Можно ли мешать антифриз разных цветов
На сегодняшний день существует разделение всего на три класса антифриза: G11, G12 и G13. Кроме того, есть еще дополнительные стандарты, такие, как G12+ и G12++. Каждый тип имеет определенные свойства, которые обеспечиваются присадками, в основном же состав у них один и тот же – дистиллированная вода и спирт. Разница только в том, что в G11 и G12 используется этиленгликоль, а в G13 – пропиленгликоль. По сути, в первом случае применяется токсичный базовый элемент, негативное влияние которого на металл устраняется добавлением присадок, а во втором – основа нетоксичная, и потому третий тип считается универсальным, особенно с учётом полного пакета присадок.
Похожие статьи
Присадки применяются, как уже было сказано выше, чтобы исключить разрушение радиатора и всей системы охлаждения двигателя. Так, в G11 добавляются компоненты, которые создают пленку на внутренней поверхности бачка и трубок, хотя она несколько снижает эффективность антифриза, уменьшая теплопроводность. Впрочем, защита от коррозии создается достаточно надежная. Что касается G12, добавки в этом составе связывают очаги ржавчины, останавливая дальнейший процесс коррозии. В универсальном типе нет такого негативного воздействия на систему охлаждения, а потому присадки просто обеспечивают морозоустойчивость и прочие положительные эффекты – те же защитные и антикоррозийные функции.
Что касается цветов, изначально для антифриза G11 был определен зеленый, но с появлением все большего количества производителей появились и другие окрасы. В частности, синий и даже багрово-красный. То есть может быть добавлен любой краситель, основное назначение которого – указать на протечку. G12 поначалу выпускали только красный, но со временем появились желтые составы и оранжевые. Можно встретить и вовсе зеленый вариант, так что путаница имеет место. Если же говорить о G13, первоначально такой антифриз был фиолетовым, а сегодня производится также желтый, который легко спутать с G12. Поэтому, в первую очередь, нужно смотреть на состав и свойства.
Из чего состоит антифриз
Вне зависимости от цвета, любой современный антифриз примерно на 80% состоит из смеси одноатомного спирта (этиленгликоля или пропиленгликоля) и воды. Такой состав способен выдерживать температуру вплоть до +196 °С без закипания, а что касается порога замерзания, то он зависит от соотношения компонентов и составляет от -11 °С до -65 °С. Следует заметить, что, согласно международной классификации, в зависимости от того, какой именно вид спирта используется в антифризе (этиленгликоль или пропиленгликоль), он подразделяется на три типа:
- G11;
- G12;
- G13.
Оставшиеся 20% в составе любого современного антифриза — это разнообразные присадки. Они необходимы для того, чтобы защищать металлические и резиновые детали, с которыми соприкасается эта жидкость, от коррозии и разрушения под воздействием спирта. Воздействие присадок различается в зависимости от типа антифриза. Для того чтобы это отличие можно было определить визуально, жидкости разных видов окрашиваются в различные цвета.
Цветовая классификация антифризов
Существует определенная классификация цветов охлаждающей жидкости:
- красного цвета – самый качественный продукт со сроком использования до 5 лет;
- зеленого цвета – показатель качества находится на среднем уровне с термином эксплуатации 3-5 лет;
- синего цвета – по своим качествам сходен с тосолом, и имеет срок использования 1-2 года.
В связи с существованием такой классификации необходимо пользоваться ею при выборе и покупке охладительного вещества.
Разбавляем правильно
Нельзя допускать работу охладительной системы сразу на нескольких разных антифризах. Если мешается два и более вида, необходимо учитывать состав. Важно, чтобы жидкости имели аналогичную основу. Допускается смешивание любых марок, хотя это нежелательно и относится только к высококачественным продуктам. Хладагенты, принадлежащие к стандарту G11, можно разбавлять с любыми антифризами, кроме G12. Что касается жидкостей G12, то их смешивание допускается только с аналогичными хладагентами или с продуктами, относящимися к стандарту G12+. С веществами другого класса мешать нельзя.
Хладагенты G13 можно разбавлять жидкостями G12+, а также G12++. Смешивать антифриз с Тосолом отечественного производства, который считается более агрессивным средством для многих импортных машин, не допускается. Поскольку эти продукты имеют в корне разную основу. Почему нельзя мешать хладагенты неодинаковых составов, мы разобрались, отдельно следует сказать о разбавлении водой.
Если вы зафиксировали недостаток жидкости в ОС, то восполнить объем можно дистиллятом, но это разрешается только в теплое время года. В мороз добавление воды может привести к ее замерзанию в системе охлаждения, что негативно отразится на функциональности элементов. Нельзя использовать для смешивания жидкость из-под крана, так как в составе присутствуют вещества, которые приведут к образованию ржавчины и накипи. В итоге это станет причиной засорения магистралей. В холодное время доливать воду в концентрат не стоит, поскольку обычно ее не менее 65% в любом хладагенте.
Заключение
В конце заметки, можно сделать некоторые выводы:
- Иногда требуется смешать антифризы разных брендов и цветов. Если нет такого же продукта, то некоторые виды охладителей разрешается смешивать, но стоит быть очень осторожным в этом вопросе.
- Допускается объединять хладогены разных цветов, но при условии, что они имеют одинаковый стандарт и схожий состав.
- Прежде чем принять решение о смешивании антифризов, стоит изучить таблицу, где подробно описаны схемы совместимости хладогенов.
Что будет если смешать группу G11 и G12
При смешивании различных типов антифриза со временем могут возникнуть проблемы.
Основные последствия смешивания силикатных и карбоксилатных классов:
- коррозия внутренних поверхностей системы охлаждения;
- вспенивание рабочей жидкости;
- перегревание двигателя;
- увеличение расхода топлива до 5%;
- блокировка каналов ДВС;
- засорение радиаторов и других узлов системы охлаждения;
- замена помпы;
- уменьшение эксплуатационного ресурса моторного масла;
- иные неисправности.
Только в случае крайне необходимости можно доливать различные типы.
При этом необходимо учитывать следующие факторы:
- смешивать охлаждающие растворы необходимо с одинаковой основой (этиленгликоль только с этиленгликолем);
- безсиликатные смеси категорически запрещено смешивать с другими;
- необходимо найти подходящий к автомобилю антифриз и использовать только его при доливках и замене рабочей жидкости в охлаждающей системе.
При необходимости доливки незначительного объема охлаждающей жидкости и отсутствии подходящей, предпочтительнее долить дистиллированную воду, что незначительно снизит охлаждающие и защитные свойства, но не вызовет опасные для автомобиля химические реакции, как в случае смешивания силикатных и карбоксилатных составов.
Антифриз — это?
На 80% охлаждающая жидкость состоит из этиленгликоля и воды. Оставшиеся 20% отводят на присадки. Каждый бренд добавляет разные компоненты. Они выполняют функцию защиты, а именно направлены на предотвращение пагубного влияния воды на стенки и трубки радиатора.
Присадки подразделяются на 2 вида:
Защитные — способны покрыть комплектующие защитной пленкой, чтобы предупредить образование ржавчины.
Антикоррозийные — ликвидируют коррозию, либо замедляют этот процесс.
Существуют универсальные хладагенты, включающие в себя оба вида присадок.
Чем отличаются О.Ж.
Разница как я уже сказал сверху – это присадки. ТО есть в одинаковую жидкость добавляют различные присадки и получается нужный состав.
- G11 — используется этиленгликоль, как правило самые дешевые ОЖ, с небольшим пакетом присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Кстати цвета ввели для того чтобы можно было различить жидкости разных классов. До этого жижи были бесцветные.
- G12 — используется этиленгликоль и карбоксилатные соединения. За счет того, что антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный чем у G11. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета жижи этого класса более дорогие. За этим классом зафиксировали красный цвет.
- G13 — используется полипропиленгликоль. Это более экологичный продукт (не ядовитый, быстрее разлагается). Европа гонится за экологичностью, поэтому создают такие продукты. Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Не доросли еще, чтоб за экологией гоняться за такие деньги.
Но большинство российских и азиатских производителей не придерживаются этой классификации. Взять тот же TCL: у него обе жижи и зеленая и красная класса G11, но они отличаются по пакету присадок (красный более совершенный).
Поэтому производитель ввел разделение по цветам, чтобы дифференцировать продукт для конечного покупателя.
Стоит отметить, что присадки в составах нужны именно для того, чтобы убрать негативный разрушающий эффект от этиленгликоля и воды, ведь это сочетание крайне активно, и может разрушить любую металлическую поверхность, а тем более трубку или стенку радиатора. А присадки, сдерживают этот пыл, убирая негативное влияние.
Если грубо характеризовать, то сейчас различают всего два типа присадок:
- Это защитные. Они защищают трубки и патрубки внутри, образовывая на их поверхности пленку, которая не дает разрушатся, металлическим частям. В основном применяются в G11 и наших ТОСОЛАХ.
- Это антикоррозийные. Здесь образования пленки нет, а получается так, что вся работа происходит тогда, когда начинает проявляться ржавчина. Эти присадки блокируют очаг, просто запечатывая его. Применяются в G12 и G12 +.
Справедливости ради, сейчас есть еще и третий вид – гибридные присадки (антифризы G13), это когда сочетается сразу два эффекта защитный и антикоррозийный, то есть их просто смешивают в нужной пропорции.
Заключение
Антифризы разных марок и цветов смешивать крайне нежелательно, но бывают ситуации в которых приходится это делать. Тогда важно придерживаться двух главных правил. Первое – при смешивании важен не цвет, а химический состав, смешивайте только идентичные. Второй – тосол с антифризом, а также марок жидкостей G11 и G12 смешивать категорически запрещается, это может привести к поломке двигателя и пути назад уже не будет, только серьезный ремонт.