Vetaif.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коричневый дым из выхлопной трубы

Дымный выхлоп в автомобиле – что делать, и как устранить проблему?

Автор: Дмитрий Сапко

Многие владельцы автомобилей сталкиваются с такой ситуацией, когда из выхлопной трубы машины валит густой дым. В некоторых ситуациях это явление временное и связанное с внешними факторами. Но в большинстве ситуаций такой эффект напугает автомобилиста и заставит серьезно задуматься о диагностике мотора. К сожалению, просо по признакам (таким как цвет или густота выхлопа) практически невозможно с высокой точностью определить потенциальные проблемы. Вы в большинстве случаев будете вынуждены обратиться на СТО. В сегодняшней публикации на нашем сайте мы приведем список наиболее популярных причин, а также расскажем, как можно быстро понять, фатальные ли поломки лежат в основе задымления. Если выхлоп в вашем авто стал резко дымным, густым и приобрел неприятный запах, это не всегда будет поводом подготовки к значительным расходам.

Бытует мнение, что такая ситуация говорит об износе силового агрегата. Многие опытные автомобилисты скажут вам, что если мотор дымит, пора готовится к капитальному ремонту. Но что делать, если машина проехала всего пару десятков тысяч километров или прожила с салона всего 2 года? Маловероятно, что причиной густого дыма стала серьезная поломка. На старых машинах выхлоп гораздо более густой, чем на новых авто. Это действительно связано с износом. Но если проблема пришла резко и неожиданно, нужно найти другую причину. Вариантов неполадок можно быть очень много, поэтому стоит разделить данный признак на несколько возможных вариаций по цвету выхлопа. Чем менее естественно ведет себя автомобиль, тем больше неприятностей может оказаться в итоге при детальной проверке состояния мотора.

Содержание

  • Белый дым
  • Синий дым
  • Чёрный дым
  • Помогают ли присадки «антидым»?
  • Когда стоит насторожиться?
  • Подводим итоги

Как выглядит дым от исправного автомобиля

При работе на холостых оборотах прогретый двигатель почти не дымит, потому и владельцы исправных авто не ощущают дискомфорта и не обращают на этот фактор внимания. Когда выхлопные газы еле заметны, то и определить их цвет невозможно. Только в режиме прогрева, выполняемого в холодное время года, различается дымок серого оттенка, пропадающий после выхода двигателя на рабочую температуру.

Другой эффект, отмечаемый в холодный период, чаще зимой, — выброс из трубы глушителя капель воды. Но это нормальный процесс, сопровождающий испарение конденсата, образующегося внутри выпускного тракта от перепада температур. После прогрева всех частей системы — коллектора, глушителя и резонатора капли воды пропадают.

Посадив за руль помощника, резко нажимающего на педаль газа, можно наблюдать кратковременный чёрный выхлоп. Это тоже вполне нормально, поскольку в момент нажатия на акселератор топливная система временно обогащает топливовоздушную смесь. На дизельном двигателе чёрный выброс будет чуть заметнее, чем на бензиновом.

Дым с таким цветом очень хорошо виден, даже в неблагоприятную погоду, особенно зимой. Как правило, такой дым выделяет очень едкий запах, который никак не спутаешь с каким-либо другим. Причиной появление такого дыма является недогоревшее топливо, которое и вылетает в выхлопную трубу. Появление черного дыма, как правило, сопровождается потерей мощности двигателя, повышенным расходом топлива (даже в 2 раза), ненадежная работа двигателя и его плохой запуск.

Если топливо не сгорает полностью, значит следует обратить внимание на:

  1. Исправность свечей зажигания;
  2. Работоспособность катушки зажигания;
  3. Исправность карбюратора;
  4. Возникновение проблем с форсунками, которые могут переливать топливо (на инжекторе);
  5. Плохая компрессия, как проверить компрессию двигателя читайте на этой странице;
  6. Не достаточное количество воздуха в топливной смеси (забился воздушный фильтр);
  7. Плохое качество топлива.

Перелив топлива диагностируется с помощью свечей зажигания, которые достаточно выкрутить и осмотреть. При недосгорающем топливе в цилиндре, на свече Вы увидите матовый налет, черного цвета, которого не должно быть. Далее, для более подробной диагностики причин перелива топлива, Вам понадобится или огромный опыт, хорошая интуиция или автосервис, где есть все необходимое оборудование, включая и диагностический сканер, так как выявить причину данной проблемы даже опытный мастер с ходу не всегда может. Во многих случаях про проверки форсунок нужен стенд для их промывки, а найти такой стенд можно только на автосервисах.

О чем говорит дым из трубы

Быстрая диагностика транспортного средства не требует его разбора и посещения специализированной станции технического обслуживания. Появление дыма из выхлопной трубы позволяет с высокой точностью определить причины неисправности авто.

Самым явным признаком диагностики проблемы являются выхлопные газы ДВС.

Выхлоп голубого цвета

Появление дыма такого цвета при прогреве указывает на попадание масла в камеру сгорания и смешения смазочного материала с топливом.

Причиной могут стать изношенные маслосъемные колпачки или поршневые кольца. Из-за этого масло попадает в цилиндры мотора. Вследствие смешивания жидкостей при сгорании образуется голубой дым.

Читать еще:  Объем масла в двигателе к4м рено

Выхлоп белого цвета

Если из выхлопной системы пошел белый дым, это указывает на неисправности камеры сгорания. В этот момент охлаждающая жидкость смешивается с топливом.

Причины возникновения белого дыма могут быть самыми разными:

  • пробой прокладки головки блока цилиндров;
  • возникновение трещин в ГБЦ;
  • коррозия самой головки.

В любом из случаев необходимо произвести тщательный осмотр головки блока цилиндров. Если проблема в прокладке, ее необходимо заменить на новую. Если причина неисправности кроется в дефекте ГБЦ, она подлежит ремонту или полной замене.

Выхлоп черного цвета

Многие автомобилисты задаются вопросом, почему выходит черный дым из выхлопной трубы. Чаще всего дым черного цвета можно встретить на автомобилях с дизельными двигателями. Это указывает на загрязненные форсунки.

В бензине или солярке содержатся разнообразные примеси, которые и становятся причиной засорения топливной системы. Это влечет за собой ряд негативных последствий:

  • повышенный расход топлива;
  • затруднительный запуск мотора;
  • падение мощности силового агрегата.

Проблема решается достаточно просто – необходимо промыть всю топливную систему, заменить фильтры и продуть форсунки.

Коричневые разводы

Как и при черном дыме, такие последствия указывают на высокий расход масла двигателем. В таком случае требуется замена колец, маслосъемных колпачков или капитальный ремонт всего мотора.

Определяем состояние двигателя по свечам

В случае неполадок в топливной системе обязательно необходимо посмотреть на свечи зажигания. Это один из самых простых способов диагностики двигателя. Благодаря визуальному осмотру свечей зажигания после длительной работы мотора можно понять, что с автомобилем не так.

Нагар и отложения полностью отсутствуют

Изоляционная юбка на центральном электроде чистая и имеет светло-коричневый окрас. Следов масла также нет.

Значит, двигатель автомобиля полностью исправен и потребляет оптимальное количество топлива. Необходимости часто доливать масло нет.

Нагар бархатисто-черного цвета

Появление такого нагара на центральном электроде указывает, что карбюратор отрегулирован неправильно или инжектор работает с перебоями.

Причиной этому может стать засоренный воздушный фильтр. Его обязательно нужно заменить и как можно скорее.

Налет светло-серого или белого цвета

Образование налета такого цвета указывает на работу двигателя на обедненной смеси топлива и воздуха. Последствия могут быть самыми неблагоприятными.

Из-за высокой нагрузки перегреваются не только свечи зажигания, но и камеры сгорания. Если своевременно не принять меры по устранению этой неисправности, могут прогореть выпускные клапаны. Это повлечет за собой дорогостоящий ремонт двигателя.

Напыление красного цвета

Налет указанного оттенка свидетельствует о наличии в используемом топливе массы присадок, включающих металл. Спустя время такой налет может образовать токопроводящий слой, имеющий сопротивление ниже, чем у электрода. Это приведет к тому, что свеча зажигания выйдет из строя.

Наличие следов масла на свече или резьбовой части

Причина кроется в неудовлетворительном состоянии маслосъемных колпачков. Из-за этого мотор будет троить во время старта и до момента полного прогрева.

Эта неисправность параллельно приводит к появлению бело-синего дыма из трубы. Сальники клапанов придется заменить, иначе перерасход масла устранить не выйдет.

Отсутствие керамической юбки и разрушение центрального электрода

Это может указывать как на установку бракованной свечи зажигания, так и на использование топлива, имеющего невысокое октановое число. Получается, что двигатель продолжительное время работает в неправильных условиях. Это приводит к детонации.

Как вариант, электрод мог попасть под выпускной клапан. Если он выскочил, владелец может избежать необходимости разбирать и ремонтировать двигатель. В противном случае ему придется изрядно потратиться.

Как выглядит дым от исправного автомобиля

При работе на холостых оборотах прогретый двигатель почти не дымит, потому и владельцы исправных авто не ощущают дискомфорта и не обращают на этот фактор внимания. Когда выхлопные газы еле заметны, то и определить их цвет невозможно. Только в режиме прогрева, выполняемого в холодное время года, различается дымок серого оттенка, пропадающий после выхода двигателя на рабочую температуру.

Другой эффект, отмечаемый в холодный период, чаще зимой, — выброс из трубы глушителя капель воды. Но это нормальный процесс, сопровождающий испарение конденсата, образующегося внутри выпускного тракта от перепада температур. После прогрева всех частей системы — коллектора, глушителя и резонатора капли воды пропадают.

Посадив за руль помощника, резко нажимающего на педаль газа, можно наблюдать кратковременный чёрный выхлоп. Это тоже вполне нормально, поскольку в момент нажатия на акселератор топливная система временно обогащает топливовоздушную смесь. На дизельном двигателе чёрный выброс будет чуть заметнее, чем на бензиновом.

Белый дым и его причина появления

Белый дым из выхлопной трубы условно можно разделить на «безопасный» и «опасный». Как уже упоминалось, вода в некоторой степени является частью выхлопа. Особенно это заметно в холодное время года, когда пар более активно конденсируется в воздухе. Также вода может конденсироваться в выхлопной системе, особенно при частых коротких поездках, когда она не успевает хорошо прогреться. Иногда в ней может накапливаться до литра воды, которая затем некоторое время покидает систему в виде пара. Это нормально. На горячем двигателе в жаркую погоду белый дым, а точнее пар, улетучивается.

Читать еще:  Тонировка задних фар приора

Другое дело, тускло-белый дым, заметный уже на горячем двигателе. Основная причина его появления — проникновение теплоносителя в камеры сгорания. Это серьезная проблема, требующая немедленного внимания. Антифриз может попасть в цилиндры по нескольким причинам:

  • пропускает прокладка ГБЦ;
  • трещина в ГБЦ;
  • повреждение стенки или гильзы цилиндра;
  • Неправильная (непоследовательная) затяжка болтов крепления головки блока цилиндров при установке.

Антифриз, просачивающийся через уплотнение или зазор, также попадает в систему смазки. Конечно, это влияет на состав масла, а значит, на его свойства. В результате все может обернуться капитальным ремонтом двигателя.

Выхлопные газы, в свою очередь, попадают в систему охлаждения. В расширительном бачке или радиаторе видна масляная пленка.

Также при запуске холодного двигателя из-за повышения давления резко повышается уровень антифриза, затем он будет снижаться после выключения двигателя, потому что часть его поступает в цилиндры. Если трещина или пропускает прокладка, в цилиндры может попасть большое количество антифриза. Это может грозить гидроударом.

При смешивании масла и антифриза образуется светло-коричневая эмульсия. Она циркулирует в системе смазки, это видно по маслозаливной горловине или на крышке головки. Появляется характерная желто-коричневая пена. Все это явные признаки утечки охлаждающей жидкости, вызывающей появление белых выхлопных газов.

С другой стороны, в морозную погоду белый дым легко принять за пар. Чтобы это проверить, достаточно простого теста. Возьмите листок бумаги и поднесите к выхлопной трубе, но не закрывайте ее полностью. Если бумага намокнет или будет сухой, все в порядке. Если появился масляный налет, нужно обратиться к специалисту.

Диагностика двигателя по сизому выхлопу

При наличии подобных проблем с двигателем провести самостоятельно диагностику не составит труда. В подобном случае автовладелец будет избавлен от необходимости обращаться в сервис и платить за услуги СТО. Всё что нужно будет сделать для определения неисправностей двигателя, это прогреть мотор, после чего активно газовать поднимая обороты двигателя до максимума. В это время второй человек должен следить за объемом выходящих из выхлопной трубы газов.

Если буквально через несколько секунд после нажатия на педаль газа дымность из выхлопной трубы практически полностью прекращается, это свидетельствует о проблемах с маслосъёмными колпачками. Если же сизый дым идёт и на холостых оборотах, то, скорее всего, автовладельца ожидает дорогостоящий капитальный ремонт мотора. Причём необходимо обращаться в специализированные СТО как можно раньше, что позволит несколько сократить свои затраты, всё же отремонтировав двигатель, а не заменив его.

В каждом конкретном случае затраты на такой ремонт будут отличаться, в зависимости от конкретной поломки и марки автомобиля. На старых японцах или достаточно свежих южнокорейских авто капитальный ремонт двигателя будет не столь обременительным. А вот на новых машинах бизнес-сегмента для полного восстановления мотора потребуется не менее 200-300 тысяч рублей. Автовладельцу необходимо понимать, что дорогая машина потребует соответствующего обслуживания и серьезных затрат при её поломках.

Синий (сизый) дым из глушителя

Как известно из глушителя автомобиля может выходить дым с разным оттенком.

Например, черный, белый и синий (сизый). Каждый из оттенков свидетельствует об определенных проблемах в работе двигателя автомобиля. Рассмотрим причины синего выхлопа. Причины черного и белого дыма описаны в других статьях на сайте twokarburators.ru.
Практически всегда он свидетельствует о наличии определенного количества масла в камерах сгорания двигателя. Все нюансы появления синего (сизого) дыма (например, на холодную дымит, на горячую нет и наоборот) так или иначе связаны с несгоревшим моторным маслом.

Неисправность: «синий (сизый) дым из глушителя»

Причин его появления в камере сгорания двигателя всего две.

— Износ маслосъемных колпачков

Масло попадает туда через изношенные маслосъемные колпачки, изношенные направляющие втулки клапанов, либо через то и другое вместе.

В этом случае автомобиль может вообще не дымить на холостых оборотах или в движении, либо дымить, но слабо (все зависит от степени износа деталей). При нажатии на педаль газа из глушителя вырывается облако синего дыма. Резьба свечей на всех свечах или на одной в масле. Электроды свечей могут иметь как коричневый, так и черный нагар (опять же все зависит от степени износа).

Читать еще:  Свист при повороте руля вправо
— Изношена поршневая группа двигателя

Масло попадает в камеры сгорания через изношенную поршневую группу. А именно в связи с поломкой, износом или залеганием маслосъемных колец, износом поршней, выработкой в цилиндрах двигателя.

Резьба и электроды свечей в этом случае будут в масле. Двигатель будет дымить на всех режимах. При умеренном износе деталей возможно прекращение дымления после прогрева двигателя.

Более конкретно диагностировать причину синего дыма из глушителя автомобиля можно измерив компрессию в цилиндрах двигателя. Как правильно это сделать и как расшифровать показания компресометра читайте в статьях на нашем сайте: «Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя легковых автомобилей», «Расшифровка показаний компрессометра».

После выявления причины неисправности – синего дыма из глушителя необходимо либо заменить маслосъемные колпачки или провести раскоксовку поршневых колец (в лучшем случае), либо провести замену направляющих втулок клапанов или ремонт поршневой группы двигателя (в худшем случае).

Примечания и дополнения

— Появление синего дыма из глушителя очень часто сопровождается падением мощности и приемистости двигателя автомобиля, возрастанием его топливного аппетита, затрудненным холодным и горячим пуском.

— Если двигатель неоднократно перегревался, могут потерять эластичность и залечь маслосьемные кольца на поршнях и тогда синий дым из глушителя обеспечен наверняка. Особенно этим страдают переднеприводные автомобили ВАЗ.

— При прогорании перегородки между канавками под кольца на поршнях также обеспечен синий дым из глушителя, который невозможно устранить ни чем, кроме замены поршневой.

Нестандартные причины возникновения синего дыма

Иногда возникает ситуация, когда идет сизый дым из выхлопной трубы нового автомобиля. Чаще всего это происходит при прогреве мотора, а после того как он нагреется, дым исчезает. Причина явления в данном случае заключается в том, что детали нового двигателя еще не притерлись друг к другу. Соответственно, в холодном состоянии между ними остаются зазоры. А после нагрева их геометрия меняется, и все становится на свои места.

Причина дымления дизеля и двигателя с турбиной

Если двигатель вашей машины снабжен турбиной, то возможна другая причина дымления синим дымом из выхлопной трубы. В частности, скорее всего она заключается в износе уплотнений и подшипников ротора компрессора. Если повредилось уплотнение турбины, то диагностика затрудняется тем, что масло попадает в выхлопную систему, где и догорает. Для диагностики просто снимите впускной патрубок турбокомпрессора и загляните вовнутрь. В случае повреждения уплотнения вы увидите лужу масла.

Если ваша машина имеет автоматическую коробку передач (АКПП), то дым с синеватым оттенком может возникать по причине неисправности мембраны ее регулятора в том случае, если имеется вакуумный датчик величины нагрузки. Диагностировать неисправность в этом случае можно по значительному нагару на свечах зажигания. Вы легко узнаете масло, поскольку трансмиссионное масло для АКПП имеет красноватый или желтый оттенок и специфический запах.

Также существует еще ряд более серьезных поломок, которые диагностировать еще проще. В частности:

  • Поломка перемычек между кольцами на поршнях или самих колец. Как правило, это происходит по причине детонации.
  • Если двигатель сильно перегрет, то возможно возникновение деформации юбок поршней. Из-за этого появляется большой зазор между поршнем и цилиндром. А по нему может проникнуть масло с вытекающими последствиями.
  • Деформация шатуна. Такая ситуация может возникнуть, например, от гидроудара или при разрыве ремня и ударе поршня по клапану, который в тот момент был незакрытым.
  • При использовании некачественного масла возможно пригорание или залегание колец в поршневых канавках.
  • Также кольца могут быть завальцованы в тех же канавках в силу длительного калильного зажигания. В этом случае происходит их полное обездвиживание.

Обычно описанные выше дефекты происходят не во всех цилиндрах, а лишь в одном или нескольких. Проще всего начать диагностику с оценки состояния свеч зажигания, а также замера уровня компрессии.

Выводы

Причин, почему из выхлопной трубы идет синий дым, существует не так много. Как правило, проблемы возникают с маслосъемными колпачками, кольцами, цилиндрами. Помните, что использовать машину при этом можно, однако нежелательно, поскольку такая работа двигателя приводит к повышенному расходу горючего и масла, а также к потере мощности вследствие увеличения слоя нагара на клапанах. Если же автомобиль использовать нужно, то делать это нужно бережно, избегая значительных нагрузок на двигатель. Ведь эксплуатация в таких условиях изнашивает и без того “уставший” двигатель и приближает время его капитального ремонта. Поэтому когда дымит синим дымом не затягивайте с диагностикой и ремонтными работами. Зачастую своевременная замена копеечных маслосъемных колпачков сможет предупредить дорогостоящий ремонт более сложных узлов двигателя машины.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты