Vetaif.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отрегулировать зазоры в клапанах

Опытные автолюбители могут эту часть смело пропустить, а для начинающих будет полезна данная информация. Для того чтобы мотор мог работать, нужны по два клапана на каждый цилиндр. Сейчас они применяются тарельчатые, со стержнями. Для того чтобы цилиндры лучше наполнялись топливной смесью, диаметр тарелки у впускного клапана больше, чем у выпускного. В качестве материалов для седла клапана применяют чугун или же сталь. Седло запрессовывается в ГБЦ.

Когда двигатель работает, эти детали подвержены серьезным нагрузкам. Именно поэтому они изготавливаются из устойчивых к тепловым и механическим нагрузкам сплавов.

Взаимосвязь двигателя и клапанов

Мотоблок — это сложный сельскохозяйственный агрегат, который включает следующие узлы:

  • двигатель;
  • трансмиссия;
  • ходовая система;
  • рулевое управление;
  • система питания.

Двигатель — силовой механизм мотоблока. Различают такие виды моторов:

  1. По способу комплектации:
    • 2-тактные;
    • 4-тактные.
  2. По виду применяемого топлива:
    • дизельные;
    • бензиновые.

Заводы-производители в последнее время выпускают 4-тактные моторы с высокими техническими показателями.

На крупных агрегатах устанавливаются дизельные, на малых и средних — бензиновые моторы, широко распространенные среди аграриев, с мощностью 4-9 л.с.

Двигатель внутреннего сгорания — основное устройство, в котором происходит процесс преобразования тепловой энергии сгорания топлива в механическую.

Процесс трансформации энергии осуществляется в 4 этапа:

  • запуск топлива;
  • сжатие горючей смеси;
  • сгорание;
  • выпуск.

В камеру сгорания через входной распределитель поступает топливный материал. Клапанные элементы закрываются, поршень движется вверх, сжимая рабочую смесь. При включении свечей зажигания разряд поджигает горючий материал. При повышении температуры смесь расширяется, толкая поршень вниз. Происходит трансформация тепловой энергии в механическую. Когда клапана открываются, газы выводятся в выходную систему.

По истечении определенного срока эксплуатации из-за сильных нагрузок зазоры впускного и выпускного клапанов могут меняться.

Причиной является износ и амортизация элементов. Малый зазор изменяет фазы распределения газов. Двигатель не работает с заявленной мощностью. При большом зазоре появляются механические колебания, которые приводят к деформациям. Из-за кратковременного открытия клапанов цилиндр не заполняется полностью. Это приводит к сбоям и неисправностям в работе, уменьшению работоспособности.

Регулировка клапанов мотоблока — обязательная процедура в проведении техобслуживания.

По техническому регламенту она должна осуществляться 1 раз в год. При неисправностях в работе машины регулировать клапана можно 2 раза в год.

На примере двигателя мотомашины китайской фирмы LIFAN рассмотрим ряд проблем, при возникновении которых также желательна регулировка клапанов на мотоблоке ЛИФАН 6,5 лс:

  1. если появляется «отдача» на ручку стартера при запуске мотора;
  2. если слышится отчетливый стук в головке цилиндра при работе двигателя;
  3. если двигатель стал работать с перебоями, глохнуть и тяжело запускаться «на горячую», заводясь исправно только после остывания;
  4. когда слышны хлопки в глушителе и мотоблок теряет мощность.

Как отрегулировать зазоры ДВС

На серийных автомобилях используют три способа регулировки теплового зазора:

  1. С помощью винта;
  2. С помощью подбора шайб;
  3. С помощью гидрокомпенсаторов.

Привод клапана с регулировкой винтом был популярен в начале и середине ХХ века. У этого привода было лишь одно неоспоримое достоинство – простота регулировки. Его главный недостаток – необходимость регулировать тепловой зазор каждые 10 тысяч километров. Регулировка теплового зазора с помощью шайб использовали на высокооборотных моторах с 80-х годов ХХ века до первого десятилетия ХХI века. Для регулировки теплового зазора необходим комплект шайб различной толщины.

Повторную регулировку теплового зазора проводят через 20-50 тысяч километров. С появлением гидрокомпенсаторов появилась возможность проводить регулировку клапанов с промежутком 100-300 тысяч километров.

Взаимодействие деталей газораспределительного механизма

Распределительный вал, вращаясь, кулачками нажимает на шайбы регулировочные, которые находятся в толкателях, установленных на торцах стержня клапана. Тем самым толкая детали, шляпки которых находятся в сёдлах клапанов. Седла и шляпки очень точно притёрты друг к другу, это сделано для того, чтобы в момент, когда шляпка детали полностью садится, в седло образуется герметичное соединение. Канал полностью перекрывается.

Вот поэтому-то двигатель и работает устойчиво и выдает требуемую мощность, экономя топливо. В процессе работы двигателя рабочая поверхность кулачков изнашивается, они теряют свои размеры, и зазоры увеличиваются.

Из-за этого шляпки не полностью прилегают к своим сёдлам, вследствие этого теряется герметичность соединения седло-шляпки. Для того чтобы восстановить эту герметичность и требуется регулировка зазоров клапанов ВАЗ. Для этого применяются регулировочные шайбы. Сами эти шайбы имеют круглую форму и диаметр по окружности такой же, как у толкателя (поз.А на рисунке выше). На фото ниже представлены некоторые образцы этих круглых шайб: Здесь представлены восемь шайб разной толщины. Толщина пишется на самой шайбе в миллиметрах. Зазоры клапанов регулируются подбором шайб нужной толщины. Иногда приходится несколько раз менять эти шайбы, каждый раз вставляя шайбу другой толщины, до тех пор, пока зазор клапана не примет нужный размер.

Обычно продаются они, наборами начиная от толщины 3мм, следующий размер 3,05мм. И так через каждые 0,05мм, до размера 5мм.

Особенности регулировки и размеры

Главное условие в этом деле, двигатель должен быть холодным. Т.е. температура его должна быть не более 20 градусов Цельсия.

Дальнейшие действия мы будем производить, смотря на рисунок, расположенный ниже. Для удобства работы свечи зажигания лучше выкрутить! Так будет легче приводить в действие все механизмы и валы, задействованные в этом процессе, поскольку компрессия будет отсутствовать. Поворачиваем коленвал так, чтобы метка на шкиве распредвала совпала с меткой на задней крышке зубчатого вала (усиком).

Надо сразу же рассмотреть остальные метки в районе коленчатого вала. Они должны быть расположены именно так, как показано на рисунке. Это значит, что поршень первого цилиндра установился в положении в.м.т. Дальше надо повернуть коленчатый вал примерно на сорок — пятьдесят градусов, это нужно для того, чтобы кулачки распредвала, повернулись от толкателей.

На впускных клапанах зазор выставляется 0,20мм (+-0,05мм), а выпускных 0,35 мм (+-0,05мм)…

При помощи щупов надо измерить зазоры 1-го, 2-го, 3-го и 5-го клапанов. Зазоры на 2-м и 3-м клапанах д.б. (0,2+-0,05мм.). На 1-м и 5-м клапане зазор д.б (0,35+-0,05мм). Если некоторые зазоры не соответствуют норме, то их приводят к необходимым размерам заменой регулировочных шайб, подбирая их до тех пор, пока цель не будет достигнута.

После этого надо повернуть коленчатый вал на 360 градусов, т.е. на один полный оборот и проверить зазоры на 4-м, 6-м, 7-м и 8-м клапанах. На 4-м и 8-м цилиндрах зазор д.б. (0,35+-0,05мм). На 6-м и 7-м цилиндрах, зазор д.б. (0,2+-0,05мм). Ну и соответственно, если есть неправильные зазоры, исправляем их тем же способом, как и в первый раз.

ЭПИЛОГ

Работу мы сделали правильно. Устанавливаем детали, которые мы сняли в обратном порядке. Заводим мотор. С наслаждением слушаем шёпот исправного двигателя, садимся в машину и делаем пробный пробег, меняя режимы езды. Удостоверимся, что двигатель работает ровно и отрегулированные клапана ваз 2109 не стучат.

На этом, дорогие читатели блога RtiIvaz.ru, разрешите откланяться и пожелать вам приятной езды на своей любимой ласточке ваз 2109.

Смотрите видео 1

Смотрите видео 2


Удачи Вам и до скорых встреч на страницах блога RtiIvaz.ru!

Отсутствие стука клапанов в клапанном механизме двигателей ВАЗ не означает нормального состояния зазоров. Стук клапанов при несколько увеличенных зазорах не так опасен, как тихая работа при недостаточных зазорах. Риск разрушения зависших клапанов больше, когда температура двигателя повышается в уличных пробках или в тяжелых дорожных условиях. Зазоры в клапанном механизме двигателей ВАЗ регулируют на холодном двигателе. Предварительно отрегулировав натяжение цепи или ремня.

Проверка щупом зазора в клапанном механизме двигателей ВАЗ.

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей заднеприводных автомобилей ВАЗ.

Для двигателей ВАЗ-2101, 21011, 2103, 2105, 2106, ВАЗ-2121 нормальным считается зазор 0,14-0,17 мм. Для двигателя ВАЗ-21213 — 0,18-0,22 мм.

Порядок регулировки в клапанном механизме зазора следующий.

1. Повернуть коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки на звездочке или шкиве распределительного вала с меткой на корпусе подшипников. Это положение соответствует концу такта сжатия в четвертом цилиндре. При нем регулируется зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра и впускного клапана третьего цилиндра.
2. Ослабить контргайку регулировочного болта.
3. Вставить между рычагом и кулачком распределительного вала щуп толщиной 0,15 мм и гаечным ключом завертывать или отвертывать болт. Пока при затянутой контргайке щуп не будет входить с легким натягом.
4. Отрегулировав зазоры у выпускного клапана четвертого цилиндра и впускного клапана третьего цилиндра, последовательно поворачивать коленчатый вал на 180 градусов и регулировать зазоры, соблюдая очередность.

Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме двигателей заднеприводных автомобилей ВАЗ.

Регулировка зазоров в клапанном механизме двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ.

В гнездах толкателей двигателей ВАЗ-1111, 11113, 2108, 21081, 21083, 2110, 2111 находятся специальные шайбы для регулировки зазора в клапанном механизме. Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами на холодном двигателе должен быть 0,15-0,25 мм для впускных клапанов и 0,30-0,40 мм — для выпускных.

Зазор в клапанном механизме регулируется подбором толщины регулировочной шайбы. В запасные части подставляются регулировочные шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм с интервалом 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности.

При первой регулировке неясно, какие шайбы были установлены изначально. Даже когда толщина установленных шайб известна, не всегда понятно, какие именно понадобятся. Зазоры в клапанном механизме в ходе эксплуатации могут не только увеличиваться, но и уменьшаться.

Зазор в клапанном механизме двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ регулируется в следующем порядке.

1. Установить на шпильки крепления крышки головки цилиндров приспособление для утапливания толкателей клапанов.
2. Повернуть коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня. А затем довернуть его еще на 40-50 градусов (2,5-3 зуба на шкиве распределительного вала). При этом в первом цилиндре будет фаза сгорания.

Освобождение доступа к регулировочным шайбам в клапанном механизме двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ.

Поворачивать коленчатый вал следует только по часовой стрелке за болт крепления шкива привода генератора или за шкив распределительного вала с помощью приспособления. Нельзя поворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как при этом можно повредить головку болта.

3. Проверить набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.
4. Если зазор отличается от нормы, то другим приспособлением утопить толкатель и зафиксировать его в нижнем положении. Установив между краем толкателя и распределительным валом фиксатор.
5. Удалить регулировочную шайбу и микрометром измерить ее толщину.
6. Определить толщину новой шайбы по формуле:

Н = В + (А — С)

Где А — замеренный зазор, мм; В — толщина снятой шайбы, мм; С — номинальный зазор, мм; Н — толщина новой шайбы, мм.

Пример.

Если А = 0,26 мм, В = 3,75 мм, С = 0,2 мм (для впускного клапана), то Н = 3,75 + (0,26 — 0,2) = 3,81 мм. В пределах допуска на зазор ±0,05 мм принимаем Н = 3,8 мм.

7. Установить в толкатель новую шайбу маркировкой в сторону толкателя, убрать фиксатор и еще раз проверить зазор. Если он отрегулирован верно, то щуп толщиной 0,2 или 0,35 мм должен входить с легким защемлением.
8. Последовательно поворачивая коленчатый вал на полоборота, что соответствует повороту метки на шкиве распределительного вала на 90 градусов, отрегулировать зазоры у остальных клапанов, соблюдая рекомендуемую очередность

Порядок регулировки зазоров в механизме привода клапанов двигателей переднеприводных автомобилей ВАЗ.

* — Номер кулачка соответствующий клапану указан по порядку от шкива распределительного вала.

Выполняя регулировку, целесообразно записать фактическую толщину установленных комплектов шайб для каждого клапана, чтобы в будущем покупать только те шайбы, которые с большой вероятностью понадобятся для последующих регулировок в клапанном механизме.

Фактическую толщину извлеченных регулировочных шайб нужно обязательно измерить микрометром и сравнить с маркировкой на них. Если шайбы сильно изношены, их лучше заменить. Но в некоторых случаях можно перевернуть, установив менее изношенной (маркированной) стороной к распределительному валу.

Не следует вращать коленчатый вал, когда регулировочная шайба извлечена из гнезда толкателя. Это может привести к задиру поверхности соответствующего кулачка. Вращать вал бывает необходимо при замене шайб с одного толкателя на другой. В этом случае в пустое гнездо толкателя нужно временно вставить любую регулировочную шайбу.

Регулировка зазоров в клапанном механизме установкой под имеющуюся регулировочную шайбу дополнительной самодельной шайбы.

Зазор между кулачком и толкателем можно уменьшить не только установкой шайбы увеличенной толщины, что рекомендуется заводом, но и установкой под имеющуюся регулировочную шайбу дополнительной самодельной шайбы. Толщина которой равна разности между фактическим зазором и его требуемой величиной.

Разумеется, использование самодельных дополнительных шайб — временная мера, так как практически нереально найти подходящий износостойкий материал. При первой возможности следует установить стандартные шайбы.

Толщину дополнительной шайбы выбирают равной допуску на номинальный тепловой зазор, то есть 0,1 мм. Если, например, фактическая величина теплового зазора находится в пределах 0,25-0,35 мм для впускных клапанов и 0,4-0,5 мм для выпускных, то устранить излишек зазора можно дополнительной шайбой, сделанной из металлической ленты или фольги толщиной 0,1 мм.

Если стук клапанов возобновляется вскоре после регулировки, возможно, виной этому ослабевающее крепление корпуса подшипников распределительного вала по причине вытяжки старых шпилек. При серьезном отношении к ремонту все не закаленные болты, шпильки и гайки следует заменять новыми.

По материалам книги «Ремонт двигателя своими руками».
Волгин В.В.

Как часто выполняется регулировка

Ответ на вопрос, как часто регулируются клапана на автомобиле, можно найти в руководстве пользователя транспортного средства. Обычно интервал не превышает 20-30 тысяч километров пробега. В некоторых машинах процедура вовсе не нужна. Конструкция подразумевает наличие специального механизма, контролирующего зазоры в автоматическом режиме.

Также регулировка выполняется после каждого серьезного вмешательства в конструкцию силовой установки. В особенности, если выполняется ремонт или обслуживание ГРМ.

Симптомы

Чтобы понять, что клапана на двигателе ВАЗ 2110 нуждаются в настройке, достаточно знать поведение мотора. После продолжительной эксплуатации, автовладелец может обратить внимание на то, что двигатель стал работать как-то иначе. Данный факт должен насторожить, ведь последствия могут быть серьёзными.

Основные симптомы нарушенной регулировки клапанного механизма на ВАЗ 2110, выглядят таким образом:

  • мотор шумно работает при запуске после продолжительной стоянки (клацает);
  • пропадает компрессия в цилиндрах (двигатель теряет былую мощность);
  • прокладка клапанной крышки пропускает масло;
  • появились «выстрелы» в карбюратор или в глушитель;
  • увеличился расход топлива.

Перечисленные признаки, можно диагностировать самостоятельно, не прибегая к помощи услуг автосервиса. Перед тем, как поставить ВАЗ 2110 на ремонт и приступить к регулировке клапанов, следует подготовить слесарный инструмент: микрометр, рейку для отжатия толкателей и многосоставной щуп. Последним замеряется тепловой зазор между кулачком распредвала и регулировочной шайбой. Вместо рейки, возможно использовать две мощные шлицевые отвёртки.

Монтажный комплект (фиксатор и щуп) продаётся в большинстве магазинов «Автозапчасти», а купить автозапчасти в минске вы можете здесь exist.by. Его стоимость варьируется от 200 до 500 рублей. Правильная установка клапанов на ВАЗ 2110 8 клапанов инжектор или карбюратор – залог успеха.

Опасное заблуждение

Не пытайтесь выполнить работу, используя инструкции по обслуживанию другой техники. Это станет причиной серьёзных поломок.

По устройству газораспределительный механизм на тракторе Т-25 имеет много общего с аналогичными системами других машин, на которых установлены двигатели с нижним распределительным валом.

Принципиальная схема мотора Д-21 позволит увидеть это подробнее. Регулировка клапанов Т-40 выполняется иначе, поскольку, в отличие от двигателя Д-21, мотор Д-144 имеет четыре цилиндра и иные фазы газораспределения.

Пошаговая инструкция настройки зазора клапанов мотора 157 qmj

Регулировка клапанов 4 тактного скутера начинается с освобождения доступа головки цилиндра. Для этого вынимаем подседельную емкость, которая зачастую крепится несколькими болтами. Далее, получая доступ головки цилиндра, убираем 4 болта и снимаем ее с мотора. Теперь подбираемся к корпусу вентилятора. Его можно демонтировать полностью, открывая свободный доступ к необходимым меткам или если нет желания демонтировать его полностью, можно выкрутить крышку. Заглушка на которую указывает стрелка снимается простой отверткой, и именно через нее можно рассмотреть метки ротора.

Вставляем в кожух генератора ключ (торцевой) на 14 и вращаем ротор по часовой стрелки, смотра при этом в отверстие на кожухе. Нужно, чтобы в смотровом окне (напротив уступа) показалась метка Т, которая свидетельствует о нахождении поршня в верхней мертвой точке или вмт.

Смотрим на газораспределительный механизм. Здесь оба клапана должны быть закрыты, а отверстия на звездочке распределительного вала, должны соответствовать картинке ниже. Все совпало? – переходим дальше. Если нет, то снова вращаем ротор, пока метка не совпадет с выступом, и снова мониторим положение клапанов и отверстия на звездочке.

Обратите внимание. Очень часто цепь растягивается и поэтому отверстия на звездочке, могут совпадать не на 100% если отклонение небольшое, то ничего страшного в этом нет, а если заметили полное несовпадение, то это чревато поломкой мотора, а значит, цепь нужно менять.

  • Откручиваем контровую гайку, удерживающую верхний клапан.
  • Вставляем щуп 0.05 и вручную притягиваем регулировочный винт.

Оставляя щуп берем щипцы и фиксируем одной рукой регулировочный винт, а другой притягиваем контровую гайку.Теперь щуп с небольшим усилием должен достаться и также стать на свое место с небольшим усилием. Если это не так, то повторяем процедуру еще раз.

  • Выставив клапан впуска, переходим к нижнему клапану. Здесь нужен щуп 0.1 мм. Процесс регулировки аналогичный. Ослабили болт, вставили щуп, затем притянули все и проверили зазор.
  • Все готово, осталось собрать мотор в обратном порядке и проверить новые настройки на дороге.

Совет. После выставления зазоров будет не лишним проверить настройки карбюратора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты