Разъедает ли антифриз резину
Особенности применения антифриза в системах отопления. Практические советы.
Не секрет, что наиболее распространенным и важным элементом на нашей планете является вода, известная химикам под формулой Н2О. Уникальность некоторых свойств воды действительно поражает. Переходя из твердого в жидкое состояние, меняется плотность воды в сторону увеличения. При этом ее удельная теплоемкость составляет 4,168 кДж/кг, что доказывает эффективность воды, как общедоступного теплоносителя. Но есть у Н2О и некоторый недостаток, о котором все знают. «Слабое звено» — это достаточно высокая температура (0°С), при которой вода замерзает. Кроме этого при замерзании ее объем вырастает на девять процентов. Это чревато тем, что при замерзании воды в отопительной системе, могут разрушиться многие элементы, к которым относятся краны, трубы, отопительные приборы, а также котлы.
Следовательно, для решения некоторых задач требуется вести поиск более совершенных теплоносителей, имеющих более гибкие свойства. Нормальное функционирование системы отопления может гарантировать использование такого низкозамерзающего теплоносителя, как антифриз. Речь идет не об автомобильном тосоле, этиловом спирте или трансформаторном масле, как может показаться. Наиболее оптимальным вариантом является использование именно антифриза, который лучше всего подходит для отопительных систем. Основным требованием, которое предъявляется к теплоносителю – это пожаробезопасность. Кроме этого, он не должен содержать добавок, которые запрещено использовать в жилых помещениях или которые могут вступать в реакцию с металлом.
Для отопительных систем антифризы изготавливаются на базе водных растворов пропиленгликоля и этиленгликоля. Данные растворы, если использовать их в чистом виде, достаточно агрессивно ведут себя при использовании в отопительных системах. Но благодаря использованию специальных присадок, которые гарантируют защиту от вспенивания, коррозии в системе, образования накипи, растворения и набухания уплотнителей для герметизации и окисления, их свойства коренным образом меняются.
Кроме этого, благодаря использованию присадок, существенно увеличивается термическая стабильность, которая гарантирована в температурных режимах от -65 до 105 градусов Цельсия. Даже при достижении температуры 170 градусов в некоторых местах термической деструкции не будет. Антифриз должен нормально реагировать на резину, эластомеры, пластик и прочие материалы, которые применяются в теплообменных и отопительных системах. Только в этом случае можно будет гарантировать максимальный срок службы подобного теплоносителя.
На российском рынке наиболее популярными считаются антифризы, выпускаемые отечественными производителями. К примеру, у многих людей на слуху такие марки, как Dixis, Thermagent и прочие. По качеству импортные образцы не хуже, а в некоторых аспектах даже лучше, но высокая стоимость не позволяет им найти свое место на нашем рынке.
В основном российские антифризы изготавливаются на базе этиленгликоля. Такие изделия обычно продаются в двух вариантах исполнения: с температурой замерзания не превышающей порог в -30 градусов Цельсия и с температурой замерзания не больше -65°С. Для достижения необходимой температуры замерзания состав просто разбавляется водой. Этиленгликоль, который является основой антифриза, значительно снижает общую стоимость изделия. Недостатком этиленгликоля является токсичность, что делает его попадание на тело или внутрь организма очень нежелательным. Испарения также являются очень токсичными. Считается, что смертельной дозой этиленгликоля является 100-300 мл вещества. Известно, что в системах отопления двухконтурного типа, которые используются для хозяйственных нужд, существует определенная опасность. Связана она с возможностью попадания антифриза в контур горячего водоснабжения из контура отопления. Следовательно, применение подобного теплоносителя с низкой температурой замерзания на базе этиленгликоля допускается только в одноконтурных отопительных системах. Обычно такой антифриз для быстрого определения утечки окрашивается в красный цвет.
Специалисты компании ВАХI рекомендуют использовать антифриз, сделанный на базе этиленгликоля исключительно в одноконтурных котлах. При этом применять антифриз желательно в концентрациях с температурой замерзания в пределах от -20 до -25 градусов.
Чтобы на выходе иметь требуемую температуру замерзания для получения теплоносителя, необходимо четко следовать инструкциям производителя. Человек, который не полениться их изучить, сможет найти такие полезные рекомендации.
Чтобы на выходе иметь концентрат антифриза на температуру -65 градусов Цельсия:
- получить температуру замерзания -25°С можно смешав воду и антифриз в соотношении 40 и 60 процентов соответственно;
- получить температуру замерзания -20°С можно смешав воду и антифриз в соотношении 46 и 54 процентов соответственно.
Чтобы на выходе иметь концентрат антифриза на температуру -30 градусов Цельсия:
- получить температуру замерзания -25°С можно смешав воду и антифриз в соотношении 10 и 90 процентов соответственно;
- получить температуру замерзания -20°С можно смешав воду и антифриз в соотношении 20 и 80 процентов соответственно.
Последнее десятилетие двадцатого века, а именно его вторая половина, стала эпохой, когда на рынках США и Западной Европы стали продаваться нетоксичные антифризы, основой которых является пропиленгликоль. Полная безвредность – то реальное преимущество подобного продукта, которое так привлекает внимание. Для двухконтурных систем отопления это свойство является одним из самых важных. Отечественные производители лишь недавно стали выпускать антифриз, изготавливаемый на базе пропиленгликоля, который является экологически чистым сырьем. Он обычно разливается по емкостям, температура замерзания которых составляет -30 градусов Цельсия. При этом состав подкрашивается в зеленый цвет.
За границей делается основа для антифриза, что существенно влияет на стоимость теплоносителя, которая возрастает практически вдвое. Естественно, что пить пропиленгликоль не желательно, но это не мешает его использовать для заморозки пищевых продуктов. Если на упаковке человек увидит в составе пищевую добавку Е1520, то это значит, что в составе есть пропиленгликоль. Используют его в производстве в качестве смягчающего, влагоудерживающего и диспергирующего агента. Чаще всего такую добавку можно встретить в желе, тортах и печенье. Пропиленгликоль является органическим веществом, а, следовательно, есть вероятность появления отложений и пригара. Чтобы свести к минимуму подобные негативные явления необходимо сохранять умеренную концентрацию.
Компания ВАХI дает некоторые рекомендации по поводу использования антифриза, основой которого является пропиленгликоль:
- его спокойно можно применять в двухконтурных котлах;
- применять антифриз, концентрация которого с температурой замерзания составит -20 градусов Цельсия (необходимо добавить двадцать процентов воды в готовый раствор антифриза на -30 градусов).
Компанию ВАХI можно смело отнести к европейскому производителю отопительной техники. Только она допускает применение антифризов, сохраняя гарантию фирмы на настенные и напольные модели котлов. Исключениями являются лишь конденсационные и настенные котлы, имеющие биометрический теплообменник (серия MAIN Four). Многолетняя практика применения подобных устройств и ресурсные испытания, проведенные совместно с отечественными производителями, лишь подтвердили актуальность такого решения. Опасения могут вызвать лишь возможные ошибки еще на этапе проектирования или во время эксплуатации, а также монтажа систем теплоснабжения. Именно по этой причине компания старается проводить технические семинары, на которых популярно объясняются правила использования антифризов.
Проблемы с системой охлаждения
Большинство проблем и поломок систем охлаждения бывают вызваны неправильными сведениями и техническим обслуживанием. Наиболее схожие проблемы и результаты, наблюдаемые в сегодняшних системах охлаждения, представлены ниже.
КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОЙ БАЛАНС
Кислотность или щелочность хладагента измеряется уровнем ее рН. Уровень РН колеблется от 1 до 14 и указывает на степень кислотности или щелочности охлаждающей жидкости и связан с ее коррозийной активностью. В идеале значение рН системы охлаждения должно быть в пределах 8.5 – 10.5. Если рН слишком высокий, хладагент становится щелочным и разъедает цветные металлы, такие, как медь и алюминий. Если рН слишком низкий, то становится кислотным и начинает воздействовать как на алюминий, так и на черные металлы. Когда поверхность металла вступает в реакцию с кислотой, на ней образуются отложения. Эти отложения могут распространиться по всей системе охлаждения, ограничивая теплоотвод и вызывая перегрев. Современные антифризы содержат буферные вещества для поддержания оптимального уровня рН и нейтрализации кислот, образуемых путем окисления и просачивающихся газов (рис. 1).
Рис.1. рН накипи в смесях хладагента
(А) – Прогрессирует щелочная коррозия алюминия.
(Б) – Прогрессирует кислотная коррозия черных металлов и алюминия.
КАВИТАЦИОННАЯ ЭРОЗИЯ (ЯЗВЕННАЯ КОРРОЗИЯ ГИЛЬЗЫ)
Многие современные дизельные двигатели содержат чугунные сменные гильзы цилиндров, что, в связи с разработкой двигателя и высоким коэффициентом сжатия, может привести к ускоренной кавитационной коррозии. Во время процесса сгорания поршни воздействуют на гильзы, когда они передвигаются вверх и вниз, из-за бокового распора, обеспеченного соединением шатунов, тогда как мощность передается от поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Зазор между поршнями и гильзами, а также гильзами и блоком, образует «стук поршня», который переходит в высокочастотную вибрацию, подобно колокольчику, когда по нему ударяют.
Поскольку гильза движется в другую сторону от теплоносителя в блоке, она на мгновение производит форвакуум. Это низкое давление доводит окружающий хладагент до кипения, формируя крошечные пузырьки. Гильза затем возвращается на свои позиции на чрезвычайно высокой скорости, заставляя вновь образованные пузырьки лопаться напротив стенки гильзы под давлением до 4000 бар. Распад этих пузырьков образует небольшие отверстия в оксидном слое гильзы, воздействуя на голый металл, который затем подвергается быстрой коррозии. Этот процесс кавитационной коррозии будет повторяться много раз, проделывая крошечные туннели в гильзе.
Рис. 2. Процесс кавитационной коррозии.
В конечном итоге стенка гильзы повреждается, позволяя маслу и/или хладагенту протекать из одной ёмкости в другую. Этот эффект может усилиться при запуске двигателя в холодном состоянии или при низком давлении в системе охлаждения.
Хладагенты, содержащие нитриты или комплекс нитриты/молибдаты предотвращают этот процесс двумя способами. Во-первых, нитрит сам вступает в реакцию с кислородом на поверхности гильзы и, тем самым, предотвращает окислительную коррозию поверхности гильзы. Во-вторых, она образует плотный тонкий слой на поверхности гильзы, которая постоянно удаляется и образуется снова, защищая гильзу.
В антифризах с органическими кислотами, карбоновые кислоты реагируют с поверхностью гильзы, формируя нерастворимый карбоксилатный комплекс с железом, что предотвращает попадание вызывающего коррозию кислорода на поверхность металла. Себацинаты (соли себациновой кислоты) в хладагенте образуют жесткую восковую пленку, которая изменяется в дальнейшем другими присадками, которые делают ее более энергетически абсорбционной, гибкой и устойчивой к кавитационной эрозии. Однако, при наличии достаточной энергии, эти пленки могут быть оторваны с поверхности железа, и процесс начнется заново.
Было обнаружено, что оптимальная защита от язвенной коррозии гильзы обеспечивается хладагентами, содержащими смесь органических кислот и нитритов. Здесь присутствуют симбиотические взаимодействия, и, если кавитационная энергия становится выше уровня защиты, который могут обеспечить карбоксилаты, то есть защитные плёнки отрываются с поверхности, нитриты могут предотвратить коррозию, вступая в реакцию с кислородом на поверхности железа.
Когда простая вода используется в качестве хладагента, гильзы могут быть повреждены в течение лишь 500 часов.
ОБРАЗОВАНИЕ НАКИПИ И ОТЛОЖЕНИЙ
Накипь и другие отложения, аналогичные тем, которые образуются на частях водонагревателей и трубопроводов горячей воды, могут также образоваться на внутренней части системы охлаждения. Общие характеристики воды – включая уровень рН, кальция и солей магния, общая жесткость воды, растворенные твердые вещества и температура – определяют возможность образования накипи и отложений. Накипь включает соли, такие как карбонат кальция и сульфаты металлов. Образование накипи и отложений вредит системе охлаждения, потому что они действуют как изоляторы и могут блокировать способность охлаждающей системы отводить тепло, что может привести к перегреву. Всего лишь 2 мм накипи может снизить эффективность теплопередачи на 40%. Накипь имеет тенденцию образовываться в конкретных областях на горячей поверхности двигателя, приводя к появлению локализованных очагов, которые, в свою очередь, могут привести к деформации и повреждению двигателя. Антифризы, содержащие специальные добавки, помогают предотвратить образование накипи.
АЭРАЦИЯ
Воздушные утечки в системе охлаждения часто приводят пенообразованию в хладагенте. Пенообразование способствует язвенной коррозии, особенно вокруг насосных колес водных насосов. Коррозия значительно возрастает, когда выхлопные газы поступают в систему охлаждения, образую пузырьки и пену. Эта проблема особенно актуальна, когда рабочее давление охлаждающей жидкости находится на низком уровне. Хладагенты, поддерживаемые в надлежащем виде, содержат антипенные добавки, снижающие стабильность пены.
РЖАВЛЕНИЕ
Ржавление вызывает окисление в системе охлаждения. Тепло и влажный воздух ускоряют этот процесс. Ржавчина оставляет остаточные отложения накипи, которые снижают эффективность системы охлаждения. Кроме того, ржавчина может отслоиться, засоряя систему, а также ускорить коррозионный износ насосов и шлангов.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ
Есть в основном две формы электрической коррозии: гальваническая и электролитическая. Обе зависят от способности хладагента переносить электрический заряд, который, в свою очередь, зависит от чистоты хладагента и растворенных в нем твердых веществ. Хладагенты, содержащие гликоли, имеют более низкую тенденцию переносить заряд, чем те, которые содержат только воду.
ГАЛЬВАНИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ
Коррозия представляет собой повседневное явление, когда два или более разнородных металла находятся в контакте при наличии электролита и образуют электролитические ячейки или батареи. В этом случае электролит будет хладагентом. Электродвижущая сила, или электрическое «давление», существующее между металлами, входящими в состав железного блока двигателя и алюминиевого радиатора. В целях восстановления равновесия металл с меньшим напряжением становится анодом и сбрасывает электрический ток в хладагент, чтобы закончить цикл, в процессе чего другой металл, как правило, алюминиевый радиатор, подвергается коррозии.
ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРОЗИЯ (ЭЛЕКТРОЛИЗ)
Это быстродействующая угроза, которая воздействует не только на радиаторы и обогревательные приборы, но и может разрушить весь двигатель всего лишь за 30.000 км пробега. В этом случае электричество обеспечивает необходимую энергию, вызывающую возникновение неспонтанной реакции. Гальванотехника является примером электролиза. В автомобильном мире он представлен, как правило, в виде неисправных или недостающих частях электрических устройств (рис. 4).
Рис.4. Процесс электролитической коррозии.
Это приводит к тому, что электроэнергия ищет пути наименьшего сопротивления, когда компонент находится под напряжением. Когда потребление тока плохо заземленного устройства увеличивается, так же увеличивается и разрушительное воздействие электролиза. Плохо заземленный двигатель или пусковой мотор могут пропустить достаточно тока через систему охлаждения и уничтожить радиатор в течение нескольких дней, в зависимости от того, как часто производится запуск автомобиля. Частично заземленный вентилятор системы охлаждения, с другой стороны, может позволять небольшой части тока проникать через систему охлаждения, и тот же эффект может занять месяцы.
Показатели присутствия этих видов коррозии включают необъяснимые или периодические утечки из микроотверстий в радиаторе или обогревателе. Микроотверстия могут образоваться в любом месте вдоль стенок труб или бака, но ущерб зачастую сосредотачивается на трубах тычковых перевязок или на стенках труб около центра внутреннего цилиндра, где крепления электрического вентилятора охлаждения вступают в контакт с внутренними цилиндрами. Этот вид коррозии также быстро уменьшит защитные присадки в охлаждающей жидкости, что может привести к кавитационной коррозии, и может вызвать образование аммиака, ведущее к увеличению щелочности хладагента и в дальнейшем коррозии меди и алюминия.
ИЗНОС ПРИСАДОК
Износ присадок происходит из-за трех основных процессов: истощение, разбавление и отсев.
- ИСТОЩЕНИЕ.Это происходит, главным образом, из-за следующих химических процессов:
- Окисление присадок на металлических поверхностях
- Адсорбция
- Нейтрализация
- Термический распад
- Гидролиз
- Выпадение в осадок (шламообразование)
Первые три из этих механизмов заставляют хладагент делать предназначенную ему работу, формируя защитную пленку на металлических поверхностях и нейтрализуя кислоты, которые образуются в хладагенте или попадают в него. Эти химические процессы удаления присадок из хладагента, в свою очередь, контролируется несколькими факторами:
- Динамическое воздействие двигателя;
- Состав, качество воды;
- Кавитация;
- Аэрация;
- Гальваническая связь;
- Рабочий объем двигателя по отношению к ёмкости системы охлаждения;
- Загрязнение.
- Утечка компонентов системы охлаждения;
- Передозировка;
- Перегрев;
- Израсходование при ремонте двигателя.
В большинстве случаев это может быть вызвано переполнением, приводящим к общей утечке хладагента. Очень часто механик или водитель будет доливать до переполнения. Когда транспортное средство начинает работать, хладагент нагревается, расширяется и выталкивает несколько литров охлаждающей жидкости из системы. Если это происходит повседневно, может произойти быстрое разбавление присадок.
- Высокая концентрация силикатов и фосфатов в хладагенте;
- Запуск двигателей в горячем состоянии;
- Композиции присадок.
В отличие от масляных или топливных фильтров, фильтры охлаждающей жидкости в основном представляют собой распылители химических веществ. Так нужны ли фильтры? Поскольку фильтры охлаждающей жидкости, содержащие обычные SCA, не должны использоваться в двигателях, заполненных ELC, некоторые производители вообще не устанавливают фильтры на двигатели, заполняемые такого рода хладагентами. Однако, очищающие фильтры SCA могут служить одним из важных психологических факторов на интервалах техобслуживания. Когда этот фильтр находится там же, где и другие фильтры, это визуальное напоминание о том, чтобы проверить систему охлаждения. Также нельзя забывать и то, что охлаждающие фильтры выполняют функцию фильтрации. В качестве перепускного фильтра, он прочищает только небольшой процент от общего объема жидкости, которая циркулирует в системе. Ржавчина, накипь и другой шлам будет удален из системы, чтобы удержать их от циркуляции в двигателе, которая может привести к износу подшипников насоса и эрозии и т.д. Фильтры могут также предупредить о проблемах в системе охлаждения. Следует признать, что охлаждающая жидкость и присадки находятся в системе охлаждения, чтобы предохранить и от образования ржавчины. Если ржавчина появляется внутри фильтра, есть вероятность того, что что-то происходит в двигателе.
Состав и спецификация
Современные охлаждающие жидкости состоят на 90% из смеси равных частей воды и собственно антифриза. Как правило, в качестве активного компонента выступает этиленгликоль, а в самых дорогих – пропиленгликоль. Разработчики пришли к выводу, что именно пропорция 60:40 или 50:50 дает оптимальные показатели по потребительским свойствам и цене готового продукта. И 10% — это пакет присадок, которые и определяют, насколько качественным будет итоговая жидкость. У каждого производителя своя рецептура присадок, обеспечивающих те самые антикоррозионные, противопенные, противонакипные, антикавитационные и другие свойства.
Смесь этиленгликоля с водой обладает важным свойством не замерзать сразу: при низких температурах в жидкости образуются маленькие кристаллики, которых по мере охлаждения становится всё больше, но при этом смесь остается полужидкой. И только при охлаждении ниже 70°С происходит полное замерзание смеси. Это свойство позволяет подобрать антифриз в зависимости от климата, и система охлаждения будет работать в любую погоду.
Спецификацию охлаждающих жидкостей разработал концерн Volkswagen, и эта система наиболее полно характеризует их качество и состав. При покупке можно ориентироваться на эти обозначения стандартов.
По составу антифризы делятся в зависимости от входящих в них присадок.
- Традиционные (Traditional, Conventional, IAT) – устаревшие жидкости, изготовленные на основе неорганических присадок: фосфатов, силикатов, нитратов, аминов, боратов, бензоатов и других. Европейские производители перестали выпускать подобные средства еще в 90-х годах, но и сегодня на рынке можно встретить многочисленные «Тосолы», которые относятся именно к традиционным антифризам. Использовать их в современных автомобилях нежелательно: никто не может предсказать, как поведет себя устаревший антифриз при контакте с современными резиновыми прокладками и уплотнителями.
- Гибридные (HOAT, Hybrid Technology, NF) – антифризы, пришедшие на смену традиционным. Производители обнаружили, что добавление органических присадок (карбоксилатов) к неорганическим значительно улучшает свойства готовой охлаждающей жидкости.
- Карбоксилатные (OAT, LLC, ELC или XLC, SNF, SF) – современные высококачественные охлаждающие жидкости, произведенные на основе только органических присадок. Они выдерживают длительную эксплуатацию, долго не теряя первоначальных свойств, защищают металлические детали от коррозии, не образуют накипи на поверхностях. На сегодняшний день это оптимальное соотношение цены и качества.
- Лобридные (Lobrid, SOAT) – антифризы, в которых к основной массе карбоксилатных присадок добавлена небольшая часть силикатных (не более 10%). Кроме того, этиленгликоль частично заменяется менее ядовитым пропиленгликолем. Лобридные антифризы обладают лучшими охлаждающими свойствами, но при этом меньше служат и выше по цене, чем карбоксилатные.
- G11. Соответствует группе гибридных жидкостей на основе этиленгликоля. Содержат и органические, и неорганические присадки без фосфатов, нитритов, боратов и аминов. Ресурс этих жидкостей составляет 2-3 года, подходят для автомобилей до 1996 года выпуска.
- G12. В эту категорию входят карбоксилатные антифризы, произведенные на основе этиленгликоля без неорганических присадок. Характерное свойство этих антифризов – способность расходовать антикоррозийные присадки только в местах появления коррозии, благодаря чему выработка присадок замедляется и антифриз сохраняет свои свойства до 5 лет. Подходят для мощных, сильно греющихся двигателей. Используется в автомобилях 1996-2001 годов выпуска.
- G12+. Следующее поколение карбоксилатных антифризов, имеющих продленный срок эксплуатации (до 8 лет) и более высокие экологические характеристики. Для новых автомобилей, выпущенных после 2001 года.
- G12++ и G13. Современные лобридные антифризы на основе пропиленгликоля. Их также называют спортивными, поскольку впервые они использовались для охлаждения двигателей гоночных болидов. Используются в автомобилях с мощным мотором, наиболее безопасны, служат до 10 лет. Самые дорогие из всех антифризов на рынке.
Помимо основной спецификации, существуют также допуски автоконцернов, на которые ориентируются покупатели при выборе охлаждающей жидкости.
Рекомендации автопроизводителя, записанные в сервисной книжке, даются из расчета мощности и рабочей температуры двигателя, состава штатного радиатора, уплотнителей и патрубков, и других характеристик автомобиля. Поэтому лучше приобретать именно те антифризы, которые рекомендованы заводом: они имеют оптимальные показатели плотности, химического состава и т.д. Например, антифризы группы G12 и G12+ агрессивны к латуни, а значит, не могут использоваться в автомобилях, система охлаждения которых содержит латунные детали. Тот же принцип касается и резиновых уплотнителей.
Миф третий. Доливать нужно концентрат/антифриз, а не воду
Во время экспресс-теста на парковке обнаружился занимательный факт: характеристики охлаждающей жидкости во многих автомобилях были чрезмерны для наших климатических условий. Антифриз был рассчитан на –50 и даже ниже.
— Это может быть связано с тем, что автомобилисты при снижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке доливают антифриз или даже концентрат, — предполагают эксперты. — В действительности же если в системе охлаждения не было утечек, достаточно пополнить уровень с помощью дистиллированной или деминерализованной воды. Ведь испаряется не антифриз, а вода.
Как определить, что залито
Определяют, что залито в машине простыми способами и экспериментами, которые сможет провести обычный автовладелец:
- потрогать и понюхать. Отечественный тосол не маслянистый, а антифриз не имеет запаха и на ощупь сильно смахивает на масло;
- поместить в морозильную камеру немного жидкости из системы. Если замерзнет, то это некачественный тосол. Если не замерзнет, то значит залит антифриз G 13;
- соединить с водой. Нужно налить воды и ОЖ в бутылку в пропорции 1:1. Подождать один час. Если появится осадок и на глаз будет видно разделение между водой и жидкостью, то это тосол. Если ничего не произойдет, то это антифриз;
- измерить плотность. Для этого понадобится ареометр, а температура окружающей среды должна быть выше 20 градусов со знаком плюс по Цельсию. Поместить прибор в жидкость и посмотреть на отображение плотности. Если она составляет 1,073 – 1,079 г/см, то в системе залит антифриз.
Есть еще один метод объясняющий, как понять, что за ОЖ залита в систему охлаждения. Взять металлическую пластинку и кусок резины. Положить оба предмета в емкость с ОЖ из расширительного бачка автомашины. Через полчаса достать их и тщательно осмотреть. Если на обоих появилась защитная пленка, значит залит тосол. Если же пленка возникла только на металле, то перед нами – антифриз.
К сожалению, определить какого цвета тосол или антифриз не удастся, если только он не был залит совсем недавно.
Можно ли смешивать антифриз с дистиллированной водой
Если приходится смешивать, то лучше это делать с дистиллированной водой. Простая вода, кроме образования накипи, может вызвать и другие проблемы. Например, даже чистая питьевая вода из городского водопровода может быть достаточно сильно хлорирована. Это определяется по специфическому запаху.
Хлор, активный химический элемент, может вступить в реакцию с компонентами присадок, пластиковыми поверхностями патрубков и металлом ДВС. Точное описание таких реакций привести невозможно, так как все зависит от состава присадок, материалов, из которых выполнена система охлаждения каждой конкретной марки ДВС.
Поэтому, если приходится использовать воду, то лучше химически нейтральную дистиллированную.
Карбоксилатные
К карбоксилатным относятся красные антифризы средней ценовой категории. Они имеют в составе присадки на основе карбоновых кислот, повышающих теплоотдачу и устраняющих коррозию в системе охлаждения.
Ресурс таких охлаждающих жидкостей более 5-ти лет. Они часто используются в системе охлаждения двигателей иномарок с большим пробегом. В G12+ применяется расширенный пакет присадок.
Наиболее популярными в этом классе являются антифризы Sintec LUX G12, Luxe G12+ Antifreeze Long Life и FELIX Carbox G12+.
КАК ПЕРЕРАБАТЫВАЮТ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ?
Фильтрация. Самый дешевый и самый распространенный способ очистки. Отработанный антифриз пропускают через систему фильтров, чтобы удалить твердые частицы и снизить уровень масляного загрязнения. Но даже фильтры самой тонкой очистки не спасают от растворённых примесей — частиц хлора, солей гликолевой и муравьиной кислот.
Ионный обмен. Рабочая жидкость проходит через фильтр с ионообменными смолами, и смолы заменяют растворённые ионы водой. В результате содержание хлора и солей кислот понижается до безопасного уровня. Но с помощью этого способа нельзя отфильтровать твёрдые частицы и остатки масла.
Обратный осмос. Старый этиленгликоль под высоким давлением прогоняют через осмотическую мембрану, которая не пропускает соли кислот, растворенные органические соединения и абразивные частицы. Нельзя очистить гликоль, в котором содержатся эмульгированные масла: масляная пленка покроет мембрану и помешает дальнейшей очистке. А еще этот метод не подходит для переработки антифризов-концентратов, потому что не получится полностью отделить воду и отработанный гликоль.
Дистилляция. Рабочую жидкость испаряют, а затем собирают конденсат охлажденного пара. Этиленгликоль отделяется от других компонентов: растворённых солей кислот, твердых частиц и (при тщательном контроле) масел, а также масляных эмульсий. Это единственный метод очистки, который можно применять для переработки антифриза-концентрата. Однако при нарушении кислотного баланса хлор, соли кислот, ингибиторы коррозии — нитриты и нитраты, могут не отделиться от этиленгликоля. Чтобы скорректировать уровень кислотности и избежать загрязнения, нужно провести предварительные анализы рабочей жидкости, но оборудование для этого есть только на крупных предприятиях.
Чтобы получить восстановленный этиленгликоль высокой степени чистоты, нужно для каждой партии проводить испытания и подбирать оптимальный метод. Но перерабатывающие предприятия стремятся снизить издержки и, как правило, используют какой-то один способ. Это не дает нужного уровня очистки конечного продукта.
Вам также может быть интересно
Почему нет циркуляции в системе охлаждения
Иногда система охлаждения дает сбой, из-за чего нет циркуляции в двигателе, что и вызывает вспенивание антифриза и перегрев двигателя. Для того чтобы правильно исправить последствия этой проблемы, нужно знать, из-за чего она возникает и каким образом должен осуществляться ремонт.
Почему свернулся антифриз: причины и что делать
В некоторых случаях автомобилист может обнаружить под крышкой вспененное и неоднородное нечто ржавого цвета. Бывалые водители в таком случае констатируют: «Антифриз свернулся». Почему так происходит и как с этим бороться? Именно это обсудим с экспертами в статье на нашем сайте.
Как антифриз попадает в двигатель?
Среди неисправностей, которые могут произойти с автомобилем, одной из распространенных является попадание антифриза в двигатель внутреннего сгорания. При попадании масла в антифриз также следует незамедлительно произвести диагностику и устранить причину поломки. Это позволит избежать капитального ремонта машины и минимизировать ущерб.