Vetaif.ru

Авто журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как построить тритоны в соль мажоре

Построить D7 и его обращения в тональности Ля мажор и фа минор.

На этой странице находится вопрос Построить доминантсептаккорд и тритоны с обращениями в соль миноре и си бемоль мажоре?, относящийся к категории Музыка. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 – 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Музыка. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Моцарт – второйпредставитель венского классицизма. Первый – Гайдн . Третий – Бетховен.

На сколько знаю, жил – был один султан, было у него мноооого жён , и всех он убивал. Все девушки боялись попасть к нему в жёны, боясь такой участи. В один день, слуги султана выбрали ему в жёны Шехеризаду. Когда её забирали , она не стала плакать ..

Напиши про Гомера и его самую известную книгу про Крым.

Своеобразиерусской литературыв немалой степени определялось её связью с народной (фольклорной) культурой. Характер, тип связей, удельный вес фольклорного начала менялись от эпохи к эпохе, зависели от творческой личности писателя, от событий общеросс..

1. оба за Родину 2. Оба побуждающие 3. У обоих есть сборник es70 струнных.

Построим гамму ре мажор и пронумеруем каждые ступени : ре – I ми – II фа♯ – III соль – IV ля – V си – VI до♯ – VII ре – VIII V, IV, III, VI, VII, VIII, V, I ля, соль, фа♯, си, до♯, ре, ля, ре.

Живёт моя отрада. День и ночь роняет сердце ласку. Клён ты мой опавший. Лебединая песня. Медлительно влекутся дни мои. Но я вас всё – таки люблю. Очи чёрные. Вечерний звон.

Благовест( от БЛАГАЯ ВЕСТЬ) – церковный звон ОДНИМ большим колоколом, который оповещает о начале церковнойслужбы.

Благовест призывает к началу богослужения. Различается благовест в пост и в обычные дни.

Презентация по сольфеджио на тему «Тритоны» (4-8 класс)

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТРИТОНЫ Подготовила Повидыш Наталья Михайловна МАУДО ДШИ им.С.В.Рахманинова Г.Старая Русса 2020 год

Тритоны в музыке -Тритоны в сольфеджио не имеют никакого отношения к греческому богу из морских глубин –Тритону, — ну и к животному миру тоже)))

ТРИТОНЫ — это интервалы, которые называются так, потому что между их звуками не больше, не меньше — ровно три тона и 6 полутонов В средние века под строгим запретом было использование этих интервалов. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – недопустимое явление. И не только звучание резало слух. Тритон состоит из 6-ти полутонов, это вызывало страх и негодование))) Нарушитель закона мог оказаться в подвалах инквизиции. До XIX «тритон» именовали «дьяволом» в музыке и даже современному слушателю он может показаться страшноватым В духовной музыке тритон был запрещён до XVII столетия

ТРИТОН -ЭТО НЕ ТОЛЬКО «УЖАС» Композиторы вспоминали про «тритон», когда слушателя нужно было напугать Часто композиторы использовали «тритоны» для выражения тоски и сострадания Никакой другой интервал так явно не передаёт душевное смятение. Сегодня «тритон» нас не пугает, но по прежнему завораживает нас своей неблагозвучностью, терпкостью.

СКОЛЬКО ИХ? «Тритон» существует в двух вариантах – как увеличенная кварта, и как уменьшённая квинта. Если к чистой кварте добавить полтона, то получится «Тритон» — Увеличенная кварта Если от чистой квинты отнять полтона, то получится «Тритон» – Уменьшённая квинта

Двуликий интервал))) Если «тритон» заявляется уменьшённой квинтой, то в нём 5 ступеней (в нашем примере «до-соль-бемоль») Если «тритон» заявляется увеличенной квартой, то в нём 4 ступени (в нашем примере «до- фа-диез») Звуки при этом одни и те же, звучит одинаково, а называется по разному (вот ещё одна причина настороженного отношения к тритону в Средневековье)

ТРИТОН Увеличенная кварта ув.4 В чистой кварте 2,5 тона. Если к ней прибавить ещё полтона, то получится ТРИТОН — увеличенная кварта (Ув.4) На примере построены ч.4 и ув.4 от всех белых клавиш Перепиши себе в тетрадь: играй, пой, слушай и запоминай.

ТРИТОН Уменьшённая квинта ум.5 В чистой квинте 3,5 тона. Если от неё отнять полтона, то получится ТРИТОН — уменьшённая квинта (Ум.5) На примере построены ч.5 и ум.5 от всех белых клавиш Перепиши себе в тетрадь: Играй, пой, слушай и запоминай.

Увеличенные кварты в мажоре Если строить чистые кварты в мажорной тональности (например в До мажоре) на всех ступенях, то мы обнаружим, что в натуральном мажоре на IVступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта., а в гармоническом мажоре (мажор с пониженной ступенью) на VI (пониженной) находиться ТРИТОН – увеличенная кварта

Увеличенные кварты в миноре Если строить чистые кварты в минорной тональности (например в ля миноре) на всех ступенях, то мы обнаружим, что в натуральном миноре на VI ступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта, а в гармоническом миноре (повышенная VII ступень) на IV ступени находится ТРИТОН – увеличенная кварта

«Тритоны» УВЕЛИЧЕННЫЕ КВАРТЫ в тональности И в Мажоре и в Миноре увеличенные кварты строятся вокруг ДОМИНАНТЫ (5 ступени) В натуральном мажоре на IV, в гармоническом мажоре на VI (пониженной) В гармоническом миноре на IV, в натуральном миноре на VI Увеличенныекварты Мажорнатуральный Мажоргармонический(VIпониженная) IV V VI(пониженной) Минор гармонический (VIIповышенная) Минор натуральный

Уменьшённые квинты в мажоре Если строить чистые квинты в мажорной тональности (например, в До мажоре), то мы обнаружим, что в натуральном мажоре на VII ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта, а в гармоническом мажоре (понижена VI ступень) на II ступени находится ТРИТОН – уменьшённая квинта

Уменьшённые квинты в миноре Если строить чистые квинты в минорной тональности (например в ля миноре), то мы обнаружим, что в натуральном миноре на II ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта, а в гармоническом миноре (повышена VII ступень) на VII (повышенной) ступени находится ТРИТОН- уменьшённая квинта.

«Тритоны» уменьшённые квинты в тональности И в Мажоре и в Миноре уменьшённые квинты строятся вокруг ТОНИКИ (I ступени) В натуральном мажоре на VII, в гармоническом мажоре на II В гармоническом миноре на VII(повышенной) В натуральном миноре на II Уменьшённыеквинты Мажор натуральный Мажор Гармонический (VIпониженная) VII I II Миноргармонический(VIIповышенная) Минор натуральный

Разрешение тритонов Если построить любой из тритонов в тональности, то будет видно, что в состав этих интервалов входят только неустойчивые ступени, а они требуют разрешение. Существует ПРАВИЛО- увеличенные интервалы при разрешении, увеличиваются, а уменьшённые уменьшаются.

Читать еще:  Линейка для измерения топлива в баке

Разрешение увеличенной кварты При разрешении увеличенной кварты, звуки тритона расходятся. Увеличенная кварта разрешается в сексту

Разрешение уменьшённой квинты При разрешении уменьшённой квинты, звуки тритона сходятся Уменьшённая квинта разрешается в терцию

Тритоны в музыке Прослушайте следующие произведения: П.И. Чайковский «Зимнее утро» П.И. Чайковский «Баба Яга» К.Сен-Санс «Куры и петухи»

Спасибо за урок. Успехов.

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Тема по предмету «Сольфеджио» в музыкальных школах, «Тритоны» довольно сложная в учебной программе. Презентация поможет разложить материал по полочкам и успешно ориентироваться в этой теме на уроке. Для учащихся, которые свяжут свою профессию с музыкой, эта презентация будет хорошей «шпаргалкой». Для выпускников школы эта презентация отличное пособие.

  • Повидыш Наталья МихайловнаНаписать 911 15.04.2020

Номер материала: ДБ-1110617

  • Доп. образование
  • Презентации
    15.04.2020 0
    15.04.2020 0
    15.04.2020 0
    15.04.2020 0
    15.04.2020 0
    15.04.2020 0
    15.04.2020 0
    15.04.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Модели ЕГЭ по всем учебным предметам будут меняться с 2022 по 2024 годы

Время чтения: 1 минута

В школах США дефицит водителей школьных автобусов

Время чтения: 1 минута

Вузы объявили дополнительный набор на первые курсы

Время чтения: 3 минуты

В России могут ввести в школах традицию поднимать государственный флаг

Время чтения: 1 минута

Большинство российских школ завершило подготовку к новому учебному году

Время чтения: 1 минута

В Роспотребнадзоре уточнили требование по ношению масок учителями

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как построить тритоны в соль мажоре

Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пентатоника

Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

  • Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада — функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
  • Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
  • Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
  • Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.

Далее речь идёт о бесполутоновой пентатонике.

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

  • Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
  • Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная пентатоника

Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Рисунок 1. Мажорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная пентатоника

Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Рисунок 2. Минорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

Флэшка

В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:

Итоги

Вы познакомились с пентатоникой. Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.

Паттерны аккордов в тональности

Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.

Мажор

Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:

То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:

Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.

Минор

Минорный паттерн выглядит следующим образом:

На примере тональности D минор:

Возможные исключения

Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.

Использование аккордов с надстройками

Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .

Как построить правильно золотую секвенцию

Золотая секвенция может быть создана не только на фортепиано, ее используют и при игре на гитаре. Именно такой пример построения мы и рассмотрим, ведь сейчас большое количество композиций сочиняется именно на этом шестиструнном инструменте. Возьмем за основу любой минорный аккорд или септаккорд. От него отсчитывается четыре ноты вниз, а затем пять вверх.

Читать еще:  Чем закрыть гайку ступицы

Возьмем за основу аккорд ля-минор (Am7), отсчитываем квинту вниз и получаем ре-минор (Dm7). Затем ведем отсчет вверх и получаем G7, а затем отсчитываем от соль квинту и получаем до, но возьмем его в мажоре, так звучание будет красивее. Четвертым аккордом нашей золотой секвенции станет Cmaj.

Далее двигаться будем уже в мажоре, чтобы сделать отрезок гармоничным. При отсчете вверх мы получаем ноту фа и соответственно Fmaj. Далее двигаемся на квинту вниз по гамме исходного аккорда ля-минор и получаем ноту Си, на основе которой построим аккорд Bm7/5 (полууменьшенный). Приведенная золотая секвенция, аккорды которой мы получили, будет незаконченной без использования приема тритон. По расчетам седьмым должен идти Em7, но вместо него (за счет повышения третьей ступени) мы возьмем E7, являющийся доминантовым септаккордом. После него можно начинать круг заново, заметьте, что все ноты мы брали из гаммы ля-минор.

Следующий уровень – без таблиц, самостоятельно

Транспонирование без использования таблиц – метод немного сложней предыдущих, но практичней. Никаких подручных средств не требуется. Однако вы должны хорошо знать расположение звуков на грифе, уметь строить любые интервалы от заданного звука (вниз/вверх: малая секунда – на полтона, большая секунда – на тон, малая терция на полтора тона и т.д.) и «видеть» их на ладах. В противном случае – без этих навыков – данный способ осваивать довольно проблематично.

Итак, как транспонировать аккорды без таблиц?

Основа метода – каждый аккорд последовательности «передвигается» на заданный интервал, согласно новой тональности. Ориентир – основной тон (тоника) аккордов на басовых струнах.

Схематично это выглядит так:

К примеру, песню в Ля миноре – Am /F /Dm /E – нужно транспонировать в тональность До минор:

1. Находим тонику Am (ля) на 6 струне (по аппликатуре) и тонику Cm (до) (новой тональности) на этой же струне. Определяем интервал по расстоянию между звуками: нота До расположена через два лада от Ля (или полтора тона) – на малую терцию выше. Значит, все аккорды последовательности нужно повысить на 1,5 тона.

На данном этапе мы уже знаем, что первый аккорд последовательности в До миноре – Cm. Строим аппликатуру от определённой тоники на 6 струне – это баррэ на 8 ладу Cm (в форме Em).

2. Следующий аккорд в оригинальной тональности – F (фа мажор). Также находим его тонику (фа), но на 5 струне (по аппликатуре). Чтобы транспонировать аккорд в До минор, построим малую терцию от фа – получается Ab (ля-бемоль). Берём аккорд от определённой тоники – Ab (ля-бемоль мажор).

Транспонирование последовательности продвигается: Am/ F… → Cm/ Ab…

3. Теперь третий аккорд песни – Dm (в ля миноре). Тоника Ре на 5 струне на 5 ладу. Перемещаемся на малую терцию по грифу (в тональность До минор) – это F (фа) на 8 ладу 5 струны. Берём аккорд – Fm.

Сыграем в новой тональности: Am/ F/ Dm… → Cm/ Ab/ Fm…

4. И последний аккорд – E. Тоника (ми) на 5 струне на 7 ладу – на 1,5 т. выше – соль на 10 ладу. Следовательно в До миноре это аккорд – G (соль мажор).

5. Всё. Можно играть и петь песню в новой тональности:

  • В Ля миноре: Am/ F/ Dm/ E
  • В До миноре: Cm/ Ab/ Fm/ G

Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.

Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?

до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до …… и т. д.

Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так: Так выглядят терции на белых клавишах в скрипичном и басовом ключах

Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»

Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.

Для примера дам вам еще пару терций.

Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.

Итак, чтобы построить терцию, надо:

  • найти ноты через одну;
  • посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
  • если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.

Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.

Строим мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.

Мажорное трезвучие от ноты ДО

Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» – еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.

Строим минорное трезвучие

Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.

Читать еще:  Снятие коленвала без снятия двигателя

Минорное трезвучие от ноты ДО

Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).

Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.

Консонансы и диссонансы в музыке

Все виды интервалов делятся на две группы: консонансы и дисонансы, которые воспринимаются слухом по-разному. Понятие консонанс выработалось на основе акустических данных. Название в переводе с французского означает «слито», «благозвучно», «слаженно».

В самом деле, консонантные интервалы создают впечатление совершенства, спокойствия, согласия и, взятые изолированно, не проявляют влечения к переходу в более спокойный, совершенный интервал. К консонансам относятся: чистые примы, квинты, октавы, малые и большие терции и сексты. Из всех консонансов наиболее совершенными являются чистые примы, Квинты и октавы. Они так и называются совершенными консонансами. Большие и малые терции и сексты принадлежат к несовершенным консонансам.

Понятие дисонанс — противоположное. Это название в переводе с французского означает: «разнозвучный», «разноголосый». Диссонантные интервалы создают впечатление резких, беспокойных, неуживчивых и даже в изолированном звучании проявляют влечение к переходу в более спокойное, совершенное созвучие, которое в условиях определенного строя еще обостряется. Такое тяготение к переходу в консонанс называется решением диссонансов. К диссонансам относятся малые и большие секунды, септимы и все увеличенные или уменьшенные интервалы.

Чистая кварта имеет двойной характер. Как отдельный, взятый изолированно интервал, акустически она считается консонансом, по характеру звучания — диссонансом. Если кварта лежит в основе аккорда (например, квартсекстакорда), она считается диссонансом и нуждается в дальнейшем разрешении в консонанс.

К группе консонансов относятся также мажорные и минорные трезвучия, а к группе диссонансов — увеличенные или уменьшенные трезвучия и все виды септаккордов.

Народная и реалистическая профессиональная музыка основывается на взаимодействии консонантных и диссонантных созвучий и сочетаний. Диссонантные сочетания в определенном окружении консонансов обогащают гармонический язык музыкальных произведений, но преувеличений ни в ту, ни в другую сторону не должно быть. Гармоническая речь зависит от идейного содержания произведения. Обилие диссонансов и неумелое их применение раздражает слух, мешает восприятию музыки и может привести к формалистическим извращениям. Не следует также
и избегать диссонантных сочетаний. В разумном и логическом количестве они необходимы.

С учетом всего выше сказано предлагаем изучить еще одну таблицу, на этот раз уже со всеми основными музыкальными интервалами.

didi79

Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы

ГАММА

Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.

Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.

МАЖОРНАЯ ГАММА

Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон . Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:

Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:

Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:

До мажор

Ре мажор

Ми мажор

Фа мажор

Соль мажор

Ля мажор

Си мажор

Ре-бемоль мажор

Ми-бемоль мажор

Фа-диез мажор

Ля-бемоль мажор

Си-бемоль мажор

Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector