Как узнать стоит ли катализатор на авто
Удалить катализатор — а надо ли?
Многие автовладельцы после некоторого срока эксплуатации автомобиля начинают задумываться о том, как удалить катализатор. Процедура это несложная, но требует теоретической части. Об этом мы и поговорим. Многие автовладельцы после некоторого срока эксплуатации автомобиля начинают задумываться о том, как удалить катализатор. Процедура это несложная, но требует теоретической части. Об этом мы и поговорим.
Катализатор служит для того, чтобы окислить оставшиеся вредные выбросы, которые содержатся в выхлопных газах. Для этого на соты наносятся различные оксиды, в основном титана, которые ускоряют этот процесс.
Самостоятельная проверка катализатора
Расположение катализатора в автомобиле
Немногие автовладельцы знают, как проверить катализатор на машине, а тем более сделать это самостоятельно. Однако существует несколько способов такой проверки:
- Изъять деталь и осуществить осмотр – это самый простой способ проверки. Понять, забиты ли соты очень легко. Достаточно воспользоваться каким-либо источником света. Крепежные элементы могут создать дополнительные проблемы. Кроме того, лишних забот доставляет тот факт, что вся работа происходит под машиной.
- Второй способ проверки катализатора – изучение вредных веществ, что находятся в выхлопных газах. Высокое их содержание свидетельствует о том, что катализатор забит.
- Кроме того, можно измерить противодавление на выпуске – высокое сопротивление будет свидетельствовать о неисправности катализатора. Этот способ считается одним из самых эффективных, поэтому ему следует уделить особое внимание.
О последнем способе подробнее: некоторые специалисты советуют приварить перед катализатором несколько патрубков, роль которых будет заключаться в сборе уже отработанных газов. Эти штуцеры должны иметь резьбу, чтобы по окончании всей процедуры в них можно было вкрутить несколько заглушек, желательно, сделанных из латуни.
Проверить забит ли катализатор можно поднеся его к источнику света
Вымерять обратное давление можно при помощи трубки, которую необходимо вкрутить в штуцер. Трубка должна рассеивать тепло, и иметь длину не более 50 сантиметров. На другом конце трубки должен быть надет шланг, а к нему необходимо присоединить манометр.
Чтобы получить правильный результат следует измерить давление при разгоне автомобиля. При этом следует полностью открыть дроссельную заслонку. Далее необходимо записать показатели при увеличении оборотов двигателя. Обратное давление – важный показатель. Максимальное значение составляет 0,35 кг/см3. Когда обратное давление превышает данное значение, это значит, что выхлопная система работает неправильно и нуждается в проверке.
Виды катализаторов
По своему назначению нейтрализатор может быть двух- или трехкомпонентным.
- В первом случае он выполняет относительно простые функции окисления (дожигания) угарного газа и углеводородов до образования воды и двуокиси углерода.
- Во втором – добавляется сложная способность устройства работать с окислами азота. Особенно много их образуется в современных дизельных и бензиновых моторах, в силу повышения экономичности, которых конструкторам приходится использовать обеднённые и бедные смеси на впуске.
Трёхкомпонентые катализаторы, а именно такие чаще всего применяются, в свою очередь, могут отличаться по конструктивному признаку, изготавливаясь на базе керамических или металлических сотовых изделий.
Керамические относительно дешевле, но не обладают высокой механической прочностью и долговечностью, склонны к растрескиванию и разрушению, не терпят ударов при наезде на препятствия.
Металлические конструктивы обладают достаточной упругостью, поэтому лучше держат внешние и внутренние удары. Внутренние могут возникать при аномальных процессах горения и разрушительно воздействовать на тонкую сотовую начинку, где, как уже упоминалось, обычно нанесены такие непростые вещества, как платина, палладий и родий.
Но даже металл не спасает от предательского попадания на тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде компонент контрафактных рабочих жидкостей, слишком богатой смеси или всевозможных соединений кремния.
Катализаторы отличаются и по способу их установки. Раньше они располагались в виде врезок выхлопной трубы, подобно глушителям и резонаторам. Но оказалось, что так их очень трудно и затратно прогревать до рабочей температуры, при которой начинаются каталитические реакции.
Поэтому сейчас нейтрализаторы ставят непосредственно за выпускным коллектором, максимально близко к точке выхода раскалённых выхлопных газов. Уже не надо долго ждать выхода прибора на режим, меньше загрязняются кислородные датчики и сокращаются расходы топлива на поддержание температуры.
Как проверить: работает или нет
У катализатора бывает ТРИ состояния: рабочее, полурабочее, нерабочее. Рассмотрим эти три состояния и как ведет себя машина при каждом из них. В рабочем состоянии машина работает нормально, лампочка ошибки на панели приборов не загорается при работе двигателя, претензий ни к чему нет.
В «полурабочем» состоянии начинаются проблемы. Машина ведет себя как-то не так:
- Временами (или всегда) пропадает тяга и «приемистость» на больших оборотах; вчера «тянула» нормально, а сегодня ее вроде бы что-то «за зад держит».
- По утрам и в состоянии «на горячую» машина стала заводиться хуже, двигатель приходится долго «гонять» стартером, чтобы завелся.
- Иногда «куда-то пропадают обороты»: давите на педаль газа, а стрелка тахометра с трудом добирается до двух или четырех тысяч и там останавливается. Машина начинает чрезмерно потреблять бензин.
Возможна еще такая проверка — подтверждение «полурабочего» состояния. Когда у Вас начались подобные проблемы, надо завести двигатель и «утопить» педаль до упора. Если двигатель начнет медленно поднимать обороты и остановится где-то на двух-трех тысячах, а дальше — ни в какую — возможны проблемы с катализатором.
В «нерабочем» состоянии машина заводится долго, а когда заведется – то глохнет почти сразу же или не заводится, т.е. даже не «схватывает».
Что ценного находится в катализаторах автомобиля – содержание металлов/драгметаллов
Внутренняя часть корпуса этого элемента выхлопной системы заполнена специальной конструкцией из керамики или металла. По структуре она напоминает пчелиные соты. При этом, снаружи они покрываются тончайшим слоем драгоценных металлов. Стоимость этих материалов превышает цену золота практически вдвое.
Такое напыление эффективно снижает уровень вредных выбросов, поскольку отработанные газы вступают в химическую реакцию с активными металлами, вследствие чего очищаются.
Доля драгоценных компонентов составляет 0,05 до 0,8% от общей массы самого элемента.
Таким образом, неисправные катализаторы лучше не выбрасывать. Кроме того, это позволит подзаработать.
Особенности производства
В составе устройства содержится палладий, платина и родий. Соотношение этих компонентов зависит от типа конкретного силового агрегата. Например, в дизелях преобладает платина, а бензиновые двигатели могут «похвастаться» большим количеством палладия и родия.
Многие годы самым дорогим материалом была платина. Но за последнее время объемы производства дизельных автомобилей значительно уменьшились. Из-за этого стоимость этого драгоценного металла заметно снизилась.
Например, раньше за унцию (31,1 грамм) нужно было заплатить 2 200 долларов, сейчас такое же количество оценивается в 600-800 $. С другой стороны, цена родия за последнее время поднялась с 1 500 до 12 000 долларов за одну унцию.
Содержание платины, палладия и родия
Следует учитывать, что даже на аналогичный автомобиль с одинаковым силовым агрегатом могут устанавливаться разные катализаторы выхлопных газов. Это напрямую зависит от рынков сбыта. Проще говоря, конкретный вид устройства зависит от требований определенной страны по допустимому уровню выхлопов. Например, машины для Европейского Союза оснащаются более «богатыми» устройствами по сравнению с более бедными странами Азии и Африки.
Если опираться на среднестатистические значения, то в составе катализатора весом 1,2 килограмма содержится 1,5 г/кг платины; 1,3-1,4 г/кг палладия; 0,15 г/кг родия.
Какие катализаторы самые ценные
Если ориентироваться на содержание драгоценных металлов в конструкции катализатора, то здесь лидируют автомобили, которые выпускаются специально для японского рынка. По сравнению с Евросоюзом, Соединенными Штатами Америки, у японской версии автомобиля будет самый дорогой элемент выхлопной системы. Это объясняется тем, что это островное государство уделяет максимум внимания сохранению чистоты выхлопных газов.
Удивительно, что даже разные модели одной и той же марки авто могут иметь разные по стоимости катализаторы. Например, у автомобиля Renault Duster DCI этот элемент будет в несколько раз дороже версии TC, хотя обе машины соответствуют стандартам Евро-5.
Устранение проблем в работе
Решений проблем, возникших с каталитическим нейтрализатором – несколько. Первая и самая простая – замена катализатора на оригинальный. То есть, обращаетесь к официальным дилерам, они заказывают новый элемент, заменяют его и авто продолжает эксплуатироваться дальше. Но в этом есть одна значительная проблема – стоимость. Сейчас производители авто поступают по-хитрому – зачастую выпускной коллектор выполнен заодно с катализатором. А поскольку сам катализатор – не дешевый, а еще если и добавить коллектор, то и вовсе сумма за ремонт может выйти приличной.
Вторым способом решения проблемы является установка универсального катализатора. При этом восстановление работоспособности авто может обойтись значительно дешевле. Для авто подбирается определенная модель катализатора, подходящая по параметрам автомобиля. Далее неисправный катализатор вырезается из системы отвода выхлопных газов, на его место вваривается новый – универсальный.
Видео: Катализатор и пламегаситель, сравнение до и после, 0-100(120) кмч Nissan Almera N16 QG15DE
И последний способ восстановления – замена катализатора на пламегаситель. Это самый «варварский» способ. Катализатор с выхлопной трубы вырезается, на его место вваривается пламегаситель, он же предварительный резонатор, который стабилизирует поток выхлопных газов при прохождении через него, но он никаких очистных работ не проводит. После производится перепрошивка бортового компьютера, и проблем с катализатором больше не возникает.
Можно ли убрать катализатор и ездить без него?
Каталитические нейтрализаторы активно используются в автомобилестроении, однако их история не так уж стара – инновационная система очистки была изобретена в 90х годах прошлого века. Выпускаемые транспортные средства до этого периода катализатора не имели. Именно поэтому они выбрасывали в атмосферу разрушительное количество вредных примесей. С появлением нейтрализаторов повысилась экологичность моторов, и началась борьба производителей за «зеленое лидерство». Как это часто бывает, у новой технологии оказалось две стороны – хорошая и плохая. Хорошая, конечно же, связана со сниженным количеством вредных выбросов, плохая, увы, – с потерей двигательной мощности. Проблема появилась из-за того, что отработавшие газы не могут беспрепятственно выходить из автомобиля, их «тормозит» фильтр нейтрализатора. От этого двигатель слегка «захлебывается», поэтому не может выдавать большую мощность. По сути, катализатор в машине не просто бесполезен, но и даже чуточку ей вредит.
Почему же тогда при выходе катализатора из строя появляется ошибка «Check engine»? Все просто: засоренный фильтр теряет пропускную способность, отправляя часть выхлопного газа обратно в камеру сгорания. Уже отработавший газ соединяется с горючей смесью и делает последнюю менее эффективной. От этого машина перестает вести себя нормально: пропадает тяга, двигатель начинает троить, в некоторых случаях мотор и вовсе перестает запускаться.
Выход первый: убрать катализатор вообще. Выход второй: заменить его на новый. В первом случае владелец авто получит увеличенную мощность мотора и снижение расхода топлива. Но экологичность его встанет под вопрос.
Даже если вы не относитесь к сторонникам Greenpeace, просто выкинуть каталитический конвертер и поехать дальше не получится. В современных моделях наличие этого агрегата регулируется ЭБУ. И чтобы перестроить порядок работы моторного отсека, придется лезть в «мозги» автомобиля, а это уже «колхоз». Обращаться в сервисные центры с такой проблемой бесполезно, т.к. процедура занимает много времени, требует кропотливой работы и обладает повышенными рисками (при неправильной прошивке мотор и вовсе может больше не запуститься). Проще всего – заменить катализатор.
Способы проверки
Но прежде чем грешить на устройство, следует убедиться, что проблема кроется именно в нем.
Катализатор проверяют двумя способами: не снимая его с автомобиля и после его разборки.
Проверить, не снимая.
Не снимая его с автомобиля, прибор проверяют двумя способами: диагностируя выхлопную систему на газоанализаторе и тестируя противодавление в выхлопной системе.
Проверка газоанализатора — отличный вариант, но не все СТО оснащены таким оборудованием. А в маленьких городах вы вообще не найдете такого устройства.
Суть этого метода в том, что к выхлопной трубе автомобиля подключается газоанализатор и проводятся замеры.
На основании химического анализа выхлопных газов определяется, засорен катализатор или нет.
Второй метод проверки противодавления более распространен и не требует сложного оборудования.
Суть такого контроля заключается в определении давления на входе нейтрализатора. Если он забит, давление перед ним будет увеличиваться при определенных оборотах двигателя.
Официально этот метод проверки проводится так: в трубе, подходящей для нейтрализатора, проделывается отверстие, к которому нарезается резьба. Далее в это отверстие вкручивается штуцер, к которому подключается медная труба.
это необходимо для отвода тепла, полученного от выхлопной системы. Резиновая трубка помещается на конце медной трубки и соединяется с манометром.
Сделав такой прибор, приступают к измерениям. Выхлопная система проверяется на всех режимах работы двигателя и по показаниям манометра определяется, не забит ли катализатор.
Кстати, в продаже есть специальные комплекты противодействия.
Этот способ несколько сложен в исполнении: необходимо проткнуть трубу, нарезать резьбу, после замеров искать подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие.
Как работает засоренный нейтрализатор
Заполнение фильтрующего элемента – неизбежный процесс, признаки забитого катализатора появляются постепенно.
Оценивая имеющиеся неполадки, можно выделить три этапа работоспособности:
- Рабочее состояние – нет неполадок, отмечается хорошая пропускная способность, лампочка Check Engine не загорается.
- Полу рабочее состояние – сопровождается периодическим проявлением неисправности. Временами пропадает тяга, мощность, отзывчивость. Иногда возникают проблемы с запуском, плавают обороты.
- Нерабочее состояние – активируется аварийный режим, машина плохо заводится, а после старта глохнет.
Если катализатор засорен, требуется замена или удаление. Выбор оригинальной запчасти не всегда целесообразен, учитывая стоимость.
Сложность конструкции и использование драгоценных металлов определяет цену – около 1000 евро за один нейтрализатор. А их в конструкции авто может быть несколько.
Как проверить катализатор
Иногда появляются не все признаки неисправности, а только некоторые из них. Сигнальная лампочка на панели также не всегда загорается. Обычно это происходит при серьезных механических повреждениях, при износе каталитического покрытия или при проблемах с электропроводкой. В остальных ситуациях сигнал загорается и тухнет. Поскольку дальнейшая эксплуатация наносит урон автомобилю, стоит задуматься, как проверить катализатор на забитость, не снимая.
На что обратить внимание:
- При средней степени засорения падает пропускная способность. Если нажать на педаль, двигатель начнет работать, поднимая обороты. При наличии неисправности процесс будет медленным, показатель не превысит более 2 000 – 3 000.
- Когда мотор запущен, стоит подойти к выхлопной трубе – запах выхлопов становится химическим.
- Приложив руку к трубе, легко заметить, что давления практически нет – выхлопы не выходят нормально.
- Вмятины на защитном корпусе – свидетельствуют о механических повреждениях, которые часто приводят к разрушению матрицы, фильтрующего элемента.
Точно убедиться в засорении матрицы можно, осмотрев деталь на просвет. Но для этого потребуется ее демонтировать. Процедура сопряжена со сложностью, так как деталь находится на днище – требуется яма, подъемник. Сам процесс изъятия отличается для разных автомобилей, крепления часто прикипают.
Другие методы оценки работоспособности нейтрализатора
Проверка на противодавление – еще один метод диагностики без демонтажа. Это наиболее распространенный и простой способ, предполагающий измерение давления выхлопов, последующее сравнение показателей. Задумываясь, как проверить катализатор, нужно подготовить манометр и переходник для подсоединения.
Тонкости диагностики:
- Автомобиль загоняют на яму.
- Демонтируется первый датчик кислорода.
- Используя переходник, подключают манометр. В качестве переходника выбирают резиновый шланг. Важно обеспечить герметичность соединения.
- Запустив мотор, нужно поднять и на протяжении 15 секунд поддерживать обороты на уровне 2 500 – 3 000.
- В этот момент изучаются данные манометра.
- Проводится сравнение, оценка работоспособности.
При показателях в 0,3 кгс/см 2 можно утверждать, что система исправна. Более высокие значения – до 0,35 допускаются в случае доработок, тюнинга мотора, иначе это свидетельствует о неполадках. При данных в 0,5 кгс/см 2 отмечаются явные неполадки.
В сервисе используются и другие методики, позволяющие точно выявить неисправность. В распоряжении специалистов имеется специальное оборудование, позволяющее оценить состав выхлопов, выполнить диагностику мотор-тестером, провести сканирование, что дает наиболее точные результаты.
Варианты восстановления
При выходе из строя каталитического нейтрализатора нельзя просто изъять деталь, так как воздействие горячих выхлопов приведет к прогоранию остальных элементов выпускной системы. Для замены обычно используется универсальная запчасть или пламегаситель.
Преимущества установки аналога:
- деталь обладает более простой конструкцией, что способствует снижению цены;
- также обеспечивается очистка выхлопов, сохраняется экологичность автомобиля;
- отличное решение для гарантийных, машин часто пересекающих границу стран, где действуют жесткие экологические нормы;
Стоит обратить внимание, что универсальный катализатор не обладает большим сроком службы, вскоре потребует замены. Эффективность работы устройства зависит от выбора модели.
Преимущества пламегасителя:
- наиболее доступное решение;
- срок службы детали достигает 10 лет;
- навсегда решается проблема нейтрализатора;
- качество топлива не влияет на работоспособность системы.
Предварительный резонатор не очищает выхлопы, он лишь обеспечивает их обработку. Поэтому снижается экологичность авто. На машинах, где используется второй датчик кислорода, необходима обманка для нормального образования топливной смеси.
Выбор оптимального варианта для замены катализатора определяется в зависимости от модели, года выпуска, характеристик, условий эксплуатации.