Vetaif.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы автострахования в россии

ОСАГО нужен «гарант»: оформить заветный полис удается не всем

Таксисты, мотоциклисты, молодые водители всё чаще сталкиваются с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО. Почему страховые компании ставят палки в колеса некоторым категориям граждан и как можно отстоять свое право оформить полиc, разбирались «Известия».

Затягивание срока выплат

В автоюридических вопросах бывают такие заминки с выплатами по ОСАГО, что у владельца полиса могут возникнуть подозрения в мошенничестве или каком-то обмане. Виновата ли страховая компания или нет? Бывают случаи, когда виновником являются сами потерпевшие, имеющие на руках страховой полис, а иногда виновата страховая компания.

Есть некоторые пункты из Правил страхования, на которые следует обратить внимание потерпевшему в случае с затягиванием выплат ОСАГО:

  • просмотрите документы, какая там стоит дата, то есть, когда именно были сданы и приняты документы, а потом посчитайте дни, чтобы понять просроченные платежи или нет;
  • когда вы подали заявление о страховой выплате как потерпевший, вам следует помнить, что страховая компания всегда будет рассматривать его в течение 30 дней;
  • сотрудник страховой компании обязан составить акт (п. 70 Правил страхования), который бы в полной мере отразил бы страховой случай и на основании которого принимаются решения о страховых выплатах;
  • в случае затягивания с составлением акта страховщик за каждый просроченный день должен потерпевшему выплачивать неустойку, пеню, которая, согласно ставки ЦБ РФ, составляет 1,75 ставки рефинансирования от той страховой суммы, которая должна выплачиваться потерпевшему в зависимости от вида нанесенного ущерба;
  • потерпевший также обязан сразу же, не затягивая по времени, подать документы в страховую компанию, как только произошел случай, которые он может взять в органах милиции – справку и извещение (если таковое имеется) о ДТП, протокол, постановление о правонарушении (копии), отказ в возбуждении дела по административному правонарушению (п. 44 Правил страхования);
  • кроме этого, следует вовремя предоставлять также следующие документы: подтверждающие право собственности, заключение экспертизы (независимой) и квитанции ее оплаты, документы о предоставлении услуг эвакуации, хранения поврежденного имущества и их оплату, а также другие необходимые документы (п. 61 Правил страхования).

В том случае, если вы подаете в страховую компанию документы врозь, а не вместе, тогда 30 дней начинают отсчитываться со дня сдачи последнего документа.

Более того, проследите, чтобы на всех, поданных вами, документах должна быть зафиксирована дата, в которую документы были поданы в страховую компанию.

Только так вам будет легче отследить, с какого момента компания должна начать выплаты вам. И даже за просроченные дни компания обязана будет заплатить вам за свою просрочку деньгами.

Также задержка выплат может возникнуть из-за того, что страховая компания предлагает потерпевшему самостоятельно оплатить экспертизу.

Ведь страховщики будут до последнего ждать, пока не будет результатов технической экспертизы, что занимает достаточно времени.

Из необъективных причин со стороны сотрудников страховой компании могут быть также различные отговорки: «документы находятся в головном офисе», «документации на рассмотрении или на подписи» и другие.

Читать еще:  Таблица соответствия ширины диска ширине шины

Рынок уже в стагнации

По итогам 2019 года суммарный объем страхового рынка увеличился лишь на 0,1%, до 1,48 трлн руб. Самое значительное сокращение премий, на 43 млрд руб., зафиксировано в страховании жизни. В прошлом году ЦБ ужесточил стандарты продаж полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ, НСЖ), чтобы прекратить мисселинг на рынке — введение покупателей финансовых услуг в заблуждение по поводу условий реализуемых сложных продуктов. Страховщики также получили 11 млрд руб. убытков в сегменте ОСАГО.

Самым прибыльным в 2019 году оказалось добровольное медицинское страхование — сборы за продажу ДМС выросли на 28,8 млрд руб. Премии по страхованию от несчастных случаев и болезней увеличились на 17,8 млрд руб.

Какие документы нужно приложить

Вместе с составленной претензией, заявителю понадобится приложить определённые документы.

  1. Копию паспорта заявителя для подтверждения его личности.
  2. Заверенный второй экземпляр претензии, поданной компании-страховщику.
  3. Доказательная база, подтверждающая факт нарушения страховщиком законодательных норм. Это бумага с официальным отказом, фото и аудио-видеозаписи, показания свидетелей.

