Vetaif.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Номенклатура подшипников с размерами

Маркировка подшипников качения

Советская и российская маркировка подшипников состоит из условного обозначения и стандартизована ГОСТ 3189-89 «Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений».

Расшифровка подшипников по отечественной системе обозначений

Структура номера подшипника, подлежащего расшифровке, состоит из трех частей — основного условного обозначения, дополнительных знаков слева и дополнительных знаков справа. Рассмотрим на примере и далее подробнее рассмотрим каждую группу.

Пример расшифровки — подшипник 6-180306УС17Ш

Это один из самых распространенных типов, основное условное обозначение его будет 180306, знаки слева (6) — класс точности , знаки справа (УС17Ш) обозначают — специальные требования по шероховатости поверхностей (У), заложенная в изделие смазка (литол-24 кодирует индекс С17), малошумные (Ш).

В некоторых случаях те или иные обозначения опускаются (например, в подшипнике нулевого класса точности без каких-либо особенностей, которые должны кодироваться слева от номера, ноль не пишется).

Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)

Тип подшипника кодирует четвертая от конца цифра, серию ширин — третья, внутренний диаметр — две последние.

Напоминаем, для того, чтобы определить внутренний диаметр нужно в общем случае (при диаметре от 20 до 500 мм) умножить две последние цифры на 5 — это и будет искомый показатель в миллиметрах. Для подшипников от 10 до 20 миллиметров действует следующая система:

С миниатюрными ( 500 мм) подшипниками массовый потребитель практически не имеет дела, поэтому дабы не загромождать данный материал, то, как расшифровать их размер, мы опустим.

Если внутренний диаметр представляет собой не целое число, а дробное (характерно, к примеру, для роликовых конических подшипников), его округляют до целого.

Далее остановимся на том, как расшифровать по номеру ширину подшипника и отношение наружного и внутренних диаметров хотя бы ориентировочно (это очень сильно влияет на массу подшипника).

Расшифровка серии ширин и диаметров

Расшифровка условных обозначений справа и слева от номера

Дополнительные условные обозначения, проставляемые слева и справа от номера подшипника (основного условного обозначения, указывающего на тип и размеры изделия) представлены в этом материале .

Условные обозначения слева от основного номера подшипника.

1, 2, норм, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Группа радиального зазора. Проставляется перед обозначением класса точности. Нормальный зазор не указывается. Пример: 50-102805К2

Классы точности для шариковых и роликовых подшипников.
Классы точности расположены в порядке ее возрастания. Нулевой 0 класс точности – самый низкий, не указывается на номере подшипника. Пример: 2-3182119 (2 класс точности, наивысший); 66-692504 (первая цифра 6 – группа радиального зазора, вторая цифра 6 – класс точности).

Категория подшипников, к которой относят подшипники классов точности Т, 2, 4, 5. Пример – подшипник А-116Л .

Категория подшипников с одним из дополнитель-ных требований по волнистости, моменту трения, вибрации. Подшипник 3А-176218 – подшипник с доп. требованиями по волнистости и углу контакта.

Категория подшипников с классом точности ниже 5.

То же, что и 2А, 3А и т.д.. но для класса В.

Повышенные требования к моменту трения

Дополнительная группа радиального зазора, отличная от ГОСТ 24810-81. Ставится перед обозначением класса точности. Пример: подшипник Н0-42330 (0 – класс точности)

Обозначение роликовых конических подшипников повышенной точности. Пример: 6У-7307А (6 – класс точности подшипника, У-знак повышенных требований к точности)

3, 5 – степени точности игольчатых роликов в роликовых игольчатых подшипниках без колец (точность 2 не проставляется). Пример: 3КК 72*82*45 Е

НР, 1НР, 3НР, 4НР, 5НР

Знак шарико-роликового (комбинированного) подшипника радиального с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца. Пример: 5НР17124 (где 17 – диаметр валика, мм, 124 – длина валика, мм). Цифры обозначают конструктивные особенности валика.

Читать еще:  Номер темно серого цвета

Подшипники роликовые игольчатые комбинированные двухстороннего действия. Примеры: 4РИК4075, РИК 3570, РИК 2557 .

Условные обозначения, проставляемые справа от основного номера подшипников .

Подшипники повышенной грузоподъемности (как шариковые, так и роликовые). Примеры: подшипник 7610А

Подшипники повышенной грузоподъемности (шариковые радиальные, сферические двухрядные) с модифицированными дорожками качения и
штампованным сепаратором. Уменьшенная высота бортиков колец. Примеры: подшипник 180205АКС23 (С23 – тип внесения смазки)

АЕ, АБ, АД, АЛ, АКЕ, АКБ, АКД, АКЛ, АКЕ, АЕ1, АКБ2

Повышенная грузоподъемность (первая буква или две – см. выше) и тип сепаратора (вторая буква или третья в случае АК).

Цифра в случае присутствия означает дальнейшие конструктивные изменения.

Обозначение материала сепаратора

Б – Безоловянистая бронза (подшипник 66412Б1,

Г – Массивный сепаратор из черных металлов или чугуна (подшипник 42336 ГМ ),

Д – Материал сепаратора – алюминиевые сплавы (дюраль) (подшипник 86-176226ДТ1),

Е – Сепаратор из пластических материалов (полиамид, текстолит

КМ – Штампованный стальной сепаратор с модифицированными контактами тел качения (подшипники 42315КМ ), может стоять К1М (дополнительные изменения конструкции)

Л – Латунный сепаратор

Конструктивные изменения деталей подшипника.

Либо К – обозначение концентрического стопорного кольца на обойме шариковых однорядных подшипников.

Также К1 – обозначает отверстие и канавку для смазки для игольчатых однорядных и двухрядных подшипников.

Обозначение модифицированного контакта дорожки качения для роликовых подшипников (например, подшипник 2217М ).

Детали подшипника сделаны из высокоустойчивой к тепловому воздействию стали.

Обозначения пластичных смазок, заложенных в подшипники. (Имеются в виду закрытые с обеих сторон подшипники). Смазка ЦИАТИМ-201
обозначения не имеет. Широко распространенная смазка для подшипников Литол-24 обозначается С17 . Например, подшипник 180306 У1С17

Требования к температуре отпуска колец подшипника.
Например, подшипник 1000832 ЛТ1

Ужесточенные требования по радиальному, осевому зазорам, шероховатости покрытия. Например, подшипник 76-360710 УС23

Требования к шумности подшипников. Чем выше цифра, тем более низкошумным должен быть подшипник. Например, 42305АЕ1УШ1

Детали подшипника из нержавеющей стали. Например, подшипник 1000816ЮТ1.

Детали подшипника изготавливаются из стали со специальными присадками.

Детали подшипника производятся из вакуумированной стали.

При подготовке материала по расшифровке подшипников отечественных использовались таблицы из монографии к.т.н. М. Б. Каца, одного из ведущих специалистов отрасли. Для полного и подробного ознакомления с вопросом правильной расшифровки подшипников качения и скольжения российского производства вы можете скачать ее по этой ссылке .

Преимущества и недостатки

Когда использован подшипник качения, улучшается качество смазки деталей и узлов машин, качество их обслуживания, продляется срок жизни посадочных поверхностей шеек цилиндров и валов. Таким образом, для подавляющего большинства опор оборудования они подходят наилучшим образом.

Правда, кроме преимуществ, подшипники качения имеют и ряд минусов.

Очень сложно правильно их подобрать, когда высокие скорости вращения сочетаются действием высоких нагрузок. Общеизвестно, что при увеличении нагрузки и скорости вращения узла снижается его долговечность. Допустим, если нагрузку увеличить на четверть по сравнению с прежней, то срок службы уменьшается в два раза, а при увеличении нагрузки в два раза, долговечность становится меньше в 10 раз.

Параметры подшипников

  • ВКонтакте
  • Facebook
  • ok
  • Twitter
  • YouTube
  • Instagram
  • Яндекс.Дзен
  • TikTok

Параметры подшипников можно разделить на физические, то есть массогабаритные и динамические, то есть ходовые характеристики. Рассмотрим здесь первичные параметры, необходимые для подбора и замены подшипников, это:

  • диаметр подшипника;
  • ширина подшипника;
  • диаметр вала подшипника.

Подшипники, размеры, параметры

Для подбора аналогов подшипников качения и скольжения, а также в случаях, когда маркировку невозможно установить, важно знать точный диаметр изделий. Внутренний диаметр подшипника соответствует валу вращения, иначе именуется посадочным диаметром. Наружный диаметр подшипника и ширина соответствуют конструктиву корпусного пространства. Наружный ー это диаметр под подшипник. Посадочное отверстие внутреннего кольца подшипника жестко фиксируется на валу во избежание прокручиваний, а наружная обойма может помещаться в корпус детали с зазором.

Читать еще:  Как работает подсос на карбюраторе солекс

Массогабаритные параметры зависят от размерной серии подшипника. При одинаковом внутреннем диаметре у подшипников тяжелой серии максимальные ширина и наружный размер. У подшипников средней и легкой серии, соответственно, меньше наружные габариты, рассчитанные на малую статическую нагрузку и более быстрое вращение.

Массогабаритные характеристики также зависят от рядной конструкции подшипников качения: у двухрядных и четырехрядных моделей ширина больше, чем у однорядных, при одинаковом внутреннем и наружном диаметре.

Диаметр подшипников ー таблица

Размеры подшипников качения устанавливаются международными и национальными производственными стандартами. ГОСТ 3478-79 распределяет основные размеры различных типов подшипников качения по размерным сериям от 1 до 9. Для удобства восприятия размеры по национальным/международным стандартам объединяют в сводные таблицы диаметров:

Такие таблицы могут разбиваться по виду (качения/скольжения), типу подшипников (радиальные, радиально-упорные, упорные), устройству (шариковые/роликовые; с односторонним/двухсторонним уплотнением; с канавкой и т.д.), а также по диапазону диаметров вала (1-5, 6-10, 11-20 … мм). Обычно производители указывают исчерпывающий размерный ряд на каждую модель подшипника в описаниях каталогов.

Диаметры подшипников качения не определяются по выработанному изделию, если доступны другие способы уточнения (маркировка, техническая документация), так как продолжительный износ (циркуляционное нагружение) может увеличивать зазоры и уменьшать размер изделия. Особенно это сказывается при неправильной установке подшипника.

Диаметр вала подшипника

Для подбора подшипника без внутреннего кольца необходимо знать точный диаметр вращающегося вала. При конической посадке внутренний диаметр измеряется по меньшей стороне.

Диаметр вала вертикальных упорных опор измеряется по тугому кольцу. Если на вале предусмотрена втулка, то диаметр измеряется внутри нее. При многогранной форме поверхности вала расчет диаметра производится по вписанной окружности.

Изменения в ГОСТах подшипников

В июле 2003 года ГОСТ 520-89 был заменен на ГОСТ 520-2002. Основные различия между ними заключаются в установлении новых классов точности. В последствие 520-2002 ГОСТ несколько раз заменялся, сейчас действующий ГОСТ – 520-2011, однако вносимые изменения не касались технической части, а относились к тексту. Такое же положение и с большинством ГОСТов, относящихся к подшипникам.

Система точности в условных обозначениях менялась и до этого в 1971 году. У подшипников, выпущенных до этого, класс точности обозначался буквами, а не цифрами. Это может привести к определенным сложностям, к примеру, при ремонте старого оборудования. Кроме того, буквенное обозначение используется и сейчас при производстве подшипников, изготавливаемых в соответствии с ЕТУ 100. Для удобства приводим таблицу соответствия старых и новых обозначений.

* Маркируется, только если есть дополнительные основания; ** Промежуточный класс.

Роликовые

Роликовые, как правило, используются при радиальных нагрузках и могут обеспечивать высокую скорость вращения. Сепараторы в таких цилиндрических роликоподшипниках ставят из латуни, в некоторых моделях — из полиамида. В игольчатых роликоподшипниках в качестве тел качения ролики малого диаметра, которые называют иглами. У таких конструкций очень небольшое соотношение внутреннего и внешнего диаметров, а многие не имеют внутреннего кольца. У большинства штампованные сепараторы, хотя в силу конструктивных особенностей некоторых механизмов могут применяться разновидности и вовсе без сепараторов.

Более детально характеристики всех возможных изделий приведены в таблицах, которые мы собрали на странице. Применяйте их по назначению, и пусть ролики не мешают шарикам ни в автомобиле ни на дороге.

Читать еще:  Атисы в ати что это

Преимущества подобных механизмов

Для того чтобы частое использование определённого вида изделий было оправдано, оно должно обладать неоспоримыми преимуществами перед остальными. Для подшипников рассматриваемого типа они, безусловно, имеются. Плюсами таких деталей являются:

  • Увеличение срока службы механизмов за счёт применения качественных комплектующих. Снижается износ и реже требуется ремонт.
  • У агрегатов повышается точность работы отдельных узлов.
  • Уменьшение затрат на эксплуатацию.
  • Расширяются функциональные качества оборудования, где используются подобные компоненты.

У кого и когда возникает потребность в покупке аналога

Чаще всего, требуется срочная замена вышедшего из строя подшипника. Если подшипник довольно редкий и не находится на складе у производителя или дилеров-продавцов конкретного бренда то возникает острая необходимость ремонта технического узла с покупкой аналога подшипника.

Вторую группу покупателей данной продукции представляют заказчики, желающие приобрести приемлемое качество по оптимальной цене. При наличии возможности поменять дорогостоящие изделия известных брендов на аналоги, имеющие сопоставимое качество но существенно дешевле — они выбирают последнее. Если на первое место при закупке продукции выходит цена в ущерб качеству, то целесообразность такой экономии сомнительна.

Иногда, потребителями подобной продукции выступают владельцы автомобилей, достаточно давно находящихся в эксплуатации (особенно импортных и раритетных). Запасные части на них уже не производятся, поэтому заказать и приобрести оригинальные подшипники невозможно в принципе.

Покупать дорогой оригинальный подшипник или его более дешевый аналог — это решение в каждом случае должно приниматься взвешено, с учетом многих факторов.

Применяемость подшипников

Зная диаметр подшипника, его конструкцию и размеры, а также форму качения: шарики или ролики, можно будет определить, насколько важен будет этот элемент для вращения пользователю. Особенно это важно тем, кто занимается каким-либо ремонтом техники. Например, автомобильной, тракторной или мототехнике. Но есть и другая применяемость подшипников, которая заключается в знании его размера.

Стоит более подробно остановиться на том, как обозначаются в таблицах подшипники. Обычно на каждом элементе для вращения написано что-то буквами и цифрами. Такие условные обозначения обозначают и диаметр в том числе. Насколько точно изготовлена деталь указывает буква, которая стоит перед цифрой.

Цифры указывают на размер отверстия, на то, что особенного есть в его конструкции, например, шариковые или роликовые формы тел. Обычно первые две цифры на детали для вращения указывают на диаметр. Но ведь даже диаметр может быть разный, поэтому стоит быть очень внимательными к цифрам.

Так, детали скольжения, которые необходимы для автомобильного строения, не очень строго относятся и к диаметру, и к тому, что используются шарики или ролики. Другое дело деталь для качения, где все должно быть строго инструкции.

Например, шариковая деталь скольжения широко применяется для изготовления запчастей автомобиля. Чтобы нагрузка в данном случае была больше, необходимо правильно использовать шарики. Стоит помнить, что желоб должен быть больше шарика. Кстати, шариковые детали позволяют их использование и под разными углами.

Но зато роликовые детали обеспечивают высокую скорость, которая необходима очень часто. Не стоит смешивать все типы подшипников, иначе потом при работе шарики будут мешать работе роликам и наоборот. Поэтому стоит следить за формой качения, если это шарик, то такую шариковую деталь необходимо использовать по назначению. В настоящее время шариковые детали для вращения используются намного чаще, чем все остальные.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector