Отличие чезет от явы
Начать стоит с того, чтобы познакомиться с мотоциклом «Чезет» как таковым. Что это за транспортное средство? На самом деле все довольно просто — это мотоциклы чехословацкого, а затем и чешского производства, которые называются так только на территории России. «Чезет» — это, скорее, прозвище, потому что оригинальное название — Česká zbrojovka Strakonice. Такое название русский человек, естественно, не хочет использовать в своей повседневной речи, поэтому он решил все упростить, сократив название до того, как обозначается страна производства, то есть CZ. Ну а затем уже, если произносить эти буквы, то и получается «Чезет».
Разумеется, это было необходимо для диктовки. Владельцы мотоциклов, которые стали общественной организацией, возглавляемой и представленной Советом, могли легче и оперативно решать возникающие проблемы и проблемы, могли ожидать государственной поддержки или определенных стимулов для регистрации транспортных средств или организации ухода членов Клуба для поездок после за рубежом. Наконец, клуб объединил так называемый людей с общими интересами и смежными целями и интересами.
О мотоциклах и мотоциклистах. Несмотря на то, что мотоцикл был довольно редким, на современном языке, экзотическим автомобилем, который выражает много шума и возбуждает интерес, восхищение или негодование в прямом и переносном смысле, нужно было не только покупать его, а значит, он должен был быть достаточно богатым, или любить много или упрямо стремиться к тому, чтобы взять на себя обязательство по отношению к таким совершенно недолговечным, ничего не подозревающим и опасным «инвестициям». Кстати, нужно было иметь возможность управлять мотоциклом.
Завод этот функционирует с 1932 года и изначально концентрировался на выпуске мопедов. Однако довольно быстро перешел к мотоциклам, и в 1935 году появилась первая модель. Вплоть до 1998 года работал завод, производя самые разнообразные мотоциклы, которые стали популярны на территории России. Какой же мотоцикл «Чезет» запомнился больше всего? Какой был первым и какой стал последним?
Традиция автомобилей в обществе только начинает формироваться, поэтому естественно, что мотоцикл был привлечен к глазу, и его владельцев считали героями или сумасшедшими, но они не фокусировались. Внимание было другое и заслуживало. Если вам нужно учиться на пару месяцев в машине, чтобы научиться ездить, это считается отличным объяснением пятиминутного продавца для езды на мотоцикле. Интересная и красноречивая деталь. В статье упоминается, что «катастрофы» снова начнут расти весной. Где-то слышать закономерности, не так ли?
Это, несомненно, повлияло на развитие и популярность мотоцикла, поскольку репатрианты также использовали эту проверенную и проверенную технику, большинство из которых были в мирное время. С другой стороны, необходимо оценить еще до Великой войны. Те же принципы, которые были действительны для производства автомобилей, трехколесных велосипедов и двухколесных транспортных средств. Таким образом, за относительно короткое время, как и во всем мире, мотоциклы стали не только популярным автомобилем, но и формой досуга в нашей стране.
История предприятия [ править | править код ]
Предприятие по производству стрелкового оружия в городе Страконице было построено в 1919 году и первоначально называлось Jihočeská zbrojovka
(Южно-Чешский оружейный завод). В 1922 году путём слияния с другими аналогичными предприятиями возникло акционерное общество
Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích
(Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице). Торговой маркой компании стала аббревиатура
CZ
(ЧеЗет).
В середине 1920-х годов компания начала осваивать и гражданскую продукцию, в частности велосипеды. В 1929 году был выпущен первый мотовелосипед с двигателем объёмом 76 см³, за характерную форму цилиндра прозванный Kaktus [3] .
Хороший спрос на мотовелосипеды побудил руководство компании к дальнейшему развитию этого непрофильного направления. В 1934 году предприятием в г. Страконице на рынок был выпущен первый мотоцикл CZ с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 172 см³. В 1936 году было освоено производство более мощных мотоциклов объёмом двигателя 250 см³, а в 1938 году объёмом двигателя 350 см³ [3] .
В 1946 году завод был национализирован. Производство оружия на нём было прекращено.
После Второй мировой войны завод освоил производство новых моделей мотоциклов с трубчатой рамой и телескопической вилкой. Однако, головным предприятием по производству мотоциклов в ЧССР стала Ява. В связи с этим, мотоциклы CZ были унифицированы с моделями Явы и с 1954 по 1959 годы выпускались под маркой Jawa-ČZ. В 1960 году марка CZ была восстановлена.
Помимо мотоциклов Чешска зброёвка Страконице
с 1957 по 1964 годы выпускала мотороллеры Čezeta [en] (Чезета) с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 175 см³. Мотороллеры оказались настолько удачными, что их производство по лицензии было организовано в других странах мира, в том числе в Новой Зеландии под маркой
N-Zeta
.
Основные отличия от предыдущих моделей
- Вместительный топливный бак.
- Модернизированная телескопическая вилка спереди (с черными чехлами).
- Установленные защитные дуги.
- Усовершенствованное сиденье.
- Большого размера передняя фара.
Модели типа 472.3 и 472.4 были укомплектованы малообъемными бензобаками, что вызвало массу возмущений у покупателей. Эти баки были пригодными для спортивных мотоциклов, но никак для туристических. С точки зрения эргономики, форма бака также была неподходящей. Задняя часть бака была широкой и доставляла владельцем техники неудобства в эксплуатации. Модернизированный бензобак рассчитан на 18 литров бензина. Его форма изменена, таким образом поездки стали более комфортными. В независимости от комплектации водителя, посадка на мотоцикле не вызывает дискомфорта.
Не стоит забывать про телескопическую вилку спереди, в которой не обошлось без изменений. Нижние трубы выполнены из легкого сплава, что в свою очередь только положительно сказалось на рабате вилки. В независимости от условий эксплуатации мотоцикла, вилка отлично отрабатывает как на небольших неровностях, так и глубоких ямах, буграх и ухабах. Кроме этого, поездки стали более безопасными. Дело в том, что довести вилку до нижнего, тупикового положения очень трудно. Ну и напомним про новые резиновые чехлы на вилке, позволяющие не боятся попадания пыли в середину вилки. За счет чего вилка будет служить долгие годы.
По мнению экспертов, работа двигателя в целом приемлемая. Какими не были бы обороты, мотор отлично тянет. Но, замечания все-таки существуют. Двигатель выдает незначительные вибрации при передвижении на скорости в 70-80 км/час. Как было выяснено, это вызвано недостаточной жесткостью рамы. Хотя, они практически не ощущаются на скорости в 100 и более км/час.
На сегодняшний момент вполне реально приобрести этот мотоцикл в хорошем состоянии. Средняя цена на CZ 350 типа 472.5 равна 35 000 рублей. Купив мотоцикл Чезет 350, водитель обеспечивает себя положительными ощущениями и эмоциями на долгое время.
По мнению экспертов, работа двигателя в целом приемлемая. Какими не были бы обороты, мотор отлично тянет. Но, замечания все-таки существуют. Двигатель выдает незначительные вибрации при передвижении на скорости в 70-80 км/час. Как было выяснено, это вызвано недостаточной жесткостью рамы. Хотя, они практически не ощущаются на скорости в 100 и более км/час.
На сегодняшний момент вполне реально приобрести этот мотоцикл в хорошем состоянии. Средняя цена на CZ 350 типа 472.5 равна 35 000 рублей. Купив мотоцикл Чезет 350, водитель обеспечивает себя положительными ощущениями и эмоциями на долгое время.
Общие сведения
Кроме СССР мотоциклы CZ нашли свою аудиторию в других странах мира, прежде всего за счет технических характеристик и успехов в мотокроссе и эндуро.
Именно на Чезете стал чемпионом мира гонщик из Бельгии Жоэль Роббер, причем три раза – 1964, 1968 и 1969 годах. Так же марка и модель мотоцикла принесла третье место в мировом чемпионате 1964 года советскому гонщику Виктору Арбекову. Он же в 1695 году стал первым советским чемпионом мира по мотокроссу.
История появления CZ
Выпуск этого мотоцикла начался с 1930 года на заводе Česká zbrojovka, что в чешском городе Страконице. Ранее на этом заводе выпускалось оружие, которое имело мировую популярность, прежде всего за счет качества работы и срока службы.
Первый мотоцикл на заводе был создан по прототипу немецкой модели DKW NZ 350. Первый мотоцикл CZ 350 появился в 1930 году, его основным назначением была езда по сложнопроходимой местности и камням. CZ 350 стал основой для создания более совершенных моделей мотоциклов. Во время Великой Отечественной Войны производство мотоциклов на заводе было приостановлено, завод вернулся вновь к производству оружия.
Зато выпущенные в довоенное время мотоциклы стали активно использоваться в боевых действиях – они доставляли на поле боя оружие, медикаменты, еду. По данным статистики из 500 000 единиц мотоциклов, задействованных в военных действиях, полностью вышли из строя только порядка 200 штук. Даже сегодня выпущенные в советское время автомобили продолжают выполнять свои функциональные обязанности. После завершения военных действий производство мототранспорта в стенах завода возобновилось.
Мотоцикл в СССР
Стоит отметить, что CZ 350 в СССР поставлялся далеко не в массовом порядке, как, например, родственная марка Jawa. Наверное, поэтому CZ 350 отличались особым «заграничным шармом» и высоко ценились среди отечественных любителей мототехники. В СССР наиболее популярными стали 350-кубовые модели семейства 472, которые выпускались в различных модификациях с 1976 года по 1989 год.
В отличие от мотоциклов марки «Ява» CZ-350 продавались исключительно, как «одиночные» мотоциклы, что еще больше способствовало их популярности среди молодежи. Во второй половине 80х годов новый Чезет в деревянной коробке стоит 1050 советских рублей.
Спрост на Чезеты был настолько высокий, что в поисках нового мотоцикла мотолюбители могли объехать полстраны, чтобы в каком-то мото или спорт магазине найти свой Чезет. Сегодня такие раритеты можно продать за 1500 евро, прежде всего за счет того, что в советские годы им практически не пользовались, больше брали для того, чтобы покрасоваться, редко когда пробег превышал 2000 километров.
Технические характеристики
к содержанию ↑
сухой вес | 158 кг |
с используемой жидкостью | 171 кг |
грузоподъемность | 160 кг |
объем двигателя | 343.3 см3 |
диаметр цилиндра/ход поршня | 58*65 |
мощность рабочего двигателя | 23 л.с/5250 оборотов за минуту |
система охлаждения | воздушная |
сжатие | 1*9* 2 |
двигатель | 2 — х тактный |
карбюратор | Jikov 2926 SBD |
максимальная скорость | 132 км/ч |
расход | 4.7 литров/100 км |
топливный бак | 13 л |
масла для коробки | 1.2 л |
масла для передней вилки | 0.2 л |
Размеры мотоцикла | |
длина | 201 см |
высота | 101 см |
ширина | 71,5 см |
трансмиссия | 4 ступенчатая |
тормозная система | барабанная |
ЧеЗет для Grand Prix
ЧеЗет для Grand Prix
Одна только доставка заняла несколько месяцев, что немудрено, когда речь идёт о двухтактном спортивном снаряде, выпущенном в эпоху, когда эконорм ещё не существовало даже в проекте. Но получив наконец-то ЧеЗет, Махловиц первым делом задумался над тем, в какую сторону вообще двигаться. Учитывая туманное прошлое малыша Minarelli, у Коула не было надёжной точки опоры, и он занялся изучением сайтов фанатов Grand Prix, например датского Elsberg Tuning. Оттуда он почерпнул множество идей, начиная от мелочей вроде формы рычагов, и до основ дизайна, популярного в Чехословакии 70-х годов.
Minarelli приехал в состоянии «на ходу» — с несколько повреждённой капотировкой, но с вилкой Marzocchi и на 18-х колёсах Menani, с дисковым тормозом Grimeca спереди и барабанным CZ сзади. Но много чего и не хватало, а учитывая, что модель крайне редкая, на Али заказать недостающие запчасти не удалось.
К счастью, Махловиц — инженер-конструктор в компании, специализирующейся на трёхмерной печати металлических деталей, и его навыки и служебное положение дали ему уникальную возможность быстро спроектировать ряд функциональных и эстетических компонентов. Так что он создал ряд действительно сложных узлов.
Одним из этих узлов была приводная муфта, соединяющая коленвал с поворотным клапаном. Это по сути длинная шестигранная гайка с пазом, открывающим и закрывающим впускной порт. При помощи трёхмерной печати и последующего спекания получившегося изделия, было изготовлено несколько вариантов приводной муфты с небольшими отличиями в форме паза, что позволило точно настроить двигатель ЧеЗет спортбайк от конструктора Jawa. Тот же метод Коул применил и для ряда других небольших компонентов, а кое-что он изготовил для ЧеЗета и вручную, чтобы повысить свои навыки в работе с металлом.
Особенности и конструкция
Одна из самых главных характеристик Чезет 350 – прочность. Ранее завод выпускал только оружие, для производства которого всегда использовались только прочные и высококачественные материалы. Таким и оказался первый мотоцикл от завода CZ.
Особенности устройства мотоцикла:
- Двигатель. Двигатель Чезет 350 – одноцилиндровый, размером 344 см 3 .
- Транспорт оснащен трехступенчастой КПП.
- После войны мотоциклы выпускались с передней вилкой телескопического вида.
- Сборный коленчатый вал, сделан по принципу прессованого типа.
- На передней части транспорта установлена кривошипная камера.
- Сильные и мощные колеса позволяют легко проезжать на любой дорожной поверхности. Легко и быстро снимаются.
- Руль закреплен в средней части телескопической вилки. Поворачивается на 45 градусов в обе стороны. Руль можно закрепить в разных положениях, использую специальный клапан.
- Коробка передач размещена в нижней части телескопической вилки.
- Есть автоматическое и ручное управление скоростями.
- Тормоз, двигатель, грязевой щиток присоединены к подвижной части телескопической вилки.
- Транспорт устойчивый и легко управляемый благодаря новым немецким технологиям.
Технические характеристики
По техническим характеристикам Чезет 350 опережает многие модели мотоциклов тех лет. Прочность, устойчивость и скорость – основные требования, предъявляемые к мотоциклам, и CZ 350 полностью им соответствовал.
Подробнее о характеристиках CZ 350:
- общий вес (с жидкостью) – 171 кг;
- количество мест – водитель и один пассажир;
- количество вмещаемого груза – 160 кг;
- двигатель – 344 см 3 , двухтактный;
- мощность двигателя — 23 лошадиных силы (5250 оборотов в минуту);
- тип охлаждения – воздушный;
- скорость – 130 км/час;
- расход – 5 л на 100 км;
- объем топливного бака – 13 л;
- длина транспорта – 201 см;
- ширина – 70 см;
- высота – 101 см;
- тип тормозной системы – барабанный;
- трансмиссия – 4-хступенчатая.
Своими высокими техническими характеристики Чезет 350 обязан немецкой модели DKW NZ 350, на основе которой он был собран. Именно поэтому данный ретро-мотоцикл занимает первое место по проходимости на сложных дорогах, устойчивости, прочности, скорости и доступности.
Выпуск мотоцикла остановился в 1960 году. За это время было выпущено около 2-х миллионов разных вариаций данной модели. Из них 500 000 с одноцилиндровым двигателем объемом 175 см 3 , 700 000 — с одноцилиндровым двигателем объемом 250 см 3 , и 800 000 — с двухцилиндровым двухтактным двигателем с объемом в 344 см 3 . До сих пор CZ 350 является эталоном прочности и удобства при разработке новых мотоциклов.