После получения заявления от потребителя, надзорные инстанции назначают проверку по изложенным в нём фактам. Если выясниться, что отказ ОСАГО был незаконен, контролирующими органами выписывается представление с требованием исправить допущенные нарушения.

Следи за посредником

Одно дело, когда водители умышленно идут на уловки. Другое, если невольно становятся жертвами мошенников. Нелегальные посредники обещают водителю оформить ОСАГО по низкой цене якобы за счёт связей в страховой. В итоге автомобилист получает фальшивый полис, который аннулируют после проверки.

Не доверяйте каждому, кто продаёт ОСАГО. Фото: twimg.com.

Работает это так:

  • водитель передаёт личные данные лже-посреднику;
  • мошенник искажает сведения об автомобиле для экономии и оформляет более дешёвый полис онлайн-ОСАГО;
  • злоумышленник «фотошопит» PDF полиса и вводит правильные данные водителя;
  • разницу в страховой премии посредник оставляет себе.

В Российском союзе автостраховщиков предупреждают, что чаще всего мошенники «обитают» в регионах «красной зоны». Опасность таких схем в том, что водитель узнаёт об аннулировании полиса после ДТП. Материальная ответственность за ущерб ложится на виновника аварии.

Действия при получении отказа

Если отказываются страховать ОСАГО, что делать – это главный вопрос для каждого водителя, столкнувшегося со схожей проблемой. Несмотря на то, что автогражданка относится к числу обязательных документов, СК могут предоставить различные основания, чтобы отклонить заявку. Любое из оснований компании являются незаконными. Поэтому собственник ТС может отстаивать свои интересы до тех пор, пока не получит свой полис.

Досудебное решение проблемы

Если водитель не знает, что делать, если отказывают в страховании ОСАГО, для начала следует подать жалобу. Во многих случаях компания соглашается предоставить полис, однако дополняет его услугами, не выгодными для собственника. Если водитель собирается жаловаться на СК, он должен иметь при себе документ, подтверждающий отклонение его заявки на покупку полиса.

Обращение в суд

Водители, которые не знают, что делать и не могут застраховать автомобиль по ОСАГО, должны рассмотреть еще один способ решения проблемной ситуации. Такой вариант используется в том случае, если компания не реагирует на жалобы, грубо нарушая при этом действующие законы. Владелец машины может подать в суд, ссылаясь на документальный отказ. При этом следует иметь при себе копию заявления на оформление ОСАГО.

Читать еще:  Как выглядит резонатор изнутри

В подавляющем числе случаев выносится решение в пользу водителя. Поэтому компания обязуется предоставить полис даже если автомобиль старше 10 лет.

«Система его не пропустит»

Мы повторили опыт Алёны и прозвонили несколько популярных страховых в Челябинске — везде получили отказ, где-то более явный, где-то завуалированный. Так, в одной из компаний нам сказали, что сами-то они готовы застраховать 18-летнего водителя, но «система его не пропустит». В другой предложили написать заявление, которое рассмотрят в течение 30 суток без гарантий положительного результата. В качестве альтернативы предложили застраховать нашу жизнь на сумму порядка 7 тысяч рублей, что почему-то сделает проверку менее жесткой. В еще одной компании объяснили, что не могут застраховать «нулевого» водителя, поскольку у него нет страховой истории. А в одном из агентств прямым текстом заявили, что застраховать водителя в возрасте до 23 лет и со стажем менее 3 лет сейчас практически нереально, но предложили всё же попробовать, потому что «иногда везет».

— Да, сейчас это почти общепринятая практика, потому что молодые водители являются самыми проблемными для страховых компаний, — рассказывает директор агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин.

Естественно, такого быть не должно, потому что риски молодости учтены сразу несколькими коэффициентами. Во-первых, это коэффициенты возраста и стажа: разница между опытным пожилым водителем и начинающим более чем двукратная (1,87 против 0,93). Во-вторых, начинающий водитель имеет коэффициент бонус-малус (КБМ) равный единице, тогда как опытный безаварийный автомобилист может довести его до 0,5, если 11 лет проездит без аварий по своей вине. И, наконец, после прошлогодней реформы ОСАГО значительно расширена вилка базового тарифа (2471–5436 рублей), и снова страховые могут нагрузить неудобного им водителя почти двукратной стоимостью. В общей сложности стоимость ОСАГО для нового водителя может в 3–8 раз превышать таковую для опытного. Например, для автора статьи калькулятор «РЕСО-гарантии» предлагает полисы за 7–7,3 тысячи рублей, но добавление 18-летнего водителя без опыта повышает сумму сразу до 25 тысяч.

С бывалыми водителями проще: после реформы ОСАГО стоимость полиса для многих даже снизилась, а проблем с покупкой пока нет

Фото: Илья Бархатов

Прогноз на 2018-2019 гг.

Аналитическое агентство «Автостат», ссылаясь на НРА, предположило, что к концу 2018 года страховщиков, занимающихся ОСАГО, останется менее 50. РСА при этом уточнило, что по состоянию на апрель 2018 их насчитывается всего 59. Этот грустный сценарий вполне может произойти, если страховой коридор по автострахованию не расширят. Последний раз тарифы поднимали еще в 2015 году — на 40%, и с тех пор никаких изменений в ценовой политике не происходило. На фоне терпящих бедствие страховщиков увеличение ставок кажется как никогда актуальным.

ЦБ РФ планирует изменить тарифы с 31 августа 2018 года, в таком случае тарифный коридор составит 2 746-4 942 рублей против 3 432-4 118 рублей. Для страхователей эти перемены будут означать неминуемое повышение стоимости полиса примерно до 7 000 рублей.

Среди прочих изменений, о которых говорят в секторе, можно выделить перестроение работы с КБМ, иное применение коэффициента «возраст-стаж», которые оказывают непосредственное влияние на окончательную стоимость полиса. При этом Зампред ЦБ РФ В. Чистюхин предполагает, что положительной динамики от таких изменений в ближайший год ждать не стоит, то есть нововведения не смогут «вытащить» из убыточности большинство страховых организаций.

Читать еще:  Датчик аварийного уровня тормозной жидкости

Реформирование продолжится осенью 2018 года и потребует внесения изменений в законодательство. Согласно инициативам стоимость каждого полиса будет рассчитываться в индивидуальном порядке, что позволит более точно сегментировать страхователей. Если все перечисленные изменения окажутся успешными, то в 2019 году следует ожидать перехода на свободные тарифы. Как этот переход скажется на конечной стоимости страховки предугадать сложно, однако по опросу одного исследовательского холдинга за введение таких тарифов высказалось 62% опрошенных.

Главные проблемы страхового дела на данный момент

Исходя из рыночной конъюнктуры рынка и менталитета населения, можно выделить такие проблемы страхования:

  1. Низкий уровень образованности людей относительно тех возможностей, которые предоставляют страховые полисы.
  2. Сложные отношения, возникающие при возникновении страховых случаев. Как агенты в частности, так и компании в общем, делают все возможное, а иногда и незаконное, чтобы не производить оговоренные в договорах выплаты.
  3. Отсутствие правовой базы защиты населения. В тех случаях, когда клиенты подают в суд, у них практически нет шансов отстоять свои интересы, когда против них действует мощный юридический аппарат компаний.
  4. Несовершенство действующего законодательства в страховой сфере. Рынок относительно новый и отношения сторон в нем еще не до конца урегулированы.

Обратите внимание! С 2013 года контроль в данном направлении передан ЦБ РФ. Теперь ему дано право отзывать лицензии у компаний, не имеющих ресурсов для выполнения своих обязательств перед клиентами.

Пути решения проблем

Проблемы страхования в России и пути их решения не просто назрели, но и давно требуют решения на государственном уровне. Это не просто товарно-денежные отношения, но и показатель доверия к аппарату власти, который непосредственно несет ответственность за деятельность поднадзорных ему структур.

Варианты устранения противоречий следующие:

  1. Переход на международные стандарты, как бы это не было сложно и противоречиво национальным традициям.
  2. Распространение страховых знаний и формирование у людей соответствующей культуры.
  3. Совершенствование правовой базы относительно сотрудничества сторон соглашения.
  4. Подготовка специалистов на государственном уровне, в соответствии с едиными стандартами.
  5. Увеличение степени влияния государственных структур на все сферы взаимоотношений фигурантов сделок, сведение к минимуму спорных моментов.

Вопросов назрело много, но все они вполне разрешимы.

На данный момент у страхового рынка РФ имеются отличные перспективы. Для этого есть все необходимые условия: заинтересованность государства, повышение интереса клиентов и усовершенствование своей деятельности страховыми компаниями.

Видео по теме статьи

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector