Как вольтметром проверить аккумулятор машины
Как проверить емкость аккумулятора мультиметром
Проверка емкости (одной из основных характеристик аккумуляторных батарей) производится с помощью различных измерителей, наиболее простым и распространённым из которых является мультиметр. О том, как определить емкость акб при помощи мультиметра (многофункционального измерителя), компьютерных программ и мобильных приложений, будет рассказано в этой статье.
Применение мультиметра
Проверка аккумулятора может проводиться применением мультиметра. Этот метод — наиболее простой и эффективный, не требует наличия особых навыков. Рекомендуемая последовательность действий:
Проводится установка прибора в требуемый режим. Стоит учитывать, что современные модели мультиметров позволяют проводить замер самых различных показателей. В дальнейшем полученные результаты можно будет использовать при проведении расчетов.
- Применяемое измерительное устройство часто имеет функцию установки диапазона измерений. Рекомендуется проводить установку значения, которое выше рекомендуемых в спецификации. В противном случае получить точный результат будет невозможно.
- Практически все модели мультиметров имеют два разных щупа: красный и черный. Щуп черного цвета устанавливается в гнездо минуса.
- На измерение уходит несколько секунд.
- После получения требуемых результатов цепь разъединяется.
Инструкция последовательности действий довольно проста в исполнении, но полученные результаты следует правильно интерпретировать. Чаще всего используют то, как проверить заряд аккумулятора мультиметром для определения уровня заряда АКБ.
Функциональность
Измерение значений автомобильных батарей – далеко не единственный вид измерений, который может выполнять тестер или мультиметр. Этими приборами, возможно, проверить аккумулятор телефона на работоспособность, шуруповёрт, ноутбук, батарею 18650 и практически любое устройство, где есть аккумулятор.
Значения, естественно будут отличаться от автомобильных, но нормы, которые должны показываться при замерах гаджетов или инструментов, указываются в инструкции по эксплуатации – благодаря этому любой владелец может продиагностировать необходимое устройство, и вовремя среагировать на неполадки оборудования.
Итог напрашивается сам собой: чтобы не попасть в ситуацию, когда аккумулятор окажется разряженным в самый неподходящий момент — за ним необходимо следить, а современное и высокоточное оборудование делает этот процесс очень простым, и доступным каждому человеку.
Как измерить ёмкость
Мультиметр можно использовать и как тестер для измерения ёмкости аккумулятора. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи. Чтобы проверить ёмкость потребуется вначале полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.
Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.
Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.
Как проверить параметр напряжения?
Чтобы проверить уровень напряжения авто аккумулятора, вам потребуется специальный прибор — тестер, это может быть вольтметр либо мультиметр.
Для диагностики значения напряжения нужно сделать следующее:
- Для начала тестер необходимо настроить на работу в режиме постоянного напряжения, при этом следует настроить максимальный диапазон.
- Отрицательный контакт тестера (черного цвета) необходимо подключить к отрицательному выводу аккумулятора.
- Положительный щуп (соответственно, красный) подключается к плюсу АКБ.
В итоге на дисплее тестера должны появиться показания — если батарея работает в нормальном режиме, то значения, полученные в результате диагностики, должны быть не менее 12.6 вольт. Если же проверка показала меньшие результаты, то можно сделать вывод, что заряд девайса значительно упал, причем больше, чем наполовину. В данном случае самым оптимальным вариантом будет проведение контрольно-тренировочного цикла.
Если вы вовремя не выполните КТЦ, то проблема может привести к сульфатации и, соответственно, осыпанию пластин и снижению срока службы батареи. Если результаты диагностики показали около 11.6 вольт, то можно сделать вывод, что аккумулятор полностью разрядился, его тренировка в данном случае не поможет, в первую очередь устройство надо зарядить (автор видео — канал Аккумуляторщик).
Отдельно нужно сказать о диагностике саморазряда. Для проверки необходимо подключить один щуп тестера к клемме АКБ, а другим провести по его поверхности. Если в результате выполнения этих действий на дисплее тестера стали появляться показания, то есть прибор зафиксировал напряжение, это говорит о саморазряде аккумулятора.
Подготовка прибора и правила измерения
Для измерения напряжения аккумуляторной батареи лучше использовать цифровой прибор. Это многофункциональное устройство предназначено для решения различных задач.
Например, при выключенном зажигании можно проверить состояние АКБ, утечки через корпус и клеммы.
Перед проведением данной процедуры переключатель необходимо установить на отметке 20 Вольт постоянного тока. Провода подключить в соответствующие разъемы.
После этого нужно действовать следующим образом:
- отрицательным (черным) щупом коснуться минусовой клеммы;
- конец красного провода установить на положительный полюс АКБ;
- после этого попросить кого-нибудь включить фары;
- отметить все показания вольтметра на разных этапах.
Чтобы проверить утечки на клеммах, нужно:
- Установить прибор на напряжение и отключить систему зажигания.
- Затем поочередно красный провод подсоединить к полюсу «+» АКБ, а черный к минусовой клемме.
- После этого положительный кабель установить на полюс «-», оставляя отрицательный провод в том же положении.
- Во время этих процедур попросить кого-то позапускать мотор, наблюдая за показаниями вольтметра.
Для проверки герметичности крышки батареи нужно выставить на устройстве самое низкое значение шкалы напряжения.
Установить черный провод на «-» аккумулятора, а красным щупом коснуться его поверхности.
Проверка плотности и уровня электролита
Проверка АКБ вторым способом начинается с осмотра корпуса батареи. Обычно аккумулятор имеет минимальную и максимальную метки на своем корпусе, но, если их нет в наличии, то измерять уровень электролита придется с помощью стеклянной трубочки небольшого диаметра.
Для того чтобы измерить уровень электролита, следует вывернуть пробку аккумулятора, в отверстие ввести стеклянную трубочку, далее закрыть ее пальцем и измерить набравшуюся длину колонки электролита в трубочке.
Оптимальный уровень электролита в АКБ равен 12-15 мм. Покрытие пластинок аккумулятора находится именно на таком балансе электролита. Эксплуатировать аккумулятор с уровнем электролита меньше 12 мм нельзя. При низком уровне электролита аккумуляторные пластины окисляются и разрушаются. Высокий уровень электролита также не допустим.
Когда вода выкипает, то уровень электролита снижается, поэтому следует доливать дистиллированную воду для восстановления прежней отметки. Воду доливают в заливное отверстие до нижней границы его тубуса. После того, как в аккумуляторе восполниться уровень жидкости, надо его зарядить. В заряженном АКБ следует проверить плотность электролита, которая в норме составляет 1,27(в летнее время)-1,29 г/см3(в зимнее время). Проверка плотности осуществляется ареометром. Это специальный прибор, в виде поплавка, который находится внутри стеклянной колбы. Этот поплавок указывает плотность. В сосуд набирается электролит из банок. Если плотность различна поплавок показывает различную высоту. В случае, если была произведена доливка жидкости в АКБ, то нельзя сразу измерять плотность, вода смешивается с электролитом 3-4 часа. Причем, при проведении измерений, нужно соблюдать осторожность, т. к. электролит в АКБ является серной кислотой.
Проверка ареометром: Выверните все крышки от банок АКБ. В порядке очереди наберите в сосуд электролит из каждой баночки и проверьте плотность. По таблице сверьте плотность:
Состояние | Плотность |
Заливаемый электролит | 1.26 |
Полностью заряжен | 1.270 — 1.290 |
Заряжен на 70% | 1.230 — 1.250 |
Полностью разряжен | 1.110 — 1.130 |
к содержанию ↑
Замер утечки тока
Минимальный ток утечки можно найти практически в любом автомобиле, даже в новых моделях. Это связано с тем, что некоторые системы автомобиля проводят минимальное потребление электричества даже на момент выключенного двигателя или когда ключа нет в зажигании.
В разных источниках показатель подобного тока колеблется в пределах от 10 до 80 мА. Большое значение утечки говорит о том, что электрооборудование автомобиля находится в неисправном состоянии. Значение утечки 60 мА определяет то, что аккумулятор в подобном состоянии может прослужить многие годы при правильной эксплуатации.
Куда более негативное влияние оказывает ситуация, когда аккумулятор не заряжают на протяжении нескольких дней. Провести измерение утечки можно также при помощи мультиметра.
Процедура измерения заключается в следующем:
- Устанавливаем режим измерения на 10 А или 20 А. Лучше всего установить больший показатель, если это позволяет используемый прибор.
- Проверять рекомендуется при разрыве массы с точки зрения безопасности.
- Снимаем минусовую клемму.
- Один из щупов подключаем к минусу АКБ.
- Другой подсоединяем к снятому проводу.
- Получаем определенный результат.
Для точного показателя следует правильно подготовить автомобиль:
- Отключаем освещение в салоне, выключаем магнитолу и другие потребители.
- Вынимаем ключи из зажигания.
Переустановка батареи
После очистки корпуса, клемм и лотка установите аккумулятор на место.
- Аккуратно положите его на лоток.
- Прикрепите к лотку с помощью прижимного механизма.
- Подключите клеммы. На этот раз начните с положительной клеммы и подключите минус или клемму заземления в последнюю очередь.
- После подключения терминалов распределите тонкий слой вазелина вокруг верхней части клемм и контактных столбов. Это препятствует накоплению коррозии вокруг клемм.
Если вы знаете, как проверить аккумуляторную батарею на наличие проблем, вы в следующий раз будете обслуживать ее быстрее. И обслуживание вашей батареи нужно проводить регулярно. Вы можете убедиться, что ваша батарея обеспечивает всю необходимую мощность для пусковой системы, системы зажигания и других важных электрических цепей по мере необходимости, особенно в холодные месяцы. Более того, при небольшом техническом обслуживании вы продлите срок службы аккумуляторной батареи автомобиля и сократите бюджет на обслуживание машины в целом.