Vetaif.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подшипник в разрезе чертеж

Изображение подшипников

СОДЕРЖАНИЕ

  • Правила изображения подшипников качения
  • Литература

Правила изображения подшипников качения

ГОСТ 2.420-69 устанавливает правила изображения подшипников качения в осевых разрезах и сечениях на сборочных чертежах изделий всех отраслей промышленности и соответствует СТ СЭВ 1797-79.

Подшипник изображают, как правило, без указания типа и конструктивных особенностей, в соответствии с его конфигурацией сплошными основными линиями по контуру.

На изображении проводят сплошными линиями крест, как показано на рис.1.


Рис.1.

При необходимости указания на сборочном чертеже типа подшипника вписывают условное графическое обозначение по ГОСТ 2.770-68.

Примеры упрощенных изображений подшипников без указания конструктивных особенностей приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Примеры упрощенных изображений подшипников

Тип подшипникаУпрощенное изображение
Радиальный шариковыйоднорядный
самоустанавливающийся (сферический)
Радиально-упорный шариковыйоднорядный
сдвоенный
Упорный шариковыйодинарный
двойной
Радиальный роликовыйодинарный
двухрядный
самоустанавливающийся (сферический)
Радиально-упорный роликовыйоднорядный
двухрядный
четырехрядный
Упорно-радиальный роликовыйодинарный (сферический)
Упорный роликовыйодинарный
Радиальный игольчатыйоднорядный
двухрядный
Упорный игольчатыйоднорядный

При необходимости указания конструктивных особенностей подшипника следует руководствоваться изображениями, приведенными в таблице 2.

Таблица 2

Особенность конструкции подшипникаУпрощенное изображение
С одной защитной шайбой
С двумя защитными шайбами
С односторонним уплотнением
С двусторонним уплотнением
С установочным кольцом
С коническим отверстием

Упрощенное изображение подшипника на чертеже должно соответствовать его рабочему положению в сборочной единице.

Упрощенное изображение подшипника на сборочном чертеже, содержащее сведения о конструктивных особенностях подшипника, должно состоять из упрощенных изображений, приведенных в таблицах 1 и 2.

Пример упрощенного изображения радиального шарикоподшипника с односторонним уплотнением приведен на рис.2.

Пример упрощенного изображения радиального шарикоподшипника с двумя защитными уплотнениями приведен на рис.3.

Пример упрощенного изображения радиально-упорного роликоподшипника приведен на рис.4.

При изображении подшипника в разрезе или сечении по правилам ГОСТ 2.109-73 допускается половину разреза (относительно оси вращения) изображать контуром с крестом посредине (рис.5).

Элементы подшипника

Подшипник как изделие, предназначенное для восприятия нагрузок определенного направления, имеет разные конструкции, в зависимости от которых и различаются используемые в том или ином типе элементы. Самая распространенная — шариковые однорядные радиальные — это универсальные подшипники, применяемые в различных машинах и оборудовании чаще всего. Тип действующей нагрузки — радиальная, а также в меньшей степени осевая (при чисто осевой — до 50% от показателя статической грузоподъемности, указываемого в каталогах). Ниже представлен чертеж такого подшипника в разрезе, на котором указаны все элементы изделия. В случае другой конструкции есть некоторые различия (см. далее).

Элементы шарикового радиального однорядного подшипника на чертеже в разрезе:

1. Наружное кольцо (применяются также термины обойма, линза); 2. Внутреннее кольцо; 3. Сепаратор (обычно из стали); 4. Дорожка качения на внутреннем кольце; 5. Дорожка качения на наружном кольце; 6. Лицевая сторона наружного кольца; 7. Лицевая сторона внутреннего кольца; 8, 9 — Посадочная поверхность внутреннего кольца; 10 — Элементы качения (шарики); 11 — Фаска на наружном кольце.

Существуют различные модификации этой конструкции — в первую очередь, это закрытые подшипники, в которых соответственно применяется еще один элемент — металлическая шайба или заглушки из синтетического каучука (подробнее про закрытые подшипники). Они заполнены смазкой и не нуждаются в уходе. Для использования в технике изделие может дополнительно оснащаться проточкой по наружной обойме для крепления стопорного кольца (последнее не относится к элементам собственно подшипника и поставляется отдельно).

Как уже было описано выше, элементы могут различаться в зависимости от типа подшипника – они представлены на этой странице. Отличия могут заключаться в отсутствии того или другого кольца, сепаратора, телах качения (шарики или ролики), количестве их рядов, дополнительных конструктивных особенностях (например, упорные подшипники очень сильно отличаются от представленного выше чертежа из-за характера воспринимаемой нагрузки). На схеме ниже представлены элементы роликового конического подшипника (два кольца, ролики и сепаратор), такой тип массово используется в распространенной технике — автомобилях, тракторах, комбайнах.

Различные конструктивные особенности, отличающиеся применяемыми элементами

К элементам подшипника можно также отнести стяжные и закрепительные втулки, которые используются обычно для крепления самоустанавливающихся двухрядных подшипников с коническим внутренним отверстием. Ниже для ознакомления представлен чертеж одного из таких подшипников:

Отдельная группа подшипников — так называемые шарнирные подшипники, или подшипники скольжения, которые вовсе не имеют тел качения, нагрузка в них воспринимается за счет скольжения поверхностей относительно друг друга. Устройство подшипника скольжения крайне простое – это цилиндр, чаще стационарный, заключающий в себе и поддерживающий движущийся элемент, который обычно называют валом. Соответственно, здесь можно выделить всего два элемента. Подробнее ознакомиться с конструкциями подшипников скольжения можно по этой ссылке.

В качестве элемента подшипника могут восприниматься также их корпуса. Однако, строго говоря, корпуса, также как и стопорные кольца, не относят к подшипникам и рассматривают в качестве отдельной группы изделий. Корпуса могут быть просто частью того или иного механизма и вообще не рассматриваться в качестве подшипниковой продукции (например, применяемые в автомобилях) или же быть составной частью распространенных подшипниковых узлов. В этом случае они используются в сборе с так называемыми корпусными подшипниками, имеющими почти все те же элементы, что и обычные шариковые радиальные (представленные выше на чертеже в разрезе) с некоторыми особенностями.

Подшипники качения состоят из двух колец, тел качения (различной формы) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без сепаратора), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.

Также существуют насыпные подшипники, состоящие из сепаратора и вставленных в него шариков (см. рис. ниже), которые можно вытаскивать.

Имеются подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большее число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.

В подшипниках качения возникает преимущественно трение качения (имеются только небольшие потери на трение скольжения между сепаратором и телами качения), поэтому по сравнению с подшипниками скольжения снижаются потери энергии на трение и уменьшается износ. Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника.

Классификация [ править | править код ]

Классификация подшипников качения осуществляется на основе следующих признаков:

  • По виду тел качения
    • Шариковые,
    • Роликовые (игольчатые, если ролики тонкие и длинные);
  • По типу воспринимаемой нагрузки
    • Радиальные (нагрузка вдоль оси вала не допускается).
    • Радиально-упорные, упорно-радиальные. Воспринимают нагрузки как вдоль, так и поперёк оси вала. Часто нагрузка вдоль оси только одного направления.
    • Упорные (нагрузка поперёк оси вала не допускается).
      • Шариковые винтовые передачи. Обеспечивают сопряжение винт-гайка через тела качения.
  • По числу рядов тел качения
    • Однорядные,
    • Двухрядные,
    • Многорядные;
    • Самоустанавливающиеся.
    • Несамоустанавливающиеся.
  • По материалу тел качений:
    • Полностью стальные;
    • Гибридные: стальные кольца, тела качения неметаллические, как правило, керамические, применяются в быстровращающихся механизмах, чаще всего — в газотурбинных двигателях;

    Подшипник ступицы УАЗ переднего колеса

    Вначале нужно внешне определить, что подшипник необходимо заменить. Об этом свидетельствуют следующие признаки:

    • высокое содержание шумов вращающего колеса;
    • не держится номинальный зазор в подшипнике.

    Для работы нужен инструмент: плоская отвертка, съемник колец стопора, молоток. На фото (рис.2) видно, как снимается ступица в сборе с подшипником.

    Последовательность в работе заключается в следующем:

    • снимается ступица в сборе с подшипниками;
    • внешний подшипник вынимается из ступицы;
    • с помощью отвертки вытаскивается ступичный сальник, который обязательно должен быть заменен новым;
    • керосином промываются все снятые части;
    • не нужно забывать, что оба подшипника должны подлежать замене и обязательно парой;
    • видимый износ, потертости и сколы на частях подшипников должны привлечь внимание;
    • ступичное колесо выпрессовывается с помощью приспособления и молотка легкими ударами по внутреннему краю ступицы;
    • при сжимании усиков кольцо достается изнутри, таким же способом извлекается и наружное кольцо;
    • при установке новых колец категорически запрещается перекос данных запчастей, они должны крепко осесть на свое место;
    • вся внутренняя поверхность ступицы должна быть заполнена смазкой.

    Ступицы колес после продолжительного движения начинают греться, это можно почувствовать, потрогав колесо рукой, – нужно срочно оказывать скорую помощь. Если рука не терпит нагрева, ступица очень сильно перегревается, нужно открутить гайку на одну грань, при этом соблюдать последовательность работ.

    Рабочим тормозом нельзя пользоваться при проверке подшипников на нагрев, они могут нагреваться и от тормозных барабанов.

    Итак, подшипник ступицы УАЗ успешно заменен, все ремонтные работы проведены. Если демонтаж подшипников был проведен аккуратно, то вопросов с обратной установкой не возникает.

    Чертеж ступицы всегда должен быть под рукой, он всегда поможет, если возникнут проблемы по данному вопросу.

    Классификация подшипниковых корпусов

    Подшипниковый корпусдеталь или единица сборочная, предназначенная для фиксации одного либо группы подшипников и их установки в машину. Их классификация включает следующие виды:

    • по принципу крепления – на лапах, фланцевые, с креплениями особых типов, например, для линейного перемещения (Т), для поворота;
    • по количеству подшипников на один, два, группу;
    • по материалу – чугунные, стальные, алюминиевые, из нержавеющей стали, пластмассовые;
    • по виду заготовки – сварные, литые, отштампованные, кованные, из цельной заготовки;
    • разъемные и неразъемные;
    • стандартизованные, покупные серийные, проектируемые для конкретной машины.

    При крупносерийном производстве наиболее рациональным, дешевым является метод получения заготовок корпуса для подшипников методом литья. Чаще используется чугунное литье из серого чугуна, обеспечивающее жесткость, прочность при невысоких затратах.

    При особых требованиях применяется стальное, алюминиевое литье. Однако литье требует затрат на формы, литейную оснастку. В единичном или мелкосерийном производстве такие затраты не окупаются. В этом случае используются сварные заготовки. Материалом обычно является низкоуглеродистая сталь Ст3 или сталь 20.

    В пищевой промышленности при возможности контакта с продуктом, необходимости санитарной обработки, мойки применяют нержавеющую сталь, например 12Х18Н10Т. Опоры подшипниковые из пластмасс выполняют в основном литьем под давлением. Корпуса из прочного химически стойкого пластика, нержавейки кроме пищевой индустрии используются в оборудовании для химии.

    Для натяжных опор чаще в качестве материала применяют серый чугун, образующий хорошую пару трения со стальными направляющими.

    Из цельного проката, например, круга опоры, выполняют при небольших размерах.

    Вне зависимости от вида заготовки корпуса подвергают черновой, чистовой механической обработке. Обычно вначале обрабатывают фрезерованием плоскости опорные лап или точением фланец. Используя опорные поверхности как базу, растачивают отверстие под подшипник. При необходимости обрабатывают торцы под крышки, выполняют канавки для пружинных упорных колец, поверхности под уплотнительные устройства. Сверлятся крепежные отверстия на фланцах, лапах, отверстия для крышек. Выполняются резьбовые отверстия для масленок, каналы и отверстия подачи смазки. Нередко для возможности регулировки на лапах выполняют не отверстия, а пазы.

    Расточки под подшипники обычно выполняются цилиндрическими на проход.

    В отдельных случаях под осевую фиксацию подшипников выполняется заточка.

    В корпусах со сферическим верхним кольцом посадочная поверхность растачивается по сфере.

    В опорах под два подшипника расточки выполняются на концах корпуса. Для уменьшения объема точной обработки в центральной части корпуса отверстие имеет больший, чем у подшипника диаметр. При литье центральный стержень формы делают на концах диаметрами под расточку, а в центре диаметром большим, чем у подшипника. Сварные корпуса под два подшипника обычно выполняют из трубы диаметром большим, чем у подшипника, так чтобы на концах приварить бобышки с отверстиями под припуск расточки.

    В отдельных случаях при реализации схемы врастяжку диаметр трубы сварного корпуса подбирают по размеру упорного заплечика подшипника, выполняя на торцах расточки.

    Значения чистоты расточки опоры под наружное кольцо при диаметре до 80 мм Rа 0,8…1,6, а в диапазоне диаметров 80…500 мм Rа 1,6.

    При установке подшипника в корпус нагрузка вращательная обычно воздействует на кольцо внутреннее. В таком случае размер расточки корпуса выполняется с допуском:

    • H7 в большинстве случаев;
    • G7 при повышенных температурах вала;
    • JS6 при повышенных скоростях.

    Разъемные корпуса, состоящие из основания и крышки, позволяют облегчить монтаж подшипников, отрегулировать зазор, выполнить ремонт. Крепление основания крышкой производится шпильками с гайками. Однако такие корпуса сложнее в изготовлении и дороже, что ограничивает их применение.

    Пример чтения чертежа детали

    Основная надпись говорит о том, что на данном техническом рисунке изображено резьбовое соединение, в частности, скрепление болтом. Также на ней указан код документа и индекс изделия. Масштаб чертежа выполнен в натуральную величину, а именно 1:1.

    Главный вид представлен с наложенным сечением скрепляемых деталей. Соединение показано двумя проекциями. Отдельно представлен болт, с метрической резьбой и высотой 120 мм и 30 миллиметровым диаметром. Также изображена гайка на виде сверху. А вот размеры шайбы по данным этого чертежа неясны.

    6.1. Если вид, разрез или сечение представляют симметричную фигуру, допускается вычерчивать половину изображения (вид В, черт. 13) или немного более половины изображения с проведением в последнем случае линии обрыва (черт. 25).

    6.2. Если предмет имеет несколько одинаковых, равномерно расположенных элементов, то на изображении этого предмета полностью показывают один-два таких элемента (например, одно-два отверстия, черт. 15), а остальные элементы показывают упрощенно или условно (черт. 40).

    Допускается изображать часть предмета (черт. 41, 42) с надлежащими указаниями о количестве элементов, их расположении

    6.3. На видах и разрезах допускается упрощенно изображать проекции линий пересечения поверхностей, если не требуется точного их построения. Например, вместо лекальных кривых проводят дуги окружности и прямые линии (черт. 43, 44).

    6.3. На видах и разрезах допускается упрощенно изображать проекции линий пересечения поверхностей, если не требуется точного их построения. Например, вместо лекальных кривых проводят дуги окружности и прямые линии (черт. 43, 44).

    6.3. На видах и разрезах допускается упрощенно изображать проекции линий пересечения поверхностей, если не требуется точного их построения. Например, вместо лекальных кривых проводят дуги окружности и прямые линии (черт. 43, 44).

    Допускаются упрощения, подобные указанным на черт. 51, 52.

    6.5. Такие детали, как винты, заклепки, шпонки, непустотелые валы и шпиндели, шатуны, рукоятки при продольном разрезе показывают нерассеченными. Шарики всегда показывают нерассеченными.

    Как правило, показываются нерассеченными на сборочных чертежах гайки и шайбы.

    Такие элементы, как спицы маховиков, шкивов, зубчатых колес, тонкие стенки типа ребер жесткости показывают незаштрихованными, если секущая плоскость направлена вдоль оси или длинной стороны такого элемента.

    Если в подобных элементах детали имеется местное сверление, углубление , то делают местный разрез, как показано на черт. 21, 22, 53.
    (Измененная редакция, Изм. ).

    6.6. Пластины, а также элементы деталей (отверстия, фаски, пазы, углубления размером (или разницей в размерах) на чертеже 2 мм и менее изображают с отступлением от масштаба, принятого для всего изображения, в сторону увеличения.

    6.7. Допускается незначительную конусность или уклон изображать с увеличением. На тех изображениях, на которых уклон или конусность отчетливо не выявляются, например, главный вид на черт. 54а или вид сверху на черт. 54б, проводят только одну линию, соответствующую меньшему размеру элемента с уклоном или меньшему основанию конуса.

    6.8. При необходимости выделения на чертеже плоских поверхностей предмета на них проводят диагонали сплошными тонкими линиями (черт. 55).

    6.9. Предметы или элементы, имеющие постоянное или закономерно изменяющееся поперечное сечение (валы, цепи, прутки, фасонный прокат, шатуны допускается изображать с разрывами.

    Частичные изображения и изображения с разрывами ограничивают одним из следующих способов:

    (Измененная редакция, Изм. ).

    6.10. На чертежах предметов со сплошной сеткой, плетенкой, орнаментом, рельефом, накаткой допускается изображать эти элементы частично, с возможным упрощением (черт. 57).

    6.11. Для упрощения чертежей или сокращения количества изображений допускается:

    6.12. Если вид сверху не является необходимым и чертеж составляется из изображений на фронтальной и профильной плоскостях проекций, то при ступенчатом разрезе линия сечения и надписи, относящиеся к разрезу, наносятся так, как показано на черт. 61.

    6.11, 6.12. (Измененная редакция, Изм. ).

    6.13. Условности и упрощения, допускаемые в неразъемных соединениях, в чертежах электротехнических и радиотехнических устройств, зубчатых зацеплений , устанавливаются соответствующими стандартами.

    6.14. Условное графическое обозначение «повернуто» должно соответствовать черт. 62 и «развернуто» — черт. 63.

    (Введен дополнительно, Изм. ).

    Данный документ представлен для ознакомления и не является точной копией нормативного документа (ГОСТ 2.305-68 «ЕСКД. Изображения — виды, разрезы, сечения»).

    • Новости
      • Новости проекта
      • Новости САПР
    • Проект СПДС
      • СПДС GraphiCS
      • СПДС Стройплощадка
      • СПДС Железобетон
      • СПДС Металлоконструкции
      • nanoCAD СПДС
      • nanoCAD СПДС Стройплощадка
      • nanoCAD СПДС Железобетон
      • nanoCAD СПДС Металлоконструкции
      • Статьи о СПДС
      • Опыт использования
      • История
    • Скачать
      • СПДС GraphiCS
      • СПДС GraphiCS Enabler
      • СПДС Стройплощадка
      • СПДС Железобетон
      • СПДС Металлоконструкции
      • Утилиты, дополнения
      • Библиотеки
    • Купить
      • Официальная лицензия
      • Прайс-лист
      • Заявка на приобретение
      • Обучение
      • Услуги
    • База знаний
      • Онлайн руководство
      • Блог проекта
      • Вопросы и ответы
      • Нормативы
      • Обучающие примеры
      • Инструкции
      • Презентации
      • Видеоролики с YouTube
      • Совместимость

    Задайте вопрос менеджеру по СПДС GraphiCS
    Copyright © 2007-2021 АО «СиСофт Девелопмент»

    Основы оформления чертежей по ЕСКД: что такое разрезы и какими они бывают?

    Разрез – это изображение объекта путем мысленного рассечения одной или нескольких его плоскостей.

    Благодаря разрезам можно увидеть, что находится в секущей плоскости, а также за ней.

    Простые разрезы

    Простые разрезы (с одной секущей плоскостью) делятся на:

    • горизонтальные;
    • вертикальные;
    • наклонные.

    Вертикальные разрезы в свою очередь бывают:

    • фронтальными;
    • профильными.

    Простой разрез

    Сложные разрезы

    Сложные разрезы (с несколькими секущими плоскостями) бывают ступенчатыми и ломаными. Ступенчатые в свою очередь разделяют на:

    • фронтальные;
    • горизонтальные.

    Сложный разрез

    Самодельный корпус для подшипника

    Сделать корпус для подшипника своими руками не так уж и сложно. Единственное, он будет отличаться по понятным причинам от заводского образца. Поэтому, если большая прочность и точность детали не имеют значения, это вполне выполнимая задача.

    Хорошим материалом для изготовления корпуса является графитированный капролон. Он отличается повышенной износостойкостью, прочностью и скольжением. Выпиливать отверстие нужно, зажав материал в тиски. Дрелью, ножом и напильником следует сделать в капролоне ровное отверстие.

    Вовнутрь следует вставить скользящую прокладку. Корпус лучше сделать разрезным и зажать его при помощи винта на вале. Чем ровнее получится отверстие, тем лучше будет работать деталь.

    Случается, корпус выполняется даже из дерева. Кольцо делается из секторов, которые потом стягиваются воедино. Это автоматически компенсирует люфт подшипника.

    Рассмотрев разновидности и устройство такой детали, как корпус подшипника, можно понять принцип его работы и выполнить самостоятельный ремонт довольно большого количества техники в домашних условиях.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector