Схема подключения омывателя фар
Омыватели фар высокого давления, принцип работы
При езде ночью, особенно в ненастную погоду, фары порой настолько забрызгиваются грязью, что приходится останавливаться для их очистки, иначе дорогу просто не видно. Чтобы избежать подобной ситуации, самым лучшим выходом будет установка омывателя фар. Хотя это устройство и не влияет напрямую на управление автомобилем, но значительно повышает безопасность движения.
- Принцип работы омывателя фар
- Устройство омывателя фар высокого давления
- Бачок
- Насос
- Соединительные шланги
- Форсунки омывателя фар
- Блок управления
- Установка и эксплуатация омывателя фар высокого давления
Что нужно для установки
В стандартный комплект универсальных омывателей входят:
- насос высокого давления;
- шланги;
- тройник с клапаном, открывающимся только при определенном давлении. Это препятствует вытеканию жидкости, если бачок установлен выше уровня расположения форсунок;
- блок питания, который предназначен для умной работы системы. К примеру, омыватель нельзя будет активировать, если фары не включены; также блок питания контролирует время срабатывания насоса;
- провода, коннекторы, предохранитель;
- ключ для регулирования струи форсунки омывателя;
- хомуты для обжимки шлангов, пластиковые хомуты для крепления проводов и шлангов;
- саморезы для крепления форсунок;
- уплотнительное кольцо, устанавливающееся в место врезки в бачок, предназначенное для установки насоса. Если вы не хотите делать отверстие в бачке, можете поискать новый бачок с посадочными местами для двух насосов либо же установить отдельный бачок для омывателя фар.
При наличии одного насоса и двух форсунок все оставшиеся элементы можно купить в магазине автозапчастей. Вместо блока управления подойдет обычное 4-контактное реле.
Стандартный набор инструментов для монтажа:
- шуруповерт, сверло для форсунки (при установке струйных форсунок диаметр сверла должен быть немногим меньше, чем самое узкое место корпуса форсунки, входящего в бампер), а также сверло для врезки в бачок, если в этом есть необходимость;
- надфили, строительный нож для придания вырезам правильной формы;
- малярный скотч, карандаш, линейка;
- пассатижи, ключи, отвертки для снятия бампера.
Самостоятельная установка омывателей фар
Если ваш автомобиль не оснащен омывателями фар, то их можно приобрести и установить своими руками. В зависимости от модели авто и типа омывателей действия по монтажу устройств могут существенно различаться.
Чтобы уберечь владельцев автомобилей от возможных ошибок, эксперты портала MotorPage.Ru решили рассказать про основные этапы установки омывателей струйного типа.
Выбор и покупка
Из всего многообразия предлагаемых производителями конструкций следует выбрать то, что с наибольшей вероятностью подойдет именно для конкретной марки автомобиля:
- Оригинальный комплект деталей для установки. Если штатные омыватели есть в серии авто, к которой принадлежит данное транспортное средство, то это существенно упрощает задачу. Поскольку такие устройства можно монтировать достаточно оперативно и без каких-либо технических проблем. Единственный недостаток фирменного комплекта ‒ высокая цена.
- Универсальный струйный омыватель фар с выдвижными (телескопическими) или стационарными форсунками. В торговой сети представлены наборы для монтажа таких систем ‒ в основном, немецких, российских и китайских производителей. В прилагаемой инструкции могут быть перечислены марки и модели, с которыми данная конструкция проверена на совместимость.
В случаях, когда для интересующего авто и в рамках серии оригинальные омыватели не выпускаются, либо автовладельца не устраивает цена на устройства, оптимальным решением станет выбор универсального комплекта. Перед покупкой полезно узнать у продавца или в интернете, насколько предлагаемый набор деталей подходит для конкретной модели транспортного средства.
Инструменты и материалы
После внимательного изучения инструкции по установке, которая идет к омывателям, нужно подготовить все необходимые для работы инструменты:
- Электродрель, шуруповерт, комплект сверл.
- Круглый и плоский напильники, несколько надфилей.
- Набор отверток, торцовые ключи, плоскогубцы.
- Строительный нож, линейка, карандаш или маркер.
- Складной измерительный метр или рулетка.
- Малярный скотч.
Отвертки, ключи и пассатижи будут нужны, чтобы снять, а затем снова установить на место бампер. Дрель понадобится для того, чтобы просверлить отверстия под форсунки. Остальные инструменты пригодятся для разметки и чистовой обработки мест расположения распрыскивателей.
Порядок монтажа
Перед тем, как приступить к установке и подключению омывателей фар, следует уточнить два важных момента, которые могут существенно повлиять на порядок работы:
- Место установки форсунок. Несущие кронштейны телескопических распрыскивателей после тщательной разметки крепятся к швеллеру усилителя бампера или к кузову автомобиля. То есть непосредственно с бампером не контактируют. Установка стационарных форсунок менее сложна. Они просто вставляются в специально высверленные отверстия в бампере и надежно фиксируются по месту саморезами.
- Емкость для жидкости. Производители универсальных омывателей предполагают, что собранная система будет работать от бачка омывателя лобового стекла. Учитывая, что запаса жидкости для нормальной работы двух устройств может не хватать, рекомендуется купить и установить в подкапотном пространстве собственную емкость системы.
Работы по монтажу универсального струйного омывателя фар выполняются в следующей последовательности:
- Разметка мест сверления отверстий для форсунок. На поверхность бампера следует наклеить малярный скотч, после чего, исходя из конструкции оптики, отметить места монтажа стационарных распылителей. В случае с телескопическими форсунками нужно зафиксировать координаты отверстий, через которые они будут выдвигаться в рабочее положение.
- Демонтаж бампера. Выполняется в соответствии с технической документацией транспортного средства.
- Установка дополнительного бачка, либо присоединение насоса к емкости омывателя.
- Монтаж тройников и прокладка шлангов системы подачи жидкости к форсункам.
- Для стационарных распылителей ‒ сверление в бампере соответствующих отверстий, установка и фиксация форсунок саморезами, подключение подающих шлангов.
- Для телескопических распылителей ‒ тщательная разметка мест крепления кронштейнов форсунок к кузову или усилителю бампера по зафиксированным координатам. Сверление всех необходимых отверстий и сборка системы.
- Обратный монтаж бампера.
- Соединение цепи (включающей блок питания, кнопку управления, насос, защитное реле и предохранитель) с системой электрооборудования автомобиля. Важно придерживаться схемы и порядка подключения, рекомендованного производителем омывателя.
Пробное включение. Следует убедиться, что потоки жидкости из форсунок направлены на область ламп. Если это не так, то нужно отрегулировать положение распылителей специальным ключом.
Для омывателей телескопического типа производится проверка выдвижных форсунок в верхнем и нижнем положениях, после чего к ним крепятся декоративные крышки.
Эксплуатация и ремонт
Эксплуатация рассматриваемого устройства будет зависеть как от самого оборудования, так и от варианта монтажа. Если омыватель совмещён с кнопкой стеклоочистителей, то жидкость будет расходоваться быстрее и для её подачи под высоким давлением потребуются часто наполнять бачок. Чтобы уменьшить расход, устройство подключают на отдельную кнопку, которую располагают в удобном месте. Работа системы от отдельной кнопки оправдывает себя, особенно в зимнее время, что позволяет избегать выхода из строя устройства. Правильная эксплуатация омывателя фар предполагает периодическое пользование системой. Это не только предотвратит загрязнение распылителей, но и увеличит срок службы прибора.
Зимой форсунки омывателя забиваются грязью и замерзают, что препятствует нормальной работеустройства. Поэтому необходима периодическая чистка элемента
Стоит сказать пару слов об эксплуатации в зимний период. Некоторые автовладельцы, чтобы избежать поломок омывателя, на зиму вынимают предохранители по цепи питания. Поскольку при отрицательных температурах форсунки загрязняются и замерзают, то это приводит к сложностям их использования, если не выполнять чистку. Например, выдвигающиеся омыватели попросту примерзают к бамперу, что приводит к поломке насоса.
Почему не работает омыватель — распространённые причины
Чтобы предотвратить выход омывателя из строя, требуется регулярное пользование системой. В тех случаях, когда нет необходимости в использовании устройства, требуется время от времени его задействовать, хотя бы раз в неделю, что исключит нарушение работоспособности. Если было обнаружено, что система хоть и работает, но на своё место не возвращается после очистки фар, не стоит прибегать к кардинальным мерам и тут же производить замену. Можно попытаться устранить неисправность своими руками. Причиной, по которой омыватель не возвращается на место, как правило, является грязь внутри механизма. Бывают случаи, что работоспособность можно восстановить, применив проникающую жидкость по типу WD-40, которой смазывают полозья и помогают им стать на место. Но не всегда такой вариант помогает. В этом случае можно прибегнуть к другому способу починки устройства.
Через некоторое время эксплуатации омывателя фар, может появиться течь из насоса, что требует устранения неисправности
Процедура проста и эффективна. Для этого нужно выехать на трассу и разогнать авто до 100 км/ч, включив несколько раз омыватель. Часто такой приём помогает «реанимировать» прибор благодаря силе от встречного потока воздуха. Он считается более предпочтительным, чем попытки установить форсунки на место руками, ведь лишняя сила прилагаться не будет. Ну а в целом, чтобы устройство работало бесперебойно, необходимо его постоянное использование. При эксплуатации системы из стыка корпуса может появляться течь. Чтобы устранить неисправность, потребуется снять бампер, для чего отсоединяют шланги устройства, затем слить жидкость из бачка, отсоединить омыватель от бампера. При помощи кусачек следует раздвинуть две части насоса — переднюю и заднюю, что позволит разъединить половинки корпуса.
Конструкция омывателя проста: двигателем в поршень нагнетается давление, он выдвигается и открывает клапан распылителя, в результате чего жидкость подаётся на фару. В исходное положение поршень возвращается пружиной. Со временем нарушается герметичность между цилиндром и корпусом из-за смещения резинового уплотнителя, что связано с постоянными вибрациями. Ситуацию можно исправить, установив кольцо на место и зафиксировав его, например герметиком. После проведения процедуры корпус собирается и стягивается при помощи хомута.
Как сделать включение отдельной кнопкой
По обозначенным причинам многие водители проявляют интерес к включению омывателя фар отдельной кнопкой. Выбор самой детали вопросов вызывать не должен.
Для включения омывателя фар можно выбрать практически любой вариант кнопки, которых на сегодняшний день предлагается большое разнообразие
Рассмотрим монтаж кнопки на примере Hyundai Santa Fe. Понадобятся следующие инструменты и материалы:
- лопатки для снятия панели;
- провода;
- трубка для провода;
- изолента;
- нож, отвёртка, кусачки.
Активацию омывателя фар можно вывести на отдельную кнопку, выбрав под себя оптимальное место ее расположения
Работу производим в следующей последовательности:
- Начинаем со снятия боковой и нижней панели. Крепятся они четырьмя винтами и клипсами. После снятия откроется доступ к колодке.
- Снимаем обшивку рулевого колеса. Крепление выполнено тремя винтами. Аналогично при помощи лопатки снимаем деталь с клипс. На этой обшивке и будет устанавливаться кнопка. Место на самом деле может быть выбрано любое, лишь бы было удобно управлять системой.
- Делаем отверстие по размеру кнопки и крепим её.
- Соединяем провода на кнопке и протягиваем их колодке.
- Выполняем соединение проводов с колодкой: ищем жёлтый провод, который отвечает за омыватель фар и располагается посередине колодки (второй сверху). В разрыв этого провода и нужно подключить кнопку. После соединения необходимо тщательно выполнить изоляцию.
- Производим проверку и собираем все в обратной последовательности.
Чтобы установить омыватель фар на автомобиль, необязательно обращаться в автосервис и платить деньги. Достаточно приобрести необходимые детали, ознакомиться со схемой подключения, определить место установки бачка и кнопки и произвести монтаж. Сам процесс не отличается сложностью и под силу даже начинающему водителю.
Правила включения
Идеальным местом установки модуля управления служит зажигание, колонка сигнализации. Белый провод закрепить контактом плюс на габаритном фонаре, красный присоединить через предохранитель к источнику напряжения.
Провода красного, черного цвета присоединить к плюсу и минусу омывателя. Провод синего цвета подключить к плюсу подсветки прикуривателя либо к контакту, который отвечает за габаритное отключение.
Собранную конструкцию необходимо протестировать. Бачок наполнить омывающей жидкостью или обычной водой и проанализировать работу форсунок и распыления жидкости. Фароомыватель при желании можно установить на любую машину. Важно иметь под рукой детали, изучить схему подключения, выбрать место для бачка и кнопки, и установить. Процедура не сложная и с ней может справиться даже начинающий водитель.
Выбор комплекта
И так, с завода фароомывателя на вашей машине нет. Ничего страшного, это довольно распространенное явление, с которым многие борются своими руками. То есть выполняется самостоятельная установка соответствующего устройства. Кстати, омыватели являются важной составляющей при монтаже на авто ксенона и биксенона.
Некоторые опрометчиво пытаются упростить схему, используя в качестве фароомывателя насос от стеклоомывателя, предназначенного конкретно для лобового стекла. На практике это сомнительное решение, поскольку в действительности эффективность окажется слишком низкой. Жидкость будет подаваться под незначительным давлением. А потому справиться с засохшими или примерзшими отложениями оборудование не сможет. Единственным выходом будет включение омывателя лобового стекла на более длительное время. Но в итоге вам все равно придется тратить дополнительные деньги на постоянную доливку омывающей жидкости.
Если вы хотите, чтобы фары чистились быстро и качественно, потребуется организовать систему с использованием насоса высокого давления.
Повезло тем, у кого на машине с завода предусматривается установка подобного устройства, но конкретно в вашей комплектации ее нет. Это дает возможность купить оригинальный комплект. Подключаться он будет предельно просто, поскольку конструктивно места под монтаж уже предусмотрены. Единственной проблемой будет высокая стоимость, из-за которой купить заводские комплекты решаются не все.
Потому чаще выбор падает на универсальные комплекты.Они делятся на 2 категории:
- Телескопические. Перед тем как включить или отключить устройства, специальные распылители, входящие в комплект фароомывателя, начинают выдвигаться, а затем задвигаться обратно из отверстий, которые выполнены в бампере. В итоге омывающая жидкость подается под давлением через форсунки, и начинается процесс очистки поверхностей. По завершению уборки они возвращаются в исходное положение, скрываясь в бампере;
- Струйные. Здесь все несколько проще. Распылители или форсунки просто устанавливаются на бампере. Расположение и расстояние выбирается так, чтобы напор жидкости попадал непосредственно на фары, сохраняя при этом достаточно большой напор. Они статичные, никуда не прячутся и не складываются. То есть распылители всегда остаются на виду.
На чем же остановить свой выбор? Об этом поговорим дальше.
Струйные против телескопических
Если судить сугубо по внешним характеристикам, то тут объективный перевес на стороне телескопических устройств. Они выглядят оригинальнее и дороже.
Подборка насосов для лодки на Алиэкспресс
Но в плане эксплуатации струйные лучше. А точнее проще. Зимой крышка, которой закрывается телескопическая форсунка, может покрываться слоем льда. От этого она самоблокируется и не выдвигается. Плюс механизм может заедать при активной эксплуатации из-за низких температур. Если крышка заблокируется, насос все равно будет подавать жидкость под высоким давлением. Превышение давления, обусловленного тем, что напор есть, но жидкость не выходит, шланг может сорвать, вся омывайка вытечет. Плюс выдвижные варианты сложнее устанавливать, поскольку под них требуется индивидуальный кронштейн.
А вот по вопросу подключения к источнику питания между ними нет никакой разницы. Так что тут выбирать можно любой понравившийся вам вариант.
В продаже предлагается довольно внушительное количество универсальных омывателей для фар, которые отличаются внешним видом, конструктивными особенностями и нюансами монтажа. Среди производителей наибольшую популярность завоевали Скиф, Sho-Me и Hella.
Посетив Drive2 и ряд других тематических ресурсов, я заметил, что чаще всего универсальные фароомыватели ставят на подобные машины:
- Ниссан Кашкай;
- Тойота Авенсис;
- Тойота Королла;
- Митсубиси Паджеро;
- Фольксваген Джетта;
- Мазда 3;
- Мазда 6;
- УАЗ Патриот;
- Шевроле Лачетти;
- Шевроле Круз;
- Митсубиси Лансер;
- Шкода Октавия;
- Митсубиси Галант и пр.
Подходящие для себя омыватели можете поискать в ближайших автомагазинах, либо просто зайти на Алиэкспресс. Хотя откровенно дешевые китайские комплекты покупать не советуют. Иначе в скором времени потребуется замена, либо будете думать уже о том, как снять эти девайсы.
Как правильно установить омыватели фар
Омыватель фар очень важная деталь в конструкции автомобильного освещения, особенно если вы используете газоразрядные лампы в оптике. С их помощью стекла в фарах машины всегда будут чистыми. Ксеноновый свет достаточно привередлив в эксплуатации, если на стеклах фар будет даже небольшое загрязнение, то свет от ксенона будет неправильно преломляться, это может привести к тому, что мощный световой луч будет ослеплять водителей встречной полосы. И, в конечном результате, может поспособствовать созданию дорожно-транспортного происшествия на проезжей части. Позаботьтесь о безопасности своей и других участников движения, используйте ксеноновый свет правильно – установите омыватели фар.
Самостоятельная установка омывателя?
Данное устройство можно монтировать, обратившись к специалистам СТО, но если вы решили сэкономить материальные средства, то можно произвести установку и самостоятельно. Для этого следует соблюдать следующую последовательность действий. Итак, правильная установка омывателя фар начинается с:
- Вам стоит приобрести саму систему омывателя фар. Она может отличаться перечнем деталей и конструкции. Что скажется на принципе работы прибора. Самым распространенными принято считать омыватели, которые работают по принципу подачи большого потока жидкости. В таких приборах не применяются щетки, которые могут повредить гладкую поверхность фар. В некоторых омывателях уже есть накладка форсунки, это спасет вас от сверления бампера. Потому что все детали устанавливаются на нее. В каждом наборе есть подробная инструкция по установке, и все необходимые коммуникации: бачок омывателя фар, насос, форсунка, шланги и т.д.
- Теперь, когда у вас есть все необходимое для самостоятельной установки, стоит принять некоторые решения. А именно, открыть капот и понять, можно ли врезаться в бачок омывателя лобового стекла, который уже вмонтирован в ваш автомобиль. Это обычно можно произвести в отечественных автомобилях, с иномарками все происходит гораздо сложнее, они к этому достаточно привередливы. Но нет ничего невозможного. Если в вашем авто нельзя сделать подключение к уже существующему бачку, то вы, просто, ищете свободное место, на которое установите еще один бачок. Желательно, чтобы он был расположен подальше от греющихся элементов. Чтобы под воздействием высокой температуры он не деформировался и в конечном результате не испортился.
- После того, как вы определились где ставить бачок, вам нужно распределить форсунки. Они должны находится по центру фары, прямо напротив оптического центра. Более точно это можно узнать по рисунку на рассеивателе, центр обозначен кругом.
- Прямо напротив центра сверлим отверстие в бампере. Затем его стоит расширить под размер вашей форсунки. Так будет намного рациональнее и быстрее, чем потом подгонять все под лишние миллиметры. Обратите особое внимание! Сверлом стоит работать с внутреннем стороны бампера, так поднимется меньше краски.
- Закрепите надежно форсунки. Если они не сочетаются с цветом вашего автомобиля, то позаботьтесь об этом заранее.
- Установите бак (если он является независимым) и насос прибора.
- После проделанной работы, подсоедините шланги. Обратите внимание на их длину, они не должны быть слишком короткие, но и свыше полагаемой нормы тоже не стоит использовать. И, обязательно, остерегайтесь нагревательных элементов рядом со всеми деталями вашего омывателя.
- Теперь пришло время электрики. Насос, соблюдая все правила, подключите к общей схеме и выведите его управление на кнопку, благодаря которой вам придется эксплуатировать ваш прибор очистки фар машины. Есть варианты подключения к общей системе омывателя стекол. В таком случае, фары будут омываться вместе с ветровым стеклом. Конечно, такой вариант требует большого расхода жидкости. Можно сделать систему автономной, но для этого стоит больше потратить времени для выведения отдельной кнопки управления. После окончательного принятия решения – ваш омыватель готов к полноценной эксплуатации.
Основные правила использования прибора
Заключаются в том, чтобы зимой добавлять антифриз или спирт в бачок вашего омывателя, в противном случае, некоторые элементы могут выйти из рабочего состояния, просто замерзнув. Если произошел такой казус, вам не стоит заменять полностью весь прибор на новый. Привести его в работу можно частичной заменой, вышедшего элемента.
Выводы
Не стоит экономить на покупке омывателя фар, ведь это может повлечь за собой дополнительные затраты. Неправильный свет, может вас подвергнуть к безопасности на дороге. Тем более, что в ПДД все автомобили, которые используют ксеноновые источники освещения должны быть укомплектованы омывателями фар в обязательном порядке.
Как включается омыватель
В зависимости от автомобиля предусмотрено два способа управления системой:
- автоматическое;
- ручное.
Работа устройства без участия водителя включается после активации очистителя стекла и включения ближнего света. Подобный вариант считается экономически невыгодным, поскольку расходует большое количество жидкости.
Автомобили премиум-сегмента оснащены интеллектуальной системой управления. Электронный блок анализирует частоту включения очистителя стекла и на основе полученной информации омывает фары.
Наиболее удобный и экономичный вариант — использование кнопки на панели приборов. Во время ручного управления не возникает проблем с тем, как включить или отключить омыватель фар, а моющая жидкость используется только в случае необходимости.
Из чего состоит система очистки
В этих автомобилях омыватель фар входит в систему очистки лобового стекла, а конструкция насоса омывателя фар «Мазды» довольно простая. В нее входит:
- расширительный бачок;
- электронасос;
- форсунки;
- реле;
- предохранитель.
Принципе работы его также прост. Чтобы система начала работать, нужно нажать соответствующую кнопку на рычаге стеклоочистителя. После ее нажатия начнется одновременное омывание ветрового стекла и фар.
Сразу можно заметить главный недостаток — это большой расход омывателя. А в зимнее время из-за холодов замерзают форсунки, поднимается давление в системе, и они начинают немного течь. Нередко происходит так, что форсунки забиваются пылью, грязью из-под колес впереди идущих машин.
Чтобы очистить систему, нужно снять подкрылок, который крепится пистонами. А под бампером можно увидеть тройник с подводящими трубками. Их нужно разъединить, компрессором продуть систему.
После продувки собирается все в обратном порядке.
В зимний период, когда на улице мороз, лучше отключить систему, чтобы снизить нагрузку на электрическую цепь автомобиля. Чтобы это сделать, нужно просто извлечь предохранитель из монтажного блока, который находится под капотом авто. Там имеется подробная схема, ориентируясь по которой, можно легко понять, какой предохранитель нужно достать.