Регулятор дворников своими руками
Схема регулятора тактов стеклоочистителя автомобиля
Не все автомобили оборудованы стеклоочистителем, который может работать в непрерывном и пульсирующем режиме движения щеток. Второй режим очень удобен при моросящем дожде и слабом снеге. Некоторые автомобили с базовой комплектацией и автомобили ранних выпусков не имеют пульсирующего режима, что создает определенные неудобства при их эксплуатации.
Предлагаемая схема простого устройства позволяет получить регулируемый пульсирующий режим работы стеклоочистителя. В отличие от ранее опубликованных устройств, применяющих дополнительные выключатели и электромагнитные реле, этот регулятор рассчитан на использование штатного переключателя режимов работы стеклоочистителя и является бесконтактным. Подключение схемы к переключателю не изменяет существующих режимов работы щеток (быстрый, медленный), а только задает паузу между тактами этих режимов. Пауза задается переменным резистором, ручка которого выведена на лицевую панель приборов.
Схема устройства пульсирующего режима работы стеклоочистителя
Устройство, схема которого приведена на рис. 1, состоит из тиристорного ключа VS1, генератора импульсов на однопереходном транзисторе VT2 с элементами С2, R5-R8, блока первоначального включения тиристора — VT1, С1, VD2, R1-R4, элементов защиты схемы от ЭДС самоиндукции — диода VD1 и конденсатора С3.
Работа устройства
Работает устройство следующим образом. В исходном состоянии переключатель SA1 выключен, прибор обесточен, контакт SF1 разомкнут, конденсатор С1 заряжен до напряжения бортовой сети, цепь зарядки С1 следующая: +12 В, обмотка возбуждения (OB), C1, VD2, R1, общая шина.
При включении переключателя SA1 замыкаются его контакты 1, 3, подавая напряжение питания и одновременно подключая заряженный конденсатор С1 к переходу база — эмиттер транзистора VT1, который открывается на время разрядки этого конденсатора и включает тиристор VS1. Электродвигатель стеклоочистителя включается, замыкает свой контакт SF1, механически связанный с ним, и одновременно шунтирует цепь питания генератора и тиристора, последний закрывается, а двигатель остается включенным с помощью контакта SF1.
После двойного хода щеток контакт SF1 размыкается и двигатель отключается. С этого момента устройство вновь получает питание через обмотку двигателя и обмотку возбуждения. Конденсатор С2 генератора начинает заряжаться через резисторы R7 и R8, а конденсатор С1 и его цепь зарядки с диодом VD2 зашунтированы контактами 1, 3 переключателя, транзистор VT1 закрыт. При достижении порогового напряжения на конденсаторе С2 транзистор VT2 открывается, открывает тириcтор, и цикл повторяется. Время зарядки конденсатоpa C2 в основном определяется сопротивлением переменного резистора R7. Когда сопротивление резистора R7 минимально, то время зарядки мало — стеклоочиститель работает непрерывно. При максимальном сопротивлении резистора время зарядки конденсатора С2 максимально—стеклоочиститель совершает цикл за 15 с. Изменением сопротивления резистора R7 устанавливают желаемый режим работы стеклоочистителя в интервале 0…15с.
После выключения переключателя SA1 размыкаются контакты 1, 3 и конденсатор С1 заряжается до напряжения бортовой сети, при повторном включении переключателя транзистор VT1 вновь включит тиристор.
Таким образом, первый такт работы щеток всегда будет происходить сразу же после включения переключателя, второй и последующие — будут повторяться в зависимости от положения движка переменного резистора R7 на данный момент. Введение в схему транзистора VT1 с перечисленными выше элементами позволило однократно включать тиристор независимо от положения движка переменного резистора R7 при каждом очередном включении переключателя режима. При включении переключателя SA1 во второе положение (контакты 2, 3 замкнуты) — режим быстрого движения щеток — все процессы включения двигателя, формирования паузы и его отключения аналогичны описанным.
Подключение схемы
Подключение схемы — четырехпроводное. Клеммы 3, 4 устройства подключаются в разрыв общего провода (а) переключателя (см. схему), клемма 2 — вывод конденсатора С1 — к контакту 1 переключателя — малая скорость электродвигателя, клемма 1 — к шине питания +12 В.
Все элементы размещены на печатной плате, помещены в пластмассовый корпус и закреплены на переменном резисторе R7, являющемся одновременно элементом крепления устройства на приборном щитке.
В устройстве применены резисторы МЛТ, переменный резистор СП-1, конденсаторы: С2, СЗ — электролитические, С1 — бумажный, керамический; диоды — VD1 — Д223, VD2 — КД105Б или их импортные аналоги.
Установка тиристора на радиатор не обязательна. Устройство не критично к замене полупроводниковых элементов.
Кто нибудь делал себе регулировку времени паузы дворников, на праворуких это по моему есть ,а вот на леворуких нет. Нашел вот это Регулятор интервалов взмахов дворников
Многие могут сказать- а нафига это надо, но на Москвиче у меня стоит регулировка от 0 до 1 мин (по моему, точно не помню,но очень долго)- вещь очень удобная. Может для нас подходит ручка с какой другой машины?
А может Michael что-нибудь «прикрутит» из своих устройств?
Последний раз редактировалось Shpuntik63; 27.06.2012 в 07:59 .
не вещь реально удобная, я в дождь сразу к ее услугам прибегаю)у меня праворулька
Может быть :)))
Кстати, в этой доработке не помешает последовательно с переменным резистором поставить постоянный, номиналом примерно 1 кОм, иначе в одном из крайних положений движка переменного резистора сопротивление становится равным нулю. В любом случае это не есть хорошо.
Понаберут с неправильным рулем, потом мучаются, то датчик присутствия пассажира, то аирбаги, то рулевая рейка, теперь и регулятора оказывается нет.
)))))) Не буду на ЛР пересаживаться. Ну не правильный он какой та))))))))))))))
Зато у нас есть бортовой комп, рейлинги, регулятор подсветки приборки, освещение бардачка и фары европа сразу стоят. И наша коробка-механика меньше проблем создает. А еще у нас генератор проще снимается. Гы-гы-гы.
а регулятора скорости дворников нет)))))
Судя вот по этой ссылке http://www.ebay.de/itm/Mazda-323-S-F. item43ad63a531 можно посмотреть переключатель с регулятором паузы от 323 или 626 Мазды на разборках, по идее они одинаковые или на европеках 323-626 такого тоже нет?
Последний раз редактировалось Shpuntik63; 27.06.2012 в 15:15 .
Женя, у нас праворульные машины вообще «вне закона».
Кстати, а как с этим делом в других странах СНГ?
ТАКЖО ! ТАДЖИК СИТИ — переделывают на левый за 1000 бакинских .
У нас тоже на учет не ставят, но ввезти и переделать можно
Подходит от 323 и 626, а ещё подходит от Mazda 6, которых в разы больше.
Я себе поставил от мазда 6. Меняется в течении 5 минут.
Какого года, а то их, кажись, уже три кузова разных.
Mazda 6 первого поколения. Брал с хэтчбека 2002 года.
Очень важно — именно с хэтчбека или универсала, чтобы был для задней двери выключатель.
Внутри унификация — подходят как родные.
Сегодня заезжал на разборку (по япам у нас одна)- таких машин нет, и вообще говорят, что мало и если попадаются- сразу все расхватывают, надо смотреть в Одессе,там, я думаю, этого добра навалом, а пока наверное сделаю себе через потенциометр .
Сделал себе паузу, при 150 кОм сопротивлении (+ последовательно750 Ом, как советовал Michael) получилось : в крайних положениях от паузы почти нет (надо, наверное, сопротивление поднять до мин 3 кОм) до паузы в 31 сек — очень классно и очень просто ,а самое главное- дешево,так что ставить штатную ручку с паузой буду при условии,что попадется не дороже долларов 20 (в чем я сомневаюсь). Крутилка получилась почти в цвет салона
За 20 нужно искать, Мне с доставкой обошлась в 35 долл.
От куда доставляли, и что на яме и вокруг на разборках нет?
Я случайно на Aukro.ua нашёл. Загорелся — 50 грн сторговал на доставку+обратная доставка денег.
Ездить по разборкам на Яме — мучение. Продавцы как одолжение с тобой разговаривать начинают, а если ты за мелочью приехал — то просто не хотят говорить или цену лупят, что проще новую купить.
В итоге времени море тратишь и бензина и негативных эмоций.
В интернете легче общаться и торговаться — дешевле выходит.
Ещё есть адекватные продавцы на форумах украинских Mazda, я брал у них омывать фар от Mazda 3.
Помню искал ручку двери наружную на Hyundai Accent 96г. На разборках предлагали за 30-50 долл б.у.
На яме в автомагазине нашёл новую за 15 долл.
Вот в Украине можно купить за 60долл две стороны.
На левом можно омыватель фар установить
Или поторговаться чтобы за 30 отдали только правую часть
Поставил сегодня ручку от 626 GF 2002 года универсал. Встала как родная.
Схема стеклоочистителя работа.
Нулевое положение.
Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.
Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.
Первое положение.
При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.
Второе положение.
Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.
Как сделать регулировку для УШМ в домашних условиях, самодельные варианты
Относительно простую схему регулировки на полупроводниковых приборах некоторые пользователи, имеющие навык работы с электротехническими технологиями, могут сделать самостоятельно. Однако, она не сможет эффективно подстраивать силу тока при снижении оборотов, и величина крутящего момента на рабочем валу может быть недостаточной. Это не будет большим препятствием при проведении работ по полировке, резке тонколистового металла или обработке мягких материалов (пластика и подобных ему).
Если изготовление схемы собственными руками вызывает затруднения или характер работ с болгаркой, например с камнем или керамикой, требует использовать более сложную систему с микросхемой, возможен вариант приобретения готового блока и установки его на болгарку.
Авторы представленных ниже видео предлагают свои подходы к решению оснастить болгарку регулировкой оборотов.
Стандартный диммер для изменения яркости освещения нашел применение в эксплуатации болгарки в следующем видео.
Готовый полупроводниковый регулятор мощности можно купить в интернет-магазинах. Автор следующего видео приобрел в Aliexpress китайский экземпляр, при чем достаточно большой мощности – 4 кВт. Такая величина позволяет повысить универсальность его применения. Много бытовых приборов (болгарка, дрель, нагревательные элементы в виде ТЭНов) эксплуатируются в рядах мощностей, где такой регулятор может достаточно эффективно работать. Основной недостаток таких регуляторов — невозможность поддерживать нагрузку длительное время (электроинструмент быстро перегревается и требуется его остановка для охлаждения).
Управление частотой вращения некоторых электрических инструментов можно осуществлять не только вручную с помощью поворотного колесика. Некоторыми устройствами удобнее управлять с помощью педалей. В следующем видео автор демонстрирует такой способ управления. Здесь взят регулятор оборотов выполненный в виде педали со швейной машинки и адаптирован для управления электрическим лобзиком. Ничего не мешает сделать такой вариант управления болгаркой, однако необходимость этого должна быть обоснована характером проводимых работ.
Без потери мощности
Регулятор, который изменяет обороты, не теряя мощности, самостоятельно изготовить практически невозможно. Такие устройства с обратной связью по отслеживанию величины оборотов и корректировкой на их основании силы тока выпускаются только производителями болгарок. Изготовить или установить самостоятельно можно только регуляторы на полупроводниковых схемах, которые не гарантируют 100% сохранения мощности при изменении частоты вращения шпинделя болгарки.
Как уменьшить/увеличить скорость вращения диска
Готовую недорогую китайского производства плату можно смонтировать, как сделал автор следующего видео, в отдельном пластиковом корпусе, подключенного к кабелю с вилкой и установленном на нем розеткой. Подключив вилку к электрической сети, а болгарку к нему через розетку, можно изменяя регулировочным колесиком величину переменного сопротивления, устанавливать на УШМ требуемые обороты. Полировка поверхности таким электроинструментом будет производиться намного качественнее.
Как поставить, подключить
Пользователи болгарок придумали много разных способов компоновки регулятора оборотов и болгарки, для которой он предназначен. Он может находиться в качестве автономного элемента вне корпуса болгарки, так и встраиваться внутрь. Ниже представлены видео с такими вариантами.
В качестве внешнего управляющего устройства в следующем видео автор использует переноску с кнопкой включения/выключения. Как раз вместо этой самой кнопки вставляется готовая китайская плата на полупроводниках. Технология электромонтажных работ выполнена на хорошем техническом уровне. Такую переноску будет удобно использовать во время выполнения болгаркой работ, требующих применения низких оборотов.
Разместить дополнительные устройства внутри корпуса болгарки бывает достаточно сложной проблемой. Часто требуется принятие нетривиальных решений, как, например, в следующем видео. Здесь, чтобы поместить плату с регулировкой оборотов и плавным пуском, пришлось поменять кнопки, задействованные в работе рычага включения/выключения. В освободившееся пространство удалось разместить симистор с радиатором охлаждения регулятора оборотов и плату с микросхемой плавного пуска болгарки.
Как отключить, убрать датчик напряжения
В следующем видео у автора на одной из моделей болгарки вышел из строя регулятор оборотов. Попытки его отремонтировать не увенчались успехом. Автор описывает, как можно убрать поломанный регулятор и собрать электрическую схему без него (просто подключить обмотки статора напрямую через выключатель). Болгарка будет функционировать, только на одних лишь максимальных оборотах.
Плюсы и минусы самодельного обогрева
У щеток с подогревом есть свои достоинства и недостатки.
Чем хороши стеклоочистители с обогревающим элементом в эксплуатации:
- ледяная корка быстрее растапливается;
- дворники не примерзают благодаря тому, что оставшаяся на стекле и в дворниках жидкость не замерзает;
- подходят для работы в любую погоду;
- их легко смонтировать, установить и подключить.
Материалы для изготовления легкодоступны. Чтобы сделать обогрев дворников своими руками, достаточно элементарных технических навыков.
Но к недостатку данных устройств относится то, что при слишком заледеневшем стекле не помогут даже теплые дворники.
Монтаж может быть проблематичным, если владелец авто принял решение устанавливать обогревающее устройство не через прикуриватель.
Новое реле
Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой для «ВАЗ-2107», «ИЖ», «Лада Гранта» и прочие модели автомобилей нужно правильно выбирать. Существует несколько популярных производителей представленной техники, продукция которых сегодня пользуется большим спросом.
Для автомобилей отечественного производства с новым предохранительным блоком, а также иномарок с таким же расположением элементов конструкции наиболее популярной моделью является 723.3777-05. Это реле производит ЗАО «Энергомаш». Стоимость такого прибора составляет около 200 руб.
Следует сказать, что на отечественных дорогах ездит множество автомобилей, у которых предохранительный блок имеет старую конфигурацию. Для таких транспортных средств наиболее популярной моделью является 724.3777-01 и 39.3777-03. Первую конструкцию производит ЗАО «Энергомаш», а вторую – не менее популярный бренд «Русский партнер». Стоимость такой продукции также находится в пределах 170-200 руб.
Какие способы не работают и могут навредить авто
Важно понимать, что детали, подлежащие самостоятельному восстановлению, – это не все элементы, составляющие механизм работы стеклоочистителей. Вращательный и поступательный механизм дворников, а также его плавность обеспечивает трапеция, работающая посредством двигателя. Браться за ремонт внутренних частей своими руками крайне опасно для неопытного автослесаря. Здесь понадобится помощь профессионала.
Снимать дворники следует крайне осторожно, дабы не повредить лобовое стекло. Так как механизм оснащён пружиной, есть вероятность, что она отскочит, и удар по стеклу окажется достаточно сильным для его повреждения. Надёжнее всего обезопасить ветровое стекло, приложив к нему полотенце или другую ткань в качестве буфера.
Стеклоочистители нуждаются в систематическом осмотре, очищении и замене при необходимости. Не стоит пренебрегать этими процедурами, так как дворники являются важной составляющей системы автомобиля. От их работы не зависит качество движения авто, но комфорт водителя, а значит, и безопасность езды — связаны напрямую.
Удаление коррозионного налета
Выбор абразивного материала зависит от того, насколько заржавели дворники вашего авто. Если сильно, то нужно начинать с крупных шкурок. Со слабым налетом справятся средне- и мелкозернистые. При подборе ориентируемся на место, которое пострадало сильнее всего.
В нашем примере ржавчины мало, и для работы хватило наждачки в 180 грит
Для идеального восстановления ошкурить придется всю деталь. Но когда коррозия слабая, можно восстановить лишь задетые ею и соседние участки. Сохранившуюся краску в таком случае просто матируют (снимают верхний слой) мелким наждаком.
Переход от окрашенной части к ошкуренной должен быть «размыт», незаметен, иначе, когда вы вернете дворники на машину, покрытие будет отставать
После первой обработки используйте бумагу меньшей плотности, чтобы уменьшить риску, оставшуюся на поводке — неровности потом могут проступить и испортить внешний вид автомобиля.
Сложнее всего восстанавливать внутреннюю часть крепления (крючка) и район пружины, которую трудно снять без инструментов
Крючок удобно обрабатывать свернутой в трубочку наждачкой. А пружину вне автомобильной мастерской можно и не снимать, очистив только доступные места.
Инструкция по доработке и замене дворников своими руками
Процедура замены дворников выполняется следующим образом:
- Для начала следует отключить зажигание и поставить машину на ручной тормоз. Непосредственно щетки при этом должны быть зафиксированы в положении, чтобы можно было обеспечить беспрепятственный доступ к каждому очистителю. В зависимости от года выпуска транспортного средства, щетки могут быть утоплены заподлицо.
- Сама щетка, как сказано выше, фиксируется на крепление типа крючок. В некоторых авто могут использоваться Т-образные крепления. В зависимости от типа крепежа, воспользуйтесь отверткой или руками для демонтажа щетки. Извлеките дворник, при этом не повредив крепление.
- Затем устанавливается новая щетка, действия выполняются в обратном порядке.
- Если есть необходимость замены дворника вместе с поводком, то для его демонтажа потребуется открутить гаечным ключом гайку, фиксирующую поводок у основания. Обязательно запомните положение, при котором поводок извлекался, поскольку при установке его обязательно нужно будет соблюсти. Это важно, так как если вы установите поводок под другим углом, во время работы дворник может уходить за пределы лобового стекла.
- В качестве модернизации системы можно использовать более современные очистительные щетки, как вариант, можно установить более мощный электродвигатель.