое сопротивление тогда деталь необходимо заменить.

Для проверки способности разъединения к позистору подключается лампочка. Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые присоединяются ко входу устройства. Провода от лампочки соединяют с разъемами, ведущими на пусковую обмотку.

Если лампочка горит и не гаснет, можно считать что позистор неисправен и подлежит замене.

  • Не работает контактная планка

Причина может быть в окислении контактов, тогда необходимо их почистить. Либо в искривлении самой планки, ее следует привести в горизонтальное положение.

  • Сбой в работе токовой защиты

Чаще всего это происходит из-за отхождения контакта, который размыкает биметаллическая пластина. Или повреждение в районе нагревающей спирали.

В случаях, когда требуется проверить работоспособность холодильника и определить характер неисправности, можно попробовать запустить компрессор без пускового реле. Для этого на несколько секунд вместе с рабочим конденсатором включают пусковой. Если компрессор заработает, то неисправно именно реле.

ВАЖНО! При работе с элементами компрессора необходимо надевать защитные перчатки, чтобы не обжечь руки.

Пусковое реле – это одна из основных составляющих компрессора холодильника, которая обеспечивает не только его запуск, но и предохраняет от поломок. Поэтому надо относиться очень ответственно к самостоятельному ремонту данной части. И при необходимости вызвать квалифицированного специалиста.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector