История горьковского автомобильного завода
История горьковского автомобильного завода
1929 год. Договор о создании завода подписан. В центре — Генри Форд
История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 году. 4 марта 1929 года принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 6 апреля 1929 года утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.
1 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма «Ford Motor Company» заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-А» и грузовых автомобилей типа «Ford-АА». Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой «Ford Motor Company». Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой «Austin & K».
2 мая 1930 года под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев. 1 января 1932 года автозавод вступил в строй действующих. 29 января 1932 года с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА. С декабря 1932 года на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.
Газовские автомобили на марках России и СССР
2012 год
ГАЗ-М1
ГАЗ-67Б
ГАЗ-АА
2007 год
ГАЗ-АА (ММ) (1932)
2003 год
ГАЗ-676 (1946)
ГАЗ-М1 (1939)
ГАЗ-21 Волга
ГАЗ-М-20 Победа
ГАЗ-11-73
1986 год
ГАЗ-53А (1966)
1976 год
ГАЗ-М20 (1946)
ГАЗ-51 (1946)
1975 год
ГАЗ-67Б (1943)
ГАЗ М-1 (1936)
1974 год
ГАЗ-03-30 (1933)
ГАЗ-АА (1932)
1973 год
ГАЗ-А (1932 год)
1971 год
Волга ГАЗ-24
ГАЗ-66
1960 год
Волга ГАЗ-21
Электронные ресурсы:
- Автозаводский район [Электронный ресурс] : коллекция видеохроники. Ч. 3 : Горьковский автомобильный завод / МКУК ЦБС Автозаводского р-на, Информ.-библиогр. отдел ; сост. и компьютер. дизайн В.М. Копыловой. – Нижний Новгород : МКУК ЦБС Автозаводского района, 2015. – 1 электрон. опт. диск (DVD) : зв., цв. – Загл. с обложки диска.
Что читать об истории Горьковского автомобильного завода
Книги
- Бусыгин, А. Х. Свершения / Бусыгин Александр Харитонович : [лит. запись Е. Н. Микулиной]. – М. : Профиздат, 1972. – 191, [1] с. – (Повести о героях труда).
Книга находится в БДЦ - В вечном поиске совершенства: из истории изобретательской и рационализаторской деятельности Горьковского автозавода / А. И. Кирьянов, Л. А. Золотов, В. И. Крылов, Г. С. Дмитриев ; ОАО «ГАЗ». – 2- е изд., доп. – Н. Новгород : Печать НН, 2004. – 414, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ЦДБ - В вечном поиске совершенства: из истории изобретательской и рационализаторской деятельности Горьковского автозавода / А. И. Кирьянов [и др.]. — Н. Новгород : ОАО «ГАЗ», 2001. – 403, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф11, ф2, ф3, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Вдовин, М. Н. Все для Победы! : очерки истории оборон. промышленности Горьк. обл. 1930-1945 гг. / Вдовин Михаил Николаевич, А. М. Горева. – Н. Новгород : Кварц, 2010. – 302, [1] с. – Список основ. сокр.: с. 271-272. – Прим.: с. 273-301
- Война. Народ. Победа, 1941-1945 : Статьи. Очерки. Воспоминания. Кн. 2 / сост. И. М. Данишевский, Ж. В. Таратута. – 2-е изд., доп. – М. : Политиздат, 1984. – 245, [3] с. : 8л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф10, ф9 - Война. Народ. Победа, 1941-1945 . Кн. 2 / [сост. И. М. Данишевский]. – М. : Политиздат, 1976. – 206 с. : 8 л. фот.
- «Волга» ГАЗ-3111. – Н. Новгород : ОАО «ГАЗ», [1996]. – 32 с. : ил.
- ГАЗ – открытое акционерное общество. – Н. Новгород : Яблоко, 1997. – 84 с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф3, ф9, ЦДБ - Горьковский автомобильный / [редкол.: И. И. Киселев, В. Я. Доброхотов, А. В. Новиков и др. ; науч. ред. В. Я. Доброхотов]. – М. : Мысль, 1981. – 302, [2] с. : ил. 32 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф2, ф3, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Горьковский автомобильный завод: производственное объединение ГАЗ = The Gorky Automobile: production amalgamation / авт. альбома Н. Добровольский ; текст В. Кропотова. – М. : Внешторгиздат, 1978. – 144 с. : ил. Книга находится в БДЦ
- Горьковский автомобильный : очерк истории завода / П. Алешина [и др.]. – М. : Профиздат, 1964. – 295 с. : фот.
Книга находится в БДЦ, ф10, ф6, ф8, ф9 - Записки краеведов : очерки, воспоминания, ст., док., хроника / [сост. Н. И. Куприянова]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. – 182, [2] с. : ил., 4 л. вкл. – (Горьковская область)
Книга находится в БДЦ - Патреев, А.И. Инженеры : роман. Кн.1 : Так начиналась жизнь / Патреев Александр Иванович. — М. : Современник, 1974. — 476, [1] с.
Книга находится в БДЦ - Патреев, А.И. Инженеры : роман / Патреев Александр Иванович. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1985. – 397, [2] с.
Книга находится в БДЦ, ф10 - Производственное объединение ГАЗ г. Нижний Новгород : [фотоальбом] / [авт.-сост. Л. Шугуров ; худож. А. Ершов, А. Захаров]. – М. : Мир искусства, 1991. – 150 с. : фот.
Книга находится в БДЦ, ф9 - Профиль времени / Камышев Павел Александрович ; [лит. обраб. В. Л. Кузьмина]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1979. – 208 с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф2, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Пугин, Н. А. 50 лет с Горьковским автомобильным : Воспоминания. Размышления / Н. А. Пугин ; [лит. обраб. С. Сторожук]. – Н. Новгород : Кварц, 2008. – 304, [24] с. : 20 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф12, ф6, ф9, ЦДБ - Путь к рекорду / [сост. Г. А. Кузьмин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1988. – 207 с. : ил., фот. – (Люди трудовой доблести).
Книга находится в БДЦ - Труд и подвиг историю пишут / [сост. Г. А. Кузьмин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. – 224 с. : ил., 16 л. фот.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф2, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Узюмов, Ю. А. Страна Автомобилия / Узюмов Юрий Александрович ; худож. Ю. А. Трупаков. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. – [28] с. : ил.
Книга находится в БДЦ - Федоров, В. Д. История Нижегородской области : кн. для чтения : [для учащихся школ, гимназий и лицеев по программе ист. краеведения] / Федоров Валерий Дмитриевич, А. И. Тюрина, О. Ю. Лапшина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Арзамас : АГПИ им. А. П. Гайдара, 2004. – 299, [1] с. : ил.
Книга находится в БДЦ, ф1, ф10, ф11, ф12, ф5, ф6, ф7, ф8, ф9, ЦДБ - Юность огневая / [сост. Ю. Е. Курганов, К. В. Урлин]. – Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1968. – 367, [1] с. : фот.
Книга находится в БДЦ
Статьи из сборников
- Куняев, Н. А. Андрей Александрович Липгарт: [Главный конструктор автозавода в 30-40-е годы] / Н. А. Куняев // Записки краеведов. – Горький, 1983. – С. 80-88.
Статьи (в обратной хронологии)
2011
- Гордин, А. А. Военная продукция Горьковского автозавода в 1941-1945 гг. / А. А. Гордин // Военно-исторический журнал. – 2011. – № 2. – С. 36-39. – ил.
2010
- Гордин, А. «. Если нужно будет, сменим чертежные доски на винтовки». 17 сентября 1939 года: советская пропаганда и общественные настроения : [город Горький (Нижний Новгород) в 1939 году] / А. Гордин // Родина. – 2010. – № 9. – С. 8-9.
2008
- Погорская, Т. «Мы – кузнецы» : [о презентации книги, рассказывающей о работе кузнечного производства ГАЗа с 1929 по 2007 год] / Т. Погорская // Автозаводец. – 2008. – 16 сент. (№ 137). – С. 2. – фот.
- Директор : [о директоре ГАЗа И. К. Лоскутове] // Автозаводец. – 2008. – 26 апр. (№ 62). – С. 1. – фот.
В 1933 году свет увидел семнадцатиместный автобус
В 1933 году свет увидел семнадцатиместный автобус , который имел деревянный каркас и деревометаллическую обшивку. Он был создан на основе модификации экспериментальных моделей ГАЗ-2 и ГАЗ-3. Машина ГАЗ-4 адаптирована к условиям эксплуатации и отечественным технологиям, в основу легла кабина от ГАЗ АА, с приставленной встык грузовой платформой, на которой по бортам были две откидные скамьи. Она одинаково хорошо подходила как для перевозки шестерых человек, так и груза до 400 кг. В 1936 году был выпущен ГАЗ-М1, четырехдверный седан с автоматом опережения зажигания, регулируемым креслом водителя, который также именовали «Эмкой». Это был очень популярный довоенный автомобиль.
Прототипы Газ
Во многом благодаря усилиям Н. Осинского, который лично бывал на заводе Форд, в ноябре 1928 года был поднят вопрос автомобилизации в СССР.
О проекте автомобилизации СССР готовится отдельная стать.
Решение о строительстве
4 марта в советских газетах был опубликован соответствующий приказ председателя высшего совета народного хозяйства СССР (ВСНХ) В. Куйбышева под номером №498 о строительстве автомобильного завода на 100 тыс. автомобилей в год. Через месяц определили и место строительства – деревня Монастырка под Нижним Новгородом.
Нижний Новгород в качестве строительной площадки выбрали исходя из следующих важных факторов:
- Нижний Новгород уже являлся промышленно развитым, соответственно в городе проживали и квалифицированные специалисты.
- Город стоит на слиянии двух крупнейших рек Европы — Оки и Волги. Доставка материалов для строительства завода не стало бы проблемой.
- Железнодорожная связь с другими городами страны в которых создавались смежные с автомобильным производства.
В том числе и «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи» (КИМ), который позже, на некоторое время, становится филиалом ГАЗа.
Партнерство с компанией Форд
В качестве партнера выбрали американскую компанию Форд, которая производила до 1-1,5 млн автомобилей в год. К началу 1927 года в США насчитывалось 23 млн 431 тыс. автомобилей, что составляло 85% всего автопарка планеты! В Советском Союзе было только 12 тыс. машин и 40 место в мире.
Кроме того, советский союз привлекло и то, что Форд производил на одной базе легковые и грузовые автомобили.
Изначально Генри Форд пытался навязать свои условия – якобы он продает только готовые автомобили, но советские дипломаты намекнули, что ведут переговоры и с компанией GM. Генри Форд не мог допустить, чтобы его обошли конкуренты и 31 мая 1929 года договор между советским правительством и компанией Форд был заключен.
По договору Форд предоставляет лицензию на производство автомобилей марки Форд А и Форд АА, а также техническую помощь в организации процесса.
Сумма сделки 72 млн. золотых рублей.
Кстати, в 1958 году поднимется вопрос о том, были ли эти деньги действительно выплачены, об этом готовится статья.
Строительство завода
2 мая 1930 года был заложен первый камень будущего Нижегородского автомобильного завода имени В. М. Молотова (НАЗ).
К строительству были привлечены местные жители, жители с окраин Нижнего Новгорода, крестьяне из голодающих деревень приезжали со всей страны. Во время строительства даже были организованны специальные классы, в которых людей обучали грамоте.
В стройке принимали участие и американские рабочие, для которых даже построили целый американский поселок.
Ударными темпами автозавод был построен всего за 18 месяцев.
Первый выпущенный автомобиль
Первый выпущенный автомобиль – НАЗ-АА сошел с конвейера нового предприятие 1 января 1932 года, а в декабре того же года было налажено производство ГАЗ-А в кузове фаэтон.
С 1932 по 1938 гг. Горьковский автомобильный стал ведущим заводом страны, освоил и выпустил 17 моделей и модификаций автомобилей, производил 68,3 % всех выпускаемых в стране автомашин.
Переименование – НАЗ, ЗИМ, ГАЗ
Нижний Новгород с 7 октября 1932 года (и до 22 октября 1990 года) носил название — Горький. С конца 1932 года, вместе с запуском в производство модели А, модельный ряд был переименован из НАЗ в ГАЗ.
Сам же завод переименовали в 1935 году в «Завод имени Молотова» (ЗИМ), а в 1957 году в «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ).
Первый собственный автомобиль
16 марта 1936 года с конвейера сошли первые образцы модели М-1, которую можно считать по настоящему первым советским легковом автомобилем, её разработал главный конструктор завода А. А. Липгарт, который к слову, стажировался на заводах Форда.
Репрессии 30-х годов
Репрессии 30-х годов ударили и по автозаводу.
В 1937 году главный строитель завода и первый директор Степан Семёнович Дыбец был арестован по обвинению в шпионаже.
В 1938 году арестован и расстрелян второй директор — Сергей Сергеевич Дьяконов.
Так к концу 1938 года почти все специалисты, которые стажировались в Америке, были арестованы, многие из них расстреляны. Так в 1938 году, идеолог создания и строительства автозавода Н. Осинский был приговорен к высшей мере наказания.
Под репрессии попали и многие Американцы, которые жили в заводском американском поселке.
Интересно, большинство арестов в то время проводилось именно на автомобилях М-1.
Краткая история Газ до наших дней
В военные годы завод выпускал грузовики, вездеходы, бронеавтомобили и легкие танки, а также самоходные орудия и боеприпасы.
За годы Великой отечественной войны было выпущено:
- Автомобилей — 176 221 шт. (в том числе и ленд-лизовские комплекты грузовиков Ford G8T и Chevrolet G7107);
- Танков — около 12 000 шт.;
- Самоходных установок — более 9 000 шт.;
- Миномётов — 24 000 шт.;
- Автомобильных моторов — 232 000 шт.;
- Снарядов для ракетной установки «Катюша» — 30 000 шт.
Дальнейшая история до наших дней, кратко:
- 6 января 1946 года, началось производство ГАЗ-51;
- 28 июня 1946 года, началось серийное производство ГАЗ М-20 «Победа»;
- Октябрь 1956 года – производство ГАЗ-21;
- 1958 года — на всемирной выставке в Брюсселе автомобили ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-52 были отмечены высшей наградой – Гран-при;
- 16 января 1959 года — начало производства автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка»;
- 1 июля 1964 года, производство ГАЗ-66;
- 1968 год – собрана первая партия самой массовой волги – ГАЗ-24;
- Декабрь 1978 года, выпуск нового автомобиля представительского класса – ГАЗ-14;
- 22 декабря 1980 года собрана первая партия автомобилей ГАЗ-3102;
- Октябрь 1989 года, освоен выпуск ГАЗ-3307;
- 26 ноября 1992 года. Преобразование Горьковского автомобильного завода в акционерное общество;
- 16 июля 1994 года началось производство автомобилей «Газель»;
- 15 декабря 1996 года началось производство следующего поколения автомобилей волга – ГАЗ-3110;
- 10 сентября 1998 года начался выпуск автомобиля «Соболь»;
- Декабрь 2000 года – Вход в состав группы «Базовый элемент»;
- В 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто»;
- 8 января 2003 года начали выпускать рестайлинговую версию «Гезели» и «Соболя»;
- Декабрь 2004 года, налажено производство среднетонажного грузовика «Волдай»;
- 2005 год — В ходе реструктуризации произошло преобразование в холдинг «Группа ГАЗ»;
- 2006 год – покупка у концерна DaimlerChrysler сборочного предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившего среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus на оборудовании, вывезенном из США.
- В середине 2006 года «Группой ГАЗ» приобретена английская фирма LDV Group, специализирующаяся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus;
- 25 июля 2007 года началось производство Volga Siber. Предполагалось выпускать до 65 тыс. автомобилей в год;
- В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в фургонов и микроавтобусов Maxus из английских SKD комплектов. По мере локализации и перехода на технологию CKD сборки, объём производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год;
- Конец 2008 года – производство устаревших моделей ГАЗ 3110 и 3102 остановлено;
- В середине 2009 года из-за кризиса и банкротства проект по производству Maxus был свёрнут;
- 4 февраля 2010 года, очередная модернизация и выпуск «Газель — Бизнес»;
- Конец 2010 года, после выпуска 8,7 тыс. автомобилей Volga Siber сборка была остановлена. Автомобиль не пользовался спросом. Легковые автомобили больше не выпускаются;
- Апрель 2013 года, выпуск «ГАЗель NEXT».
- Октябрь 2014 года, начался выпуск среднетонажного грузового автомобиля «ГАЗон NEXT».
Послевоенные годы
После войны весь модельный ряд производимой техники поменялся, и автозавод перешел на мирные рельсы. Заводчане приступили к выпуску легкового автомобиля ГАЗ М20 «Победа» и грузовика ГАЗ 51.
В представительском классе в 1948 году появился ЗИМ 12, предшественник «Чайки». В 1952 году на сборочной линии создали легендарный джип ГАЗ 69 – модель пришла на смену военному «козлику» ГАЗ 67, производившемуся с 1943 года. ГАЗ 69 был первым гражданским полноприводным легковым автомобилем, выпуск его продолжался до 1972 года.
История автомобилей газ модельный ряд
Фактическая история автозавода ГАЗ началась 4 марта 1929 года — с момента подписания приказа о строительстве автомобильного завода.
В том же году, 6 апреля было утверждено место постройки — Нижний Новгород (с 1932 по 1990 годы — Горький).
Было принято решение создавать завод с помощью иностранной компании и дальнейшей покупкой оборудования и документации по разработке модельного ряда.
31 мая 1929 года было подписано соглашение с американской компанией Форд о технической помощи при производстве автомобилей моделей «Форд А» и «Форд АА», ставшей партнером автозавода ГАЗ.
Проектирование, технологическое и строительное велось в Америке, с участием советских специалистов. И уже 2-го мая 1930 года заложили первый символический камень на месте строительства завода.
Ценой невероятных усилий, строительство завода было завершено — всего за 18 месяцев, что являлось рекордно коротким сроком.
С 1 января 1932 года завод начал свою работу.
1. История
1.1. Начало
История открытого акционерного общества «ГАЗ» (ранее «Горьковский автомобильный завод») берет свое начало в 1929 г. 4 марта 1929 г. принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода.
6 апреля 1929 г. утверждено решение о выборе района строительства будущего автозавода — около города Нижнего Новгорода.
31 мая 1929 г. ВСНХ СССР и американская фирма «Ford Motor Company» заключили соглашение о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа «Ford-А» и грузовых автомобилей типа «Ford-АА». Технологическое и строительное проектирование велось в Америке в основном силами отечественных инженеров при тесном сотрудничестве с фирмой «Ford Motor Company». Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой «Austin & K».
2 мая 1930 г. под Нижним Новгородом был заложен первый камень в фундамент будущего автомобильного завода. Благодаря удачному проекту, умелому руководству, личной ответственности каждого участника завод был построен за 18 месяцев.
1 января 1932 г. автозавод вступил в строй.
29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик ГАЗ-АА.
С декабря 1932 г. на автозаводе началось скаладння легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А. Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы «Форд». Несмотря на это, они уже несколько отличались от американских прототипов: для советского варианта были усилены картер сцепления и рулевой механизм. Сочетая использование фордовских разработок с поиском и внедрением своих решений, конструкторы создали немало модификаций на базе «полуторки».
В 1933 г. появился автобус служебного назначения ГАЗ-03-30. В конце 1934 г. на конвейер встала трехосная грузовик ГАЗ-ААА. Позже появился самосвал ГАЗ-410. А в 1937 г. на филиале Горьковского автомобильного завода начался выпуск санитарного автобуса ГАЗ-55. Также в те годы был создан и газогенераторная грузовик ГАЗ-42. На базе автомобиля ГАЗ-А был создан пикап ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза. Пикапы ГАЗ-4 стали сходить с конвейера в 1933 г.
Важной датой в биографии завода стал день 17 апреля 1935 года, когда с конвейера сошел стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А.
Так, в 30-е годы, впервые в СССР при технической помощи американских специалистов из «Ford Motor Company» было освоено конвейерное поточное производство автомобилей.
Новой вехой в истории завода стало создание и освоение легкового автомобиля М-1. Массовое движение за овладение техникой и повышение производительности труда дали возможность в кратчайший срок провести подготовку производства новых автомобилей. По соглашению, подписанному с фирмой «Форд», этим автомобилем, как и ГАЗ-А, был также определен свой фордовский прототип. Однако конструкторский коллектив ГАЗа, возглавляемый в 1933 г. талантливым специалистом и организатором , учитывая не только полученный опыт производства и эксплуатации первой модели, но и свою собственную точку зрения на отечественный автомобиль, решительно отказался от копирования американского образца. Так, вместо установки двигателя V-8 с американского аналога был форсирован с 40 до 50 л. с. и существенно модернизирован четырехцилиндровый, уже выпускался. Но главные изменения коснулись шасси: были созданы рама повышенной прочности и новая конструкция подвески (на четырех рессорах вместо двух поперечных у аналога); спицы колеса уступили место дисковым штампованным с шинами увеличенной размерности. Причины понятны: фордовских шасси оказалось фактически непригодным к работе в условиях советских дорог. В результате ГАЗ-М1, как и все последующие модели легковых автомобилей ГАЗ, вышел выносливым, крепким, неприхотливым. Внешний вид автомобиля тоже был изменен: за счет укрупнения передней части и удлиненной рамы и колесной базы лучше стали пропорции, интересной стала облик всего переднего узла — крыльев капота и облицовки радиатора. Таким образом, конструкторский коллектив завода созданием автомобиля ГАЗ-М1 не только выдержал крупный экзамен, но и заложил основы конструкторской школы ГАЗа. В 1937 г. автомобиль М-1 достойно представил СССР на Всемирной промышленной выставке в Париже. В модели ГАЗ-М1 своеобразная биография. Год за годом, модернизируясь в деталях, она верой и правдой служила людям с конца 30-х до 50-х годов, включая войну. На базе М-1 был разработан и серийно выпускался пикап ГАЗ-415 грузоподъемностью 400 кг. Выпускались «Эмки» и с 6-ти цилиндровым двигателем, который получил индекс ГАЗ-11. Этот двигатель рабочим объемом 3485 куб. см. и мощностью 76 л. с. не только позволил улучшить динамику, но и открыл перспективы для его применения на будущих конструкциях грузовых автомобилей, а в годы войны — на легких танках и самоходных установках. Легковой автомобиль с новым двигателем получил индекс ГАЗ-11-73. Его первые образцы были готовы в 1938 году. Кроме силовой установки, на автомобилях был введен еще целый ряд усовершенствований: удлиненные передние рессоры, более эффективные тормоза, новый щиток приборов и др.. На базе ГАЗ-11-73 был создан автомобиль ГАЗ-11-40 с кузовом фаэтон, начать серийное производство которого помешала война. А вот полноприводная модификация ГАЗ-61, созданная , выпускалась серийно. Автомобиль мог преодолевать подъемы крутизной 38 ?, без труда поднимался по крутым пешеходных лестнице, преодолевал брод глубиной 720 мм. Специалисты утверждали, что при установке специальных шин с развитыми грунтозацепы ГАЗ-61 по проходимости превосходил полугусеничные машины.
К концу 30-х годов ГАЗ стал ведущим автозаводом страны и дал СССР 450 тысяч автомобилей. Он освоил выпуск 17-ти моделей и модификаций автомобилей и производил 68,3% всех выпускаемых в СССР. Большая заслуга в этом принадлежит первому директору завода ()
1.2. Годы войны
В годы Великой Отечественной войны работа предприятия целиком подчинялась нуждам фронта.
Великая Отечественная война потребовала переориентации завода на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Вместе с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения.
Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя , , .
За годы Великой Отечественной войны ГАЗ выпустил:
- автомобилей — 176221 шт. танков — около 12000 шт. самоходных установок — более 9000 шт. минометов — 24000 шт. автомобильных моторов — 232000 шт.
После окончания войны на заводе была налажена работа по созданию новых моделей легковых автомобилей. Первой появилась знаменитая «Победа» М-20 (мощность двигал. с., скорость 105 км / ч), а также ГАЗ-12 и ГАЗ-69.
1956 ознаменовал новый этап в развитии завода — на смену «Победе» пришла «Волга» ГАЗ-21. А с 1959 начался выпуск более современной и комфортабельной модели? Чайка? ГАЗ-13 с двигателем мощностью 150 л. с. (В последующие годы мощность модели ГАЗ-14 достигла 220 л. с.).
В 1969 вместо старой? Волги? было освоено производство новой модели ГАЗ-24.
1.4. Реконструкция
После распада Советского Союза ГАЗ одним из первых сумел адаптироваться к новым рыночным условиям.
В начале 80-х годов была создана модель 3102, оснащена двигателем мощностью 100 л. с., а в 1997 заводские инженеры, подвергнув ее конструктивному обновлению, разработали современную базовую модель ГАЗ-3110 с двигателем мощностью 100-150 л. с.
Кроме того, в 1997 было подписано соглашение между ГАЗ и итальянским концерном Фиат о создании совместного предприятия под названием «Нижнегород-моторс» по сборке легковых автомобилей трех фиатовських марок. Из-за кризиса 1998 ГАЗ, хотя и приспособился к новым экономическим условиям намного лучше большинства российских автомобильных предприятий, также столкнулся со сложностями.
В 1999 г. конвейер завода покинули 125486 легковых автомобиля. В конце года появился новый заднеприводный седан ГАЗ-3111. Автомобиль создан при тесном сотрудничестве с американской компанией Venture, значительно отличается от своих предшественников. Длина комфортабельного салона увеличена на 120мм.
В 2000 и 2001 гг для сборки машин введены в действие новые промышленные мощности, для создания которых была привлечена помощь ряда западных компаний и нескольких десятков фирм из России и стран СНГ. Вместе с тем недостаток финансовых средств заставил отодвинуть сроки внедрения ряда перспективных моделей. Все больше машинокомплектов отправляются на дочерние предприятия. Автомобили с маркой ГАЗ начали собирать в Ингушетии, Белоруссии, Украина.
Некоторые разновидности природного газа
Различают природный газ и «попутный» или «нефтяной» газ. Различие между ними заключается в количестве содержащихся в них тяжелых углеводородов. В природном тяжелый углеводород (метан) составляет более 80% от общего состава газа, в «попутном» газе – не более 40%, а остальное – этан, пропан, бутан, и прочие.
«Попутный» газ содержится в нефтяных залежах поверх нефти, образуя газовую шапку, которая собирается в пористой породе, покрытой глинистым сланцем. Глинистый сланец препятствует выходу газа. Иногда во время буровых работ в результате резкого изменения давления газ отделяется от нефти и может происходить его утечка. Недостатком «попутного» газа, является необходимость очистки его от примесей, тогда как природный газ в очистке не нуждается.
4 марта 1929 года принято решение ВСНХ СССР и подписан приказ о строительстве автомобильного завода. 31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА. Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. В этом же году с его конвейера сошел первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА. Первые автомобили ГАЗ-АА были сделаны по чертежам компании Форда. Однако советские конструкторы критически подошли к фордовской документации. Пришлось усилить картер сцепления, рулевой механизм, установить воздушный фильтр и т. д.
Автомобили ГАЗ-АА послужили основой для создания целого семейства машин различного назначения.
Основные модификации грузовика ГАЗ-АА:
- ГАЗ-410 — самосвал (1936-46 гг.)
- ГАЗ-42 — газогенераторный вариант грузовика (1939-46 гг).
- ГАЗ-44 — газобалонный ГАЗ-АА (1939 г).
- ГАЗ-55 — военный санитарный автомобиль (1938-45 гг).
- ГАЗ-03-30 — автобус (1933-41 гг, 1945-50 гг).
- ГАЗ-ААА — трёхосный грузовик (1934-43 гг).
- ПАРМ-А — ремонтно-восстановительная машина.
Кроме того, на базе ГАЗ-АА выпускался ряд специализированных автомашин — пожарные, медицинские, милицейские, машины радиосвязи, автомобильные зенитные установки (счетверённые пулемёты «Максим» в кузове) прожекторные зенитные установки, РЛС обнаружения и т.д. Всего за годы производства грузовика было выпущено более одного миллиона ГАЗ-АА.
В мае 1936 года начался серийный выпуск 4-дверного 5-местного седана ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), известного как «Эмка». Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской легковой моделью.
На базе «Эмки» был создан ряд серийных модификаций: в 1937 году — пикап ГАЗ-М-415 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза; в 1939 году — модернизированный седан ГАЗ-11-73 с 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11; в 1940 году — полноприводный фаэтон ГАЗ-61-40; в 1941 году — первый в мире комфортабельный внедорожник с закрытым кузовом типа седан ГАЗ-61-73.
Перед самым началом Великой Отечественной войны на заводе ГАЗ был создан армейский командирский полноприводный автомобиль («джип») ГАЗ-64, который получил прозвище «козлик».
Первый автомобиль был выпущен в августе 1941 года практически одновременно с выходом американского джипа «Willys-MA». При этом ГАЗ-64 превосходил американский аналог по многим параметрам. Всего было произведено 686 штук ГАЗ-64.
Великая отечественная война
В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.
В начальный период войны в кратчайшие сроки был освоен выпуск легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64. В октябре 1941 года завод освоил выпуск лёгкого танка Т-60, конструкция которого была усовершенствована заводчанами с целью повышения его эксплуатационных характеристик.
Тогда же с учётом бо́льших возможностей ГАЗа по сравнению с московским заводом № 37, разработчиком Т-60, началось проектирование более боеспособного варианта лёгкого танка с усиленным бронированием и вооружением. Уже в декабре был построен его прототип Т-70, а после доработки он стал вторым по численности танком Красной Армии. В серию эта боевая машина пошла с апреля 1942 года.
Также той же весной на производство встал лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64.
В 1943 году были освоены модернизированный (с уширенной колеёй) бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним по шасси легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67.
Танковое конструкторское бюро ГАЗ под руководством Николая Александровича Астрова в течение второй половины 1942 года работало над усилением ходовой части Т-70, чтобы устранить самый главный его недостаток — одноместную башню. Так в октябре 1942 года на конвейере Т-70 был сменён своей модификацией Т-70М, а в декабре того же года был успешно испытан и принят на вооружение лёгкий танк Т-80 с двухместной башней.
Поскольку очень велика была потребность Красной Армии в самоходной артиллерии, в производство на ГАЗе была запущена лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) СУ-76 (СУ-12).
Поскольку переход на изготовление лёгкого танка Т-80 мог повлечь за собой снижение числа отгружаемых армии Т-70М и СУ-76, его выпуск решили организовать в Мытищах на заводе № 40, а горьковчане построили пять опытных и предсерийных машин этого типа. В 1943 году работы танкового КБ были сосредоточены на совершенствовании САУ СУ-76, поскольку её изначальный вариант обладал тяжёлым дефектом моторно-трансмиссионной группы. Эти усилия увенчались успехом, усовершенствованная модель самоходки (СУ-15, а позже СУ-76М второй версии) была избавлена от этого недостатка.
Также конструкторы ГАЗа разработали несколько опытных образцов колёсной и гусеничной бронетехники, которые не пошли в серию по различным причинам, например, САУ КСП-76, ГАЗ-74 и т. д. В тот же период был освоен модернизированный легковой армейский автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-67Б, выпускавшийся и в послевоенное время. Кроме того, ГАЗ массово выпускал двигатели, миномёты и прочую продукцию военного назначения. Ведущую роль в конструировании советских автомобилей повышенной проходимости сыграл конструктор Виталий Андреевич Грачёв, удостоенный за создание броневика БА-64 Сталинской премии за 1942 год.
За годы Великой Отечественной войны было выпущено: 176221 автомобилей, около 12000 танков, более 9000 самоходных установок, 24000 минометов, 232000 автомобильных моторов, 30000 снарядов для ракетной установки «Катюша».
В 1943 году только за месяц, с 4 по 22 июня, германская авиация бомбила ГАЗ семь раз. Серьёзные разрушения получили 50 корпусов и зданий. Прервалось поточное производство. 35 тыс. ремонтников, монтажников и строителей, работая по 18—19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней. Однако пришлось отказаться от выпуска технологически сложного трёхосного грузовика ГАЗ-ААА, на некоторое время было остановлено производство и прочей автомобильной техники и броневиков БА-64. Однако изготовление и сдача войскам лёгкого танка Т-70 не прекращались ни на день, хотя майские показатели заводчанам удалось перекрыть только в октябре 1943 года.
История создания Волги — ГАЗ 21
В 1953-м году на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова было принято решение о разработке полностью новой модели легкового автомобиля, который заменил бы на конвейере устаревшую по меркам мировой автомобильной моды, легендарную М-20 «Победа». Созданная конструкторская группа под руководством А. Невзорова в конце 53-го года приступила к разработке машины. Сильное влияние на разработку кузова новой модели оказали дизайнерские разработки «Форда» — «прародителя» ГАЗа. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.
Уже в 1954-м году, когда дизайн проект был утвержден, начали строительство опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала. Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач — автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми. Главная передача сначала была не гипоидной, как на моделях, выпущенных после 1957-го года, а конусной. У автомобиля была независимая передняя подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска — независимая — на продольных полуэллиптических рессорах. Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень. От него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя габаритные огни, тормозные и указатели поворота — три в одном красном рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе. “Волги” стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником в качестве стандартного оборудования. Исключение составляли модификации такси — “21А” (позже “21Т”). На такси вместо цельного переднего дивана ставили два раздельных кресла. Не было в этих модификациях и прикуривателя. Большие круглые часы с надписью в пол-окружности “Сделано в СССР” устанавливались на все версии автомобиля. Читать полностью »