Vetaif.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип работы передних парктроников

Парковочный радар представляет собой активную систему помощи водителю при парковке. Главную роль в ней играют ультразвуковые датчики. Парктроник появился в начале 90-х годов и изначально устанавливался на автомобилях премиум-класса.


Парковочный радар

В условиях городской среды такая система очень помогает водителям. Можно просто не увидеть при парковке урну, высокий бордюр или оставленную тележку. Парктроник видит эти препятствия и своевременно предупреждает о них водителя.

В систему парковочного радара могут входить:

  • датчики;
  • блок управления (получает и анализирует сигнал);
  • динамик (подает звуковой сигнал);
  • дисплей или индикатор (устанавливается в салоне и показывает расстояние до препятствия).


Компоненты парковочного радара

Что такое парковочный радар

Парковочный радар представляет собой активную систему помощи водителю при парковке. Главную роль в ней играют ультразвуковые датчики. Парктроник появился в начале 90-х годов и изначально устанавливался на автомобилях премиум-класса.

Парковочный радар

В условиях городской среды такая система очень помогает водителям. Можно просто не увидеть при парковке урну, высокий бордюр или оставленную тележку. Парктроник видит эти препятствия и своевременно предупреждает о них водителя.

В систему парковочного радара могут входить:

  • датчики;
  • блок управления (получает и анализирует сигнал);
  • динамик (подает звуковой сигнал);
  • дисплей или индикатор (устанавливается в салоне и показывает расстояние до препятствия).

Компоненты парковочного радара

Как пользоваться парктрониками

Итак, мы выяснили, как устроены парктроники и каков принцип их действия. Далее давайте рассмотрим, как ими пользоваться.

  1. Самое главное – корректно выполнить работы по монтажу меток. Вспомним принцип и как работает датчик парктроников: он генерирует направленные ультразвуковые импульсы, сканируя зону на препятствия. Следовательно, локаторы нужно устанавливать на борта строго вертикально, не допуская ни малейшего угла наклона. Иначе сигнал будет «втыкаться» в землю и истошно вопить о несуществующем препятствии.
  2. Второй момент – необходимо осуществить правильное подключение. Провода от меток собирают в «конский хвост» и аккуратно тянут к блоку управления в салоне. Последний, чаще всего крепят на двухсторонний скотч в районе зеркала заднего вида или на торпедо (панель). Далее блок следует запитать от фонарей заднего хода, а если метки имеются и впереди, также от ламп стоп сигнала и поворотников;
  3. Весь принцип монтажа, подключения и установки подробно описан в инструкции по применению гаджета. Чаще всего, в комплекте даже идет специальная насадка на дрель (правильного диаметра), изолента и двухсторонний скотч. Если руки растут откуда надо, справиться сможет любой новичок. А попутно и покрасить в цвет кузова датчики.

Если вас интересует, как пользоваться парктрониками дальше, расслабьтесь. Если все правильно установлено и подключено, система сама будет «просыпаться» при включении двигателя. И сразу уходить обратно «в спячку». До тех пор, пока вы, согласно принципу работы, не переведете рычаг АКПП в режим движения задним ходом или не нажмете на тормоз (и скорость снизится до 20 км/ч и ниже).

Если хотите выполнить отключение передних меток (с ними парктроник постоянно пищит в пробках), просто отсоедините соответствующий провод от передней оптики. Потом можно будет снять датчик с бампера.

Многих водителей также интересует, как включить или отключить парктроник вручную, через кнопку. Что ж, это тоже возможно. Кнопку можно приобрести отдельно, и осуществить ее монтаж в панель управления (если нет места, можно заменить на другую, которая не используется или применяется редко). Работу можно доверить специалистам автомастерской или выполнить самостоятельно. Также во многих автомобилях, где парковочные радары входят в основную комплектацию, кнопка уже присутствует на панели.

Теперь, зная принцип работы парктроников, вы без труда сможете ими пользоваться. Помните, парковочные радары не дают стопроцентной защиты от наезда на препятствия, а потому рекомендуем использовать их как вспомогательную систему. По принципу: «Доверяй, но проверяй»! Словом, смотрите в зеркала и будьте бдительны!

Особенности использования [ править | править код ]

Хотя система призвана помогать автолюбителю, полностью полагаться на неё нельзя. Независимо от наличия системы, водитель обязан визуально проверять отсутствие каких-либо препятствий перед началом движения в любом направлении. Некоторые объекты не могут быть обнаружены парковочным радаром в силу физических принципов работы, а некоторые — могут вызвать ложные срабатывания системы.

Парковочный радар может выдавать ложные сигналы в следующих случаях [4] :

  • Наличие льда, снега или других загрязнений на датчике.
  • Нахождение на дороге с неровной поверхностью, грунтовым покрытием, с уклоном.
  • Движение по пересеченной местности.
  • Наличие источников повышенного шума в пределах радиуса действия датчика.
  • Работа в условиях сильного дождя или снегопада.
  • Работа радиопередающих устройств в пределах радиуса действия датчика.
  • Буксирование прицепа.
  • Парковка в стеснённых условиях (эффект эха).

Система может не среагировать на следующие предметы:

  • Острые или тонкие предметы (например, цепи, тросы, столбики).
  • Предметы, поглощающие ультразвуковое излучение (одежда, пористые материалы, снег).
  • Предметы высотой менее 1 метра [источник не указан 1618 дней] .
  • Объекты, отражающие звук в сторону от датчиков.

Система не может обнаружить провалы в асфальте, открытые колодцы, разбросанные мелкие острые предметы и прочие опасные объекты, находящиеся вне поля зрения датчиков.

Некоторые системы также могут контролировать слепые зоны [en] , что позволяет избежать столкновения с попутными машинами при перестроении. Принцип действия аналогичен системам типа Side Assist [en] [5] : при включении сигнала поворота и наличии препятствия в зоне видимости сонара включается предупредительный световой индикатор, как правило установленный в корпусе соответствующего зеркала заднего вида.

Варианты установки датчиков и дисплей

Внешне большинство моделей парктроников очень похожи, но они могут выполнять совсем разные функции. При выборе этого оборудования необходимо помнить его основное предназначение – обеспечение всех условий для комфортной парковки автомобиля без каких-либо препятствий.

Читать еще:  Зимние шины 2018 тест обзор

Варианты установки датчиков парктроника зависят от опыта вождения автолюбителя, а также от его индивидуальных потребностей в плане удобства парковки. Различают следующие варианты установки:

    Четыре задних датчика, используемых опытными водителями, которые хорошо ощущают параметры своего автомобиля;

Установка шести автомобильных датчиков – четыре на задней части, и два на передней. Так предпочитают работать с парктроником менее опытные автомобилисты, которые плохо ориентируются в параметрах собственного автомобиля;

  • Восемь датчиков (по четыре установки на переднюю и заднюю части машины) предпочитают устанавливать на свой автомобиль водители, которые практически не имеют опыта в вождении.
  • Существуют модели парктроников, не имеющих экрана и сигнализирующих об опасности лишь при помощи звука. На экране же устройства вы сможете подробно увидеть приближающуюся опасность, а также узнать, на каком расстоянии находится преграда.

    Современный ассортимент парктроников предлагает устройства, имеющие светодиодную шкалу или вмонтированную камеру. Второй вариант (с камерой) стоит дороже.

    Специалисты советуют устанавливать дисплей в ту часть автомобиля, куда вы чаще всего смотрите при парковании. Отличным местом будет зеркало с задним видом.

    Вопросы выбора, установки и эксплуатации датчиков парковки

    Выбор парктроника необходимо делать, исходя из конструктивных особенностей автомобиля и условий его эксплуатации. Наиболее популярны системы с четырьмя датчиками на заднем бампере и индикатором-шкалой — это простой, удобный и недорогой вариант. Для крупногабаритных машин и дорогих авто имеет смысл выбирать системы с 6-8 датчиками, которые обеспечивают максимальный контроль пространства. А опытные водители могут ограничиться и двумя датчиками на заднем бампере — это придаст уверенности в городской тесноте.

    Монтаж парктроника и его датчиков должен выполняться в соответствии с инструкцией и сообразно конструкции автомобиля. Датчики обычно устанавливаются на высоте 40-50 см над уровнем дороги, так как при низком положении может появиться ложный сигнал от дорожного покрытия, а при высоком положении датчики не смогут «увидеть» более низкие препятствия. Наиболее надежны врезные датчики, однако они более сложны в установке. Накладные датчики при всех своих достоинствах имеют существенный недостаток — они могут оторваться от бампера даже во время мойки.

    Эксплуатироваться парктроник должен в соответствии с идущей к нему инструкцией. При этом нужно помнить, что большинство современных систем имеют ограниченную дальность работы (до 1,8 м), могут давать сбой при существенных загрязнений датчиков (хотя вода, лед, небольшой слой пыли или грязи не оказывает заметного воздействия на работу системы), а в сильный снегопад зачастую показывают неверные данные. Поэтому при использовании парктроника нужно соблюдать осторожность и понимать, что электроника может ошибаться.

    Составные части парктроника

    В зависимости от типа парковочной системы, меняются и ее составляющие. Зачастую выбор покупателей выпадет на проводные ультразвуковые системы, которые состоят из следующих элементов:

    • парковочный датчик — передает и принимает отраженные сигналы. Состоит из пластикового стакана, резинового демпфера и металлического излучающего элемента;
    • электропроводка — связующее звено между составными частями парковочной системы;
    • электронный блок управления (далее — ЭБУ) — посылает и обрабатывает полученные сигналы;
    • устройство вывода информации (звуковой или световой индикаторы и графический дисплей) — способ информирования водителя.


    Неисправности: диагностика и устранение

    Если перестал работать парктроник, сперва необходима визуальная, а затем, при необходимости, детальная диагностика всей парковочной системы.

    Самостоятельная диагностика

    Первую часть диагностики, может выполнить водитель. Она проводится с помощью ассистента, который садится в машину, и с работающим двигателем. Для этого достаточно:

    • убедится в чистоте парковочных датчиков, в отсутствии на них механических повреждений и налипших предметов;
    • для проверки переднего парктроника, включить передачу для движения вперед и подвести искусственное препятствие, например руку. Система должна реагировать на каждое приближение руки к датчику;
    • тем же способом проверить задний парктроник с включенной задней передачей;
    • проверить работу информирующего устройства (индиктора или дисплея) при обнаружении препятствия.

    За дальнейшей диагностикой необходимо обращаться в сервисный центр к квалифицированным специалистам.

    Сервисная диагностика

    Автоэлектрик в сервисном центре, не смотря на признаки неисправности, обязан провести полный визуальный осмотр всех видимых частей парковочной системы на момент обрыва проводки, механического повреждения датчиков, блока управления, индикаторов или дисплея.

    Затем проведет ряд следующих проверок:

    • проверка реагирования каждого датчика переднего и заднего парктроника;
    • демонтаж датчиков парктроника и проверка сопротивления каждого электронным тестером. Исправный датчик дает соответствующее сопротивление, и оно не должно ровняться нулю или бесконечности. Эта проверка позволяет убедиться в исправности датчика и его проводов. Неработающий датчик парктроника не подлежит ремонту и заменяется новым;
    • проверка электропроводки с помощью тестера. Позволяет выявить нарушенный провод, который в дальнейшем подлежит пайке либо замене;
    • проверка индикатора или дисплея на предмет корректного отображения информации о наличии препятствия и расстоянии до него;
    • в том случае, если ранее проверяемые элементы исправны, но парковочная система в целом не работает, требуется замена блока управления. В некоторых случаях, при выявлении неисправных элементов системы и для подтверждения их поломки, на их место устанавливаются заведомо исправные;
    • после ремонта или замены необходимых деталей парковочной системы, заключительным этапом сервисного обслуживания является проверка ее исправной работы путем обнаружения искусственных препятствий и сигнализации о них.

    Дешевый электромагнитный парктроник: что это и как работает?

    Как работает классический ультразвуковой парктроник?

    Чтобы было понятно, с чем мы сравниваем то, что тестируем – начнем с рассказа об устройстве парктроника привычной конструкции (кто знает, как он устроен – могут эту главку пропустить для экономии времени).

    Классический парктроник с ультразвуковыми датчиками – брат-близнец классического же радара, разработанного еще в начале ХХ века.

    Читать еще:  Как выглядит рабочая свеча зажигания

    Радиопередатчик радара посылает в небо направленный импульс, а потом принимает отраженный от самолета сигнал, вычисляя время его прохождения туда и обратно. Поскольку скорость радиоволны в воздухе – известна и неизменна, по времени определяется расстояние до объекта, от которого отразился луч радара. По тому же принципу построены и куда более простые бытовые устройства – рыболовный эхолот и тот самый автомобильный парктроник.

    Внутри датчика парктроника – пьезокерамическая пластина, которая колеблется на ультразвуковой частоте, как крошечный высокочастотный динамик, используемый в аудиосистемах. Ультразвук в качестве типа излучения применяется лишь потому, что его использовать проще – не требуются нежные и недешевые микроволновые антенны в датчиках, не нужно никаких сертификаций и согласований на использование радиочастотного спектра…

    Пьезокерамическая пластина в датчике, по сути, выполняет роль приемо-передающей антенны радара. Коммутирующее устройство поочередно быстро-быстро подключает пластину то к передатчику ультразвука, то к приемнику ультразвука. Подключенная к передатчику пластина отправляет импульс в эфир, тот «полетел», натолкнулся на препятствие и отразился от него обратно. В этот момент пластина-антенна уже подключена к приемнику – он приняла отраженный сигнал, а электронный блок оценил время, затраченное на это. Чем меньше задержка – тем, стало быть, меньше расстояние до объекта.

    Как работает «ленточный» электромагнитный парктроник?

    У электромагнитного парктроника «рабочим органом» является не пьезокерамический датчик, а алюминиевая лента-антенна с нанесенным на одну сторону двусторонним скотчем для закрепления на внутренней поверхности бампера. Собственно, главные плюсы устройства:

    • отсутствие необходимости сверлить отверстия под датчики;
    • датчик – один и сплошной, который не пропустит то, что может игнорировать классический парктроник – столбик, сетку-рабицу и т.п.

    Лента клеится на внутреннюю поверхность бампера, поблизости размещается электронный блок, к которому она подключена, блок запускается (и питается) от лампы фонаря заднего хода, а динамик-пищалка сообщает о расстоянии изменением интервалов между отдельными «писками». В принципе, предполагается, что все работает точно так же, как и в парктронике традиционной конструкции – вы включаете заднюю передачу и маневрируете, ориентируясь на частоту писка. Но не так все просто!

    Главная «бага» (она же – «фича», как ни странно) электромагнитного парктроника состоит в том, что он работает только при движении автомобиля или движении препятствия. Иначе говоря, реагирует не на расстояние до препятствия как таковое, а на его изменение.

    Именно во время изменения расстояния парктроник способен его оценить. Когда все неподвижно – измерения не происходит. То есть если на обычном парктронике вы остановились за 50 сантиметров до препятствия (скажем, чтобы поковырять в носу и решить, каким будет следующий маневр), то прибор продолжит пищать и показывать вам те самые 50 сантиметров. А вот ленточный парктроник замолчит, как только вы остановитесь! Чтобы снова ввести его в рабочий режим, вам нужно начать движение.

    Вот как, к примеру, может выглядеть ситуация, в которой электромагнитный парктроник оказывается почти бесполезен:

    В этой ситуации с традиционным парктроником при расстоянии сантиметров 30 можно было бы плавно сдать назад сантиметров на 15-20. Достаточно включить заднюю, подождать пару секунд, пока парктроник очнется и просканирует пространство, и сдвинуться. А вот с «ленточным» есть риск сдать назад, и услышать писк парктроника одновременно с касанием бампера соседней машины или стены… Пока он очнется и поймет, что происходит движение, вы уже ткнетесь в препятствие. Возможно, пример навскидку не самый выразительный, но поверьте – в повседневной езде принцип работы ленточного парктроника подкидывает немало приколов разной степени проблемности…

    Проверяем!

