Vetaif.ru

Авто журнал
139 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Панель приборов из планшета своими руками

Как из телефона сделать панель приборов

На смену классическим автомобильным приборам приходят цифровые панели. Наверное, самая популярная машина с такой панелью — это Tesla с ее внушительным сенсорным дисплеем. На нем можно следить за маршрутом, управлять музыкой и видеть диагностическую информацию. А знаешь ли ты, что в бюджетных авто используются те же электронные блоки? Информацию с них можно считать и показать. Сегодня мы попробуем это сделать, вооружившись Arduino и Raspberry Pi.

Раньше на панель приборов автомобиля выводилась только самая важная информация: обороты, скорость, температура. Сейчас можно вывести любые данные, какие пожелаешь: видео с камеры под бампером, дорожные знаки, график расхода топлива.

Современный автомобиль — это огромная компьютерная сеть, в которой множество датчиков и исполнительных механизмов. Но информацию об их работе можно посмотреть только с помощью специального диагностического оборудования.

Электронные блоки

Чем круче машина, тем больше полезной информации отображается на штатном бортовом компьютере.

  1. Изучение возможностей
  2. Сниффер шины CAN
  3. Диагностический сканер ELM327
  4. Разработка приложения под iPhone
  5. Итог

Подключение планшета через автомобильный усилитель

Тут есть два варианта:

  • если в Вашем авто есть штатная аудио система, то её можно заменить, используя внешний усилитель и планшет.
  • если у Вас магнитола съёмная, то её можно использовать как усилитель и именно к ней подключить к планшет.

Я использовал первый вариант.

Замена стоковой стерео-системы на планшет требует подключения внешнего усилителя. Дело в том, что планшет невозможно напрямую подключить к динамикам. Аудио выход рассчитан только на наушники. Поэтому и необходим усилитель. Я выбрал 4х канальный, потому что в моей машине четыре динамика. Усилитель у меня установлен под передним пассажирским сиденьем, но он может быть установлен практически в любом месте, например в багажнике автомобиля, но это, я считаю, слишком далеко от батареи. Я выбрал место под сиденьем пассажира, чтобы ограничить длину кабеля. Сиденье придётся снять, но это на самом деле не сложно. Погуглите, как это делается в вашем автомобиле.

Усилитель будет питаться непосредственно от батареи. Для этого необходимо провести достаточно толстые провода от автомобильного аккумулятора. Прочитайте инструкцию по эксплуатации усилителя для определения необходимого сечения кабеля. Есть усилители, которые имеют в комплекте провода для подключения. Также можно сэкономить и пойти купить такой провод самостоятельно.

Я выбрал самый дешевый усилок, какой только мог найти. Я редко слушаю музыку, в основном аудио-книги, так что качество звука меня не сильно беспокоило.

Инструменты и материалы

Вам понадобится щипцы для обжима наконечника на конце каждого провода. У меня есть наконечники, которые имеют термоусадочный кембрик. Неплохой вариант и выглядит очень профессионально.

  • Инструмент для зачистки проводов / обжима
  • Паяльник (рекомендуется)
  • Отвертки
  • Дрель
  • Нож с режущими лезвиями
  • Планшет с автомобильной док-станции (я выбрал Samsung Galaxy Tab 7 +)
  • 1/4 «Лист Lexan (приблизительно 10» x6 «)
  • Краска
  • 1-1 / 4 » круговая фреза
  • 3/8 «сверло
  • Усилитель
  • Car Audio Adapter
  • Штекер 12 В в прикуриватель
  • Провод — толстостенной к усилителю
  • Провод — для сигналов динамика
  • Прокладки
  • Изолента
  • Скотч

Подключение планшета к бортовой сети автомобиля (важное замечание)

Присоединить к бортовой сети надо два устройства — планшет и усилитель. Конечно их можно подключить и через прикуриватель, но этот вариант можно рассматривать только как временный. Для избежания коротких замыканий и обеспечения стабильного питания, подключаться надо непосредственно к аккумуляторной батарее.

Важно! Вы должны поставить предохранитель на силовом кабеле усилителя. В продаже есть маленькие водонепроницаемые держатели предохранителей, которые можно использовать для этого. Предохранитель нужно установить как можно ближе к батарее, насколько это возможно. Без этого предохранителя, возможно короткое замыкание и пожар.

Запуск провода через отверстия

Кроме того, чтобы проложить кабель от батареи к усилителю, вам нужно будет просверлить отверстие в перегородке автомобиля. Вы можете конечно протянуть провод через уже существующее отверстие. В любом случае нужно использовать резиновую муфту как на рисунке. Это предотвратит повреждение провода от трения по металлу.

В моём автомобиле есть небольшое отверстие в районе ног пассажира. Силовой кабель для усилителя я провёл непосредственно через него, под ковриком, к усилителю под сиденьем.

Адаптер и соединители для проводки

Для присоединения к динамикам усилителя, я рекомендую вам купить специальный адаптер. Это избавит вас от необходимости резать проводку в автомобиле (см. рис.).

АВТОМОБИЛЬНЫЙ АДАПТЕР ДЛЯ УСИЛИТЕЛЯ

Вам нужно будет провести 2 кабеля от усилителя к автомобильному адаптеру. Лучше использовать паяные соединений с термоусадкой. Я рекомендую использовать кусок скотча обернутый вокруг листа бумаги, чтобы пометить концы проводов. Выглядит очень аккуратно и понятно что за провод.

Для подключения андроид планшета, необходимы стерео мини кабеля для RCA (красный и белый). Если вы планируете использовать зарядное устройство, то необходимо сделать экранировку аудио цепи. Иначе возможны наводки статического электричества.

В блоке предохранителей я выбрал тот, который обесточен, когда автомобиль выключен, чтобы не разряжать батарею.

Использование GPS в планшете будет быстро разряжать аккумулятор. Так что зарядка для планшета просто необходима. Если вы посмотрите в блоке предохранителей под капотом, то наверняка обнаружите пустые вспомогательные держатели предохранителей. Маркировка блока предохранителей, как правило, есть на нижней части крышки для плавких предохранителей. Для этого провода питания вы можете добавить соединитель «мама» 12 В разъема (гнездо прикуривателя). Такие есть магазинах автозапчастей или на радиорынке.

Настройка ESP-8266

Перед тем как подключать Модуль ESP8266 к схеме его нужно прошить и настроить в режиме прозрачного моста Tcp2uart (tcp to uart), чтобы полученные данные с ком-порта он передавал планшету по Wi-Fi.

Прошивать лучше через USB-UART преобразователь, который должен иметь выход источника 3.3V для питания ESP8266. Так же этот источник должен обеспечить необходимый ток не менее 200мА.

Готово! Теперь при подключении модуля ESP-8266 к ардуино он работает в режиме прозрачного моста и по Wi-Fi передает необходимые данные.

Читать еще:  Как поменять сальник на коробке приора

приборная панель своими руками

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 divinus

не помную уже куда утонула тебя с LCD-панелью, так как дело движется очень медленно, но движется! после того как купил недорого у Тимура приборку, разобрал и понял как там все работает смог наконец-то подключить пробную программу к машине. тем кто не в теме про что это я, идея была такая: 1. при помощи микроконтроллера считывать данные разные в машине, самое просто естественно считать уже готовые данные те что показывает родная приборная панель (обороты, скорость, температура жидкости, давление масла и прочие лампочки) это вот сегодня протестировал — работает 2. при помощи того же микроконтроллера считывать данные с собственных датчиков, а тут уж предел только фантазия, так как сейчас есть копеечные датчики чего угодно, от напряженности пружин до счетчика гейгера, любые датчики дождя, света, наклона и т.д. тесты проведены, датчики работают хорошо, данные считываются. 3. сериализировать эти данные в бинарный протокол и передача их на устройство которое способно их принять и отобразить (я использую китайский планшет за 100 баксов на андройде 4) 4. собственно отобразить красиво данные, тут самая сложная работа которую я и пытаюсь сейчас решить. внедрил ошметки планшета китайского в корпус родной приборки (корпус большой, придется потом покупать еще 1 планшет), вот как это выглядит: p.s. художник из меня никакой шкалу нарисовал как смог, хотел симпатишное что-то но с размером ошибся и получился гламур какой-то ) на это не смотрите, нарисовать можно что угодно, ну и так как мы не ограничены на андройде ничем, то тут можно отображать что угодно и как угодно, можно даже фильм запустить вместо оборотов ) ну или яндекс-карты

  • Наверх

#2 TimafeiRRT

  • Наверх

#3 divinus

  • Наверх

#4 nexst

  • Наверх

#5 Гость_LesoPatam_*

я же не собрался мост неразрезной в перед ставить и на 37 симаках кататься так что не маньяк, просто хочу приборку «пофункциональнее» с навигатором и разными скинами под настроение
ну еще хочу всегда видеть давление топлива и расход мгновенный, ну вот хочу и все

хотя с навигатором я загнул, не буду в приборку навигатор вставлять, в приборке только информация про авто будет

Идея очень хорошая. И с коммерческим потенциалом, кстати. Но ее еще доводить и доводить. Должно же быть и красиво вдобавок. Думаю, эти пластиковые полукруги от старой приборки — в топку. Надо использовать всю площадь экрана. А уж на нем все располагать по усмотрению дизайнера.

Еще вопрос — а с регулировкой яркости этих «приборов» вопрос будет решаться? Ну, и просто для информации: оптимальный цвет подсветки для сохранения адаптации глаз к ночному видению — красный. Ну, а с точки зрения психологии — зеленый. Синий не хорош в любом случае. Разве что подготавливает глаза к ослеплению фарами. Особенно ксеноном.

  • Наверх

#6 TimafeiRRT

я же не собрался мост неразрезной в перед ставить и на 37 симаках кататься так что не маньяк

а я хочу, и не 37, а 43″ и не симексы, а богеры, и я не маньяк. клизьмой буду.

  • Наверх

#7 divinus

Идея очень хорошая. И с коммерческим потенциалом, кстати. Но ее еще доводить и доводить. Должно же быть и красиво вдобавок. Думаю, эти пластиковые полукруги от старой приборки — в топку. Надо использовать всю площадь экрана. А уж на нем все располагать по усмотрению дизайнера.

Еще вопрос — а с регулировкой яркости этих «приборов» вопрос будет решаться? Ну, и просто для информации: оптимальный цвет подсветки для сохранения адаптации глаз к ночному видению — красный. Ну, а с точки зрения психологии — зеленый. Синий не хорош в любом случае. Разве что подготавливает глаза к ослеплению фарами. Особенно ксеноном.

по цвету, общему дизайну и т.д. это вопрос далекого будущего, так как если все получится то несомненно привлекать дизайнеров надо будет, по поводу яркости, настройка сводится к стандартной настройки яркости экрана андройда, сейчас почти на всех моделях есть режим автоматической яркости. по поводу пластиковых черных полукругов — да, пожалуй придется от них отказаться так как слишком много поверхности экрана не видно

а я хочу, и не 37, а 43″ и не симексы, а богеры, и я не маньяк. клизьмой буду.

  • Наверх

#8 Гость_alan00_*

Идея очень хорошая. И с коммерческим потенциалом, кстати. Но ее еще доводить и доводить. Должно же быть и красиво вдобавок.

коммерческий потенциал сомнителен, ибо сделать готовый кит , в коробочном варианте, для апгрейда любой тачки в классе лоу кост это масштабы работ нескольких НИИ с своими опытными производствами, я таких у нас не знаю, а так конечно да, идея забавная и воплощеная хотя бы до уровня математических решений может заинтересовать крупные западные тюнинговые ателье.

автору респект — Кулибин!!

  • Наверх

#9 Axl

при помощи того же микроконтроллера считывать данные с собственных датчиков, а тут уж предел только фантазия, так как сейчас есть копеечные датчики чего угодно, от напряженности пружин до счетчика гейгера, любые датчики дождя, света, наклона и т.д. тесты проведены, датчики работают хорошо, данные считываются.

Самый главный вопрос — как планшет переносит -20 — -30 -.
Чтобы увидеть показания приборки с утра — надо ведь подождать, пока это дело загрузится?

P.S. Хочу спидометр с тросиком, приборы на основе миллиамперметров(а не шаговых моторчиков) и контрольные лампы

  • Наверх

#10 TimafeiRRT

надеюсь это ты не от майнлаба заразился

а при чем тут майнлаб.

  • Наверх

#11 divinus

ну коммерческий потенциал мне в общем-то не нужен, так как на поток такие вещи поставить очень сложно, а единичные экзепляры делать слишком геморройно проект затевался скорее как «попробовать свои новые знания, заработает или нет»

Читать еще:  Почему стучат гидрокомпенсаторы на горячую

для прототипирования использую обычную ардуино уно, если делать уже рабочий вариант то цена будет смешная самого контроллера, около 10 баксов за полный набор.
по поводу датчиков, стандартные датчики которые идут для ардуино дороговаты, но они расчитаны на прототипы и новичков, вообще микроконтроллер может снимать данные с любых датчиков которые могут хоть как-то данные отдавать, и поэтому датчики например от авто или просто промышленные всякие подходят на ура, только искать их сложно, особенно в китае.
как пример, для проверки прототипов можно купить вот такой датчик температуры https://www.sparkfun.com/products/9418
но для рабочего варианта это слишком дорого, но если постараться то можно найти почти то-же самое но намного дешевле http://www.alibaba.c. ents_TCN75.html

сам микроконтроллер вообще ничего не стоит уже http://psx.en.alibab. EGA328P_AU.html, обвязка (кварц, кондеры, сопротивления) и то дороже блин

Самый главный вопрос — как планшет переносит -20 — -30 —

тут вопрос открытый в общем-то, к температуре отрицательной только батарей теоретически плохо относится, а так как нам батарей в общем-то нафиг не нужна, а так-же выкидываем сенсорный экран то все должно быть ок, плату заливаем каким-нибудь клеем чтобы конденсат не скапливался и должно все хорошо работать, если четсно меня больше напрягает то как оно будет при +30 работать постоянно, ARM процессоры достаточно горячие, а если учесть что работать должно с постоянно работающим экраном. в общем прототип готовый расскажет намного больше чем любые размышления, доделаю — посмотрим.
про загрузку, чистый андройд распакованный грузится достаточно быстро, у меня около 20 секунд, сам микроконтроллер соотв вообще не грузится а просто включается (ну вернее грузится, только загрузка микропрограммы занимает около 2-3 секунд) для удобства такие вещи как контрольные лампы можно продублировать диодами или оставить родные на панели.

  • Наверх

#12 TimafeiRRT

ну коммерческий потенциал мне в общем-то не нужен, так как на поток такие вещи поставить очень сложно, а единичные экзепляры делать слишком геморройно проект затевался скорее как «попробовать свои новые знания, заработает или нет»

для прототипирования использую обычную ардуино уно, если делать уже рабочий вариант то цена будет смешная самого контроллера, около 10 баксов за полный набор.
по поводу датчиков, стандартные датчики которые идут для ардуино дороговаты, но они расчитаны на прототипы и новичков, вообще микроконтроллер может снимать данные с любых датчиков которые могут хоть как-то данные отдавать, и поэтому датчики например от авто или просто промышленные всякие подходят на ура, только искать их сложно, особенно в китае.
как пример, для проверки прототипов можно купить вот такой датчик температуры https://www.sparkfun.com/products/9418
но для рабочего варианта это слишком дорого, но если постараться то можно найти почти то-же самое но намного дешевле http://www.alibaba.c. ents_TCN75.html

сам микроконтроллер вообще ничего не стоит уже http://psx.en.alibab. EGA328P_AU.html, обвязка (кварц, кондеры, сопротивления) и то дороже блин

тут вопрос открытый в общем-то, к температуре отрицательной только батарей теоретически плохо относится, а так как нам батарей в общем-то нафиг не нужна, а так-же выкидываем сенсорный экран то все должно быть ок, плату заливаем каким-нибудь клеем чтобы конденсат не скапливался и должно все хорошо работать, если четсно меня больше напрягает то как оно будет при +30 работать постоянно, ARM процессоры достаточно горячие, а если учесть что работать должно с постоянно работающим экраном. в общем прототип готовый расскажет намного больше чем любые размышления, доделаю — посмотрим.
про загрузку, чистый андройд распакованный грузится достаточно быстро, у меня около 20 секунд, сам микроконтроллер соотв вообще не грузится а просто включается (ну вернее грузится, только загрузка микропрограммы занимает около 2-3 секунд) для удобства такие вещи как контрольные лампы можно продублировать диодами или оставить родные на панели.

прибор «маньячный» потому-что надеюсь это не заразно ))

поживем увидим. заражу. скоро е-трака захочешь.

Пленка вместо светодиодов

Более простым способом можно считать использование пленки вместо светодиодов или светодиодной ленты. Плюсом этого способа считается простота и меньшие затраты. Начало работы аналогичное, как и в предыдущем случае. Стоит открутить и снять панель приборов, далее разобрать её до основания, где находится подсветка. Теперь же процедура начинается отличаться. Обычно заводская подсветка белого цвета (в отечественных автомобилях), а цвет меняется благодаря пленке на приборах с обратной стороны.

Чем прозрачней пленка, тем ярче будет подсветка приборов, в зависимости от цвета пленки будет и подсветка приборов. Принцип построен таким образом, что свет от стандартной подсветки проходит через пленку, тем самым меняя цвет и подсвечивая приборы.

Здесь как говорят, расцветка будет ограничена вашей фантазией, можно сделать цифры одного цвета, стрелки другого, а линии третьего. Некоторые любители, подчищают наждачной бумагой, нулёвкой, основание приборов с обратной стороны (со стороны подсветки), чтоб ярче казались цифры и показатели. Пленку можно использовать как специальную, так же продается в автомагазинах, так и найти самостоятельно с подручных материалов. Большим плюсом можно считать то, что никаких изменений в электронику не будет внесено, а значит и никакого замыкания не может быть.

Устанавливаем планшет в авто собственноручно

Планшет вместо магнитолы своими руками можно установить путем подключения (и приобретения, соответственно) отдельного усилителя, то есть полностью убирая магнитолу 2 din (мы так часто называем этот формат, по той причине, что 7-дюймовый дисплей, идеально подходит для установки в посадочное отверстие автомагнитолы) и оставляя проигрыватель в качестве усилителя.

В любом случае размещать усиливающие сигнал устройство рекомендуется под одним из передних сидений авто. Хотя ,конечно, вы можете расположить его и в багажном отсеке, при том условии, что проводка лишнего соединительного кабеля не составит вам труда.

Читать еще:  В чем причина магнитола не включается

Так как по умолчанию мы полностью заменяем штатный автомобильный проигрыватель на планшетный компьютер, то его подключение к усилителю в целях экономии затраченного на работу времени и средств проводим через звуковой вход для наушников. В противном случае качество воспроизводимой музыки и видеоизображения может быть значительно хуже.

Зарядка аккумуляторной батареи планшета производится как через оставшиеся от автомагнитолы USB-порты, так и через обычный автоприкуриватель, подсоединив переходное устройство. Подсоединять девайс к системе питания машины не рекомендуется, так как в этом случае вам не избежать резких скачков напряжения при запуске двигателя.

Сам семидюймовый планшет закрепляется в посадочном месте автомобильного аудиопроигрывателя специально предназначенными для таких целей крепежами (удерживающие рамки) или надежно фиксируется эпоксидным клеем либо герметиком. Первый вариант крепления более удобен, если планшет и его возможности будет дорабатываться в ходе последующей эксплуатации системы. Да и в целях безопасности, такой способ более надежен, так как позволяет быстро снять и забрать с собой устройство при длительном оставлении автомашины.

Плюсы и минусы замены автомагнитолы на планшетный компьютер

  • Возможность регулярного обновления музыки и видео через интернет.
  • Регулировка интерфейса по своему желанию.
  • Удобное сенсорное управление в одно касание.
  • Поиск и загрузка любой информации через интернет-подключение.

Недостатки установки планшетного устройства. Они очень незначительны и неизменны при любых технических изменениях, но все заслуживают упоминания:

  • Изменение целостного, эстетического вида передней панели;
  • Временные неудобства при проведении замены;
  • Возможные неполадки и повреждения при адаптации новой аудиосистемы автомобиля.

Ниже представлена видеоинструкция о том, как поставить в автомобиль планшет вместо магнитолы своими руками.

Aleksandr-99999 › Блог › Создаем универсальную панель приборов из планшета

Универсальная панель приборов VENATOR представляет собой программно-аппаратную систему, позволяющую дублировать показания штатной приборной панели автомобиля, и выводить их в графическом виде, на дисплее CAR PC под управлением Windows (на отдельном, или в составе фронтенда на основном) или на разного рода ANDROID устройствах. Блок сбора данных не использует протоколы СAN, K-line, OBD и подобные, чем принципиально отличается от аналогичных решений. Все штатные датчики подключаются непосредственно к блоку. Блок опрашивает датчики с периодом 50 мс, и передает данные в цифровом виде в программу визуализации. Независимый опрос датчиков позволяет значительно повысить частоту опроса, а также использовать систему на автомобилях не имеющих ЭБУ (карбюраторные, дизельные, электро). Система состоит из Блока сбора и обработки данных Venator PSU, программы Venator и устройства отображения (компьютер на Windows или Android устройство)
Программа Venator использует платформу Adobe AIR. Благодаря этому достигается высокое качество графики и совместимость с платформами Windows и Android. Так же присутствуют несколько стилей оформления активных элементов пользовательского интерфейса и возможность использовать пользовательские фоны (скины). Передача обработанных данных осуществляется по интерфейсам COM over USB, Ethernet, Wi-Fi, причем одновременно, что дает возможность, запустив программу на нескольких устройствах, получать на них данные с одного блока обработки

На сегодняшний день доступен следующий функционал: 1. Индикация скорости 2. Индикация оборотов ДВС 3. Сигналы зеленой и красной зоны оборотов ДВС т.н. SHIFT (настраиваются пользователем) 4. Общий одометр (начальный пробег задается пользователем) 5. Суточный сбрасываемый одометр (сбрасывается кнопкой) 6. Сервисный счетчик обратного отсчета (интервал межсервисного пробега задается пользователем) 7. Индикация напряжения бортсети (калибруется пользователем) 8. Индикация температуры ДВС (калибруется пользователем) 9. Индикация остатка топлива (калибруется пользователем) 10. Контрольные лампы 11. Часы 12. 5 скинов 13. Дневной и ночной режим каждого скина (переключение при включении габаритов или по датчику освещенности) 14. 4 стиля стрелок (выбирается пользователем)

На данный момент в базовую версию программы включены 5 скинов:

Пока мы испробовали только самые очевидные способы использования планшетника в машине — на деле их гораздо больше. Для подобных устройств написана масса полезных вспомогательных программ. Но этой теме мы посвятим отдельное исследование. А пока можем констатировать: планшетные компьютеры способны стать хорошими помощниками: помогут найти верную дорогу, миновать пробки, скоротать время, если миновать затык все же не удалось, и даже помочь решить деловые вопросы не выходя из машины.

Электроника в автомобиле: заправлены в планшеты

Как закрепить планшет в автомобиле на торпеде в щель

Есть разные модели держателей, которые монтируются к пластинам вентиляционной решетки. Широкие щели позволяют фиксировать приспособления даже крупных размеров.

Крепление на вентиляционную решетку

Когда нужно быстро решить, как закрепить держатель телефона на панель авто, лучше брать универсальный регулируемый кронштейн. У него есть несколько преимуществ:

  • скобы из пластика хорошо удерживают смартфон, не царапая его корпус;
  • можно поворачивать планшет, фиксируя его в горизонтальном или вертикальном положении;
  • ширина зажима регулируется при помощи выдвигающегося ограничителя.

Выбирая, как закрепить смартфон на панели автомобиля, нужно обратить внимания на магнитный держатель, который вставляется в решетку воздуховода.

Между магнитом и металлическим кольцом на телефоне будет находиться резиновая прослойка. Она обеспечит мягкое и прочное сжатие.

Установка гаджетов на подголовниках сидений

Закрепление планшета на подголовник передних сидений — вариант исключительно для пассажиров заднего ряда сидений. Чаще всего, как говорилось выше, это делается для детей. Вариантов исполнения этой процедуры два: при первом варианте размещение происходит на самом подголовнике, с тыльной его стороны. При втором варианте — между двумя подголовниками, водителя и переднего пассажира.

При первом варианте гаджет практически не будет поддаваться поворачиванию, так как расстояние между им и подголовником будет небольшим. Второй вариант подразумевает наличие крепления, которое устанавливается на оба подголовника, и зажимного устройства, в которое можно поместить как обычный планшет, как правило, от 7 до 15 дюймов, так и iPad разных размеров. Причём зажимное устройство в большинстве моделей может передвигаться от одного сидения к другому и принимать тот или иной угол поворота.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector