Ока регулировка клапанов зазоры
Расположение клапанов
(считая от ремня привода распределительного вала): 1 и 4 — выпускные клапаны 2 и 3 — впускные клапаны
Вам потребуются
ключ «на 10», баллонный ключ отвертка
набор щупов
приспособление для регулировки зазоров в приводе клапанов пинцет или пассатижи с узкими губками микрометр (при необходимости)
Перед началом работы
Снимите воздушный фильтр (см. подраздел 10.10.1.).
Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задан зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре
клапан не будет полностью открываться, а при уменьшенном – полностью закрываться.
Зазор измеряют щупом на холодном двигателе (при температуре +20 °С) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана. Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, а для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры
регулируют подбором толщины регулировочных шайб. В запасные части поставляются
шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм (через 0,05 мм).
Приспособление для регулировки зазоров в приводе клапанов:
1 — приспособление для сжатия пружин клапанов 2 — трубка для ВАЗа (4-цилиндрового двигателя) 3 — трубка для «Оки» (2-цилиндрового двигателя) 4 — фиксатор
При отсутствии специального приспособления для “Оки” можно воспользоваться
приспособлением для переднеприводных моделей ВАЗ. В этом случае вместо прилагаемой к приспособлению трубки подберите трубку такого же диаметра и длиной не
менее 21 мм. Просверлите в ней два отверстия диаметром около 10 мм на расстоянии
17,8 мм или просверлите дополнительное отверстие в трубке 2, прилагаемой к приспособлению, по указанным размерам (в этом случае приспособлением можно будет
пользоваться только для регулировки зазоров “Оки”).
1. Закройте карбюратор заглушкой или чистой
тряпкой.
2. Снимите шайбы с обеих шпилек крепления крышки головки блока.
3. Отверните две гайки крепления крышки головки блока.
4. Ослабив затяжку
хомутов, снимите шланг
малой ветви вентиляции
картера со штуцера крышки головки блока.
5. . шланг вентиляции с патрубка крышки головки блока и.
6. . шланг большой ветви вентиляции со штуцера
крышки головки блока.
7. Снимите шайбы с обеих шпилек крепления крышки головки блока.
8. Отведите в сторону тягу привода воздушной
заслонки карбюратора.
9. Снимите резиновые втулки с обеих шпилек
крепления крышки головки блока (потерявшие
эластичность,
деформированные и
порванные втулки
замените).
10. Снимите крышку головки блока цилиндров.
11. Проверните коленчатый вал баллонным ключом за болт крепления шкива
привода генератора через отверстие в нише правого колеса (чтобы легче
провернуть вал, можно
вывернуть свечи
зажигания) так, чтобы.
12. . метки на шкиве привода генератора и на передней крышке привода распределительного вала совпали. При этом можно отрегулировать зазоры в приводе либо 1-го и 2-го, либо 3-го и 4-го клапанов. Порядок регулировки
клапанов не имеет
значения. Обратите
внимание, что.
13. . на крышке нанесены две метки. В данном случае необходимо
ориентироваться на
длинную метку 1. Метка 2 нанесена на внутренней
части шкива. Для удобства продублируйте ее,
например фломастером, на его наружной части.
14. Измерьте плоским щупом зазоры в приводе
клапанов одного из
цилиндров. Замените
регулировочные шайбы тех клапанов, зазоры в которых отличаются от
номинального. Запишите
значения измеренных
зазоров.
15. Чтобы легче было вынуть регулировочную
шайбу, в толкателе сделаны два паза. Поверните с
помощью отвертки
толкатель за паз так, чтобы было удобно поддеть шайбу. Для удобства работы
удалите масло из верхней части головки блока вокруг толкателей клапанов.
16. Установите на шпильки крепления крышки головки специальное
приспособление.
17. Наденьте на шпильки шайбы, перевернув их,
чтобы не смять на них
отбортовку.
18. Закрепите
приспособление гайками
крепления крышки головки блока.
19. Нажав вниз рычаг приспособления, утопите толкатель, на котором
заменяется регулировочная шайба. Затем.
20. . вставьте фиксатор под распределительный вал таким образом, чтобы.
21. . выступ на фиксаторе 1 зафиксировал толкатель 2 в утопленном положении.
22. Подденьте отверткой регулировочную шайбу и.
23. . с помощью, например, пинцета выньте шайбу из толкателя.
24. Запишите толщину регулировочной шайбы,
значение которой нанесено на одной из ее сторон.
25. Если надпись не видна, измерьте толщину шайбы микрометром.
26. Рассчитайте толщину новой регулировочной шайбы по формуле: (все значения в мм)
H = B + A – C,
где H – толщина новой шайбы B – толщина старой шайбы A – значение измеренного зазора C – номинальный зазор
Например (для впускного клапана): A = 0,26 мм, B = 3,75 мм, C = 0,2 мм, тогда H = 3,75 +
0,26 – 0,2 = 3,81 мм. В пределах допуска зазора (±0,05 мм) подбираем ближайшую по
толщине шайбу – 3,8 мм.
27. Установите в толкатель новую шайбу рассчитанной по формуле толщины
надписью вниз (к
толкателю). Утопите
толкатель
приспособлением и уберите фиксатор. Еще раз
проверьте зазор и при
необходимости повторите регулировку.
28. Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры в
приводе клапанов другого цилиндра в таком же
порядке. Затем залейте
масло в верхнюю часть
головки блока, если оно удалялось.
29. Проверьте состояние прокладки крышки головки блока, при необходимости замените ее. Установите все снятые детали в
порядке, обратном
разборке.
Техническая характеристика генератора
Номинальное напряжение, В 14 Максимальный ток отдачи (при 13 В и частоте вращения ротора 5000 мин–1), А 47 Максимальная частота вращения р .
Пуск прогретого двигателя
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Предупреждение При пуске прогретого двигателя не закрывайте воздушную заслонку карбюратора — это может привести к переобогащению горючей смеси и затруднит пуск. ПОРЯДОК ВЫП .
Смазочные материалы и специальные жидкости
Наименование, марка Места смазывания, заправки Масла моторные автомобильные для карбюраторных двигателей: М–53/10–Г1 (всесезонное) М–63/12–Г1 (всесезонное) I .
Особенности устройства ГРМ
То же касается газораспределительного механизма. Суть работы – идентична, так же как и конструкция, но у ВАЗ «Ока» 11113 распред. вал имеет всего 4 кулачка. Поэтому техническое обслуживание силовой установки малолитражки не отличается от ВАЗ-2108.
На «Оке» используется газораспределительный механизм с верхним расположением распределительного вала, который установлен в головке блока цилиндров двигателя. Это позволило отказаться от ряда составных элементов (штанги, коромысла). В такой конструкции кулачки распред. вала воздействуют на клапаны посредством толкателей. При этом обязательно наличие теплового зазора между составными элементами (кулачок-толкатель-пятка клапана), который компенсирует изменение геометрических параметров, происходящих из-за расширения металла в результате нагрева.
Но в процессе работы мотора происходит износ поверхностей кулачков, толкателей и пяток в результате трения, из-за чего тепловой зазор меняется. Причем не обязательно, что он будет увеличиваться, бывает и так, что зазор уменьшается. Происходит это зачастую из-за некачественного масла, которое приводит к появлению отложений на рабочих поверхностях ГРМ.
В результате изменения теплового зазора происходит нарушение фаз газораспределения, из-за чего силовая установка теряет мощность (которой у «Оки» и так «негусто»), повышается расход топлива, снижается динамика. А все из-за того, что клапаны открываются либо недостаточно (увеличенный зазор) или неплотно прилегают к седлам (уменьшенный зазор).
Для компенсации изменения теплового зазора, в ВАЗ-1111 используются специальные регулировочные шайбы, которые помещаются в специальное посадочное место в толкателе. То есть, контакт кулачка распределительного вала происходит не с толкателем, а установленной шайбой.
Чтобы тепловой зазор соответствовал норме, требуется периодическая регулировка клапанов на «Оке». Из- за конструктивных особенностей ГРМ весь процесс сводиться к установке шайб необходимой толщины.
Инструменты для настройки клапанов
Для качественного проведения ремонтных работ должны быть соответствующие инструменты. Чтобы отрегулировать клапанные механизмы, понадобятся следующие инструменты:
- Набор ключей (торцевые и рожковые). Ключи на 13 мм и 17 мм обязательно.
- Щуп для определения зазора.
- Отвертки.
- Фломастер.
- Тряпки.
Щуп для определения зазора для классических автомобилей ВАЗ должен быть толщиной 0,15 мм.
Как настроить карбюратор без стробоскопа на экономичность
За создание и подачу в двигатель внутреннего сгорания воздушно-бензиновой смеси, соответствующей скоростному режиму движения, а также надёжного его запуска при любой температуре отвечает карбюратор. Несмотря на повсеместное внедрение инжекторных систем впрыска топлива, карбюраторы ещё долгое время будут востребованы на ВАЗ 2107, −2106, −2109 и их более современных собратьях. Их популярность обусловлена сравнительно невысокой ценой и возможностью настроить режим работы двигателя на максимальное соответствие стилю вождения владельца.
Карбюратор отвечает за надежность запуска двигателя при любой температуре воздуха
Способы обеспечения теплового зазора
При верхневальной схеме распредвал воздействует на стержень клапана либо напрямую, либо через коромысло. Применение коромысла позволяет уменьшить перепад профиля распредвала относительно величины максимального перемещения клапана при открытии. При непосредственном воздействии распредвала на стержень клапана стержень воспринимает значительную боковую силу, которая приводит к повышенному его износу. Чтобы избежать этого, торец стержня накрывают специальным стаканом, который принимает на себя боковую силу, двигаясь в собственном направляющем гнезде, и передаёт осевую силу на клапан. Между стаканом и кулачком распредвала устанавливают регулировочные шайбы. Если же в конструкции имеются коромысла, то на них устанавливают специальные регулировочные винты с контргайками.
Многие современные двигатели, особенно имеющие более двух клапанов на цилиндр, оснащаются гидравлическими компенсаторами зазоров в клапанах. В этих конструкциях регулировка тепловых зазоров не требуется.
Гидрокомпенсатор позволяет при любой температуре клапана иметь нулевой зазор в приводе
Таблица регулировки по инструкции завода
Марка авто | Впуск | Выпуск |
приора 21116 | 0,25 | 0,4 |
калина 2 21116 | ||
лада гранта 21116 | ||
гранта 2190 | 0,2 | 0,35 |
приора 2170 | ||
21114 | ||
21102 | ||
21099 | ||
21093 | ||
21083 | ||
11186 | ||
11183 | ||
2190 | ||
2115 | ||
2114 | ||
2113 | ||
2112 | ||
2111 | ||
2110 | ||
2109 | ||
2108 | ||
ваз 99 | ||
ваз 083 | ||
1118 | ||
11113 ока | ||
1111 ока |
Для осуществления регулировки клапанов карбюратора потребуется минимальный перечень сподручных средств:
- бритвенное лезвие или щуп;
- отвертка минусовая;
- накидной ключ.
С помощью этих нехитрых средств можно выполнить регулировку большинства карбюраторов.
Люди изобрели снегоходы, которые позволяют ездить по снежным дорогам максимально быстро, при этом, без особых усилий. Снегоходы Ермак — это качество, скорость и надежность.
Садовое дело, уход за растениями и деревьями всегда считались одними из сложнейших видов работ, так как требовали значительного времени и сил. Опрыскиватель Маролекс — идеальное решение для вашего сада.
Трудоемкие огородные работы теперь можно выполнить при помощи мотоблока. Здесь узнаете о том, как посадить картофель мотоблоком.
Важно понимать, что под регулировкой клапанов подразумевают установку оптимального зазора, который прямо прописан в инструкции по эксплуатации к каждой конкретной модели.
Зачем нужна регулировка клапанов ГАЗ-53?
На всех двигателях внутреннего сгорания существует определённый промежуток между оконечностью клапана и толкающей его деталью. Этот зазор необходим чтобы компенсировать тепловое расширение деталей газораспределительного механизма, которое возникает в ходе работы мотора.
Однако, со временем, из-за трения это расстояние увеличивается, а это приводит к тому, что падает мощность мотора, а также возникает посторонний шум.
Чтобы устранить эту проблему проводят регулировку теплового зазора.
Регулировка клапанов ГАЗ-53 своими руками:
Первый способ
Этот способ можно считать базовым при регулировке клапанов у силовых агрегатов ЗМЗ-53. Движки имеют 2 клапана на цилиндр и 8 цилиндров, соответственно нужно отрегулировать 16 деталей. Нормальный тепловой зазор для двигателя ЗМЗ-53 считается 0,25–0,3 мм. Для регулировки нужно проделать следующие операции:
- Снять клапанные крышки;
- Выставляем поршень цилиндра №1 в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). Это делается следующим образом. На шкиве есть соответствующая метка, ещё одна метка находится с торца силового агрегата. Эти метки должны совпасть;
- Требуемый промежуток выставляется при помощи соответствующих металлических щупов. Для того, чтобы добиться нужного зазора для моторов Газона нужно использовать щуп толщиной 0,4 мм;
- Удерживая регулировочный винт отвёрткой, отвинчиваем контргайку;
- Вставляем щуп между торцом клапана и коромыслом. Принципиальной разницы, с какого клапана начинать, не существует;
- Выставляем зазор при помощи регулировочного винта. Нужное расстояние будет достигнуто, когда щуп будет плотно зажат между коромыслом и торцом клапана;
- Затягиваем контргайку и вынимаем щуп. Щуп должен выходить туго;
- После того, как зазор для одного из клапанов выставлен, выставляем его на втором клапане первого цилиндра аналогичным способом;
- Важный момент — порядок работы цилиндров для двигателя ЗМЗ-53 — 1, 5, 4, 2, 6, 3, 7, 8;
- После того, как в первом цилиндре зазоры выставлены, ключом проворачиваем коленчатый вал на 90°. Таким образом мы выставляем ВМТ в следующем цилиндре. Согласно порядку работы силового агрегата, в ВМТ будет находиться поршень цилиндра №5;
- Регулируем тепловой зазор в пятом цилиндре и далее по порядку. Нужно не забывать каждый раз, после того как тепловой промежуток в нужном цилиндре отрегулирован, проворачивать коленчатый вал на 90°. Таким образом мы помещаем поршень следующего по списку цилиндра в ВМТ;
- После того, как зазоры выставлены, делаем контрольный запуск двигателя. Если двигатель работаем ровно и нет никаких посторонних стуков, значит зазоры выставлены верно и можно закрывать клапанные крышки.
Согласно заводским рекомендациям регулировку клапанов рекомендуется проводить не реже чем раз в 700-900 км пробега. Если симптомов того, что зазор увеличен нет, то его можно проверять не реже чем раз на 1000 километров пробега.
Второй способ
Этот способ предназначен для регулировки теплового зазора у моторов с большим пробегом. Учитывая, как давно ГАЗ-53 не производится, его можно проводить на любом двигателе легендарного грузовика.
Принцип регулировки остаётся прежним, но меняется порядок регулировки цилиндров.
- Снимаем клапанные крышки;
- Выставляем ВМТ в первом цилиндре;
- Выставляем зазоры во впускных клапанах в 1, 3, 7, 8 цилиндрах;
- Регулируем зазоры в выпускных клапанах 1, 2, 4, 5 цилиндров;
- Проворачиваем коленвал на 360°. То есть на полный оборот;
- Регулируем зазоры в оставшихся клапанах;
- Проверяем правильность регулировки путём запуска силового агрегата;
- Если всё выставлено правильно, закрываем клапанные крышки и затягиваем на них болты.
Как можно увидеть, второй способ намного проще и, обычно, регулировка этим способом занимает не больше одного часа.
Регулировка клапанов зил 130 за два оборота
Отрегулировать клапана можно быстрее всего за два оборота коленчатого вала.
Первый оборот делается для того чтобы совместит метку на шкиву с обозначение ВМТ на шкале в такте сжатия первого цилиндра. Как у же было описано. В этом положении регулируются клапана следующих цилиндров:
Впускного и выпускного 1 цилиндра
Выпускного 2 цилиндра
Впускного 3 цилиндра
Выпускного 4 цилиндра
Выпускного 5 цилиндра
Впускного 7 цилиндра
Впускного 8 цилиндра
Остальные клапана регулируются после того как коленчатый вал провернуть на один оборот 360 градусов. При этом метка на шкиву и обозначение ВМТ на шкале снова должны быть совмещены.
Схематично это будет выглядеть следующим образом
Регулировка клапанов на двигателе автомобиля Зил 130 аналогична регулировке клапанов на ГАЗ 53. Тот же принцип регулировки клапанов Камаз и клапанов на двигателе ЯМЗ 238. Различие в методах регулировки. Каждый двигатель имеет конструктивные особенности. Которые позволяют делать регулировку более удобно. Но основной принцип одинаков для всех V- образных восьми цилиндровых двигателей