Vetaif.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не работают вентиляторы охлаждения радиатора

Вентилятор охлаждения радиатора не работает или не выключается: что делать

Бесперебойная работа двигателя может быть обеспечена только в оптимальном температурном режиме, именно поэтому системе охлаждения производители моторов уделяют особое внимание. Давно принято в автомобильных двигателях внутреннего сгорания использовать воздушное и жидкостное охлаждение. Воздушное охлаждение устроено довольно просто, и оно представляет собой турбину с крыльчаткой, которая приводится во вращении от коленчатого вала, то есть работает постоянно, пока запущен двигатель. Жидкостное охлаждение значительно сложнее, и оно включает в себя массу элементов. Одним из них является вентилятор охлаждения радиатора, при неправильной работе которого достигнуть эффективного охлаждения мотора не получится.

Причины неисправностей

Вентилятор может не включаться по следующим причинам:

  • неисправен привод (электродвигатель) вентилятора;
  • перегорел предохранитель;
  • вышло из строя реле;
  • обрыв электропроводки;
  • отсутствие контакта в разъеме датчика температуры;
  • неисправен датчик температуры.

Поиск причин

Диагностику неисправности вентилятора следует начинать с него самого. Для этого отключите разъем на вентиляторе и подключите его, соблюдая полярность, напрямую к клеммам аккумулятора. Если он включится, значит, привод исправен, причину нужно искать дальше. Если же вентилятор не заработает, причина именно в нем. Но давайте по порядку.

Вентилятор не включился. Проверяем целостность проводки и состояние контактов на датчике. Если все в порядке, переходим к предохранителю и реле вентилятора. Они расположены под капотом с левой стороны ближе к водителю, в монтажном блоке.

Предохранитель F4 на 20A, идет сдвоенный, на звуковой сигнал и вентилятор охлаждения (очень легко проверить, если нет звукового сигнала и не работает вентилятор, то скорее всего виновник он).

Проверить предохранитель можно обыкновенным автотестером. С реле дело обстоит сложнее. Чтобы убедиться, что дело не в нем, лучше где-нибудь раздобыть на сто процентов рабочее реле и на время установить его в посадочное гнездо для проверки. Если и с ним вентилятор не заработал, идем к датчику.

Если датчик обесточить, контроллер должен запустить вентилятор в аварийном режиме на постоянный обдув. Отключите от него разъем, и включите зажигание. Включение вентилятора будет сигнализировать о том, что датчик вышел из строя и требует замены.

Когда необходимо менять вентилятор

Если причина все же в самом вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается и так, что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше не экспериментировать и заменить весь привод.

Категорически запрещается эксплуатировать автомобиль с неработающим вентилятором охлаждения. Перегрев охлаждающей жидкости неминуемо приведет к разрушению резиновых патрубков и шлангов, а также прокладок ГБЦ и клапанной крышки. Кроме этого, высокая температура двигателя может стать причиной разрушения элементов поршневой группы.

Сколько стоит вентилятор охлаждения на ВАЗ 2114

Купить новый вентилятор охлаждения на ВАЗ 2114 можно за 1500-2500 рублей. Работа по замене этой детали на СТО обойдется в 300-400 рублей. Но на это можно и не тратиться. Демонтаж старого и установка нового вентилятора в домашних условиях займет не более 30 минут.

Особенности функционирования системы

Одновременно с функционированием системы работают детали, которые позволяют следить за нагреванием масла в моторе, а также температурой окружающей среды. Кроме того, на процесс срабатывания влияет также ряд электродатчиков транспортного средства. Только корректное функционирование всех этих элементов приводит к тому, что датчик включения вентилятора Калины качественно выполняет свои функции.

От температуры зависит и движение самой жидкости. На Калине есть два круга движения: большой и малый. Во втором случае антифриз проходит мимо радиатора, в этот момент термостат закрытый. С ростом температуры устройство медленно открывается, так что жидкость попадает в радиатор, где происходит ее охлаждение мощным воздушным потоком. Когда этого становится недостаточно, дополнительно включается вентилятор.

Возможные неисправности вентилятора охлаждения

Водитель замечает, что температура на приборе достигла порогового значения. Шум вентилятора
отсутствует. Следует срочно выбрать безопасное место, остановиться. Выключить зажигание. Работа двигателя при температуре выше пороговой 20 минут вызывает необратимые последствия.

Известны семь причин, по которым на ваз 2110 не включается вентилятор.

  1. Предохранительный клапан бачка залип, не герметичен.
  2. Нарушена целостность проводников, слабый контакт в точках подключения элементов схемы.
  3. Перегорела плавкая вставка на контрольной панели, отсутствует контакт в гнездах предохранителя.
  4. Неисправен температурный датчик.
  5. Повреждено реле включения вентиляторного электропривода.
  6. Перегорел вентиляторный электродвигатель.
  7. Сбоит контроллер.

По каким причинам не работает вентилятор охлаждения ВАЗ-2114

ВАЗ-2114, как и любой другой автомобиль снабжен инжектором, который работает для охлаждения радиатора. Жидкость охлаждается быстрее, и мотор сохраняет нужную ему температуру. Если машина будет ехать быстро, тогда вентилятор срабатывать не будет, машине хватает естественного потока воздуха. Система охлаждения начинает работать при медленном движении или в момент остановки (если двигатель не глушить). Но если вентилятор сломался как найти и устранить проблему. Об этом читайте дальше.

Как действует система охлаждения на ваз 2114

Система охлаждения это трубопровод по которому циркулирует специальная жидкость. Эта жидкость отводит от двигателя теплый воздух в радиатор, а там прохладный воздух понижает температуру.

Если в жаркую погоду медленно ездить или останавливаться и не глушить мотор может произойти перегрев силовой установки. Для избегания такой неприятности на ВАЗ-2114 установлен электрический вентилятор, который срабатывает датчиком, если двигатель нагрелся до критической температуры. На ВАЗ-2114 это температура достигает 85 градусов. Когда мотор остывает, терморегулятор останавливает обдув.

Вентилятор на ВАЗ-2114 находится под капотом с внутренней стороны радиатора. Рассматриваемый узел состоит из электродвигателя заключенного в рамочный кожух и лопасти. К электродвигателю подсоединено питание и термодатчики.

Читать еще:  Переварить пороги своими руками видео

Какие признаки говорят о неисправности

Обнаружить проблему с вентилятором не трудно, когда вентилятор не работает, тосол быстро нагревается. На бортовой компьютер поступает соответствующий сигнал и на панели появляется значок индикатора, который сообщает о проблеме.

Если возникает такая ситуация, необходимо заглушить авто, подождать охлаждения и только потом соблюдая меры предосторожности двигаться с места.

Пользоваться автомобилем с поломанной системой охлаждения не безопасно. Особенно летом, неработающий вентилятор может стать причиной серьезной поломки. Из-за перегрева в первую очередь ломается головка блока цилиндров.

Обнаружить поломку вентилятора не сложно:

  • заведите двигатель;
  • откройте капот;
  • ждите когда тосол нагреется.

Если электро моторчик вентилятора не срабатывает — глушите двигатель и ищите причину поломки. Починить элемент системы охлаждения не сложно, о том как найти проблему и исключить ее расскажем дальше.

Причины по которым может не работать вентилятор

Нельзя игнорировать сигнал блока управления о перегреве двигателя. Быстрее приведете в порядок систему охлаждения, уменьшите риск других поломок.

Основные причины по которым на ВАЗ-2114 перестает работать вентилятор, это может быть:

  • обрыв проводки;
  • отказ реле;
  • перегоревший предохранитель;
  • поломка электромотора вентилятора;
  • нарушение контакта в колодках.

Для начала проверьте работу обдувающего устройство. Сделайте это следующим образом:

  • отключите разъём питания;
  • присоедините клемму прямо к батарее, ток постоянный, соблюдать полярность не обязательно.

Если это сработает, тогда поломку необходимо искать в электричестве. Если не сработает, тогда поломка в электро моторчике.

Электрическая цепь

После того, как вы убедились, что пропеллер крутится и двигатель подключенный напрямую работает, следующим шагом осмотрите проводку. Проверьте выводы и соединительные колонки, возможно проблема в плохих контактах.

Обратите особое внимание на предохранитель. На инжектор ВАЗ-2114 ставится защитное устройство на 20 ампер.Откройте капот, посмотрите в блок обозначенный F- 4, он отвечает за вентилятор. Высоких постоянных нагрузок устройство не испытывает.поэтому перегорает довольно редко. Но, все же убедитесь, что устройство работает-заведите машину и нажмите на клаксон. Этот сигнал проходит через F- 4, так что если он перегорел, звука не услышите.

На ВАЗ-2114,который оснащен инжектором, может выйти из строя реле. Расположено оно возле предохранителя.

Проверить исправность реле, можно заменив его на устройство которое точно рабочее. Если такой путь решения не помог, тогда продолжаем искать проблему дальше.

Следом стоит проверить датчик температуры

Когда на ВАЗ- 2114 датчик температуры не работает, тогда вентилятор работает постоянно в аварийном режиме.

Проверить необходимо следующим образом:

  • снимите питающий разъём с датчика;
  • включите зажигание;

Если лопасти вентилятора крутится без остановки, это говорит о том, что следует покупать новое устройство и менять его. Старое ремонту не подлежит.

Поломка вентилятора

Не всегда необходимо покупать новую систему охлаждения, чаще всего вентилятор перестает работать из-за износа подшипника или стирания щеток электромотора. И то и другое легко меняется и продается по отдельности.

Купить новый узел системы охлаждения стоит не дешево. Вариант подешевле можно приобрести за 1500, и в районе 2500 самый дорогой вариант.

Профессиональные мастера берут за замену вентилятора в районе 400-500 целковых. Но, для тех кто хочет справиться с этой задачей сам, может с легкостью это сделать, ведь произвести данную процедуру не трудно.

Диагностика

Прежде чем пытаться определить, почему могут включаться вентиляторы системы охлаждения на холодном двигателе в автомобилях, рекомендуется понять суть работы этого узла.

Включение вентилятора происходит за счёт работы специального датчика, который активирует вращение лопастей. Располагается этот контроллер в нижней части радиатора охлаждения.

Есть некоторые современные автомобили, что за запуск отвечает блок управления мотора, хотя это скорее редкость и исключение и правил.

Когда жидкость охлаждения (ОЖ) достигает необходимой температуры, которая обычно находится в пределах 100-105 градусов Цельсия, датчик замыкает электроцепь, и это позволяет включать в работу вентилятор. Он начинает обдувать радиатор. Тем самым достигается лучший эффект охлаждения, поскольку сочетается воздушная и жидкостная система.

При этом бывают ситуации, когда двигатель ещё абсолютно холодный, никакое дополнительное охлаждение ему не требуется, но вентилятор всё равно включается в работу. Это не является нормальным состоянием. Нужно искать причину такого поведения системы охлаждения, и устранять возникшие неисправности.

Если продолжить игнорировать постоянно работающий вентилятор, изначально простой дискомфорт сменится более серьёзными неполадками. Но тут важно отметить, что постоянная работа лопастей не настолько опасная, как полный отказ устройства. Хотя этот факт совершенно не является причиной ничего не делать.

Всё начинается с диагностики. Наиболее простыми и удобными в этом плане являются инжекторные двигатели. Чтобы обнаружить неисправность, достаточно провести компьютерную диагностику. Это делают как в условиях автосервиса, так и в гараже своими руками.

Подключение к электронному управляющему блоку даёт возможность получить коды ошибок, которые не сложно расшифровать и понять истинные причины такого поведения вентилятора системы охлаждения.

Бывают ситуации, когда ЭБУ фиксирует неисправность в охладительной системе, и заставляет вентилятор крутиться постоянно, даже когда мотор холодный. Это своего рода защитная функция, направленная на предотвращение возможного перегрева ДВС. Потому при обнаружении ошибок и после устранения неисправностей обязательно делается сброс. Чтобы стереть ошибки, следует заглянуть в руководство по эксплуатации к вашему авто. На некоторых машинах достаточно снять клемму с АКБ, и ошибки сотрутся. На других же автомобилях ошибки стираются при помощи подключаемого диагностического оборудования.

Если вариант с компьютерной диагностикой вам не подходит или её невозможно применить по тем или иным причинам, придётся методом исключения проверять все потенциальные источники неприятностей.

Читать еще:  Термоэлемент от логана на гранту

На что обратить внимание, если вентилятор не крутится (не вращается)

ШАГ 1: точки над «И»

Для начала пару слов о важных «нюансах» (чтобы все друг друга поняли):

  1. кулер — под этим я буду понимать не только сам вентилятор (который вращается ✌), но и радиатор, и медные трубки и пр. (т.е. весь комплект, что охлаждает процессор);
  2. без вентилятора (или с не рабочим / не крутящимся) — ЦП работать может, без кулера — нет. В любом случае ЦП должен охлаждаться хотя бы радиатором;
  3. чтобы сделать вывод о том, можно ли ПК оставить работать с не рабочим кулером — как минимум, нужно знать модель процессора и его температуру под нагрузкой.

Кулер, вентилятор — в чем разница

Вообще, должен отметить, что современные ЦП оснащены спец. защитой:

  1. если его температура доходит до определенной границы — он начинает сбрасывать частоты (и в следствии этого меньше греется);
  2. если снижение частот не помогло — то дойдя до критического значения температуры, ваш ПК просто выключится (или перезагрузится). В результате ЦП будет «спасен» и не сгорит.

Однако, это не дает 100% защиты от сгорания процессора. Если он постоянно работает в «авральном» режиме под высокой температурой — вероятность его выхода из строя значительно возрастает! (уже пару раз сталкивался со сгоревшими новомодными Ryzen. )

ШАГ 2: проверка настроек BIOS/UEFI

И так, если ваш ПК резко и без предупреждения не выключается, не зависает и не перезагружается — скорее всего ваш вентилятор на ЦП «отдыхает» из-за настроек BIOS.

Как правило, в них есть несколько режимов работы: тихий, оптимальный, ручной (когда можно самостоятельно указать при какой температуре вентилятору включаться).

Как войти в BIOS (UEFI) на компьютере или ноутбуке [моя инструкция]

Например, на мат. платах AsRock для настройки кулера достаточно зайти в раздел «H/W Monitor» . В нём представлена не только текущая температура ЦП (CPU Temperature), но и кол-во оборотов вентилятора (Fan Speed — 852 RPM ), и режим охлаждения (Fan Settings — Customize).

В моем случае настройки заданы так, что до 50°C — вентилятор будет откл., при превышении этого лимита — начнет вращаться на 70% и охлаждать радиатор ЦП. Разумеется, можно установить и другой режим, который будет «заставлять» работать вентилятор постоянно!

Настройки UEFI (AsRock)

Конечно, многое зависит от вашего «железа» и версии самого BIOS. Например, ниже вы можете заметить несколько отличный вариант: предлагается лишь указать, всегда ли будет включен вентилятор (Fan Always On).

Если «не всегда» — то компьютер будет определять самостоятельно, когда его включать!

Fan Always On — вентилятор всегда включен — нет!

Если вы не можете найти настройки работы вентилятора в BIOS (FAN Speed) — попробуйте сбросить параметры BIOS к оптимальным предустановкам (кстати, может быть и такое, что этих настроек попросту нет. ) .

ШАГ 3: тестирование и диагностика

1) Если настройки BIOS ни к чему не привели, для начала я рекомендую уточнить модель ЦП и посмотреть на официальном сайте AMD (Intel) его критическую температуру.

Критическая температура для Intel i5-7200U

2) Далее нужно запустить утилиту AIDA 64 и перейти в раздел «Датчики» .

В нём можно будет уточнить текущую температуру ЦП. Как правило, температура в диапазоне 30-40°C (а для ряда ЦП и до 50°C) считается оптимальной, и вентилятор в этом случае может не работать (зависит от настроек BIOS и ПО).

AIDA 64 — Компьютер, датчики — см. температуры

3) Если в вашем случае температура (с не работающим вентилятором) находится в оптимальном диапазоне — стоит попробовать нагрузить ЦП (провести небольшой тест). Для этого в AIDA 64 есть тест стабильности системы (искать в меню «Сервис» ).

Очень желательно тест проводить, загрузившись с LiveCD флешки (т.е. не из-под своей текущей Windows). Это позволит исключить при проверке различные проблемы с драйверами и ПО (если они есть. ).

При запуске теста стабильности — вы сможете узнать до каких величин начнет расти температура при полной загрузке ЦП. При этом, вы сможете в режиме онлайн наблюдать за поведением вентилятора (да и ПК в целом). Разумеется, никаких зависаний, выключений — быть не должно!

AIDA 64 — тест стабильности работы ЦП

4) Если температура начнет стремительно расти (80-85-90°С ☝), а кулер так и не запустится — рекомендую сразу же остановить тест и перейти к поиску аппаратной проблемы (возможно, вентилятор на кулере пришел в негодность или он просто не подключен. ).

5) Кстати, если у вас в BIOS нет настроек кулера, а тест показал, что он в принципе рабочий, но его скорость вращения всегда «не к месту» (например, сильно шумит без нагрузки или наоборот постоянно останавливается) — его можно до-настроить с помощью спец. софта. Тема эта обширна, поэтому рекомендую мою предыдущую заметку.

ШАГ 4: поиск аппаратной проблемы

Во-первых, выключите ПК и откройте боковую крышку системного блока. Внимательно осмотрите сам кулер и разъем CPU FAN — именно к нему нужно подключить вентилятор (нередко многие начинающие сборщики либо подключают вентилятор к др. разъему, либо в спешке при сборке ПК забывают его подключить вовсе!) .

Подключен ли вентилятор к CPU FAN

Во-вторых, обратите внимание ничего ли не мешает лопастям вентилятора вращаться (сталкивался несколько раз с тем, что провода питания попадали между лопастей и не позволяли вентилятору работать).

Также попробуйте отключить вентилятор от питания и осмотрите сам провод. Некоторые малоизвестные китайские бренды компонуют свои кулеры такими «тонюсенькими» проводками, которые рвутся от любого неосторожного движения.

Читать еще:  Втягивающее реле стартера характеристики

В-третьих, если на вашем вентиляторе есть доп. разъем (например, для подключения к Molex разъему БП) — попробуйте его отключить от CPU FAN и подключить напрямую к БП.

Возможно, материнская плата выдаст ошибку «CPU Fan error» при включении ПК (но ее можно пропустить или откл. в BIOS контроль кулера) , и такой «финт» как временное решение — вполне может подойти!

2 разъема на вентиляторе

В-четвертых, если после всего вышеприведенного вентилятор не подал «признаков жизни», я бы порекомендовал его проверить на другом ПК.

Если под-рукой второго ПК нет, можно воспользоваться колхозным методом (иногда его применяю. ). Достаньте вентилятор из корпуса ПК и возьмите пару медных проводков (кончики нужно зачистить).

Вентилятор и пару медных проводков

Далее следует подключить два медных проводка к разъему вентилятора, обычно, это черный и красный цвет провода (обозначение-1 на разъеме, см. скрин ниже).

А медные проводки подкл. к нескольким (3-4) самым обычным батарейкам, которые можно просто положить на столе друг к другу, плюс к минусу! («мизинчиковые»/»пальчиковые», обычно, дома у всех таких хватает)

Батарейки к вентилятору

Если вентилятор «живой» — он начнет тихо вращаться (разумеется, гораздо тише, чем в системном блоке). Пример ниже.

Если и после этого вентилятор не «ожил» — скорее всего свой срок он уже отработал, и его пора заменить. Можно, конечно, попробовать разобрать, почистить, смазать и т.д. Но с недорогими моделями в большинстве случаев, всё это не оправдывает ни потраченного времени, ни средств.

PS (если вентилятор делает пол-оборота и ПК вообще не включается)

Еще одна разновидность проблемы: при включении ПК — вентилятор для охлаждения ЦП делает 1-3 оборота и останавливается (при этом ПК дальше не подает признаков «жизни», нельзя войти даже в BIOS — изображение отсутствует).

В этом случае список потенциальных проблем настолько широк, что не думаю, что его можно описать в рамках одной статьи. Для начала я бы посоветовал сделать следующее:

    вынуть все плашки ОЗУ, почистить их контакты ластиком и продуть слоты от пыли. Установить одну из них (остальные пока не подключать);

Чистка планок ОЗУ

вынуть батарейку на мат. плате и подождать 3-5 мин. (этим мы сбросим настройки BIOS/UEFI);

Батарейка на материнской плате ПК

  • отсоединить от мат. платы всё, что можно: монитор, клавиатуру, мышь, «лишние» планки ОЗУ (оставить только одну), видеокарту (если есть встроенная в ЦП APU) и т.д.;
  • включить ПК и посмотреть, будут ли работать кулеры, горят ли индикаторы активности HDD;
  • если это не помогло: необходимо отдельно от текущего ПК протестировать работу ЦП, мат. платы, БП, ОЗУ, видеокарты.
  • Основные причины неполадок

    Вентилятор состоит из моторчика, вала, пропеллера. Управляется электроникой. Защита выполнена в виде плавкого предохранителя (может отличаться в зависимости от технологии производства). Запуск узла осуществляется по сигналу таймера оттайки. При возникновении неисправностей причинами могут стать:

    • Обмерзание пропеллера. Большое образование снега и льда, из-за чего он не может продолжать вращение.
    • Выход из строя моторчика. Перегрев, дефект обмотки.
    • Проблема с электроникой, контактами. Нет питания на двигателе или не подается сигнал для запуска.
    • Поломка вала, деформация, заклинивание.

    В некоторых случаях причиной поломки может стать некачественный пластик лопастей. Часть производителей экономят на материалах, которые при эксплуатации трескаются или ломаются. Отломанные элементы могут заблокировать вращение узла.

    Что делать, когда вентилятор работает постоянно

    Бывают ситуации, когда охлаждающий радиатор работает без перерывов, как на горячий, так и на холодный двигатель. Причины могут быть самые разные. Сейчас мы рассмотрим основные проблемы и способы их решения.

    1. Обрыв в датчике, отслеживающем показания температуры антифриза или его цепях. В таком случае загорается лампочка Check engine. Цепи и датчик проверяется омметром. Проблема решается путем замены элемента на новый.
    2. На размыкаются контакты реле включения вентилятора. Сначала компонент проверяется мультиметром и при необходимости заменяется новым.
    3. Неисправности в блоке ЭБУ. Проверьте этот узел на профильном сервисе. В случае определения неисправности меняется прошивка или блок полностью.
    4. В карбюраторных моделях ВАЗ не размыкаются контакты термовыключателя. Для проверки работоспособности отсоедините клеммы от выводов этого узла – и вентилятор остановится. В таком случае необходимо заменить неисправную деталь.

    Если проведенные проверки так и не определили, почему вентилятор постоянно работает, тогда единственно возможным выходом из ситуации будет обращение в сервисный центр.

    Полноценные станции техобслуживания, как правило, проводят полную компьютерную проверку системы охлаждения, которая способна выявить самые труднодоступные неисправности. Поломка может быть намного глобальнее, чем обычный выход из строя предохранителя.

    Если обычные проверочные действия не дали никаких результатов, тогда не стоит бояться обратиться в сервис, и даже в тех случаях, когда вы считаете себя опытным мастером. Нередко современное оборудование и профессиональный подход существенно сокращают сроки поиска неисправностей. Тогда как обычные методы заняли бы недели на определение проблемы. Поэтому автосервисы обладают своими достоинствами.

    Подводя итог, отметим, что в статье мы подробно рассказали вам о том, как определить неисправности в работе вентилятора охлаждения на ВАЗ-2110. Если все проведенные вами проверки не дали результатов, тогда обратитесь в сервис, где вам проведут комплексную диагностику всей системы и наиболее точно определят неисправности в системе охлаждения.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector