Как установить тягово сцепное устройство
Как оформить разрешение на фаркоп на легковой автомобиль, законодательная база и штрафы, новые правила 2021
Допускается движение без прицепа, если стоит сцепной шар, скрытый или имеющий складную конструкцию. Подобные модели устройства набирают популярность, поскольку позволяют быстро убрать выступающую деталь, не создавая опасных ситуаций для других участников движения.
С 2015 года вступил в силу «Технический регламент ТР/ТС 018/2011», который обязывает автовладельцев легализовывать монтаж фаркопа. Элемент, применяемый для эксплуатации (перемещения) грузовых и легковых прицепов (ТСУ), монтированный на авто, считается внесением изменений в модификацию. Владельцев ТС интересует, как зарегистрировать фаркоп на легковую машину в ГИБДД и когда требуется пройти официальное оформление.
Выбираем
Если ваша машина — внедорожник или какой-нибудь фургон, то фаркоп у вас уже, скорее всего, есть. Но в случае если у вас стандартная легковушка, а вы уверены, что у неё хватит лошадиных сил и крутящего момента, вам нужно будет купить и установить фаркоп самому. Исходя из того, что именно вы планируете тянуть, следует выбирать вид и способ крепления детали к кузову.
Сегодня есть множество видов прицепных устройств. Они различаются предельной нагрузкой, способом крепления, методом зацепов и т. д. Это, конечно, разительно отличается от того, что было на старых грузовиках. Так, для того, чтобы потянуть прицеп, нужно было сцепку крепить на специальный крюк. Во-первых, конструкция сама по себе была массивной. Во-вторых, для крюка, чтобы он не раскрылся в самый неподходящий момент, нужна была дополнительная деталь, шплинт. А в-третьих, из-за неплотного примыкания сцепки к крюку при каждой остановке и трогании они бились друг о друга, что ну никак не прибавляло конструкции прочности. Самое главное, водителю нужно было подводить тягач к прицепу с ювелирной точностью, чтобы попасть одним в другой, так что буксировка становилась действительно головной болью. Фаркоп стал унифицированным средством. Конечно, сейчас, чтобы седлом сцепки попасть на гнездо фаркопа, тоже не получится стоять лицом друг к другу. Но процесс стал проще.
ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ УСТАНОВКИ ФАРКОПА
Фаркоп (ТСУ, тягово-сцепное устройство) — металлическая конструкция, жестко прикрепленная к раме или кузову автомобиля и предназначенная для буксировки прицепов. Также фаркоп может использоваться для установки велокреплений и велоплатформ, багажных систем, конструкций для перевозки спортивного снаряжения и т.д. Другими словами, для заядлого автопутешественника, владельца собственного подсобного хозяйства или любителя активного отдыха установка ТСУ просто необходима. Но важно не только установить фаркоп в соответствии со всеми требованиями монтажа, но и правильно выбрать тягово-сцепное устройство. Ведь на рынке представлены модели различных конфигураций, и неподготовленному автовладельцу ошибиться крайне легко.
Компания ГулливерАвто предлагает огромный ассортимент фаркопов и аксессуаров к ним для любых марок и моделей автотранспорта. В собственном сертифицированном установочном центре компании вы можете установить фаркоп на ваш автомобиль и все необходимое для его эксплуатации оборудование: электронику, блоки согласования и прочее. Все работы проводятся квалифицированными мастерами в полном соответствии с требованиями заводов-изготовителей автотранспорта и производителей ТСУ.
В чем сложность выбора и установки фаркопа?
При выборе тягово-сцепного устройства очень важно учитывать марку и модель авто — от этого зависит как способ установки монтажной площадки, так и способ подключения электрики фаркопа к электросхеме автомобиля. При выборе ТСУ также необходимо учитывать:
— его допустимую максимальную нагрузку (она непосредственно зависит от конфигурации фаркопа);
— вариант подключения к электросети авто (для современных моделей машин требуется установка дополнительного блока согласования фаркопа);
— количество контактов розетки (в Европе и России за стандарт приняты 7-контактные розетки, в США также применяются 13-контактные разъемы, необходимые для подключения домов на колесах);
— высоту расположения шара. Она зависит от типа используемого прицепного устройства;
— тип установки шара. На всех видах ТСУ монтажная площадка (основание фаркопа) жестко фиксируется к кузову или раме транспорта. Но сам шар может быть приварен (сейчас такие конструкции встречаются редко) либо сниматься при необходимости.
Существует несколько вариантов фаркопов: ниже мы рассмотрим самые популярные из них.
Условно-съемные фаркопы
Их конструкция предусматривает болтовое крепления шара к опорной площадке. То есть теоретически такие фаркопы можно снять, но для снятия нужно воспользоваться инструментом, что не очень удобно и быстро.
К их плюсам можно отнести:
— простоту и надежность конструкции.
Основной недостаток таких фаркопов заключается в долгом времени снятия шара. К тому же болтовое соединение в них не защищено от внешних факторов и грязи, что со временем приводит к коррозии болтов, а это значительно усложняет процесс их откручивания.
Но эта проблема легко устраняется периодическим обслуживанием и смазкой болтовых соединений.
К тому же если планируется в течение длительного времени не использовать тягово-сцепное устройство, то можно его снять и просто возить в багажнике вместе с болтами и набором ключей к ним.
Быстросъемные фаркопы
Их главное преимущество заключается в возможности оперативного снятия шара — в зависимости от конкретной конструкции, эта операция может занимать не более 20–30 секунд. Специально разработанное крепление шара выдерживает высокие нагрузки, обеспечивает его быстрый демонтаж, при этом полностью исключает вероятность самовольного отсоединения шара от основы ТСУ при эксплуатации.
К основным достоинствам быстросъемных фаркопов можно отнести:
— удобство конструкции. Простое в эксплуатации крепление позволяет быстро снять шар, вне зависимости от погодных условий и степени загрязнения кузова авто;
— долговечность. Поскольку фаркоп подвергается воздействию внешней среды только при буксировке прицепа, а в остальное время лежит в багажнике авто, появление на нем коррозии маловероятно;
— эстетичный вид. При снятом шаре ТСУ становится практически незаметно и не портит внешний вид авто;
— безопасность. Система креплений обеспечивает надежную и устойчивую фиксацию шара.
Но при покупке важно учитывать, что стоимость быстросъемных ТСУ несколько выше цены более распространенных условно-съемных фаркопов. Однако в эксплуатации они гораздо удобнее.
Фаркопы под американский квадрат
Изначально эти типы ТСУ разрабатывались исключительно для автомобилей американского производства и представляют собой одну из разновидностей съемных фаркопов. Поскольку эти модели имеют ряд конструктивных отличий, при их установке на отечественные и европейские автомобили можно столкнуться с рядом сложностей.
Конструкция тягово-сцепных устройств под американский квадрат включает в себя следующие элементы:
— Раму, жестко фиксируемую к кузову авто. Представляет собой силовую балку с посадочным местом, выполненным строго в форме квадрата размерами 32х32 либо 50х50 мм. Наибольшей популярностью пользуются посадочные места размером 50х50 мм.
— Кронштейн, вставляемый в посадочное место и удерживаемый фиксатором.
— Сцепной шар, необходимый для подсоединения прицепов.
— Набор переходников и аксессуаров.
Рама ТСУ под американский квадрат практически одинакова для всех моделей: разница заключается в допустимых нагрузках и расположении монтажных отверстий. И процесс выбора и монтажа такого фаркопа лучше всего доверить профессионалам.
Фланцевые фаркопы
Эти типы ТСУ устанавливаются на специально оборудованную площадку, жестко фиксируемую на кузове или раме авто. Существует несколько вариантов их крепления:
— двухболтовая нерегулируемая схема;
— четырехболтовая схема без возможности регулировки;
— регулируемая по высоте установки шара схема с использованием шести и более болтов.
Тип крепления фланцевых фаркопов отдаленно напоминает установку условно-съемных ТСУ, но сама конструкция рассчитана на гораздо большие нагрузки.
Грузоподъемность фланцевых фаркопов может достигать 3,5 тонны, что является пределом для легковых автомобилей.
Важный нюанс установки фаркопа на современные авто
Современный автотранспорт оснащается электронными блоками управления, контролирующими буквально все основные системы авто. В том числе и световое оборудование: указатели поворотов, стоп-сигналы, габариты, ближний и дальний свет. И установка электрики фаркопа на них может быть сопряжена с некоторыми проблемами, для устранения которых может потребоваться согласование и настройка электрооборудования.
Чтобы избежать сложностей и обеспечить безопасную работу электрооборудования прицепа, следует руководствоваться тремя основными правилами:
— Устанавливать только штатную электрику фаркопа. Это гарантирует защиту электропроводки от короткого замыкания или возгорания от чрезмерной нагрузки.
— Устанавливать блоки согласования фаркопа. Это позволит согласовать работу электрооборудования прицепа с блоком управления электрикой в авто, предупредить появление ошибок или неполадок в системе. Особенно это касается машин с задними светодиодными фонарями.
— Доверять работы по подключению электрики фаркопа специалистам. Только опытные автоэлектрики с соответствующей квалификацией способны качественно установить фаркоп и электрооборудования для него.
Поэтому лучшим выбором станет посетить специализированный сервис для установки фаркопа. А при выборе ТСУ обязательно указать специалисту марку и модель авто — это поможет подобрать необходимый блок согласования фаркопа и электрику для него.
Что еще нужно знать при покупке ТСУ?
Прежде чем купить фаркоп, обратите внимание на следующие детали:
— не покупайте изготовленные кустарным способом конструкции — только сертифицированные фаркопы от производителей, гарантирующих их безопасность и соответствие стандартам;
— при выборе типа фаркопа и шара учитывайте максимальную грузоподъемность вашего прицепа. ТСУ нужно брать с запасом прочности;
— приобретайте штатную электрику фаркопа и блоки согласования для обеспечения стабильной и безопасной работы электрооборудования прицепов;
— для установки фаркопов обращайтесь только в сертифицированный установочный центр, предоставляющий официальную гарантию на работы.
В установочном центре ГулливерАвто вы сможете быстро установить фаркоп и электрику к нему в полном соответствии с требованиями изготовителей и стандартов. Наши специалисты подберут для вас ТСУ с учетом типа авто и особенностей эксплуатации прицепа, также возможна отправка фаркопа в любой город России транспортными компаниями.
Фаркоп установлен, но не зарегистрирован: что делать?
В том случае, если на машину фаркоп установлен давно и не зарегистрирован как следует, вы все равно можете избежать штрафа. Для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, в течение года обойтись также без нарушений правил дорожного движения – в таком случае, даже если инспектор выявит отсутствие регистрации фаркопа, он может ограничиться предупреждением. После этого вам все же необходимо будет пройти регистрацию в том порядке, который установлен законодательно. Или просто найти на него паспорт и сертификат, если его установка предусмотрена производителем.
Порядок регистрации не отличается от такового при установке ТСУ, за исключением, конечно, самого этапа установки. Но если экспертиза ГИБДД обнаружит, что фаркоп установлен неправильно либо вообще не может быть установлен на ваше транспортное средство, его придется демонтировать. Если вы покупаете автомобиль с пробегом и с уже установленным ТСУ, важно получить документы на него у продавца, так как зарегистрировать в ГИБДД такой автомобиль не получится, и необходим будет демонтаж фаркопа.
Пошаговая инструкция регистрации фаркопа
Регистрация фаркопа для легкового автомобиля предусматривается Техническим регламентом № 018/2011, принятым решением комиссии Таможенного союза № 877.
При установлении фаркопа желательно выбирать устройство, рекомендованное производителем. Любое устройство должно проверяться на соответствие ГОСТам и установленным требованиям по безопасности, быть сертифицированным и иметь паспорт.
Оформление экспертиз до и после установки дополнительных устройств производится в соответствии с Методическими рекомендациями, установленными письмом МВД № 13/5-8230 от 20.11.2015.
Предварительная экспертиза. Необходимые документы для ГИБДД
Когда на машину монтируется устройство, не предусмотренное изготовителем в качестве дополнительного оборудования, в ГИБДД обязательно следует оформить разрешение на его использование.
До подачи нужной документации в ГИБДД следует получить экспертное решение о возможности монтажа ТСУ на автотранспорт (предварительную экспертизу). Подробнее о том, как оформить доверенность на регистрацию автомобиля в ГИБДД.
В экспертном заключении указывают:
- данные о владельце машины;
- информацию об автотранспорте (регистрационный государственный номер, номер и объем двигателя, страна-изготовитель, год выпуска и т. д.);
- информацию об устанавливаемом оборудовании с полным описанием всех свойств;
- правомерность вносимых изменений;
- список и характер рекомендуемых работ;
- требования к вносимым трансформациям;
- рекомендации по выбору сертифицированных СТО;
- вывод.
Следующим шагом оформления регистрации станет получение разрешения инспекции ГИБДД на внесение изменений в устройство автотранспорта.
В МРЭО хозяин машины представляет:
- сертификат соответствия на фаркоп;
- СТС и ПТС;
- свидетельство о регистрации автомашины;
- заявление установленной формы;
- экспертное заключение о допустимости монтажа ТСУ;
- эксплуатационную документацию на автотранспорт.
Согласие инспектора на монтаж ТСУ проставляется в верхней части заявления и удостоверяется его подписью.
Монтаж фаркопа. Сертификат соответствия
Частью 4 статьи 16 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 установлена обязательная повторная сертификация новых устройств, устанавливаемых в автотранспорт, меняющих его конструкцию.
Устанавливая фаркоп, необходимо воспользоваться услугами сертифицированного центра, имеющего право на установление устройства и выдающего необходимую документацию:
- договор на осуществление монтажных работ;
- сертификат на оказываемые услуги по ТО и ремонту;
- паспорт на установленное ТСУ с печатью центра, его установившего, и сертификат соответствия;
- заявление-декларацию о качестве и объеме монтажных работ по установлению ТСУ.
После осуществления монтажа фаркопа в сертификационном центре техобслуживания, на станции ТО, включенной в специальный перечень технических станций, проверяются работа механизма машины, ее технические характеристики. Итогом проверки в установлении безопасности и работы устройства становится выдача диагностической карты.
Техническая экспертиза ГИБДД после установки. Документы для регистрации
После установки фаркопа для его регистрации необходимо получить протокол экспертизы о внесенных изменениях.
Оценка соответствия изменений проводится в соответствии с требованиями ГОСТа 33995-2016.
Такой протокол может быть оформлен экспертным учреждением, прошедшим соответствующую аккредитацию.
Для получения протокола следует представить:
- заключение эксперта о возможности монтажа ТСУ (предварительную экспертизу);
- сертификат соответствия и паспорт на ТСУ;
- сертификат соответствия на работы по монтажу;
- заявление о внесении изменений с отметкой инспектора о разрешении;
- заявление-декларацию о произведенных работах по монтажу;
- свидетельство о госрегистрации;
- ПТС;
- заявление на составление протокола.
Следующим шагом оформления регистрации нового устройства станет получение свидетельства о соответствии машины требованиям безопасности.
Свидетельство оформляется в МРЭО после предъявления:
- всех сертификационных документов на устройство;
- заключения предварительной экспертизы;
- протокола технической экспертизы безопасности;
- заявления о внесении изменений в конструкцию автомобиля с отметкой о разрешении;
- квитанции об оплате госпошлины;
- диагностической карты;
- документации на машину (СТС и ПТС);
- паспорта автовладельца.
В каких случаях установка запрещена
Правомерность эксплуатации легкового автомобиля, оснащенного фаркопом, регулируется сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения. Если дополнительное оборудование установлено на машине не по правилам, или несет потенциальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, то, накладывается запрет на езду, на таком автомобиле. В соответствии с ПДД, машину с прицепным оборудованием нельзя использовать если:
- Монтаж выполнен не по правилам, было допущено серьезное вмешательство в конструкцию авто. При установке тяговых устройств, не предусмотренным производителем транспортного средства, деталь соединяют с кузовом авто с помощью сварки или саморезов, отверстия под которые делают самостоятельно. Однако это запрещено правилами дорожного движения.
- Прицепное приспособление сильно выпирает за пределы бампера. Это создает угрозу для сзади едущих машин, при столкновении, позади идущий транспорт получит гораздо больший урон.
- Неприспособленность машины к буксировке прицепов или трейлеров. Каждый автомобиль имеет максимальную грузоподъемность, на некоторых моделях, производители не предусматривают использование трейлеров или прицепов. Установка фаркопа, и его использование по назначению, может уменьшить срок эксплуатации авто, и привести к возникновению чрезвычайных аварийных ситуаций.
- Отсутствие нужных документов. При условии, что монтаж и тип прицепного оборудования, соответствует правилам, нужно обзавестись соответствующими документами, и поставить изменения в конструкции на учет. В противном случае такой тюнинг будет считаться незаконным.
Основные трудности самостоятельной установки
Подытоживая вышесказанное, установка фаркопа своими руками имеет следующие недостатки:
• даже при наличии штатных отверстий сложно найти ТСУ – законным требованиям в лучшем случае отвечает пару моделей;
• сложно выбрать подходящее устройство – мастер знает статистику поломок, характерные трудности эксплуатации и прочие неизвестные автолюбителям нюансы;
• проблемно разобраться в брендах – далеко не вся сертифицированная продукция от известных компаний действительно стоит заявленной суммы;
• не стоит рассчитывать на оригинальное оборудование под заказ – подобные модели монтировать нужно с особой осторожностью;
• есть риск ускорить необходимость капитального ремонта машины – сверление рамы обозначает, что металл остается без защиты от влажности.
Остались вопросы по фаркопам? Задайте их нам!
Чем полезен фаркоп как устройство
Фаркоп еще именуют тягово-сцепным устройством. Применяется оно для соединения автомобиля с прицепом для его буксировки. Некоторые приобретают его в готовом виде, некоторые предпочитают изготовление своими руками.
Совет: Чтобы подобрать подходящее для вашей марки машины устройство, можно обратиться в сервисный центр или на специализированное СТО.
Прежде, чем перейти к электрической части крепления фаркопа, нам потребуется установить его на бампер. Обычно крепят его за одну из буксировочных проушин или предусмотренное отверстие, которое предназначено для сцепки, но закрыто заглушкой.
Если вы хотите закрепить такое устройство своими руками, то могут потребоваться дополнительные отверстия в днище машины и ее лонжероне. Может потребоваться сварочный аппарат и услуги электрогазосварщика. Дополнительно запаситесь наждачной бумагой и болгаркой, на которую можно прицепить шлифовочный круг.
Покупные изделия должны соответствовать конкретной модели авто
Продажа автомобиля с фаркопом
Если тягово-сцепное устройство установлено на транспортное средство с соблюдением всех действующих правил, при его продаже у покупателя не будет проблем с перерегистрацией автомобиля в ГИБДД. Вместе с ПТС ему обязательно следует передать сертификат и паспорт на фаркоп, в противном случае у инспектора Госавтоинспекции возникнут вопросы во время осмотра машины перед переоформлением.
Если вы приобретаете подержанную машину с тягово-сцепным устройством, требуйте у продавца соответствующие документы. При их отсутствии, узнайте модель оборудования и наименование изготовителя, с которым можно в дальнейшем связаться и попросить прислать копии сертификата и паспорта изделия, объяснив причину своего запроса. В случае провала этой затеи придётся снять фаркоп перед перерегистрацией транспортного средства в ГИБДД, поскольку данную процедуру надо пройти в течение 10 дней с момента покупки. Затем можно приобрести новое тягово-сцепное устройство со всеми необходимыми документами.
Советы и предупреждения
- Самодельное ТСУ желательно выполнять из хорошего металла.
- Не следует приваривать фаркоп непосредственно к лонжерону (раме).
- Подбирать нужные свёрла для сверления и выполнять его симметрично.
- Быть готовым к умозрительному понятию как установить фаркоп реально.
Но на практике отсутствие опыта восполняется хорошими советами от автолюбителей со стажем и доброжелательных механиков сервисов. Заводские ТСУ, прошедшие силовые тесты и испытания, надёжнее и безопаснее, в отличие от самодельных конструкций.