Vetaif.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как утилизировать старые шины

Зачем перерабатывают шины. Во что они потом превращаются?

А ты утилизируешь старую резину?

Сезон «переобувки» машин официально открыт. В ближайшие пару недель будьте аккуратнее на скользких дорогах, многие катаются на летней.

Но сейчас не об этом. Рано или поздно шины на колесах лысеют, повреждаются, теряют износостойкость и в конце концов приходят в негодность. Что делать дальше?

Зачем нужно утилизировать автомобильные шины и как делать это правильно

Шины – один из основных и самых очевидных «расходников» любого автомобиля. Вместе с тем, только легковых автомобилей в России – более 42 миллионов. С грузовиками и спецтехникой – около 59.7 млн. А это значит, что ежегодно на свалки выбрасываются не менее миллиона тонн изношенных автомобильных шин. В этом контексте – уже не средств обеспечения контакта с поверхностью, а просто опасных отходов.

Формально, автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности, то есть малоопасным отходам. Но не стоит недооценивать их опасность – неправильно утилизированные шины наносят значительный ущерб окружающей среде.

В естественных условиях, для разложения выброшенной на свалку или закопанной шины требуются сотни лет. При контакте с влагой из них вымываются токсичные органические соединения. Частично наполненные водой шины становятся рассадниками крыс и кровососущих насекомых. Миллионы выброшенных на свалки шин – это экологическая катастрофа сама по себе, даже без учета занимаемой площади, поэтому за добрую сотню лет человечество разработало несколько способов утилизации данного типа отходов.

Использование целых шин

Первый способ подразумевает использование целых автомобильных шин – например, для защиты склонов от эрозии, создания звукоизолирующих ограждений вдоль автотрасс, а также барьеров безопасности для автогоночных треков. В семидесятых годах прошлого века из отработавших свое шин даже устраивали… искусственные рифы! Так, в 1972 году группой BARINC (Broward Artificial Reef) при поддержке компании Goodyear у берегов Флориды был создан так называемый риф Осборна. Было утоплено более двух миллионов покрышек – чтобы создать условия для размножения рыб и устриц. Эффект, к сожалению, получился обратный – стальные ремешки, фиксирующие шины, быстро сгнили. Шины начало выбрасывать на пляжи, они начали разрушать соседние коралловые рифы. Последние полтора десятка лет шины достают обратно – в том числе, с использованием армейских водолазов.

Сжигание шин

Второй популярный способ утилизации шин – сжигание (в том числе, с целью получения энергии). В большинстве случаев именно такая утилизация наносит максимальный ущерб природе и здоровью человека. Дело в том, что при горении в атмосферу выбрасываются не только цинки, окислы серы, но и диоксины, которые относятся к суперэкотоксикантам 1-го класса опасности. Эти вещества обладают мутагенными, канцерогенными и кумулятивными свойствами. По уровню токсичности диоксины превосходят практически любой известный яд, и, к тому же, не разлагаются десятки лет, накапливаясь в верхнем слое почвы, а также всех объектах окружающей среды, включая растения и животных.

Сжигание шин в высокотемпературных (1200-2800 градусов Цельсия) печах современных цементных или целлюлозно-бумажных заводов тоже не является панацеей – по мнению многих экспертов, при таком методе утилизации выбросы диоксинов в атмосферу также присутствуют, пусть и в меньшем объеме. Установка высокоэффективных очистительных систем для улавливания вредных газов делает сжигание шин для получения энергии малорентабельным.

Читать еще:  М 412 солярка в системе охлаждения

Пиролиз шин

Еще один метод утилизации отработавших свое шин – пиролиз. Шины загружаются в специальные реакторы, где при высокой температуре в отсутствие кислорода продукт разлагается на составляющие (технический углерод, пиролизный газ, а также жидкие фракции, пригодные для использования в качестве печного топлива). Выделяемый в процессе газ также может быть использован для получения топлива. Данная технология требовательна к оборудованию, и до недавнего времени считалась недостаточно эффективной. Однако, современные пиролизные установки уже лишены подобных недостатков.

Дробление (измельчение) изношенных шин

Наиболее экономически эффективным является механическое измельчение шин. При использовании данного метода на выходе в виде дисперсных материалов получается каучук и другие полимеры, из которых состоит шина. Полученная резиновая крошка обретает новую жизнь в виде различных резинотехнических изделий, таких как автомобильные коврики, лежачие полицейские, покрытие для детских площадок и так далее. Наиболее мелкодисперсная резиновая крошка используется в качестве добавки (от 5 до 20%) в резиновой смеси при производстве новых шин. Существует несколько способов механического измельчения шин, основанных на разных физических принципах – например, применение высоких скоростей соударения, низких температур, или высокого давления.

Проблемы утилизации

Несмотря на то, что в России на сегодняшний день существует как минимум несколько крупных и большое количество небольших заводов по утилизации автомобильных шин одним из перечисленных промышленных методов, до полной загрузки этих производств далеко. Причина проста – большинство шин утилизируется простым и нелегальным путем – выбрасывание на свалку или сжигание.

Вот почему правильная утилизация и переработка шин – один из важнейших приоритетов в области охраны здоровья человека и окружающей среды. Именно этой цели служит новый проект от Nokian Tyres – Nokian Eco Challenge. В рамках проекта компания берет на себя обязательства по ликвидации нелегальных шинных свалок.

Механика проста – заявку на ликвидацию свалки может подать любой желающий, от себя лично или от организации. В рамках проекта ликвидируются свалки шин объемом не менее 10 тонн, что в пересчете на покрышки составляет порядка 250 грузовых или 1 000 легковых шин. Все собранные шины будут переработаны для повторного использования.

К слову, почти одновременно с похожей инициативой выступили и ярославские власти. Так, на мусорном полигоне «Скоково» под Ярославлем уже в этом году должен быть построен завод по дроблению отходов и переработке старых шин. Мы считаем, что это правильный подход – без грамотной сортировки и переработки отходов, речи о защите окружающей среды и нашего с вам здоровья говорить не приходится!

Класс опасности отходов

В соответствии с законодательством Российской Федерации, отработанные резинотехнические изделия, включающие в себя резиновые шины автомобилей, относят к отходам IV класса опасности. Хотя данный класс принято считать малоопасным в соответствии с существующей классификацией, по ряду данных некоторых ученых, отнесение к нему старых шин не соответствует действительности.

Учитывая общее количество ежегодно выбрасываемых на стихийные свалки отработанных изделий, наносится весомый ущерб окружающей среде. А проблема рациональной утилизации покрышек оказывается все актуальнее с каждым последующим годом. Согласно закону, отработанные автопокрышки подлежат процессу обязательной утилизации.

Механическое измельчение

Это самый простой метод переработки автомобильных шин на крошку. Такой бизнес с использованием данного способа популярен во всем мире. Он приносит достаточно много денег.

Читать еще:  Симптомы выхода из строя рулевой рейки

Механическое измельчение старых шин

Утилизация отходов, которые решили сдать в пункт приема, предусматривает такие этапы:

  1. Отработанные шины сначала сортируются, чтобы в дальнейшем было проще настроить оборудование под габариты сырья.
  2. С них срезаются бортовые кольца при помощи специального оборудования. Шины разрезаются на крупные части гидравлическими ножницами (ленты по 4 см шириной). После этого может происходить первичное удаление стального корда магнитом либо же этот этап пропускается в технологической схеме, очистка происходит на следующем этапе и только один раз.
  3. Сырье измельчается до размера «чипсов» по 2-10 см 2 на шредере, проходит обработку на магнитном сепараторе для отделения металлического корда. Также из смеси на воздушном сепараторе удаляется текстильный материал.
  4. Чипсы измельчают еще сильнее (до нужного размера) и пропускают через систему сит для сортировки по фракциям.

При автоматизации процесса этот способ занимает немного времени, обходится дешевле, нежели ударно-волновая технология, если дробление отходов ведется при обычной температуре. Кроме стандартных условий, механическое измельчение можно проводить с предварительным нагреванием или охлаждением сырья, с использованием пресса или озонового ножа. При криогенном измельчении старые шины предварительно охлаждаются жидким азотом, что позволяет легче отделять текстильный и стальной корд. Но крошка получается гладкая, плохо скрепляется со связующими полимерами при дальнейшей переработке, аппаратура для утилизации стоит дорого. Озоновый нож предполагает использование аллотропной модификации кислорода и ведение процесса в нормальных условиях. Технология отличается небольшим потреблением энергии, отсутствием выделения газов, но потребуется оборудование для получения озона.

Недостатки и преимущества переработки вторсырья

Бизнес по переработке шин — этот тот редкий случай, когда вы можете сделать мир лучше, зарабатывая при этом деньги. О сроках естественного разложения резины мы уже упоминали в начале статьи. При изнашивании покрышки выделяют в воздух токсичные вещества, которые крайне вредны для человека. На свалках в процессе разложения они загрязняют почву и планету в целом, а все те же вредные вещества вымываются грунтовыми водами, которые распространяют их на огромных территориях.

Горящая башня из старых шин — отдельный разговор. Копоть, сернистая кислота и высокотоксичные компоненты быстро разносятся ветром. Утилизируя старые покрышки, вы внесете свой вклад в улучшение экологической ситуации в стране. Помимо этого бонуса за благородство, предприниматель сможет получить еще ряд плюсов:

  • Неисчерпаемый (непрерывно восполняемый) источник сырья.
  • Широкий выбор промышленных предприятий в качестве рынка сбыта.
  • Простота производства. Вам не потребуются кадры с высокой квалификацией. Достаточно обучить сотрудника правильно обращаться с техникой, вовлеченной в переработку.

Самые активные предприниматели иногда получают поддержку своих начинаний со стороны государства. Скромный список недостатков состоит всего из двух пунктов:

  • Большой начальный капитал. Вложения в даже самое скромное предприятие будут иметь в хвостике по шесть нулей.
  • Сложность поиска рынка сбыта.

Последний пункт требует пояснений. Предприятий, которые используют продукты, получаемые при переработке шин, действительно очень много. Сложность в том, что на контакт с «частником» пойдут единицы.

Как сдать старые покрышки

Существует несколько способов правильно утилизировать шины.

Бесплатный прием

Владельцы автосервисов, шиномонтажных мастерских или перерабатывающих предприятий могут принимать ненужные покрышки бесплатно. Уточняйте, действует ли подобная услуга у сотрудников.

К сожалению, в этом случаем вы не получите денежного вознаграждения, но зато избавитесь от шин экологичным способом.

Читать еще:  Коробка передач на оку

Сдаем покрышки за деньги

В некоторых городах те же шиномонтажные мастерские и заводы по вторичной переработке принимают сырье за деньги. Кроме того, в крупных населенных пунктах работают пункты приема старых покрышек, которые также поощряют автовладельцев за сдаваемое вторсырье выплатой вознаграждения.

Пункты приема и перерабатывающие заводы принимают покрышки как от физических, так от юридических лиц.

Кроме оплаты за сданную резину в автомастерской или шиномонтажке автовладелец может получить:

  • скидки на покупку новой резины;
  • скидку на шиномонтажные услуги.

Вторичная переработка шин

Цена приема

В среднем у юридических лиц цена приема составляет от 4000 до 6000 тысяч рублей за тонну покрышек.

Для обычных владельцев авто стоимость приема составляет от 30 до 180 рублей, в значимости от вида шины и города.

Куда сдать шины на утилизацию за деньги

Реально ли сдать шины на утилизацию за деньги? Некоторые компании осуществляют прием покрышек и прием шин, выплачивая их владельцам определенную (небольшую) сумму денег. Однако в большинстве случаев в наших городах за сдачу старых покрышек на утилизацию заплатить деньги придется именно хозяину изделий. Куда сдать шины? Сдать резинотехнические отходы можно в специальные пункты приема, также можно принести их непосредственно в саму перерабатывающую компанию. Как правило, в таких компаниях осуществляется утилизация грузовых шин, автошин, покрышек и других резиносодержащих изделий.

Об опасности автопокрышек, важности их переработки, о способах утилизации и существующих при этом проблемах рассказывают в следующем коротком видео

Утилизация покрышек и автошин – отрасль плохо развитая в России. Однако ее развитие необходимо сегодня. Ведь это не только деятельность, позволяющая защитить экологию и наше здоровье, но и перспективный бизнес, который помогает сохранять природные ресурсы, создавая полезное для промышленности вторичное сырье.

Дальнейшая судьба резиновых отходов

На шредере осуществляется выдергивание нитей корда и предварительное дробление резины на крупные фракции.

Получаются резиновые чипсы диаметром 30-40 мм.

Второй этап утилизации шин предусматривает более мелкое дробление до размера 7-8 мм. Фракции охлаждаются, что позволяет их измельчать в роторной дробилке до сечения 1-2 мм.

Через вибросита полученная крошка просеивается. Текстильный код остается в стороне. В результате выходит готовая к употреблению резиновая масса.

Ее используют для промышленных целей и изготовления:

  • новых покрышек;
  • резиновой обуви;
  • массивных резиновых плит для комплектации железнодорожного полотна;
  • добавок в асфальтобетонную смесь;
  • кровельных материалов.

Более подробно о производстве резиновой крошки из шин читайте здесь.

Куда можно сдать старые автопокрышки?

В нашей стране, в отличие от Европы, сложно сдать автомобильные шины на утилизацию за деньги – только в крупных городах есть фирмы, которые предлагают подобные услуги. Во многих европейских странах работают специальные государственные пункты по приему б/у шин, где за небольшие деньги можно сдать старые покрышки.

Работают в этой сфере и частные компании, куда можно сдать старые шины за определенную плату. Во время приемки покрышек, изделия взвешиваются, после чего клиенту выплачиваются деньги в соответствии с весом сданной резины.

Вознаграждение небольшое, но нужно понимать, что сдача старой авторезины на переработку – это рациональное и правильное решение, позволяющее улучшить экологическую обстановку.

Утилизация шин. Переработка покрышек (2 видео)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector