Как понять что сломался стартер
Неисправности стартера
- 132 1 178k
- 181 1 261k
Когда не работает стартер или работает с перебоями, то запуск двигателя весьма проблематичен, а порой и невозможен. Но прежде чем приступать к поискам причин, почему стартер не крутит нужно помнить, что данный узел работает в паре с другими системами автомобиля в общей пуско-зарядной цепи (АКБ-механизм управления запуском-стартер). Поэтому могут быть как механические, так и электрические поломки, имеющие свои отличительные черты. Каждая из причин неисправности определяется по характерным симптомам или в результате проверки.
Проверяем исправность аккумуляторной батареи
Чаще всего именно проблемы с аккумулятором приводят к тому, что автомобиль заводится с проблемами или вообще не заводится. Так что первым делом нужно проверить именно его.
Как понять, что проблемы именно в этом агрегате? Нужно руководствоваться следующим:
- Если стартер не крутит, втягивающая щелкает, но больше ничего не происходит, при том, при этом на приборной панели затухают лампочки – это прямое указание на проблемы с аккумулятором;
- Вместо одного щелчка, может происходить целая серия, которая также сопровождается затуханием ламп на приборах. Причина та же – слабый заряд или неисправности в аккумуляторе;
- Если при повороте ключа не происходит вообще ничего, это тоже может быть по причине отсутствия заряда в АКБ. Чтобы проверить, так ли это, нужно попробовать включить фары или какой-нибудь электроприбор. Если они также не включаются, то очевидно, что проблема именно с аккумулятором.
Соединения проводов
Частой причиной проблем в работе стартера является отсоединение каких-либо соединений, отвечающих за его работу. При больших нагрузках на автомобиль, большом пробеге, подобные неполадки происходят довольно часто.
- Перегорание силового провода, соединяющего реле со стартером;
- Слабый или загрязненный контакт на каком-либо участке электрической цепи, в которую входит стартер;
- Проблемы с контактами в замке зажигания;
- Щеточный узел работает с проблемами;
- Перегорела обмотка на стартере;
- Проблемы с контактами во втягивающем реле.
Рассмотрим самые частые поломки подробнее.
Какие симптомы намекают на визит на СТО?
Во-первых, если ваш стартер или генератор отъездили с вами более 100 тысяч километров, рекомендуется проверять их в ходе плановых ТО, даже если они «ведут себя» хорошо.
Во-вторых, следите за звуком, когда запускается стартер. Если при неработающем якоре слышны щелчки, возможно, источник проблем кроется в подаче электричества, окисленных контактах или реле. Лязг при запуске говорит о другом – проблемах с маховиком, втягивающем реле или зубчатым валом. Шум реле при неработающем якоре говорит о критичном износе щеток или замыкании обмотки.
В-третьих, следите за работой узла. Если он вращается слишком медленно – не исключен пробой, плохие контакты на клеммах, севшая АКБ, слишком густое или подобранное не по сезону масло. Если стартер не вращает коленвал, пусть мастера проверят реле, бендикс, вилку. Если при повороте замка зажигания не происходит вообще ничего – проверьте напряжение в сети и состояние втягивающего реле.
Стартер крутит не постоянно
Но при этом электрический мотор узла вращается постоянно. В процессе пропусков можно слышать характерный треск и скрежет металла об металл. Среди возможных неисправностей можно выделить износ вилки, поломку демпферной пружины, износ шестеренки.
Что касается более точной диагностики, то агрегат нужно снимать. Зная этот симптом и другие, а также зная, как проверить стартер ВАЗа, можно быстро и легко починить устройство.
1. Проверка от аккумулятора
Нужно замкнуть минусовую клемму аккумулятора на корпус стартера, а плюс подключить на верхнюю клемму реле.
Если шестерня не выдвигается, причин может быть несколько:
- подгорели контакты втягивающего;
- заклинило якорь;
- перегорела обмотка стартера или реле.
В норме бендикс должен выдвинуться с характерным щелчком, после чего шестерня начинает прокручиваться мотором стартера. Такой метод позволяет проверить втягивающее реле, при этом проверка втягивающего реле от аккумулятора достаточно достоверна.
2. Проверка щеток стартера
Щетки быстрее всего проверяются при помощи контрольной лампочки на 12 вольт. Один вывод лампы присоединяется на щеткодержатель, другой – на корпус. Если лампочка загорелась, пора менять щетки.
Также щетки можно проверить тестером — мультиметром. Для этого стартер нужно разобрать. Основная цель сводится к тому, чтобы проверить замыкание на массу. В норме щетки не должны замыкать.
3. Диагностика бендикса стартера
Бендикс в исправном состоянии крутится только в одну сторону. Снимите его, и зажмите в тиски, попробуйте прокрутить в обе стороны, если крутится в обе, меняйте бендикс.
4. Проверка якоря стартера
Для этого потребуется напрямую подавать напряжение 12 Вольт с аккумулятора на стартер. Другими словами, напряжение подается в обход в реле.
Если стартер крутит, значит, якорь в порядке. Если же вращения нет, тогда проблемным может оказаться как якорь, так и щетки. В такой ситуации стартер нужно разбирать, после чего провести дефектовку и проверку мультиметром, переведя устройство в режим омметра для замеров сопротивления.
Признаки неисправности стартера
Вождение автомобиля и знание, как работает его механизм две разные вещи, поэтому когда вы знаете как устранить неполадку, значительно облегчает «дорожную жизнь». Работа автомобиля подобна акту симфонии оркестра, где все инструменты находятся в точной гармонии и играют каждая свою часть. Одна из таких частей, которая играет очень важную роль в работе вашего автомобиля — автомобильный стартер. Если он не в состоянии функционировать, вам придется быть готовым толкать ваш автомобиль до самого дома… Вот почему это весьма полезно, если вы знаете признаки неисправности стартера и способы их устранения.
Принцип работы стартера
Система этого составляющего состоит из соленоида (свёрнутый в спираль изолированный проводник, по которому течёт электрический ток), двигателя и его электрической схемы. Чтобы автомобиль завелся, многим вещам нужно сработать одновременно и в быстрой последовательности. Старт автомобиля запускает функционирование его двигателя. Чтобы двигатель запускался, нужен поворот махового колеса (маховика стартера), без которого этого не случится. Данную функцию обслуживает механизм стартера.
Когда вы поворачиваете ключ зажигания, механизм переключает соленоид, который запускает двигатель. Двигатель заставляет механизм ангажировать и повернуть маховое колесо (маховик стартера). Превращение его непосредственно ответственно за старт двигателя.
Признаки неисправности стартера
Поломка устройства подобно поломке батарейки.Поэтому прежде всего следует убедиться, что эта ваша автомобильная «батарейка» находится в превосходном рабочем состоянии. Проверьте ее. Неисправности определяют три главных симптома.
1) Автомобиль не будет заводиться
Вы поворачиваете ключ, чтобы завести автомобиль, но это завершается безуспешно. Этот симптом по существу указывает или по направлению к полному отказу стартреа, или к частичному, не срабатывает механизм. В том случае, если слышны только щелчки под капотом после поворота ключа, то это признак неисправности втягивающего реле стартера, если не слышно даже щелчков, то скорей всего что проблема в проводке либо замке зажигания, если же стартер гудит но двигатель не прокручивается, то это вышел со строя бендикс.
2) Трудно заводится
Даже когда вы включаете зажигание и чувствуете, что автомобилю как бы «трудно» завестись и он делает это очень медленно, то лучше проверить и отремонтировать механизм уже на этой стадии, вы можете предостеречь себя от более затратного ремонта, который произойдет в результате полного отказа стартера. Так как при трудном прокручивании стартера, помимо урона ему самому он наносит урон так же и аккумулятору.
3) Шум и холостой ход
Холостой ход возникает тогда, когда механизм долго вращает маховое колесо до того, как оно начнет взаимодействовать с двигателем. Иногда, когда механизм не в состоянии включиться в работу после зажигания, вызывает неприятный шум. Оба эти симптома — вызовы сигнала проблемы и требует ремонта
Признаки неисправности втягивающего реле стартера
Самым основным признаком неисправности втягивающего релле стартера как уже было описано выше можно считать шелчки под капотом автомобиля, которые не приводят к вращению стартера
Данные симптомы могут быть определены весьма легко и помогут вам разрешить проблему заранее, что сэкономит бюджет. Если вы додерживаетесь регулярных проверок и своевременного ремонта стартера, то большинство автомобильных проблем, которые возникают из-за небрежности, можно легко избежать.
Определение неисправности с помощью тестера
Стартер не вращает маховик или же делает это медленно. Очевидно, что сила кручения должна быть достаточной для запуска двигателя внутреннего сгорания. Если этого не происходит, рекомендуется начать проверку электроцепи.
Суть идеальной работы цепи сводится к следующему:
- Все контакты, включая и «массу», должны быть закреплены надёжно и плотно;
- Батарея обязана быть хорошо заряжённой;
- Провод от тягового должен быть целым и иметь хороший контакт;
- Все контакты замка зажигания обязаны исправно функционировать;
- Кабель, идущий от АКБ к стартеру, не должен быть повреждён и слабо зафиксирован.
Тем самым, на перечисленные выше неполадки стоит обратить внимание, если неисправна связь «стартер-двигатель».
Среди чисто электрических неполадок стартера принято выделять следующие:
- Выход из строя тягового.
- Износ коллектора якоря.
- Ослабевание щеточной группы.
Очевидно, что на помощь человеку, если возникают проблемы, связанные с электричеством, приходят различные измерительные приборы. Как правило, опытные автомобилисты всегда держат в машине тестер, который и позволяет легко определить ту или иную неисправность стартера.
Если тестера нет, то его функции спокойно выполнит обычная 12-вольтовая лампочка.
Ниже приводится алгоритм проведения теста с помощью индикатора 12 вольт.
- Подсоединить один конец лампочки с держателем щёточного узла стартера;
- Другой конец самодельного тестера – на корпус.
Осуществляется диагностика: если лампочка загорается, то щёточный узел нуждается в замене, имеются явные пробои.
Чтобы протестировать щётки омметром, нужно измерить сопротивление между щётками и основной пластиной. Если значение не равняется бесконечности, щётки нуждаются в замене.
Симптомы поломки
Причины неисправности стартера – куча, но он всегда «умирает» долго.
Обычно симптомы проявляются загодя до злосчастной поломки, просто водители их игнорируют.
Крутится с перебоями
В этом случае он может отключаться прямо в дороге.
Пропуски длятся недолго, поэтому некоторые «умудряются» их игнорировать.
Никаких посторонних шумов при работе нет – автомобиль двигается нормально. В момент пропусков слышен заметный треск и скрип.
Как правило, это говорит об износе вилки или шестеренки.
Проверка стартера на работоспособность рекомендуется, но, скорее всего, он исправен.
Не передает вращение двигателю
В этом случае стартер работает идеально, но двигатель не запускается.
Посторонних звуков быть так же быть не должно.
Скорее всего – износ вилки, которую можно заменить самостоятельно, без обращения в СТО.
Слышен металлическое лязганье
Если услышали резкий металлический скрип – срочно «глушите мотор», чтобы не сгорела обмотка стартера.
Звук говорит о заклинивании вилки, шестерни или залипании втягивающего реле.
Найти точную причину можно будет после разборки автомобиля.
То работает, то не работает
В отличие от первой ситуации, здесь вероятен износ щеток.
Попробуйте ударить разводным ключом по задней крышке корпуса стартера.
Если двигатель запустится – износились щетки и их пора менять.
Есть щелчки, но не работает
Щелчок говорит о том, что запуск стартера от аккумулятора невозможен – он в разряде.
Напряжения АКБ хватает только на срабатывание реле, но пластина не может замкнуть контакты и дать ток.
Пожалуй, это наиболее основные «неисправности» стартера, с которой сталкиваются водители.
Слишком медленно вращается, даже если аккумулятор заряжен
Скорее всего, проблема в износе втулки или грязи.
Необходим демонтаж и полная чистка.
А также осмотр всех трущихся частей на предмет изношенности.
Стартер не крутит мотор не запускается
Пожалуй, одна из наиболее распространенных ситуаций, когда при повороте ключа или нажатии на кнопку ничего не происходит вообще. Как правило такое явление свидетельствует о том, что стартер не имеет питания или полностью неисправен в результате чего даже не пытается завести мотор. Виновником такого явления также может быть соленоид или его привод. К причинам такой ситуации, когда стартер не крутит вообще, можно отнести и отсутствие питания по той или иной причине (севший АКБ, проблема с проводкой и т. д.)
Стартер крутит, но мотор не заводится
Вторая распространенная причина — когда стартер крутит, но результата это не дает. То есть мотор не запускается, хотя видимых причин для этого нет. В таких случая причин может быть очень много, от проблем с подачей топлива, перебоев в системе зажигания, проблемах с проводкой до неисправности электроники, форсунок, плохой компрессии и т. д. Но довольно часто в этом виноват сам стартер, точнее его бендикс связывает стартер и маховик двигателя.
При попытке завести мотор слышен скрежет
Неприятный громкий скрежет при повороте ключа зажигания может говорить о том, что произошел износ шестерни, соединяющей стартер и маховик. Такой звук может издавать и сам стартер, что свидетельствует о его серьезной неисправности и необходимости ремонта или срочной замены. В противном случае урон получат связанные с ним детали и узлы.
На панели горят индикаторы
Когда при запуске мотора на приборной панели загораются индикаторы, пусть даже двигатель завелся, это говорит о проблемах со стартером. Причина вероятнее всего будет заключаться в приводе самого узла. Моторчик стартера, берет слишком много питания пытаясь завести мотор.
При запуске дым из-под капота
Поскольку стартер — это, в первую очередь, электро-устройство, то его выход из строя по вине перегрева или плохого контакта вполне нормальное явление. В результате повышенных нагрузок, а также после долгих попыток завести мотор, или «залипания» стартера, ситуации, когда стартер крутит даже после запуска двигателя, он может перегреваться и выходить из строя, что сопровождается появлением неприятного запаха и дыма. Такое явление не останется без внимания, и вы не только увидите, но и услышите его своим носом.
В подавляющем большинстве случаев, избежать неисправности стартера просто невозможно так как у всех узлов есть свой ресурс. Единственное, что можно сделать это попробовать продлить его срок службы. Для этого следует помнить, что чем чаще вы производите запуск двигателя тем, больше изнашивается стартер. Не стоит подолгу крутить мотор стартером, если запуск не происходит следует искать причину, а не бесконечно пытаться завести двигатель. Если вы остановились и уже через пару минут собираетесь ехать, вряд ли стоит глушит мотор в целях экономии топлива, замены стартера из-за частых запусков двигателя в конечном итоге обойдется дороже. Избегайте слишком «холодных» запусков в сильный мороз, так как в таких случаях стартер работает в критических условиях с колоссальными нагрузками. Густое масло оказывает сильно сопротивление и крутить маховик такому крошечному узлу очень сложно.
При первых признаках неисправности немедленно обратитесь за помощью к специалистам и возможно проблему удастся решить с минимальными затратами.