Просрочен техосмотр что делать
Наказание, штраф и ответственность за просроченный техосмотр
Автор: · Опубликовано · Обновлено
В недавнем прошлом выезд автомобиля на дорогу без талона прохождения технического осмотра (ТО) означал для водителя неумолимое применение штрафных санкций со стороны сотрудников ГАИ. Совершенствование законодательства и введение новых правил создали условия «щадящего» режима технической проверки автомобиля, исключили необходимость иметь водителю — частнику при себе документы, подтверждающие процедуру прохождения ТО. Но для отдельных категорий автотранспорта обязательность ТО осталась, а нарушения в плане прохождения техосмотра влекут наложение административного взыскания.
Тонкости прохождения техосмотра
До 2012 года после осмотра ТС выдавался талон, который впоследствии заменили диагностической картой. Для выполнения работы владелец обращается на СТО (выбрать подходящий вариант можно на сайте РСА), а сведения о проверке автомобиля находят отражение в электронной базе.
Для прохождения техосмотра требуется иметь при себе права и паспорт, а также свидетельство о госрегистрации ТС. Если автовладелец не предоставил любую из бумаг или номера авто не соответствуют данным регистрации, сервис вправе отказать в предоставлении услуги.
Срок техосмотра следующий:
- Новая машина (до 3-х лет) — без проверки.
- Для авто от 3 до 7 лет — раз в два года.
- Возраст от 7 лет и больше — раз в год.
Новые правила – фотомонтаж в помощь?
Чтобы не дать недобросовестным операторам техосмотра «торговать» диагностическими картами, МВД несколько лет готовило большую реформу техосмотра. Главной задачей было сделать так, чтобы операторы не смогли вносить данные о техосмотре в ЕАИСТО, не проведя по факту сам осмотр. Первой идеей было заставить операторов записывать процесс осмотра на видео – это сняло бы любые подозрения. Но, когда посчитали стоимость оборудования (на стороне операторов и на стороне МВД), решили ограничиться двумя фотографиями.
Вообще же поправок достаточно много:
- обязательная фотофиксация процесса техосмотра с географическими метками на фотографиях. Авто нужно сфотографировать до начала и после завершения техосмотра, причем геометка должна указывать на адрес пункта техосмотра (с небольшой погрешностью в 15 метров);
- увеличены штрафы за «продажу» диагностических карт – юридические лица теперь рискуют заплатить до 200 тысяч евро за выдачу ДК без осмотра;
- вводится понятие пропускной способности каждого пункта . То есть, пункт осмотра на одну линию больше не сможет выдать 200 диагностических карт за смену – если на одно авто нужно 30-40 минут, из этого высчитывается максимальное количество карт, которые сможет выписать оператор;
- вводятся дополнительные требования к пунктам ТО. Они касаются как оборудования, так и клиентского сервиса (например, теперь там должен быть оборудован туалет для клиентов).
Новые правила должны были вступить в силу с 1 июня 2020 года, но из-за пандемии и неготовности операторов вступление их в силу отложили на 1 марта 2021-го. А весной этого года оказалось, что операторы по-прежнему не готовы, и запуск реформы создаст километровые очереди у пунктов техосмотра (что само по себе не очень хорошо с эпидемиологической точки зрения).
В результате правительство просто продлило срок действия всех диагностических карт, которые заканчиваются после 1 февраля 2021 года, на полгода – но не ранее, чем до 1 октября. Соответственно, реформу отложили уже во второй раз – хотя на этот раз и частично.
Дело в том, что операторы пунктов ТО вложили миллиарды рублей в оборудование и ремонт, чтобы запуститься по новым правилам с 1 марта – а из-за продления ДК к ним просто никто не приедет. Чтобы не оставить их совсем без дела, реформу все же запустили, причем ТО должны проходить те авто, которым исполняется 4 года. Также уже по новым правилам проходят осмотр машины, у которых срок ДК закончился до 1 февраля, а также коммерческий транспорт.
Правда, недобросовестные «продавцы» никуда не делись – в ГИБДД обнаружили уже сотни записей в ЕАИСТО, по которым следует, что автомобиль получил ДК без заезда на пункт. Эти «эксперты» научились пользоваться программами для фотомонтажа и подняли свои цены втрое – до 1500-2000 рублей (вместо 650-1000 ранее). Как считает Алексей Поляков из FIT SERVICE, «покупать» техосмотр сейчас – идея так себе:
Если диагностическая карта «без заезда» была оформлена после 1 марта 2021 года, значит в систему ЕАИСТО были прикреплены фотографии автомобиля, сделанные с большой вероятностью с помощью «фотошопа». А это достаточно просто выявляется. Все зависит от того, обратит инспектор ГИБДД внимание на вашу диагностическую карту или нет. Если обратит, то аннулирует, это право предоставлено ГИБДД. С 1 марта 2021 года они могут аннулировать выданные диагностические карты, в том числе и на дороге, т. е. если при проверке на дороге сотрудник ГИБДД выявит недостатки, с которыми автомобиль не может пройти техосмотр, он аннулирует диагностическую карту и может наказать оператора техосмотра.
Алексей Поляков, руководитель направления ТО и ОСАГО международной сети автосервисов FIT SERVICE.
Проблема в том, что загружаемые экспертами фото никак не защищены – а отредактировать атрибуты фотографии (в том числе геометку) не очень сложно. По сути, отличие новой системы от старой – в том, что «продавцы» онлайн-техосмотра теперь просят прислать 2 фотографии автомобиля, сделанные в определенных условиях. А некоторые компании предлагают полный комплект услуг – автомобиль отгонят на станцию ТО, сфотографируют там и пригонят обратно.
Но в любом случае, это – не очень правильно, и в некоторых условиях может грозить автовладельцу проблемами.
За что будут штрафовать
Штрафовать будут самих автомобилистов, экспертов и даже организации, которые не честно промышляют на рынке техосмотра, способствуя роста аварийности продаже «липовых» диагностических карт. В случае принятия поправок в силу вступит целый ряд изменений.
За езду без действительного техосмотра штраф возрастет до 2000 рублей. Платить его придется всем автомобилистам, включая водителя частной легковушки. Сослаться на то, что забыл карту дома, водитель не сможет. Камера будет снимать все машины, проезжающие в поле зрения, а затем передавать данные в центр обработки данных. Он, в свою очередь, будет сверяться с базой данных. По итогам проверки по адресам регистрации по месту жительства будут рассылаться «письма счастья».
Внимание! Инспектор ГИБДД так же в любой момент может свериться с базой данных ТО и выписать штраф.
Кроме того, штрафовать станут и техэкспервтов и организации за:
- Внесение ложных сведений в базу данных РСА;
- За осмотр транспортных средств за пределами выданной аккредитации;
- За проведение ТО лицами не внесенными в реестр операторов.
Для физических лиц штраф равен 3 – 5 тысячам рублей, для юридических лиц – в 10 раз больше. Стоимость вторичного нарушения будет больше чем в первый раз. Для эксперта такие действия во второй раз грозят дисквалификацией, а для организаций десятикратным ростом штрафа.
Когда и как можно обжаловать штраф
Когда можно обжаловать. Бывает, что штраф за езду без ОСАГО выписывают незаконно. Например, инспектор отказался смотреть электронный полис на экране телефона и составил протокол об отсутствии полиса. Когда штрафы за езду без диагностической карты начнут фиксировать камеры, наверняка будут технические ошибки.
Как оспорить. В первые 10 дней с даты постановления напишите жалобу по образцу.
Отправьте ее в ГИБДД по почте или лично принесите в отдел. Инспекция должна ответить в течение 10 дней. Если откажет, водитель может обратиться в суд.
Помимо жалобы понадобятся доказательства, например запись с видеорегистратора
Кто платит штраф
Вопрос, есть ли штраф за отсутствие диагностической карты, решен. Теперь определимся, кто обязан уплатить штрафные санкции за нарушение законодательства об обязательном прохождении технического обслуживания транспортных средств.
Оплатить штраф обязан водитель, то есть лицо, которое фактически управляло транспортным средством без технического заключения о соответствии. Если водитель — это наемный работник учреждения или предпринимателя, то штраф за отсутствие техосмотра возвращается. Простыми словами, уплаченная сумма компенсируется работодателем. Подчиненному потребуется подтвердить уплату взыскания документально. То есть необходимо подать работодателю квитанцию, что штраф КоАП РФ оплачен в полном объеме.
Когда вступает в силу?
ФЗ №219, вводящий новый штраф, если нет технического осмотра автомобиля, разработан 26 июля 2019 года. Но это вовсе не значит, что он сразу вступает в силу.
Федеральные законы, вносящие поправки, начинают действовать по умолчанию через 10 дней, если в самом законе не указан иной срок. В нашем случае этот иной срок указан – ровно через год со дня официального опубликования.
Официальное опубликование произошло 31 июля 2019 года на сайте Российской Газеты.
Таким образом, новый штраф в размере 2 000 рублей должен был вступить в законную силу уже с 1 августа 2020 года. Но в июле кое-что произошло – из-за пандемии коронавируса этот срок был перенесён. Новая дата начала действия штрафа была установлена с 1 марта 2021 года, в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 №98-ФЗ. Но затем дату вступления перенесли ещё раз, и теперь штраф появится с 1 марта 2022 года. Так указывает статья 13 ФЗ №98.
Условия прохождения технического осмотра
В 2021 году условия прохождения технического осмотра значительных изменений не претерпели. Действия владельца автомобиля остались прежними, но с 22 февраля ужесточились требования к состоянию узлов и агрегатов автомобиля:
- Усилитель рулевого управления (УРУ). Помимо проверки УРУ любой конструкции, будет проверяться состояние демпфера. Если завод-изготовитель его предусмотрел, то его отсутствие или неработоспособность приведут к необходимости повторной проверки после устранения недостатка. Нововведение касается всех транспортных средств, а исключение представлено прицепными устройствами.
- Рассеиватели фар. Если ранее было достаточно их наличие и исправность, то сейчас требования дополнены запретом на нанесение покрытий (защитных плёнок и прочего) или тонировка.
- Фары. С февраля текущего года к эксплуатации не допускается автотранспорт с повреждёнными светоотражательными элементами фар, с изменением их цвета и формы стекла, а также с асимметричным расположением.
- Стеклоочистители. Ранее было достаточным наличие одной форсунки и одной щётки очистки стекла, при этом их работоспособность не проверялась. Сегодня стеклоочистители (щётки и омыватели) должны соответствовать техдокументации автомобиля, и работоспособны.
- Шиповка колёс должна быть однотипной.
- Газобаллонное оборудование. На баллоны должны иметься отдельные паспорта, корпус маркирован, график испытаний строго соблюдён, изменения конструкции не допускаются.
- Обязательно наличие знака аварийной остановки, средств гашения возгораний, аптечки.
- Течь масла и жидкостей. При обнаружении – эксплуатация транспорта приостанавливается до устранения причины. Ранее допускалась норма – не более 20.0 капель в минуту.
Безусловным нарушением представлено внесение даже мелких конструктивных изменений. Если они не внесены в техническую документацию и разрешительные документы отсутствуют, то транспорт к эксплуатации не допускается.
Ознакомление с представленным материалом свидетельствует о том, что водители обязаны автотранспорт представлять на диагностическое исследование в предусмотренные правилами сроки. Вопрос о том, сколько можно ездить с просроченным техосмотром ничтожен – движение транспорта без ТО является нарушением существующего законодательства и представляет потенциальную опасность для участников дорожного движения. Кроме того, без своевременного определения технической возможности эксплуатации транспорта невозможно оформление договора обязательного автострахования, а правоохранители обязаны привлечь нарушителя к административной ответственности.
Штраф с камеры за непройденный техосмотр возможен в среднесрочной перспективе.
Итак, действующая редакция КоАП РФ предполагает ответственность за отсутствие техосмотра только для водителей-профессионалов. Их можно привлекать к ответственности через камеры фотофиксации хоть сейчас. Соответствующая инфраструктура действует в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге и ряде других.
Водителям легковых автомобилей можно выдохнуть? Да, но ненадолго.
Ведь в будущем готовятся поправки в КоАП, которые позволят штрафовать все виды транспорта за отсутствие техосмотра. Да и санкцию существенно повысят. Увязать «письмо счастья» могут с отсутствием полиса ОСАГО. Ведь для оформления страховки требуется заполненная диагностическая карта.