    Протестируем устройство на практике! Разумеется, снимать бампер для этого не станем – просто наклеим ленту-антенну на него сверху, в рекомендованном производителем парктроника месте.

    Гаджет, как заявляется, обязан реагировать на любое препятствие — массивное и тонкое, из металла или из мяса в куртке, на сугробы, бетон, деревья – в общем, на всё. Индикация у прибора только акустическая, трехступенчатая – редкий писк на расстоянии около метра от препятствия, частый – сантиметров 15 и непрерывный от пяти-семи сантиметров.

    Итак, втыкаем заднюю – работает. Но как-то нестабильно. Вот эту палку от метлы парктроник при одном маневре заметил, а при повторном – почему-то нет…

    …Одни сугробы «лента» засекала как положено, а другие – только при непосредственном касании, когда уже откровенно поздно. А если бы это был бетонный блок?

    В общем, совершенно неясно, как такому гаджету можно всерьез доверить целостность своего (и чужого!) авто…

    Монтаж ленточного парктроника

    Ленточный парктроник многих привлекает мнимой легкостью установки и отсутствием необходимости сверлить накладку бампера. Но, как ни странно, смонтировать электромагнитное ленточное устройство не менее (а, может, и более!) трудоемко, нежели классическое ультразвуковое…

    Во-первых, для установки ленты скорее всего придется полностью снять бампер. Если мы говорим о самостоятельной установке, без использования услуг профессиональных инсталляторов, то для среднестатистического гражданина процесс снятия бампера гораздо более сложен, нежели проделывание четырех дырок в нем сверлом-«чашкой» по шаблону, найденному в интернете для вашей модели авто.

    Арматурные работы – это, конечно, не горшки для богов, но все же нужно иметь достаточно прямые руки, чтобы снять/поставить бампер аккуратно, не сломав разнообразные фиксаторы, пистоны и еще что-нибудь попутно… К слову, и профессионалы не придут в восторг от заказа на такую услугу – уверен, за инсталляцию ленты электромагнитного парктроника они заломят не меньше (а, может, и больше!), чем за ультразвуковую «классику»…

    Для чего нужно снимать бампер? Дело в том, что по открытой и доступной нижней внутренней кромке бампера клеить ленту нельзя – слишком низко от земли, будут срабатывания-помехи. Лента должна проходить по центральной линии бампера, примерно в полуметре от земли. А на этом месте бампер вплотную прижат к пенопластовому буферу удара, а тот в свою очередь – к кузову (возможны варианты, но именно так это выглядит на большинстве массовых седанов и хэтчбеков).

    Читать еще:  Inspector inv 3000 classic

    Снимаем бампер и для начала моем его изнутри и сушим. На грязь и влагу клеить что-либо на двусторонний скотч, даже такое легкое, как алюминиевая лента, нежелательно. В общем, процедура заставит повозиться – при том, что ультразвуковой парктроник даже без особых навыков и практики монтируется за пару-тройку часов, хоть зимой, хоть летом!

    Принцип действия

    Этот раздел – для тех, кому любопытен не просто алгоритм действия прибора, но и его схемотехника. Небольшое занудство – желающие могут его пропустить и сразу перейти к выводам.

    Мы не пытались отрисовать схему устройства, чтобы детально её проанализировать, но даже беглым взглядом кое-что все же удалось оценить. На плате парктроника виден популярный и широкораспространенный восьмибитный контроллер Atmel AT89C2051-24PU и колебательный контур на частоту (предположительно) несколько десятков килогерц. К контуру подключена «антенна» – та самая полоска алюминиевой фольги.

    Некоторый опыт подсказывает, что перед нами конструкция, весьма часто встречающаяся в простейших металлоискателях! Самодельщикам, интересующимся металлодетекторами, хорошо известны популярные конструкции элементарных параметрических микропроцессорных детекторов – таких как Trаcker FM, Малыш FM и ряда других – это детекторы, реагирующие на изменение частоты колебательного контура от воздействия внешних предметов.

    Металлодетектор игнорирует всё, кроме металла, благодаря электростатическому экранированию катушки, а в парктронике паразитный эффект использован во благо: он пищит на все подряд, на дерево, тело, почву и т.п. Программа микроконтроллера парктроника непрерывно производит автоматическую калибровку прибора, когда на антенну контура не происходит воздействий, меняющих его частоту – поэтому на стоящей машине пищалка молчит. Но как только частота контура меняется от приближения к антенне предметов, программный частотомер в прошивке контроллера отмечает это и конвертирует изменения частоты колебаний в писк, соответствующий приблизительному расстоянию.

    Выводы

    На наш взгляд, ленточный электромагнитный парктроник в том виде, в котором он привлекает любителей «скроить» в китайских интернет-магазинах, – потеря времени и сил, промежуточный этап перед неизбежной в итоге покупкой классического ультразвукового парктроника…

    Конструкция слишком нестабильна и имеет существенную «фичу» – работу только во время движения. Возможно, к ней удастся привыкнуть «с нуля», но если вы раньше использовали ультразвуковой парктроник, «лента» доставит вам немало неприятных моментов. Все бы ничего, если ваш пытливый ум стремится получить неоценимый личный экспириенс за смешные, в сущности, деньги – 500-600 рублей, – в конце-концов, на некоторые грабли наступать достаточно любопытно и познавательно. Но трудоемкость наступания на эти грабли принесет не полезный опыт, а лишь негатив и раздражение потраченным временем и силами.

    Читайте также:

    Для комментирования вам необходимо авторизоваться

    Я посмотрел на цены — ленточные парктроники ни капли не дешелве ультразвуковых. Они подийдут лишь тем, кто, продавая машину, забирает парктроник с собой.

    Табло паркторника размещайте на верхней части салонного зеркала, так вы одновременно отслеживаете и задний вид и данные с парктронника..

    Статья интересная и вывод верный, но с технической стороны автор не прав. Конечно, чтоб подтвердить свою догадку, я полез в сеть и нашел такое:————————Внимание! Слабонервным физикам не читать!Магнитная полоса, установленная внутри бампера, генерирует эллиптическое магнитное поле по всему периметру бампера. Электромагнитная полоса работает как приемопередатчик в отличие от ультразвуковых датчиков, состоящий из двух сенсоров — передатчика и приемника. Центральный процессор, переводя сигналы от антенны о массе объекта, в электрическое напряжение информирует о препятствии. Когда объект (т.е. человек, машина, ограждение и т.д.), масса которого тяжелее массы электромагнитного поля (ТУТ Я УПАЛ СО СТУЛА!), попадает в эллиптическую зону, и тем самым увеличивает напряжение, считываемое центральным процессором, на дисплей или бипер выводится информация о препятствии и расстоянии до него.————————Физики, возвращайтесь!На самом деле в принципе работы сего девайса заложен совсем другой эффект. Емкостное реле. Такое установлено как в фенах для рук, сенсорных выключателях и тот же принцип используется в Терменвоксе для музицирования. Схемы этих устройств есть в любой книжке для начинающего радиолюбителя. В «классической» схеме используются два колебательных контура, настроенные на одинаковую частоту, только у одного из контуров к конденсатору подключают «антенну», выходные сигналы контуров смешиваются и получается 2 сигнала F1+F2 и F1-F2. Первый не интересен, он отфильтровывается, а второй либо подается на динамик (Терменвокс) или пороговый детектор (емкостное реле). Смысл затеи в том, что эталонный контур всегда работает на своей частоте, а другой зависит еще и от емкости, которую вносит объект, приближаясь к «антенне» По сути — в контур введен переменный конденсатор, одна обкладка которого — датчик (металлический стержень или полоса), а вторая — «заземление» — объект. Чем ближе объект, тем больше емкость конденсатора и ниже частота управляемого генератора. Кому интересно, загуглите «емкостное реле принцип действия»В парктронеке исходная емкость «паразитного конденсатора» неизвестна. По этому тут один контур. Вначале микроконтроллер делает базовое измерение, затем, по мере приближения к объекту, частота будет уменьшатся. Программа не знает точного расстояния и может только «предполагать» о расстоянии до объекта. Что то я увлекся, из комментария статью сделал. Надеюсь, хоть немного ценной информации было в нем. Если интересно — дополню в следующем.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector