Как правильно пользоваться типтроником
Что такое типтроник и как он работает?
Типтроник – это термин, который применяется в сфере автомобильного строительства для обозначения коробки передач. Она отличается своими конструкторскими особенностями. В частности, данное устройство сочетает в себе функции АКПП и МКПП.
Следует подробно разобраться в том, что такое типтроник, чем он хорош, определить особенности его работы.
В автомобиле, где имеется автоматическая КПП, переключение скоростей не требует участия водителя. Иначе дело обстоит с tiptronic. АКПП Типтроник, отличающаяся своей конструкцией, позволяет повысить динамику транспортного средства. Данная система на некоторых автомобилях может иметь название Steptronic, Multitronic.
Как пользоваться типтроником? В салоне авто, где установлен данный вариант, переключение скоростей происходит с помощью рычага. Имеются позиции «D», «N», «R», «P». Благодаря типтронику автомобилист самостоятельно выбирает нужную скорость. Если РВД установлен в положение «D», то для повышения передачи перемещение рычага происходит в сторону «+», для понижения «-». В дополнении к этому, бортовой компьютер осуществляет контроль за переключением скоростей. На установленном дисплее управления водитель видит текущую передачу. Выключение Tiptronic происходит путем перемещения рычага в положение «D».
Ручное переключение скоростей дает возможность держать под контролем динамику хода. Благодаря наличию бортового компьютера снижается риск повреждения КПП или силовой установки неосторожными переключениями. По ресурсу работы Tiptronic не уступает классическому «автомату».
Коробка-полуавтомат Типтроник
Специально для любителей динамичного вождения, не желающих, тем не менее, пересаживаться на автомобили с ручной коробкой передач, компания Porsche в 1990 году разработала АКП Tiptronic, которая могла работать в двух режимах – полностью автоматическом и полуавтоматическом (ручном). В ручном режиме водитель самостоятельно решает в любой момент времени, какая передача должна быть включена и подает сигнал коробке повысить (или понизить) передачу с помощью короткого перемещения рычага АКП вперед или назад – по аналогии со спортивной секвентальной (последовательной) коробкой передач.
При этом коробка Типтроник сама управляет работой сцепления, поэтому нет необходимости следить за оборотами двигателя и перегазовывать при переключении передач, как это приходится делать в спортивных автомобилях. Таким образом, Типтроник имитирует работу спортивной коробки передач, не требуя при этом от водителя специальных навыков вождения. Бортовой компьютер автомобиля следит за работой коробки Типтроник и выбранными водителем передачами и отклоняет команды водителя на переключение передач, если это представляет опасность для двигателя или АКП.
Начиная с 2000-х гг., коробки этого типа начали массово устанавливать на легковых автомобилях не только премиум-класса (вроде Porsche), но и обычного потребительского. Автопроизводителям удалось решить вопросы дешевого производства, долговременной и надежной работы АКП типа Типтроник, а популярность ее среди автовладельцев всегда была высокой. Ведь она сочетает в себе комфортность управления со спортивным драйвом.
Как пользоваться «полуавтоматом» Tiptronic
В АКП Tiptronic наряду с типичными для всех АКП режимами работы (положениями ручки АКП):
есть дополнительный боковой паз со значками «+» и «−», отвечающий за повышение и понижение передачи. В некоторых моделях АКП Типтроник вместо бокового паза есть либо специальный режим работы, позволяющий повышать или понижать передачу перемещениями ручки АКП вверх / вниз, либо специальные кнопки на руле или подрулевых переключателях.
Переместив рычаг АКП в боковой паз или переключив коробку в полуавтоматический режим, водителю нужно лишь подавать рычагом команду на повышение или понижение передачи, все остальное АКП Tiptronic сделает самостоятельно.
Следует отметить, что полуавтоматические АКП производства разных компаний имеют свои особенности. В частности АКП Tiptronic в автомобилях Volkswagen AG (марки Porsche, Volkswagen, Audi) работает следующим образом – для повышения передачи нужно подтолкнуть рычаг АКП вперед, а для понижения – назад. В спортивных секвентальных коробках передач, с которых Tiptronic позаимствовал принцип управления передачами, все ровно наоборот – для повышения передачи рычаг переводят назад, для понижения – вперед. Несмотря на это противоречие, Porsche продолжает сохранять свой собственный алгоритм работы Tiptronic, объясняя это традициями.
Аналогичные коробки других автокомпаний, например, Steptronic (Стептроник), которые устанавливаются на автомобилях BMW, работают как раз по спортивному принципу переключения передач – для повышения передачи рычаг переводят назад, для понижения – вперед. В целом, для того, чтобы разобраться, как повышать и понижать передачи в АКП вашего автомобиля, достаточно посмотреть на значки «+» и «−» на ручке АКП или кожухе АКП – для понижения передачи рычаг нужно сдвинуть в сторону значка «−», для повышения – в сторону значка «+».
Автомобиль с любой АКПП, будь то робот, вариатор или классический автомат, дополненный функцией типтроник, точно также имеет всего 2 педали – акселератор и тормоз. Рычаг выбора диапазона (РВД) имеет те же позиции – «D», «N», «R», «P». В обычном режиме «D» переключение скоростей контролируется бортовым компьютером. Однако , благодаря типтронику, водитель в любой момент может вмешаться и собственноручно выбрать передачу.
Ездить на типтронике проще простого. Ручное переключение передач осуществляется во время движения и, чаще всего, с помощью рычага выбора диапазонов. РВД из режима “D” перемещается в специальный дополнительный паз, обозначенный знаками «+» и «-»: «+» для повышения передачи и «-», соответственно, для понижения.
Иногда, вместо дополнительного паза для РВД, автомобиль оснащается специальным «лепестком», расположенным на руле. И тогда выбор передачи осуществляется совсем как на гоночных болидах – с помощью переключения лепестка или нажатия кнопок на нем (также «плюс» и «минус»).
Текущая передача, как и любое другое положение селектора, будет отображаться на дисплее управления авто.
Естественно, компьютер все-равно контролирует действия водителя, поэтому, как говорилось выше, не позволяет ему совершать критические ошибки, в том числе повредить коробку или двигатель неосторожными переключениями. И даже при полной остановке с включенной первой передачей, блок управления не позволит мотору заглохнуть.
Если программа «видит», что вы долгое время не пользовались ручным переключением, она возвращает управление автомобилем в обычный для него, автоматический режим. Точно также, автоматически понижаются передаточные числа при торможении, а повторное трогание будет происходить с первой передачи, благодаря чему вам не придется беспокоится о постоянном перемещении РВД вручную на каждом светофоре .
Часто в автомобилях с автоматической трансмиссией и функцией типтроник предусмотрены также зимняя и спортивная программы. При выборе спортивного режима, типтроник позволяет держать обороты двигателя в верхнем диапазоне каждой передачи, добиваясь максимальной отзывчивости при обгоне и ускорениях. Зимний режим позволяет избежать опасной пробуксовки на скользкой поверхности.
О том, что такое типтроник, как и в каких случаях им пользоваться, смотрите видео:
Плюсы и минусы АКПП Типтроник
По сути, коробка Tiptronic – это автоматическая коробка передач с функцией ручного управления. Но это не обычная АКПП, это все же принципиально новая коробка, которая, например, в отличие от автомата может тормозить двигателем.
Tiptronic эффективен в любых условиях. Например, можно быстро перейти на понижающую передачу и повысить тем самым динамику автомобиля. АКПП себе такое позволить не может. Помимо этого, в неблагоприятных дорожных условиях можно заранее выбрать пониженную передачу, а значит, чувствовать себя более уверенно на дороге.
Современный типтроник в разрезе
Режим Типтроник в АКПП предоставляет водителю больше возможностей при управлении транспортным средством.
В коробке Tiptronic переключение в ручной режим абсолютно безопасно, электронная система заблокирует все недопустимые для автомобиля условия работы. В то же время при торможении компьютер автоматически понизит передачу, и движение транспортного средства будет осуществляться с первой передачи.
Какие еще положительные стороны можно найти у Tiptronic?
- Экономия топлива.
- Улучшенная динамика автомобиля.
А как же с минусами? Немного, но они есть!
- Сложность конструкции.
- Система Типтроник увеличивает стоимость АКПП.
Выводы
Типтроник – интересная и перспективная разработка, прочно занявшая позиции в автомобильной индустрии и облегчающая жизнь автолюбителю. Машину с такой коробкой по достоинству оценят те, кто желает совместить комфорт «автомата» с повышенным контролем за процессом движения автомобиля, присущим механической трансмиссии.
Минус такой коробки – ее дороговизна, поскольку обилие технически сложных узлов и электроники увеличивает цену узла даже по отношению к обычной АКПП. Но такое вложение станет разумной платой за синтез удобства «автомата» и ощущения контроля над машиной от «механики».
Чем «автомат» отличается от АКПП с типтроником
Знакомый многим «автомат» — это разновидность трансмиссии, при использовании которой не предполагается участия водителя. Это означает, что он не должен переключать передачи, так как это происходит автономно. На месте привычного рычага управления МКПП установлен селектор, который отвечает не за переключения самих передач, а за режимы работы трансмиссии. При этом в АКПП присутствуют все стандартные положения (парковка, задний ход, нейтраль, движение вперед и «тихий» ход).
Tiptronic — это тот же самый «автомат», который был усовершенствован и позволяет при необходимости вручную регулировать скорость авто. Помимо стандартных положений в нем так же есть позиции «+» и «-» (так называемый спортивный режим). При установке селектора в плюсовое положение, происходит переход на высшую передачу. Соответственно, когда рычаг опускается на минус, скорость понижается. Также эти кнопки в виде рычагов могут находиться и на руле автомобиля. В этом случае при большой скорости движения или во время совершения маневров автовладельцу не приходиться снимать одну руку с «баранки». Таким образам, сдвинув селектор в спортивный режим, можно вмешаться в работу автоматической системы и самостоятельно регулировать скоростной режим.
Большинство современных иномарок оборудуются АКПП, в которых по умолчанию присутствует типтроник. Некоторые водители предпочитают его не использовать, а другим, такая дополнительная опция пришлась по вкусу.
Что такое ТИПТРОНИК?
Это один из подвидов АКПП (сейчас достаточно популярен), который может работать сразу в двух режимах – первый полностью автоматический, второй – механический.
Простыми словами, это автомат, в котором вы можете перейти на ручной режим и переключать передачи руками (почти на свое усмотрение), игнорируя электронику.
TIPTRONIC (рус. – «ТИПТРОНИК») был изобретен концерном «Porsche», запатентован в 1990 году и устанавливался на популярную спортивную модель «911»
Нужно отметить, что аналоги «ТИПТРОНИКА» до этого времени практически не устанавливался на классические АКПП, по ряду причин (про них чуть ниже).
Такие же системы существуют и у других производителей, причем они носят совершенно иные названия, AUTOSTICK, STEPTRONIC, TIPTRONIC.
Прошу дать мне пару советов как правильно ездить на типтронике.
Машина Х-Стрим.
Прежде всего интересует момент:
Как правильно тормозить например перед светофором, двигаясь при этом допустим на 4-й передаче? Тормозим до полной остановки, и переключаем с 4 на 1? Или постепенно тормозим и одновоременно понижаем передачу?
Ну и какие еще есть нюансы езды на этой штуке.
Заранее благодарен за дельные советы.
типтроник вниз должен сам понижать. у меня так по крайней мере..
Да, вниз сам понижает когда до мин оборотов на данной передаче доходит. По старту, так по моему на автомате по моему шустрее получается и как-то более вовремя. Может конечно я невовремя переключаю 🙂 Я в основном ради экономии топлива сам переключаю.
Пля, зачем при обычной городской езде пользоваться типтроником.
Я на него перехожу если устраиваю гонки. Вручную держу 3ю передачу, чтоб 4я не включалась, перед ускорением врубаю 2ю, кручу до максимума, перехожу на 3ю и дальше лечу.
А просто на типтронике кататься смысла нет
перестроение в плотном потоке в ручном режиме классно!
оказывается на стриме в ручном режиме можно трогаться со второй.
не парься про переключения вниз при остановке — типтрон сам все сделает как надо. а подтыркивая при торможениях низшие передачи по-очереди ты лишь на микроны уменьшаешь ресурс коробки, а экономии топлива получишь — 2 пипетки.
прежде всего у типтроника задача — держать низкую передачу сколько тебе угодно прежде чем переключить наверх.
не хнаю как на Стриме, а на Аккорде тормозить движком можно и без перехода в ручной режим
От тип троника основная пользва одна на мой взгляд — зимой в гололед торможение двигателем очень должно выручать!
Да и вот че удивило после тойоты . хонда каким то чудом сама понимает что тебе надо в пробке после некоторого разгона не нейтраль включать, а двигателем притормозить .. супер.
типтроник-лажа, чисто чтобы в машине были доп. опции. хочешь гонять или экономить бенз-купи механику. не надо мешать автомату нормально работать, все равно лучше автомата переклить передачи не получиться
Зачем так категорично ? На дачу очень удобно ездить, да и зимой/весной побуксовать тоже неплохо.
На типтроне быстрее получается. Лично проверял. Меху неохота — там целых 3 педали.
да конечно лажа. но пара приятных моментов в нем есть — позволяет более гибко, чем простой автомат использовать мощность двигателя. ну это если уметь
Как хош так и ездий ,не обмануть вам электронику.
я не собираюсь на нем кататься все время, попробовать та хочецца.
Значит вниз он будет сам переключать, я переключаю только вверх. А при движении и резком торможении (не до остановки) он тоже сам вниз переключиться?
переключится. основная функция тип-троника не дать переключиться вверх
и отсечку по оборотам до предела крутит. У меня разгон в ручном режиме на много лучше идёт, чем если разгоняться на автомате.
Он позволяет крутитить до отсечки и почти не выпадать из УТЕСа.
В автоматич режиме не получится.
я использую типтроник:
— в пробках и плотном трафике, для агрессивного маневрирования. например, если нужно в какой-то момент резко ломануться на пару корпусов вперед. При скорости 40 км/ч автомат врубит 4-ю на оборотах меньше 1000. При попытке ломануться вперед нужен будет кик-даун, результатом — будет тупняк коробаса и переключение автомата на пару передач вниз. Порой 2 секунды будут решать вопрос: на это место уже кто-то вклинится. Вместо этого я держу 2ю на 3000, в этом режиме машина вся как сгруппированная, и готова к прыжку, легкое нажатие на гашетку мгновенно дает полноценную реакцию.
— вместо кик-дауна: резкое движение селектором на себя-назад-назад — вызывает реально выстрел. не знаю, почему я не люблю кик-даун, возможно незаслуженно. тойоту напоминает? 😉
— наверное еще есть пара моментов, помимо описанных ребятами сдесь «овердрайвов», но на вскидку вспомнить сложновато.
А вот теперь вопрос: торможение двигателем на типтроне всегда вызывает удар: пониженная крутится на малых оборотах двигателя, на механке это можно было бы исправить перегазовкой или, на крайняк, плавным включением сцепления. а на типтроне как быть? газануть на 3, чтобы включиться на 2? 😀 иначе на трассе с неустойчивым покрытием это «типа торможение» вызовет дискредитирующий весь процесс снос передней оси, ничего больше. Как ни парился, ничего не могу придумать.
Последний раз редактировалось surgeant; 08.08.2008 в 10:45 .
В наших типтрониках нет фиксированных крайних режимов (обычный — спорт). Адатация к стилю езды заключается в изменении порогового значения оборотов переключения (для каждой из передач) от нижней до верхней границы. То есть у наших АКПП + множество промежуточных режимов.
Добавлено спустя 8 минут 22 секунды:
Адаптивная программа переключения передач (АППП)
Автоматическая трансмиссия 01 V управляется в соответствии с адаптивной программой переключения передач, приспосабливающейся к манере вождения автомобилем.
Раньше в прибор управления вводили только 2 программы переключения передач.
ЕСО — это программа для экономичной эксплуатации, которая характеризуется ранними переходами на повышенные и поздними переходами на пониженные передачи, в результате чего двигатель преимущественно работает с пониженной частотой вращения, следовательно экономично.
Sport:—это программа переключения передач при более высоких скоростях автомобиля, чем при экономичной программе (при одинаковых положениях педали акселератора). В результате двигатель работает на более высоких скоростных режимах и соответственно с большей мощностью.
АППП состоит из 240 отдельных характеристик переключения, которые образуют многопараметровую характеристику, хранимую в памяти прибора управления.
Поэтому существенно лучше можно удовлетворить желания водителя.
Прибор управления выбирает характеристику переключения в зависимости от скорости перемещения водителем педали акселератора. Момент переключения является функцией положения педали акселератора и частоты вращения вала двигателя.
Пример 1 (ближе к программе ЕСО): Педаль акселератора перемещается медленно.
Пример 2 ближе к программе Sport): Педаль акселератора перемещается с большой скоростью.
При одинаковых положениях педали кооператора автоматическая коробка передач переключается в этих примерах при различных скоростях автомобиля, зависящих от выбранной характеристики переключения, и таким образом она следует «желаниям» водителя.
(из учебника для механиков по программе самообразования)