Реле регулятор напряжения генератора схема подключения
На современном автотранспорте, как правило, устанавливаются автоколебательные реле. Они работают по принципу отключения питания катушки возбуждения при достижении напряжения верхнего предела 13,5-13,8 В и подключения при нижнем пороге напряжения 14,5-14,6 В.
Таким образом, выходное напряжение постоянно колеблется. Теоретически это не считается недостатком, так как напряжение не выходит за допустимые рамки. Все же это не совсем безопасно. Наверняка опытные водители знают, что слабым местом у этого вида реле являются переходные моменты, когда резко меняются обороты ротора или нагрузочный ток. Особенно неблагоприятный момент возникает при большом токе нагрузки на малых оборотах. В эти моменты колебания напряжения часто превышают верхний порог. За счет кратковременности таких скачков аккумулятор не выйдет со строя сразу, но каждый раз его емкость и соответственно ресурс сокращается.
Решают эту проблему по-разному. Иногда автолюбители просто меняют автоколебательное реле на устаревшее контактно-вибрационное. Более оптимальным решением станет заменить реле на широтно-импульсный стабилизатор или модернизировать «родной» с помощью небольших дополнений.
Особенности регуляторов разных типов
Схема стандартного изделия вибрационного типа изображена на следующем рисунке:
Изменение электрических параметров
В этом перечне приведены основные части конструкции:
- 1 – пружина;
- 2 – якорь;
- 3 – ярмо;
- 4 – сердечник;
- 5, 6, 9, 10, 15 – обмотки реле, ограничителя тока и регулятора;
- 7, 12, 17 – подвижная группа контактов;
- 8, 11, 16 – неподвижная группа контактов;
- 14 – шунт;
- 13, 18 и 19 – резисторы.
Понятно, что многочисленные механические контакты и движущиеся части снижают надежность. Такое реле регулятор напряжения генератора обладает большим весом и внушительными размерами.
Ниже изображена принципиальная схема одного из регуляторов BOSCH, в которой используется только электронная элементная база:
Принципиальная электрическая схема регулятора напряжения BOSCH
Такое решение существенно повышает надежность. Для размещения компактного изделия не требуется много места. Это устройство при соблюдении производственных технологий обладает высокой устойчивостью к вибрациям, перепадам температур.
В некоторых вариантах исполнения плата заливается компаундом, что еще больше повышает защитные свойства, продлевает срок службы при эксплуатации в самых тяжелых условиях.
Ниже рассмотрены особенности отдельных элементов:
- На правой стороне рисунка (часть 2) изображена схема генератора с выпрямительными диодами. Вверху – лампочка, сигнализирующая включение устройства.
- В левой стороне (часть 1) расположена электрическая схема регулятора.
- (VT2) и (VT3) – это обозначение транзисторов, включенных по классической схеме для повышения коэффициента усиления.
Как правило, в подобных устройствах используют электронный элемент, созданный в едином корпусе и даже на одном кремниевом кристалле.
- Стабилитрон обозначен символами (VD1). Этот прибор не пропускает ток до уровня, который определяет напряжение стабилизации. Как только пороговое значение пробито – ток начинает проходить по соответствующей цепи.
Даная принципиальная схема выполняет свои функции следующим образом:
- С помощью резисторов (R1) и (R2), напряжение с выхода генератора делится в нужной пропорции и подается на стабилитрон.
- Пока скорость вращения ротора невелика, его уровень недостаточен для пробития полупроводникового перехода стабилитрона. В такой ситуации ток не может проходить по соответствующей цепи. Он не поступает на базу (VT1). Поэтому транзистор закрыт.
- В базу (VT2) ток проходит по другому пути, через (R6). Этот сдвоенный транзистор открыт. В таком состоянии обмотка подключена к цепи питания и создает магнитное поле.
- По мере увеличения оборотов, или при определенном изменении сопротивления в нагрузке, напряжение на выходе генератора увеличивается. Если превышен определенный порог, будет пробит полупроводниковый переход стабилитрона.
- После этого ток поступит на базу (VT1) и откроет его. Путь прохождения тока по пути коллектор-эмиттер на точку заземления будет открыт. Полупроводниковый переход составного транзистора закроется, что разорвет цепь питания обмотки.
- При снижении уровня тока возбуждения скорость вращения ротора замедляется, уровень напряжения падает, переход стабилитрона закрывается.
Что такое генератор
Любой автомобильный генератор состоит из нескольких частей:
1. Ротор с обмоткой возбуждения, вокруг которой при работе создается электромагнитное поле.
2. Статор с тремя обмотками, соединенными по схеме «звезда» (с них снимается переменное напряжение в интервале от 12 до 30 Вольт).
3. Кроме того, в конструкции присутствует трехфазный выпрямитель, состоящий из шести полупроводниковых диодов. Стоит заметить, что реле-регулятор напряжения генератора ВАЗ 2107 (инжектор или карбюратор в системе впрыска) одинаков.
Но работать генератор без устройства регулирования напряжения не сможет. Причина тому — изменение напряжения в очень большом диапазоне. Поэтому необходимо использовать систему автоматического регулирования. Она состоит из устройства сравнения, управления, исполнительного, задающего и специального датчика. Основной элемент — это орган регулирования. Он может быть как электрическим, так и механическим.
генератора автомобильного реле-регулятора
Для стоит начала определиться с тем, нужна ли вообще реле проверка. В первую очередь обращают внимание на зарядку некорректную аккумуляторной батареи:
- Наблюдается перезаряд . начинает Электролит выкипать, причем раствор кислоты попадать может на детали кузова;
- Наблюдается недозаряд . аккумуляторной Заряд батареи постоянно имеет малое вследствие, значение чего двигатель может не запускаться, а гореть оптика в пол накала.
Если наблюдается вышеописанное-то из что, нужно обзавестись тестером и начать реле проверку-регулятора. Коротко говоря, любое напряжения отклонение от максимума (14,5, в редких авто целых 14,8 или) Вольт минимума (12,8 Вольт) на соответствующих оборотах необходимости о свидетельствует замены реле-регулятора. Перед стоит диагностикой провести замер напряжения на клеммах аккумулятора автомобильного – в норме оно равняется 12,8 Вольтам.
транспортном в Если средстве используется встроенное реле, проделать нужно следующее:
- Извлечь щеточный узел и нужды случае подобрать новые щетки. Короткими щетки считаются менее 5 миллиметров;
- Взять источник Подойдет. питания блок питания или же зарядное позволяющим , устройство регулировать напряжение хотя бы до 16 Вольт . «провод» Минусовой источника замкнуть на соответствующую клемму Плюсовой;
- «регулятора» провод источника питания подключаться к клемме соответствующей реле-регулятора;
- Подключить 10-Ваттную лампу контрольную к щеткам. При ее отсутствии подойдет и Подавать;
- светодиод питание от источника к реле, постепенно напряжения повышая. Как только оно превысит или в 14,5 отметку 14,8 Вольт (исключительный случай), лампа/должны светодиод погаснуть .
Если реле-регулятор не проверку прошло (контрольный прибор не погас), его стоит однозначно менять. При игнорировании проблемы будет аккумулятор перезаряжаться на постоянной основе, что в концов конце приведет к его поломке. В случае реле встроенного проверка станет еще проще:
- щупы Подключить тестера к клеммам реле;
- На мультиметре значение выставить в 20 Вольт ;
- Запустить двигатель и проверить напряжения показатель – он должен быть минимальным (порядка 12,8 Увеличить);
- Вольт обороты двигателя. Показатели напряжения плавно должны расти;
- Когда двигатель будет 3500 иметь об/мин , проследить за изменениями показателей Они. напряжения обязательно должны попасть в диапазон 14-14,5 некоторых. В Вольт автомобилях максимум составляет 14,8 Вольт.
В случае том, если вы наблюдали серьезные отклонения напротив, или, постоянство напряжения вне зависимости от реле, оборотов-регулятор однозначно является неисправным. Мы рекомендуем категорически даже после этих проверок раз лишний проверить клеммы регулятора – окислы и могут налеты помешать проведению правильной диагностики После. устройства очистки диагностику стоит повторить.
Инструкция по установке и подключению
Для автомобилей Lada (кроме Vesta, XRAY)
Снять пластиковый кожух генератора. Для этого сначала следует отсоединить провод возбуждения генератора. Затем отвернуть гайку со шпильки (ключ «на 10») и отвести силовой провод в сторону. Далее, отстёгиваются 3 защелки на пластиковом кожухе.
Снять штатный регулятор напряжения с генератора. Для этого выкрутить два винта (ключ «на 8») и отсоединить провод.
Установить трехуровневый регулятор напряжения на генератор вместо штатного.
Вывести 2 провода для модуля управления. Сам модуль следует крепить в условиях уверенного контакта с «массой» и как можно дальше от вероятности попадания влаги. Например, на шпильку вблизи правой фары.
Для автомобилей Lada Vesta, XRAY (с генератором Valeo TG12C209).
Этот генератор не отличается от прошлых, отличие только в регуляторе напряжения. Он общается с ЭБУ двигателя по «lin» интерфейсу. Задача этого «lin» — не давать потерь приёмистости на мощностных режимах. Установив ТРН мы отрезаем возможность контролировать регулятор с помощью ЭБУ!
Для этого генератора пока нет готового решения в виде ТРН, поэтому конструкцию придется дорабатывать.
- трехуровневый регулятор напряжения (артикул 67.3702-01)
- колодка 2-контактная 904576 NORD YADA
- регулятор напряжения генератора (оставить штатный (если живые щетки) или ARV1103AD)
- провод для питания регулятора (2 метра)
Порядок действий (автор доработки):
Снять генератор (инструкция для Lada Vesta/XRAY).
Снять регулятор напряжения, открыть крышку и вычистить все из под неё. Установить крышку обратно.
Изолировать минусовую щётку от «массы» (например, рассверлить минусовой выход, подложить шайбы). Нужно полностью исключить контакт регулятора с генератором.
Припаять разъём «мама» к щёткам.
Припаять разъём «папа» к 3-х уровневому регулятору. Также к плюсовому выходу подключить дополнительно провод, который нужен для питания регулятора и ротора.
- Выход «Ш» на регуляторе — к минусовой щётке.
- Выход «+» — к плюсовой щётке.
На выход «+» нужно подать 12В, которые появляются при включении зажигания:
Техническое обслуживание реле-регулятора
Проверка регулировки реле-регулятора на автомобиле.
Для проверки иметь вольтметр постоянного тока со шкалой 20—З0 в и ценой деления 0,1—0,2 в. а также амперметр постоянного тока со шкалой З0 ампер (желательно с двусторонней шкалой с нулем посредине) и ценой деления 1 ампер или прибор НИИАТ Э-5.
Проверка реле обратного тока
Отъединить провод от зажима «Б» реле-регулятора и между концом этого провода и зажимом «Б» включить амперметр 4 (рис. 3).
Вольтметр З включить между зажимом «Я» реле-регулятора и массой.
Пустить двигатель и, медленно повышая обороты, по отклонению стрелки амперметра определить напряжение, при котором замыкаются контакты реле.
Напряжение должно быть в пределах 12,2-13,2* вольт, а при эксплуатации автомобиля в южных районах регулировка должна быть в пределах 11,5—12,5 вольт.
Уменьшая число оборотов коленчатого вала двигателя, определить по амперметру силу обратного тока в момент размыкания контактов реле.
Сила обратного тока должна быть в пределах 0,5—6 ампер.
Проверка ограничителя тока. Измерительные приборы включить, как показано на рис. 4. Пустить двигатель и довести обороты коленчатого вала до 1600—2000 об/мин, что соответствует движению автомобиля на прямой передаче со скоростью 40-50 км/ч.
Включить все потребители тока и реостатом увеличивать нагрузку на генератор, наблюдая за стрелкой амперметра.
При дальнейшем увеличении нагрузки наступает момент, когда, несмотря на увеличение нагрузки, стрелка амперметра остановится.
Максимальное показание амперметра будет соответствовать регулировке ограничителя тока. Сила ограничиваемого тока должна находиться в пределах 26,5—29,5 ампер.
При проверке ограничителя тока отсчет показаний амперметра производить быстро. В противном случае через 1—2 мин после пуска двигателя сила зарядного тока станет меньше указанной выше величины.
Чтобы при проверке ограничителя тока можно было пользоваться спидометром, задний мост поднять домкратом и поставить на подставки, а под передние колеса подложить упоры.
Проверка регулятора напряжения
Во время работы двигателя надо отключить аккумуляторную батарею. Вольтметр 3 присоединить к клемме «Б» реле-регулятора согласно рис. 4.
При 1600—2000 об/мин коленчатого вала вольтметр должен показывать не более 15,5 вольт.
Если напряжение выше 15,5 вольт, то регулятор подрегулировать.
Если напряжение не превышает указанной величины, включить такое количество потребителей, чтобы нагрузка генератора соответствовала 14 ампер.
Показание вольтметра при этом должно быть 13,8 — 14,8 вольт, а в случае эксплуатации автомобиля в южных районах регулировка должна быть в пределах 13,2—14 вольт.
Как подключить
Схема подключения генератора зависит от модели устройства. На корпусе Г12 имеются 3 точки подсоединения проводки. Клемма с буквой Я подключена к положительной щетке, к контакту К подведен вывод обмотки возбуждения. Отрицательная щетка и другой конец обмотки замкнуты на корпус генератора. Клемма М используется для установки провода, ведущего к отдельному блоку реле регулятора.
Усовершенствованный прибор модели Г250 имеет другую схему подключения. Для возбуждения используется обмотка ротора, которая подсоединена к аккумуляторной батарее через специальную щетку.
Сформированные линии магнитного поля вращаются вместе с якорем и пересекают неподвижные обмотки статора, обеспечивая индукцию тока.
На выходе обмоток расположен выпрямительный мост, состоящий из нескольких кремниевых диодов. Для подсоединения 161 3771 используется аналогичная схема.
Оптимизация работы устройства
Среди водителей бытует мнение, что тюнинг регулятора напряжения улучшает ходовые показатели автомобиля. В первую очередь речь идет о больших скоростных диапазонах без ущерба для оборудования машины. Доля правды в подобном утверждении есть, ведь реле зарядки действительно отвечает за корректировку всех скачков напряжения при изменяющихся скоростях. Но значительно увеличить показатель не получится.
Помимо замены генератора понадобится обновить проводку, сделав ее устойчивой к большим нагрузкам.
Вслед за ней обновления потребует ротор для зарядки ВАЗ 2106. Именно поэтому рекомендуется оценить финансовые возможности и целесообразность подобных обновлений.
Регулировка перепадов напряжения в сети автомобиля выполняется специальным реле. Малейшие отклонения в его работе негативным образом отражаются на ходовых параметрах машины в целом. В связи с этим водителям рекомендуется регулярно проводить профилактический осмотр.