Как продлить срок службы шин своими руками
Как продлить срок службы покрышек: дельные советы от автомехаников
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Покрышки — очень важная часть автомобиля. От состояния резины напрямую зависит управляемость, расход топлива, комфорт. Сегодня новый комплект шин стоит очень недешево, поэтому любому владельцу хочется, чтобы колеса прослужили как можно дольше. О том, как продлить срок службы покрышкам – читайте далее.
1. Поддержание правильного давления
Каждый автомобиль имеет рекомендуемое давление в шинах. Его поддержание напрямую влияет на управляемость, расход топлива и комфорт. Так, например, более «пустые» колеса едут мягче, однако при этом очень сильно изнашиваются боковины шины. Если же переборщить с давлением, износу будет подвержена уже центральная часть покрышки. Поэтому нужно хотя бы раз в неделю проверять давление в шинах и поддерживать его в рамках, указанных заводом-изготовителем. Однако, если автомобиль едет с перегрузом, давление в шинах рекомендуется несколько поднять.
2. Регулировка углов установки колес и состояние подвески
Состояние подвески оказывает огромное влияние на срок службы покрышек, особенно — углы развала и схождения. Также могут укоротить жизнь шинам неисправные амортизаторы. Чтобы этого избежать, нужно проводить диагностику подвески каждые 20000 км, а также при каждой замене покрышек. Если же в ходе эксплуатации шины изнашиваются неравномерно, необходимо сразу обратиться в сервис и проверить состояние подвески.
3. Стиль вождения
Шины напрямую контактируют с дорогой, принимая на себя все ускорения, торможения и ямы. Сильно укорачивают жизнь покрышкам разного рода проскальзывания, возникающие при буксовании колес или при их блокировке на торможении. Удары об острые кромки ям также очень вредны для колес. Тут все просто, спокойнее едешь – дольше шины сбережёшь.
4. Правильное хранение
При переходе, скажем, с зимней на летнюю резину очень важно зимние колеса правильно поставить на хранение. Если шины на дисках, то их нужно складывать горизонтально одну на другую или подвешивать. Покрышки без дисков нужно хранить в вертикальном положении, меняя точку опоры каждый месяц.
5. Ротация шин
Задние шины на заднеприводном автомобиле подвергаются более высокой нагрузке, чем передние. Чтобы избежать неравномерного износа, производители рекомендуют каждые 10 тыс. км переставлять шины с задней оси на переднюю и наоборот.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие факторы влияют на срок службы шин
Шина – это упругая оболочка, устанавливаемая на обод диска. Она контактирует с дорожным покрытием и поглощает незначительные колебания, вызванные несовершенством дорог.
Первая автошина появилась в 1846 году. Ее сконструировал Роберт Томсон. Те экземпляры не были надёжными, поскольку часто лопались. Производители шин постоянно совершенствовали свою продукцию, поэтому современные покрышки в разы превосходят своих предков. Однако нет ничего вечного. Шины имеют определенный срок службы, после чего их нужно менять. А менять шины необходимо как минимум парами (а лучше сразу все четыре).
Но для начала нужно разобраться, что такое срок эксплуатации автопокрышек, и какие факторы на него влияют.
Срок службы шин – это период, в течение которого производитель гарантирует, что покрышки будут работать исправно. Многие производители утверждают, что их шины могут прослужить до 10 лет. Теоретически они правы. Однако на практике покрышки приходится менять примерно через 5 лет. Порой и чаще, ведь на срок их службы влияет множество факторов:
- Стиль вождения водителя. Естественно, любители экстремального вождения чаще приобретают шины, так как они изнашиваются гораздо быстрее, нежели у водителей, которые ездят спокойно.
Качество дороги. Увы, в нашей стране дороги далеки от идеала, поэтому и покрышки изнашиваются быстрее, чем у европейских водителей.
Качество авторезины. Дешёвые покрышки из Китая износятся гораздо быстрее, чем шины известных брендов. Однако не стоит думать, что именитый бренд гарантирует успех. На рынке много подделок, поэтому лучше все-таки приобретать резину в специализированных точках.
Различные механические повреждения (порезы, деформации после аварии, шишки после ударов и прочее).
Проверка давления в шинах
Правильно накачанные шины служат дольше. Проверять давление следует каждые 10-14 дней. Делать это можно на любой АЗС и вулканизации или самостоятельно манометром. Низкое давление в шинах приводит к плохой управляемости машины, увеличению тормозного пути. Если машина эксплуатируется в местности с хорошими дорогами, то давление можно накачивать чуть выше нормы.
Также накачайте давление выше, если перевозите на машине тяжелый груз или буксируете прицеп, или другую машину. При низком давлении покрышки быстро изнашиваются и в них чаще рвется корд при попадании в ямы или на бордюры, увеличивается расход топлива.
Как продлить жизнь шинам и покупать их реже?
Начнем с азбучных истин: колеса должны быть отбалансированы и у автомобиля должны быть правильно отрегулированы углы их установки — иными словами, сделан «сход-развал».
В противном случае, помимо ухудшения управляемости, шины станут нагружаться неравномерно, произойдет смещение пятна контакта с дорогой и на отдельных участках покрышки будет возникать повышенный нештатный износ. Пользуясь одним этим советом, вы уже оградите себя от массы проблем. Но есть и другие, менее очевидные.
Контролируем давление
Еще одна, вроде бы азбучная истина, но про нее часто забывают, вспоминая лишь, когда колеса оказываются заметно приспущенными. А если на улице холодно и ветрено, идет снег или дождь, а до работы или дома ехать недалеко, то многие предпочитают не возиться с компрессором и доехать «как есть», оставив подкачку до другого раза. И так каждый день.
Между тем езда с пониженным давлением в шинах не только ухудшает управляемость автомобиля (особенно если приспущено переднее колесо), но и вредна для самих покрышек. В этом случае возникает частичное сминание и «пережевывание» боковины шины при езде, которая при постоянной эксплуатации в таком режиме изнашивается с повышенной скоростью. Особенно это относится к «пограничным» вариантам, когда колесо приспущено лишь немного и это почти незаметно внешне. Владелец же продолжает ездить и портить резину.
Так что лениться не стоит. Если колесо даже совсем немного «просело», достаем компрессор и подкачиваем. А потом, не откладывая дело в долгий ящик, едем на шиномонтаж и выясняем причину. Когда с колесами все хорошо и внешне ничего не заметно, выбираем момент (по погоде, времени, настроению) и примерно раз в неделю проверяем давление. Удобно это делать на АЗС, где есть пост подкачки и манометры, как правило, весьма точные.
Положенное производителем давление можно узнать в инструкции к автомобилю или «нагуглить» в Сети по своей модели. Перекачивать, кстати, тоже не стоит — тогда колеса становятся «дубовыми», страдает подвеска, а шины хуже держат дорогу из-за уменьшения пятна контакта. К тому же при проезде дорожных неровностей, перекачанная шина будет подвергаться повышенной нагрузке и может попросту лопнуть на ходу.
Сколько надуть в барах?
У разных автомобилей, в зависимости от их снаряженной массы и развесовки, нормативное давление в шинах отличается — оно указано в инструкции или иногда на торцах дверей самих автомобилей. У разных компрессоров и манометров, в зависимости от производителя, шкала давления может быть проградуирована в разных единицах: атмосферах, барах (bar), кгс/см2 и psi. Последнее — это американская внесистемная единица измерения «фунт-сила на квадратный дюйм».
В инструкции к автомобилю давление в шинах может быть указано в единицах, не совпадающих с компрессором. Поэтому, для справки, приводим коэффициенты пересчета одних единиц в другие.
1 атмосфера (атм) = 1. 013 бар = 1. 03 кгс/см2 = 14.69 psi
1 бар = 0. 987 атм = 1. 0197 кгс/см2 = 14.50 psi
1 кгс/см2 = 0. 97 атм = 0. 98 бар = 14.21 psi
1 psi = 0. 068 атм = 0. 069 бар = 0. 07 кгс/см2
Как видите, пересчитывать давление из psi — задачка не из легких, если только у вас не американский автомобиль. Мораль такова: когда будете покупать компрессор, обратите внимание на его шкалу.
Ездим аккуратнее
Не собираемся агитировать за «овощной» стиль езды, а просто напомним очередную азбучную истину. Чем резче разгон, торможение и маневрирование при движении, тем большему износу подвергаются шины. Особо это касается езды на шипованных шинах по голому асфальту, с чем в мегаполисах приходится сталкиваться постоянно. У «шиповок» от частых резких торможений или скоростных стартов со светофора, шипы начинают интенсивно расшатываться и выпадают из своих посадочных мест.
Вред покрышкам наносят и различные дорожные неровности, особенно выбоины в асфальте, имеющие жесткие вертикальные края. При скоростном «заскоке» в такую яму покрышка может сминаться до диска, отчего способна даже лопнуть «на выстрел». При постоянной езде по выбоинам беговая часть и боковина шины работают в режиме нештатных нагрузок и изнашиваются более интенсивно. Так что, двигаясь по разбитой дороге, стоит задумываться не только о страдающей подвеске, но и о шинах, которым тоже приходится несладко. Желательно снижать скорость движения и стараться объезжать глубокие ямы (только не забывая при этом смотреть в зеркала).
Внимательнее стоит быть на парковке и не притираться колесами к поребрикам, которые могут иметь острые сколы, способные повредить боковину шины. Старайтесь не ставить автомобиль на ночь в лужу, которая может замерзнуть, и при начале движения покрышки будут «отдираться» ото льда, что также им не пойдет на пользу.
Автохимия в помощь
Если не жаль потратить 300-500 рублей, то можно прибрести аэрозоль из серии «Средство по уходу за шинами», «Кондиционер для шин» и т. д. Благо таковых сейчас предлагается в изобилии. Подобные средства будут полезны прежде всего жителям мегаполисов, где дороги постоянно обрабатываются реагентами. Препараты создают на поверхности шины защитный слой, который препятствует рассыханию и химическому разрушению. Автохимия, конечно, не панацея, но свой вклад в сохранность шин все же способна внести.
Вместо резюме
Шины для автомобиля — расходный материал, который рано или поздно придется заменить. Однако выработать его ресурс можно с разной скоростью. Чем внимательнее вы следите за шинами, тем реже придется покупать новый комплект. Но не «укатывайте» резину до самого конца. Сильно «убитая» шина может и лопнуть, что в сочетании с высокой скоростью может привести к весьма печальным последствиям для вас и ваших близких.
От чего зависит интенсивность износа автомобильных шин
Чем интенсивнее эксплуатировались шины, тем быстрее потребуется их замена. Утверждается, что замена шин должна осуществляться после:
- 45 тыс. км пробега в случае легковых автомобилей;
- 60 тыс. км для грузовиков грузоподъемностью до 4 тонн;
- 70 тыс. км для грузовиков грузоподъемностью свыше 4 тонн.
Также на срок службы шин оказывают влияние погодные метеоусловия, качество дорог и многое другое. Несложно догадаться, что регулярная езда по разбитым дорогам негативно сказывается на их сохранности. Использование авторезины не по сезону также сокращает срок их службы. К таким же результатам приводят проблемы с ходовой частью автотранспортного средства, частая перегруженность автомобиля.
Нервная манера вождения с частыми разгонами и торможениями автомобиля — еще одна распространенная причина того, что авторезина приходит в негодность намного раньше заявленного производителем срока.
Больше полезного:
2 мая 2020, 15:25
6 мая 2020, 12:17
4 мая 2020, 07:56
Прочитав «сэкономить» и «шины» в одном предложении, читатель априори ждет пассаж о скидках и аналогах, китайских подделках, которые вообще-то очень похожи на оригинал, и «готовь сани летом». Оставим эту привычную и довольно очевидную стратегию и подробно разберем обратную сторону медали: как сберечь те шины, что уже есть, дабы максимально отсрочить сам факт похода в магазин за новыми покрышками? Проще говоря: как ездить и обслуживать машину, чтобы колеса прослужили как можно дольше.
Стоит ли брать дешевые китайские покрышки
Несмотря ни на что, экономия на шинах начинается с покупки и зиждется на законе «скупой платит дважды». Маркетинг маркетингом, бренд, безусловно, стоит денег, но попадаться на удочку в стиле «это сделано на заводе Michelin в Китае» не стоит.
Цена на шину зависит не столько от шильдика, сколько от количества натурального каучука.
Материал этот стоит в разы больше, чем синтетика, но именно он и обеспечивает тот самый «держак», а также общую стойкость покрышки к «внешним факторам»: ямам, колдобинам, «лежачим полицейским» и далее по списку. Китайская шина – дубовая, к превратностям судьбы относится плохо и прослужит недолго. Более того, из-за посредственного сцепления с дорожным полотном может стать причиной ДТП. А железо стоит намного больше, чем резина.
Какие модели шин покупать для безопасной экономии
Идеальный вариант – бюджетные серии проверенных брендов, которые намного дешевле, а по качеству и технологиям отличаются незначительно. Чаще всего являются наследниками самых выдающихся шин прошлых поколений.
- У Nokian – это Nordman,
- у Michelin – Kormoran,
- у Conti – Gislaved и Matador.
Перечисление можно продолжить самостоятельно. Такие покрышки прослужат долго, справятся с безопасностью, а стоить будут на порядок меньше «материнского бренда».
Как сэкономить на шиномонтаже
Следующий пункт – переобувка. Новенькие покрышки, как, впрочем, и сезонная смена, обязательно должны быть сопряжены с качественным монтажом – никаких герметиков, клеев и прочих химических уплотнителей, но и с балансировкой. Зачем это нужно? Шина 265/65R17 имеет внешний диаметр 776 миллиметров, то есть один полный оборот – 2 метра 44 сантиметра. Можно рассчитать, что на скорости 100 км/ч в минуту машина проходит 1667 метров, а колесо делает 684 оборота. Представьте, что будет, если покрышка будет вращаться по неправильной траектории? Да ее просто сточит об асфальт!
Про смазку ступицы и болтов-шпилек медной смазкой написаны сотни статей, а вот просто проверить давление в шине никто не догадался. А ведь колесо обязательно должно быть накачано не «на глазок», а строго по техническим требованиям. Все эксперименты с шинами – если чуть перекачать, то машина будет легче разгоняться, а если немного сдуть, то мягче проходить преграды – ведут исключительно к повышенному износу. Перекачанная покрышка сотрется по центру, а недокачанная – по краям. Неравномерный износ чаще всего происходит именно от неполадок с воздухом, а не от некорректного развала-схождения. Его, к слову, нужно делать ежегодно, независимо от сезона и резины. Не мы такие, дороги.
При сезонной замене резины автовладелец должен поставить наиболее «живые» шины на ведущую ось, а более изношенные – на ведомую или подключаемую. Такой круговорот позволит выиграть целый сезон, а то и два. В денежном эквиваленте это всегда более десяти тысяч рублей. Достаточный аргумент?
Там же, на шиномонтаже, стоит вспомнить и про пятое колесо: запаску нужно снять, промыть и проверить, а также переложить другой стороной. Деформация и прочие «радости» прозябания в статичном положении могут прикончить колесо быстрее, чем гвозди и ямы. А вот купить одно колесо конкретной марки, размера и модели – задача практически невыполнимая. Особенно сейчас. Есть, конечно, педанты, которые пускают запасное колесо в дело, постепенно отправляя одно на другое, но такой совет выглядит весьма наивным. Особенно для жителей городов, которым и помыть-то машину порой некогда. Какая там перестановка.
Как проверять шины и чем опасно неравномерное накачивание
Считается, что проверять давление в шинах нужно раз в неделю или перед каждой дальней поездкой. А вот визуальный или тактильный осмотр (то есть глазами или ногой) для подкрепления уверенности в своем профессионализме и высочайшем шоферском мастерстве нужно делать ежедневно. Кстати, качать шину «одной левой» было принято во времена, когда колеса были камерными, а ступичные подшипники – регулируемыми. Сегодня это лишь ритуал.
Опытный водитель поймет, что шины накачаны неравнозначно, во время движения. Вновь обретенная валкость, «самостоятельность» руля и нестабильность в колее – верные признаки того, что покрышки требуют внимания. Причем – немедленно. Эксплуатация машины на сдутых шинах приведет к катастрофическому износу, а также скажется на расходе топлива и самочувствии подвески. Да и небезопасно это – вектор тормозного пути в таком случае становится неконтролируемым.
Правила хранения шин
Самый верный способ быстро прикончить резину – неправильное хранение. Стопка шин на балконе под дождем и палящим солнцем не выживет долго, колеса пойдут трещинами и быстро попросятся на покой. Идеальный вариант – теплый гараж или кладовка, где сезонный комплект будет храниться на стеллаже. Собранные колеса – надетые на диск – стопкой или подвешенные на стену, а отдельная резина – вертикально. Кстати, чтобы избежать деформации и прочих «пролежней», нужно каждый месяц переворачивать «круглую».
Источник: Flickr
Безусловно, хранить колеса можно только чистыми и сухими. А вот мешки и специальные сумки – это придумки исключительно ради комфорта при транспортировке. В идеальном мире резина любит ждать своего часа без дополнительной защиты. То же можно смело сказать и про различные «чернилки», которые полезных свойств, кроме визуальных, не несут. При сезонном хранении резину ничем дополнительным обрабатывать не нужно – достаточно будет простой мойки.
Какой ремонт покрышек стоит выделки
Ремонт шины – дело будничное и знакомое каждому, кому довелось проехаться по отечественным направлениям. Прокол можно залечить самостоятельно и прямо на месте – жгутики и весь необходимый скарб можно купить за копейки на китайской барахолке. А вот боковой порез – приговор. Восстановление не стоит вложенных средств и является очень краткосрочным решением.
То же самое можно сказать и про покупку подержанных шин, которая без всяких сомнений является компромиссом не только с совестью, но и со здравым смыслом. Вероятность приобрести достойную резину издевательски мала, да и постоянный шиномонтаж «сожрет» всю прибыль от такого мероприятия.
Коронавирус и его последствия научат отечественных водителей не только бережливости, но и умению считать наперед: сэкономил сегодня – переплатил втрое завтра. Это неизбежно и касается не только шин, но и всего автомобиля в целом. Пожалуй, именно этот аспект является лучшим, что человечество вынесет из пандемии.
Срок годности автомобильных шин по ГОСТу
- S – максимальная скорость 180 км/ч. Срок годности 4-5 лет.
- Н – максимальная скорость 210 км/ч. Срок годности – 5 лет.
- ZR – скоростной вариант, позволяющий эксплуатировать изделие на скоростях выше 240 км/ч. Изделие можно эксплуатировать в течении 6 лет.
Определить возраст покрышек не сложно, для этого нужно всего лишь тщательно изучить штемпель, указанный на боковой стороне.
Первые цифры говорят о неделе изготовления, вторые две цифры обозначают год.
Обращаем ваше внимание — эксплуатация шин с возрастом более 8 лет может быть опасной, резина теряет свою эластичность и уменьшается сцепление с дорогой!
Чтение даты производства не должно быть слишком сложным. Просто найдите номер точки на боковине шины. Первые две цифры обозначают номер недели в году. Тогда как последние два — указывают конкретный год.
Несмотря на то, что допустимая глубина протектора составляет 1,6 мм, практика показывает, что характеристики шин снижаются на несколько миллиметров до этого значения. Для летних шин они составляют три миллиметра, а для зимних шин — даже четыре. Другими словами, вы должны начать искать новые шины, если глубина протектора приближается к вышеуказанным значениям.
Сроки хранения на складе
Но при несоблюдаемых условиях хранения колеса будут непригодны к эксплуатации уже через очень короткий срок. Существует несколько условий, которые надо соблюдать, чтобы шина, хранящаяся на складе, не пришла в негодность.
Вариант хранения на складе
Для правильного хранения резины профессионалы рекомендуют придерживаться нескольких правил, помогающих сберечь резину:
- Обязательно нужно держать шины в чистом месте с низкой влажностью, куда не попадают прямые солнечные лучи. Кроме того, важно проследить за тем, чтобы температура в этом помещении была не выше 25 °С, и чтобы это помещение было закрыто. В принципе, покрышки можно хранить под открытым небом, но не больше месяца. В российском неустойчивом климате такой способ хранения шин может здорово уменьшить срок эксплуатации шин. В свою очередь, такие факторы легко контролируются в закрытых помещениях.
- Необходимо хранить шины вертикально. Крайне не рекомендуется хранить шины в подвешенном положении — это им только навредит. Лучше всего хранить резину на плоской поверхности, и идеально подойдёт полукруглая поверхность, меньше деформирующая шины. При использовании троса или чего-либо тонкого увеличивается нагрузка на определённые части резины, деформируя их.
- При долгом хранении шин важно изменять зону их опоры, поворачивая каждые несколько месяцев. Это поможет избежать дисбалансировки шины и деформации боковины и протектора.
- Если шины с отсутствующими дисками хранятся стопкой, это крайне плохо. Под весом шин, расположенных наверху, будет меняться форма протектора у тех, которые находятся под ними. При подобном воздействии сроком более 3 месяцев профиль протектора изменится. Устанавливая такую шину на автомобиль, водитель провоцирует ухудшение сцепления и уменьшение пятна контакта, что приведёт к невероятному износу центральной части протектора. Увеличивается риск повреждения шины.
- Хранить шины в одном помещении с нефтепродуктами, различными химическими продуктами и подобным составом крайне не рекомендуется — это может повлиять на характеристики резины не в лучшую сторону.
- При хранении шины вместе с камерами лучше снизить давление до минимального во избежание последующей деформации. Отдельные камеры нужно тоже немного подкачать и хранить где-нибудь на полукруглой поверхности.
- При хранении шины вместе с дисками лучше делать это в стопках по 4 шт., с давлением не выше 1,4 атм. Находиться шины должны на максимально ровной поверхности. Кроме того, в этом случае не возбраняется хранить шины подвешенными, при условии, что трос крепится к диску.
Как видно, срок годности резины для авто может крайне разниться. Безусловно, при соблюдении всех условий срок хранения шин на складе может быть очень долгим, но найти образцы, пролежавшие на складе с соблюдением всех таких условий, крайне непросто. Важно помнить, что срок эксплуатации шин автомобиля можно намного увеличить, соблюдая условия, перечисленные в этом материале. Соблюдая правила эксплуатации и ухода за шинами, можно отложить приобретение новых дорогих моделей, значительно сэкономив.