Как устроен глушитель автомобиля
Как устроен автомобильный глушитель
Ещё на заре появления первых автомобилей в конце 19-го начале 20-го вв., глушитель стал тем средством, которое позволило популяризовать их среди городского населения. Рев мотора и в наше время остается существенной проблемой, когда дело касается транспортных средств. В наше время используются новые методы подавления шума, которые в целом достаточно эффективны. С течением времени устройство глушителя постоянно совершенствовалось.
Современный автомобильный глушитель — это агрегат, предназначенный для снижения уровня шума, а также температуры и токсичности выхлопных газов.
У любого автомобиля подобные параметры должны соответствовать установленным стандартам. Сложность заключается в том, что для выполнения поставленных задач необходимы достаточно сложные системы. Поэтому устройство глушителя включает несколько основных элементов. Каждый из них выполняет определенную функцию.
- Основные элементы системы
- Какие материалы применяются для каталитических реакций
- Передние и задние глушители
- Устройство прямоточного глушителя
Функции глушителя в системе выхлопа
Он выполняет одновременно две функции. Снижает уровень шума и токсичность выхлопных газов. Установлены нормы содержания угарных газов в продуктах сгорания топлива. И за это тоже отвечает этот необходимый механизм. Его устройство разработано таким образом, чтобы один процесс не мешал другому. Это достаточно сложный механизм, который совершенствовался вместе с машинами. Внешне, он выглядит как цилиндр с трубой с обоих концов. Казалось бы, что сложного.
Выхлопные газы из двигателя, проходя сквозь лабиринт патрубков и камер, очищаются. Звуковая же волна, встречая на своём пути сопротивление, теряет мощность и на выходе это уже не грохот, а довольно приятный слуху звук.
В больших помещениях за счёт реверберации звук может очень сильно искажаться. Для предотвращения этого явления используются конструктивные архитектурные решения:
- устанавливаются фальшпотолки и облицовка из звукопоглощающих панелей;
- на стенах и потолке формируется рассеивающий и поглощающий рельеф, резонаторные полости.
Технологии звукопоглощения
Выхлопная система, а в частности глушитель, может использовать одну или сразу несколько технологий звукопоглощения:
- изменение сечения потока газов;
- изменение направления движения газов;
- поверхностное поглощение звуковой волны.
В зависимости от того, какие частоты преобладают в спектре звука выхлопа двигателя, такой метод звукоподавления и применяют. У примеру, для подавления низких частот эффективно применение нескольких резонаторных разнообъемных резонаторных камер. Применение разного сечения входных и выходных труб хорошо борются с высокими частотами. А в принципе, глушитель, как хороший музыкальный инструмент, настраивается исключительно под конкретную марку двигателя. Тогда и эффективность шумоподавления гораздо выше, и меньше падения мощности.
Основные причины неисправностей глушителя
Рано или поздно замена глушителя потребуется на любом автомобиле. Причина — глушитель и другие элементы выхлопной системы находятся в крайне неблагоприятных условиях.
Металлические элементы выхлопной системы страдают от механических нагрузок (удары и вибрации), постоянных перепадов температур (высокий нагрев и охлаждение). Также не следует забывать о химических реагентах с дорог, скоплении конденсата внутри глушителя или резонатора.
Хотя производители хорошо знают о проблемах, модернизируют устройство глушителей и используют различные устойчивые к износу сплавы, любой глушитель неизбежно прогорает и ржавеет. При этом снаружи банка может быть целой, однако, проржавевшие и разрушенные внутри перегородки все равно выводят глушитель из строя.
Четыре способа звукового погашения
В принцип функционирования легли 4 главных способа звукового погашения: ограничение звука, его отражение, подавление звуковых волн с помощью резонанса и поглощение.
Ограничивающий тип самый простой в своей конструкции: выполнен в виде сужающейся трубы, помещенной в металлический бак. Этот тип подавляет шум частично, существенно снижает мощность мотора и устанавливается на простейшей агропромышленной технике.
Зеркальное изменение направления акустического потока используется в установке на скутеры и мотоциклы. Происходит приглушение колебаний, за счет чего рокот заметно уменьшается. Использование данного варианта возможно только на двухтактных движках, ввиду малой мощности.
Третий вариант применяется на автомобилях. Внутри резонатора устанавливается несколько перегородок, образующих полости, которые соединены в свою очередь полыми прутьями из стали. Здесь в поглощение звука играют роль два фактора:
- звуковые волны и пары меняют направление своего движения несколько раз за счет зеркальных перегородок;
- частота акустических колебаний совпадает, благодаря точным расчетам размеров резонансных камер и трубок. Созданный резонанс подавляет грохот и рокот.
С учетом многообразия двигателей и их мощностей под каждый разрабатывается свой глушитель подобного типа.
Поглощающий образец по своей конструкции напоминает подавление шумовых волн, с той разницей, что трубы у него имеют многочисленные отверстия разного диаметра. По бокам данных перегородок помещен термостойкий материал, например, каолиновая или базальтовая вата, способная вытерпеть температуру до 700 градусов по Цельсию. Акустический поток рассеивается, накладывая свои волны друг на друга после сквозных прохождений. Оставшаяся часть уходит в наполнитель, а остатки — сглаживаются
- каналы выпуска и впуска;
- корпус с герметикой;
- перфорированная трубка;
- мате
- перегородками и изменением направления.
В настоящее время популярностью пользуются резонансный и прямоточный глушители. Оба допускают установку в комплекте с резонатором. На некоторых автомобилях вместо переднего прямоточный агрегат.
Устройство резонатора состоит из следующих элементов:
- корпуса цилиндрической формы;
- термостойкого материала для теплоизоляции;
- сплошной перегородки для разворота газового потока;
- перфорированной трубки;
- дросселя, позволяющего менять направление потока переработанных паров.
В принципе, его «анатомия» сложнее предварительного аналога. Главная часть включает в себя переднюю и заднюю перфорированные каналы, впускную трубу, переднюю, среднюю и заднюю перегородки, а также канал выпуска и сам корпус. В своем производственном процессе резонансный глушитель использует все принципы звукового преобразования.
Поскольку вышеописанный образец создает эффект противоборствующих давлений, в тюнинге используют замену части конструкции на прямоточный аналог. Сам он состоит из таких деталей, как:
- каналы выпуска и впуска;
- корпус с герметикой;
- перфорированная трубка;
- материал со свойствами шумоизоляции и повышенной термостойкостью.
По сути прямоточное приспособление проводит через все свои камеры одну перфорированную трубу. Здесь отметаются способы преобразования с помощью изменения движения газов и звуковых волн. В ход вступают интерференция и поглощение. Они приводят к уменьшению противостояния возникающего давления, но на мощности двигателя это сказывается совсем незначительно (3-7% в прибавке). Зато это обеспечивает «спортивное» звучание мотора, потому для владельца машины, передвигающейся в черте города и имеющий такой прямоточный узел, неминуемо наказание в виде административного штрафа за превышение норм шума и возможного приказа демонтажа глушителя.
ТИПЫ ШУМОПОГЛОЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Глушители в авто могут быть активными, которые представляют собой достаточно простое устройство, а также реактивными. В первом случае для их производства используются вибростойкие материалы, которые способны выдерживать воздействие высоких температур.
Активные устройства наиболее популярны, поскольку неприхотливы в эксплуатации. Существенным их недостатком является их быстрое загрязнение. Реактивные устройства глушителей состоят из сложных элементов камер-резонаторов.
Что касается задней шумопоглощающей камеры автомобиля, то в ее устройстве присутствует множество отсеков, которые содержат в себе специальный наполнитель. Он необходим для снижения звука отводимых газов при работе двигателя авто. В устройстве современных глушителей автомобилей может использоваться несколько технологий поглощения звукового фона и очистки отделяемых газов одновременно.
Они могут содержать в себе множество различных материалов, которые обеспечивают максимальное снижение звука отработанных потоков газов, уровня их токсичности и температуры.
Принцип работы глушителя
Устройство глушителя автомобиля основано на простых принципах:
- Из камеры сгорания отработанные газы по трубе подаются к задней части машины. За счет герметичности и уплотнителей шум от мотора постепенно снижается.
- Уровень токсичных веществ уменьшают с помощью катализатора. Один датчик, контролирующий содержание кислорода, расположен на входе, другой лямбда-зонд – с противоположной стороны.
- Очищенные газы направляются сначала в резонатор, а затем в глушитель.
- Из основного фильтра выхлоп попадает в атмосферу.
Принцип работы глушителя автомобиля – в чередовании тесных и широких камер. В узких местах скорость потока падает, а в просторной части волны рассеиваются. За счет сложной траектории движения удается понизить частоту колебания звука. В металлических перфорированных трубах используют явление интерференции, направленное на изменение амплитуды волн. Шумовые эффекты также уменьшают изолирующие наполнители.
Как выглядит устройство глушителя автомобиля в разрезе, демонстрирует схема:
Ремонт глушителя самостоятельно
Для того, чтобы вам легче было осмотреть глушитель, следует его отсоединить от автомобиля. Это поможет быстрее и качественнее исполнить работу. Если во время визуального осмотра вы не увидели никаких серьезных повреждений, то, скорее всего, поломка находится внутри.
Если же при визуальном осмотре вы обнаружили повреждения (пробитую камнем дыру), то вам понадобится сварочный аппарат. А вот если видны прогоревшие, проржавевшие дыры, то такой глушитель варить не рекомендуется, поскольку он вскоре снова прохудеет, нужна замена глушителя, причем желательно из качественного материала. Часто случается так, что поломка происходит в месте соединения мотора с выхлопной трубой. Этот элемент называется гофра.
Как еще можно снизить уровень шума глушителя
Также для снижения шума можно установить зеркальный глушитель. Такие модели работают по такому же принципу, как и акустические зеркала. Чаще всего зеркальные глушители можно встретить в выхлопных системах двухтактных моторов мотоциклов и скутеров. Устройство глушителя в этом случае представляет собой выпускное колено и резонаторную банку, в которой отработанные газы «утихомириваются». При этом уровень сопротивления будет значительно ниже, а на мощность двигателя не будет расходоваться. Однако стоит учитывать, что из-за зеркального эффекта температура выхлопной трубы будет повышаться.
Подобный принцип используется в системах автомобилей ВАЗ 2107, Нива, 2115 и многих других.
Помимо этого существуют поглотительные и ограничительные глушители, которые также понижают шум.
Тюнинг глушителя своими руками.
Разобравшись с предназначением, строением и видами глушителей, перейдем к самому больному спору, в котором сломано немало копий.
Можно ли заменой только глушителя увеличить мощность стокового автомобиля?
Наше мнение — однозначно нет. Если вы поставите самую дорогую прямоточную «банку» самого известного производителя на стоковый двигатель, не подвергнувшийся тюнингу впускного и выпускного коллектора (и т.д.), никакой прибавки мощности не будет. Однако это не значит, что установка тюнингового глушителя лишена смысла.
И так, положим, что на непростом пути тюнинга, по тем или иным причинам, Вы все же решили произвести замену стоковой банки. Какими принципами нужно руководствоваться?
2. Низкое сопротивление = минимизация потерь мощности. 1. Легкий вес. Легкое авто — быстрое авто.
3. Снижение уровня шума(иначе мы бы вовсе от него отказались).
4. Стоимость и простота конструкции.
5. Компактный размер (упростит монтаж).
Выходит, что исходя из наших задач, нам наилучшим образом подходит глушитель прямоток. Простота конструкции позволяет задуматься о том, чтобы изготовить прямоток своими руками. Он может быть сварен в новом корпусе, либо в качестве корпуса может быть использована стоковая банка.
Конструкция самодельного прямотока такова: между внешним металлическим корпусом и трубой с отверстиями прокладывается звукопоглощающий материал (например, базальтовая вата, состоящая из длинных волокон), а между трубой и ватой размещается заградительный барьер из очень мелкой металлической сетки, для того чтобы волокна ваты не выдувались наружу. Ресурс прямотока определяется сроком удержания волокон, после истечения которого глушитель перестает выполнять свои функции и начинает звенеть. Минеральная вата хорошо поглощает высокие частоты, а низкие нет, поэтому Вы скорее всего получите низкий, рычащий звук.