Когда нужно менять шины на новые
Пункт 5.2 перечней неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация автомобиля, гласит — «Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины». Это относится и к грыжам — повреждению внутреннего каркаса боковины. Так что, перед тем как садиться за руль машины, должным образом сделать осмотр шин (колес) на наличие повреждений.
К чему приводит эксплуатация таких автомобильных шин?
На практике это грозит неожиданно спустившим колесом, но это просто неприятность по сравнению с тем, что шина взорвется при движении автомобиля на скорости. Так что, сдаем вывод, что эксплуатировать такие шины запрещена не только с юридической точки зрения, но и из соображения безопасности вас и ваших пассажиров.
Таким шинам требуется срочный ремонт, но не все шиномонтажники дадут вам гарантию на такие шины. Так что лучше заменить такие шины.
Разрушаем первый миф – растягивание (повреждение) покрышек
Откуда у этой темы «растут ноги»? ДА все просто — со старых советских домашних шиномонтажей, лично у меня и дед, и отец, и дядька переобувались дома в гараже. Обычно это происходило при помощи грубой мужской силы, а также подручного инструмента – скажем кувалд, ломов, монтажек и прочей прелести. Если сделать что-то не правильно, то «с дури» можно было реально вытянуть или даже порвать корд колеса! А по тем временам зимняя резина была «большой роскошью» (например «снежинка» какая-нибудь) да и разновидностей было ну очень мало. Никто даже не думал — о балансировке, все комплекты были только с шинами. Суровые были времена
Поэтому чтобы заниматься таким монтажом как можно реже (все же не все мастера переобувки), покупали диски и ставили два комплекта резины (лето и зима) и затем просто перекидывали в нужное время
Сейчас ситуация изменилась с точностью наоборот. Я просто не знаю человека в нашем городе который делает это все своими руками! Сейчас просто уйма вполне качественных шиномонтажей которые «переобувают» просто в считанные минуты. Никакой речи — про повреждение или растяжение даже не идет, обычно кромку прилегания диска и резины смачивают специальным мыльным составом и она встает как говорится «по маслу». Причем сейчас уже редко встретишь камерные варианты, 98% — бескамерные.
Повредить покрышку на таких грамотных СТО очень сложно, как и растянуть ее. Читал исследования — что при перебортовке корд испытывает намного меньшие нагрузки как скажем при ударе в яму на скорости 60 км/ч. Сейчас другие скорости, другие нагрузки, а поэтому прочность должна быть на высоте.
ДА и если подумать логически – технологии сейчас шагнули далеко вперед, резина внутри имеет специальный металлический и нитевидный каркас, состав резины за последние 10-15 лет изменился, сейчас он более прочный. Можно сделать вывод — что ничего от перебортирования не будет, это своего рода штатная и БЕЗОБИДНАЯ ПРОЦЕДУРА.
Когда менять летние шины на зимние?
Итак, когда менять летние шины на зимние? Ответ на данный вопрос может быть довольно субъективным. Некоторые водители, чтобы уберечь себя и свои нервы от массового паломничества на шиномонтаж, предпочитают менять резину уже при +12-+15 градусах, при этом они не задумываются о том, что уже через несколько недель эксплуатации зимние шины могут прийти в негодность и полностью утратить свои качества.
А иногда бывает так, что человек ждет, пока температура опуститься до 0 градусов. И только потом отправляется на шиномонтаж. Но опять же до шиномонтажа нужно еще доехать, а сделать это на летней резине не так-то просто и небезопасно. Именно поэтому многие специалисты советуют пользоваться услугами мобильного шиномонтажа, или же ждать, пока спадут холода и сразу же отправляться на замену резины.
Способы определения изношенности шин
Эксплуатация летней резины становится опасной, если остаточная высота протектора стала меньше 1,6 мм. Для зимних шин нормы строже – протектор не может быть менее 4 мм. В этих случаях резину следует заменить. Также на Nokian и BridgeStone имеются индикаторы в виде цифр или снежинки, которые помогут вовремя определить изношенность.
В нашем суровом климате зимой многие предпочитают резину с шипами. Ее следует осматривать на наличие и состояние шипов. Недостаточное их количество препятствует сцеплению шины с покрытой снегом или льдом поверхностью. Производители заявляют, что не досчитавшись уже 40% шипов, шина теряет свои качества.
В заключении посмотрите видео про износ шин и на сколько сезонов хватает зимнюю резину.
Когда менять шины по износу (летние/зимние, легковые/грузовые)
Следует понимать, что долговечность покрышек может варьироваться в очень широких пределах. Ключевую роль тут играет не назначение резины (летняя она или зимняя), а её производитель. Если фирма хорошая (к примеру, Michelin), то шины можно менять после 40–50 тыс. км пробега. Если качество шин оставляет желать лучшего, то переобуваться придётся каждые 10–20 тыс. км. Вообще, есть универсальное для всех автомобилей правило: если износ шины достиг критической величины, при которой глубина протектора стала меньше 1.6 мм, то шину надо срочно менять.
Индекс износа шин
Каждый изготовитель обязан производить маркировку на боку шинной продукции в соответствии с международными требованиями. Изначально этот стандарт использовался лишь в США, но постепенно получил распространение по всему миру. Кроме страны изготовителя, модели, назначения, направления вращения и прочих характеристик на боку шин указывается уровень сопротивления износу.
Treadwear — определение, обозначающее коэффициент износостойкости. Treadwear, равный 100 (средний показатель), предполагает пробег в 48 000 км на стандартном дорожном покрытии, которое характерно для испытательного полигона.
Конечно, в естественных условиях этот показатель не столь точен — качество дороги, стиль вождения, погодные условия и прочие факторы значительно влияют на износ протектора и срок эксплуатации. Но, обратив внимание на индекс, можно все же определить уровень износостойкости шины.
Способы определения износа шин
Проверка уровня износа должна проводиться регулярно. Это позволит избежать не только штрафа со стороны госавтоинспекции, но и снизить риск неприятностей на дороге.
Есть несколько способов определить степень истертости протектора.
Способ 1. Проверить индикатор износа шин
Индикатором называют протекторный блок, расположенный внутри углублений протектора. Его высота равняется допустимой норме износа (1,6/4 мм). Если протектор стерся до уровня индикатора, то резину необходимо срочно заменить.
Чтобы найти место, где расположен индикатор, следует обследовать бок шины. Напротив протекторного блока обычно наносится небольшое клеймо в виде треугольника, логотипа компании-производителя, снежинки или аббревиатуры TWI.
Последнее время получили распространение цифровые индикаторы. На поверхности протектора располагают цифры, которые показывают уровень углубления. По мере износа они стираются, начиная от самой большой по значению и заканчивая малой и наиболее «глубокой». Например, если на летней резине остаются видны только цифры 2 и 4, то это сигнал к скорой смене шин. После того, как исчезнет цифра 2, шина достигает максимально допустимого уровня износа и требует немедленной смены.
Способ 2. Использовать специальный измеритель
Индикатор не всегда точен, поэтому водителю желательно приобрести измеритель глубины профиля протектора. С помощью этого небольшого и недорогого прибора автовладелец самостоятельно может проконтролировать уровень истирания в нескольких местах.
Способ 3. Использовать монету
Если истертость вызывает сомнения, а измерителя не оказалось под рукой, можно прибегнуть к помощи 10-копеечной монеты. Она помещается надписью «копеек» в борозду протектора.
Слова«копеек» не должно быть видно. Если же оно хорошо читается, то шину стоит сменить или подвергнуть более тщательной проверке.
Эти способы применяются, чтобы определить допустимый износ шин, который происходит равномерно. Но часто под действием неисправности автомобиля или других факторов протектор изнашивается совершенно не так, как положено. Чтобы выяснить, нет ли неестественных повреждений, нужно тщательно осмотреть колеса.
Схемы перестановки колес для разных приводов и рисунков протектора
Привыкли делать всё самостоятельно? Тогда вы можете и переставить шины. Если у вас есть возможность безопасно поднять автомобиль и снять колёса, то можно переставить шины у себя в гараже или на подъездной дороге. Помимо схемы перестановки, вам нужно учитывать, являются ли ваши шины направленными или ненаправленными, симметричными или асимметричными, и какой, шахматной или квадратной, является схема установки шин. Если вы не уверены хотя бы в одном из этих пунктов, лучше доверить работу профессионалу. Также учтите, что время от времени отдавать свои шины в руки компетентного профессионала — это разумный шаг. Специалисты по шинам следят за их потенциальными проблемами, выявляют несоосность и другие проблемы, которые могут повлиять на состояние/износ шин и производительность автомобиля.
Схема перестановки четырёх колес
Для не направленных шин одинакового размера, вы можете воспользоваться схемой перестановки по диагонали или переместить передние шины в задний диагональный угол, а задние вперед с той же стороны.
- «Rewards Cross» (схема A) схема применяется для задне и полноприводных автомобилей, передние колеса ставятся назад по диагонали, а задние как есть вперед;
- «X-Pattern» (схема B) это универсальная схема и может применять практически ко всем автомобилям, все колеса меняются местами по диагонали;
- «Forward Cross» (схема C) схема применяется для передне и полноприводных автомобилей, зеркальное отображение схемы A.
Также ввиду наличия современных шин появилась необходимость в еще 2 схемах ротации:
- «Front-to-Rear» (схема D) эта схема может быть использована для авто с направленными шинами одного размера;
- «Side-to-Side» (схема E) данная схема может быть использована для авто с ненаправленными шинами размер которых отличается на передней и задней оси.
Перестановка с учетом запаски
Большинство современных авто комплектуются «докатками» — это не полноразмерная запаска, предназначенная для временной замены полноценного колеса, что бы хоть как то доехать до ближайшего шиномонтажа. Если же у вас есть полноразмерное запасное колесо, его также необходимо включать в схему перестановки.
- «Forward Cross» (схема F) эта схема может быть использована для переднеприводных авто с полноразмерным запасным колесом;
- «Rearward Cross» (схема G) схема для задне и полноприводных автомобилей.
Схема перестановки шести колес
Транспортные средства с двойными задними колесами и ненаправленными шинами могут использовать одну из следующих схем вращения:
- «Six Tire Rotation» (схема H) схема может быть использована для авто с ненаправленными шинами одного и того же типа и размера;
- «Six Tire Rotation» (схема I) если на транспортном средстве установлены шины другого типа и/или размера на передней и задней осях, они должны использовать только эту схему.
Ротация шипованных или зимних колес
Зимние и шипованные шины также нужно переставлять для того чтобы они служили долго и адекватно вели себя на дороге. Для зимних колес перестановку нужно делать чаще, примерно раз в 6000 км или раз в сезон смотря что наступит раньше.
Заключение
Что же с нашими историями? После вибрации я вернулся на шиномонтаж. Подождал, пока мастер освободится. Затем я сказал, откуда шла вибрация. Шиномонтажник снял колесо и выяснил, что установочное кольцо встало криво, из-за чего колесо было установлено под углом.
А на машине мамы позже я увидел на заднем колесе надпись «Inside». Поэтому мы поехали и поставили его правильно.
Вспомните в следующий раз в шиномонтаже об этих правилах:
- попросите накачать колёса до правильного давления,
- попросите мастера осмотреть шины,
- по окончанию работ проверьте болты и правильность установки шин,
- прислушайтесь на первых километрах и едет плавно.
Далее:
- Рекомендуемое давление в шинах для Hyundai Solaris
На яку вісь ставити нову пару шин?
Друзі, відразу хочеться сказати, що MARKET.RIA рекомендує мати два повноцінних комплекти гуми — зимовий і літній — і міняти їх по 4 штуки одночасно. І буде вам щастя.
Але, якщо життя змушує, і автовласник з метою економії купує тільки одну пару нових покришок, то перед ним постає питання — а куди ж їх поставити? На передню вісь або на задню? Цікаве питання, і на деяких автофорумах прям цілі дискусії з цього приводу. Хтось каже — в залежності від типу приводу, хтось скаже — звичайно на передню вісь, адже передні колеса швидше стираються. А є такі, які вважають, що на задню і тип приводу тут ні до чого. Правильна відповідь — третя. Нова пара шин ЗАВЖДИ ставиться на задню вісь. Хоча раніше існувала думка, що на передньопривідне авто нова гума ставиться на передню вісь, так як гальмівний шлях коротший і гребти машина буде краще. І начебто логічно. Але це не так.
Навіть компанія Michelin вже давно на своєму сайті виступила із заявою, що з міркувань безпеки незалежно від приводу, нову або менш зношену гуму потрібно ставити на задню вісь.
За словами експертів Michelin, таким чином забезпечується більш високий рівень безпеки в непередбачених або складних дорожніх ситуаціях (екстрене гальмування, круті повороти) особливо на слизькому покритті. Та й численні тести доводять, що в будь-якій ситуації завжди легше контролювати передні колеса, ніж задні. Адже задня вісь на зношених шинах йде з під контролю миттєво, особливо під час дощу або просто на мокрому холодному асфальті. Електроніка машини не завжди зможе її стабілізувати — може просто фізично не вистачити площі контакту шини з дорогою. В результаті водій втрачає контроль над автомобілем через занесення «заду», з яким багато водіїв просто не впораються. Такої ж думки по установці новішої пари шин дотримується і німецький клуб ADAC — якщо на різні осі встановлюються шини різної якості, кращі ставте назад.
Австрійський автомобільний клуб ÖAMTC ще в далекому 2010 році перевірив, як установка новіших шин на передній або задній осі впливає на ходові якості машини. Вони також рекомендують новіші шини ставити на задню вісь. Випробування довело, що автомобіль показує більш ефективне гальмування при установці шин поновіше на передню вісь. Але при установці таких шин назад — автомобіль показує кращу курсову стійкість, особливо на мокрому дорожньому полотні. А ще, фахівці ÖAMTC в один голос твердять, що ставити різні шини можна лише в тому випадку, коли різниця в зносі невелика. Вони проводили цей тест на шинах з різницею в зносі між передніми і задніми 1,5 мм. А якщо різниця більше — рекомендують купувати новий комплект з 4 шин.
Також у 2017 році білоруський портал АВТО TUT.BY проводив тест на полігоні в Фінляндії. Тестувалися два однакових VW Golf, у одного шини свіжіше стояли ззаду, в іншого спереду. Машини розганялися до 30 км/год і гальмували, спочатку на льоду, а потім на снігу. Якщо коротко, то результати тесту такі: авто з хорошими шинами спереду розганяється і гальмує швидше, ніж в протилежному випадку. Але це мабуть єдиний бонус. У таких характеристиках, як зчеплення, керованість, стійкість в поворотах машина більш прогнозована і безпечна, якщо новіші покришки встановити на задню вісь.
Висновок: Шини з різним ступенем зносу — це небезпечно однозначно. Питання в тому — наскільки це може бути небезпечним? Коли шини «не дуже» встановлені спереду — гальмівний шлях довший звичайно, але сама машина більш передбачувана. Вам легше її контролювати, ви можете їхати плавніше або тихіше і т.д. Та й дотримуватися безпечної дистанції простіше, ніж керувати машиною, яка пішла в занос.
Повторюся, MARKET.RIA рекомендують замінювати на кожен сезон всі чотири колеса і робити своєчасну ротацію. Але якщо різниця в зносі не дуже велика, то шини «покраще» рекомендуємо ставити на задню вісь. Безпечних вам поїздок!