Фаркоп можно ли ставить по закону
Регистрация фаркопа в ГИБДД в 2021 году – что важно знать?
Для того, чтобы использовать легковой автомобиль для перевозки различных грузов, часто используют прицепы. Соединятся прицеп с автомобилем при помощи фаркопа (тягово-сцепное устройство). С 1 июня 2019 года владельцы некоторых моделей автомобилей столкнулись со сложностями при установке такого оборудования.
Расскажем, нужно ли регистрировать фаркоп для легкового автомобиля в ГИБДД в 2021 году, и как это сделать.
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Для чего необходим фаркоп?
Прямое назначение фаркопа связано с буксировкой транспортным средством прицепов, трейлеров, а также автомобилей, масса которых не превышает 3,5 тонн. Он создает равномерное распределение нагрузки, которая образуется под влиянием веса и силы инерции.
Классические варианты этого механизма представляют собой шаровую конструкцию, надежно зафиксированную на изогнутом металлическом выступе. В зависимости от разрешенной нагрузки различают три типа ТСУ:
от 1500 до 2500 кг;
от 2500 до 3500 кг.
Фаркопы специального назначения представляют собой скобу, в которую помещается кольцевидная петля, находящаяся на дышле прицепа. Крепление конструкции обеспечивает металлический палец, продеваемый через кольцо в скобе.
По типу монтажа выделяют следующие виды прицепного устройства:
фиксированные – полностью сварные конструкции, выступающие конструктивным элементом бампера;
съемные – самые распространенные, оснащаются защелкой для быстрого сложения крюка, в ряде случаев входят в заводскую комплектацию пикапов и внедорожников;
фланцевые (условно-съемные) – требуют наличия особой площадки, на которой закрепляются с помощью болтов, допускается их снятие при необходимости.
Порядок регистрации фаркопа в ГИБДД
При оформлении ТСУ автовладелец обязан соблюсти определенный порядок действий:
- Определиться с возможностью монтажа фаркопа на свой легковой автомобиль. Транспорт должен быть достаточно тяжелым и способен на буксировку прицепа, в задней части иметь специальное место для установки дополнительного оборудования.
- Приобрести новый агрегат у официального производителя авто, руководствуясь особенностями и техническими характеристиками конкретной модели и марки. Если нужной позиции не оказалось в продаже, обратиться к другому изготовителю подобных ТСУ.
- Воспользоваться услугами автосервиса, где выдается заключение о возможности переоборудования для получения разрешения от ГАИ и проводит монтаж фургонов. Здесь авто подвергнут технической проверке до и после монтажа ТСУ.
- Получить от специалистов необходимые документы, протокол безопасности, если диагностические мероприятия пройдут успешно.
- Оплатить услуги сервиса.
- Если об установке фаркопа на авто в руководстве по эксплуатации ничего не сказано, то с полученными документами надо отправиться в ГИБДД.
Если машина на гарантии у дилера, то можно ехать в любое лицензированное СТО, которому выдан сертификат соответствия услуг по установке фаркопов ГОСТу и регламенту.
Стоимость диагностики в автосервисе составляет в среднем 1500 рублей, установки фаркопа – 2000 рублей. Пакет документов можно получить бесплатно, если приобрести тягово-сцепное оборудование непосредственно в сервисном центре.
Список бумаг, которые должны выдать водителю на СТО:
- паспорт ТСУ с отметкой о продаже и проведенной установке в сервисе;
- копия сертификата соответствия техническим требованиям безопасности, заверенная продавцом;
- чек об оплате услуг или товарная накладная.
Теперь о том, как оформить фаркоп в ГАИ. Инспекторы проведут осмотр ТС, проверят представленные документы на фаркоп, выдадут свидетельство о безопасности. В паспорт автомобиля будет вписан пункт о наличии дополнительного устройства. На этом регистрация будет завершена.
На какие автомобили можно ставить фаркоп
По своему смыслу, отечественное законодательство гласит: «Разрешено все, что не запрещено». Поэтому установить фаркоп можно на любой легковой автомобиль, кроме тех, в отношении которых существует прямой запрет. Эта информация отражается в сертификате одобрения типа транспортного средства (ОТТС).
Этот документ можно получить по запросу на заводе-изготовителе или у официального дилера.
Кроме этого, запрещено устанавливать сцепное устройство на легковые машины, для управления которыми требуется категория «В», если масса прицепа превышает максимальную массу снаряженного автомобиля, а их общая масса превышает 3 500 кг.
В остальных случаях установка фаркопа будет законной, если соблюдены все формальности при монтаже и регистрации ТСУ.
Когда можно не регистрировать фаркоп?
Ситуаций, при которых фаркоп не потребуется регистрировать, возможно всего две:
- В том случае, если фаркоп был установлен на автомобиле изначально заводом-изготовителем, никаких действий предпринимать не нужно и можно спокойно ездить.
- Если с завода фаркоп установлен не был, но документацией конкретного автомобиля предусмотрена возможность его установки, то в случае покупки в магазине сертифицированного устройства, регистрировать фаркоп также не потребуется.
Требуемые документы
После постановки переделанной машины на учет, автомобилист получает ряд документов, которые ему нужно иметь при себе, для подтверждения законности установки ТСУ:
- Сертификат соответствия на фаркоп.
Внесение изменений согласовывают в госавтоинспекции. После успешной регистрации в ГИБДД, водитель получает свидетельство о постановке измененного ТС на учет.
- Акт выполненных работ.
- Паспорт на тяговое дополнительное оборудование, с пометкой от автосервиса, в котором проходила установка.
Также в бардачке должны находиться водительские права, документы на машину и ПТС, в него заносятся пометки о пройденных техосмотрах.
Если водитель отказывается регистрировать изменения в конструкции машины, то на него накладывается административный штраф.
Регистрация фаркопа для легкового автомобиля 2022
Регистрация фаркопа легкового транспортного средства в 2022 году потребуется, если в ОТТС и технической документации предприятия-изготовителя отсутствуют сведения о возможности управления автомобилем с присоединенным прицепом. В этом случае установка сцепного устройства будет характеризоваться как изменение конструкции. А как было указано выше, со ссылкой на п.7.18 «Основных положений…», все конструктивные изменения должны согласовываться с органами ГИБДД.
Процедура регистрации и получения свидетельства состоит из следующих этапов:
- Предварительный этап.
- Установка ТСУ с выдачей подтверждающих документов.
- Оформление диагностической карты.
- Проведение технической экспертизы.
- Получение свидетельства.
На предварительном этапе автовладелец должен подать в ГИБДД заявление о предварительном осмотре и конструктивной экспертизе машины.
Вместе с заполненным бланком заявления, которое выдается в ГАИ, необходимо предоставить следующие документы:
- Паспорт транспортного средства;
- Сертификат соответствия ТСУ;
- Регистрационное свидетельство на легковой автомобиль.
После получения положительного заключения о возможности установки производится монтаж тягово-сцепного устройства. Все работы должны выполняться в специализированной мастерской, которая имеет право на выдачу следующих документов, подтверждающих качество работ и безопасность при эксплуатации устройства сцепления с прицепом:
- Заявления-декларации.
- Акта выполненных работ.
- Копии сертификата соответствия.
Затем необходимо отправиться в пункт ТО для прохождения техосмотра и получения диагностической карты.
Заключительным этапом является повторное посещение ГИБДД, где, после изучения представленных документов и осмотра автомашины, будет проведена техническая экспертиза. Итогом станет выдача Свидетельства о том, что автомобиль, в который были внесены конструктивные изменения, соответствует требованиям безопасности.
Когда могут выписать штраф за фаркоп
Какой штраф вам могут выписать за неправильную установку фаркопа на легковом автомобиле?
Внимание: минимальный и наиболее распространенный штраф за фаркоп установленный на легковом автомобиле, согласно пункту 12.5 ПДД, равняется 500 рублям.
Оштрафовать вас могут в трех случаях:
Случай №1: Фаркоп установлен незаконно.
- Является самодельным.
- Не сертифицирован для данной модели автомобиля и не узаконен в надзорных органах.
- Установлен на машину, для которой конструкцией вообще не предусмотрено использование такого оборудования.
Если соблюдается хотя бы одно из этих условий, вы попадаете на штраф.
Тут есть нюанс: за самовольное внесение изменений в конструкцию может быть выписан штраф размером до 20000 рублей. Этот штраф вам впаяют, когда вы решите переоформить авто.
Случай №2: Вы ездите на автомобиле с фаркопом без прицепа.
Это касается крупногабаритных крюков, сильно выступающих за пределы автомобиля. Такая конструкция очень опасна при аварии.
Если вы едете без прицепа, но ваш фаркоп компактен, можете не бояться штрафа. Если фаркоп громоздкий, когда вы его не используете, лучше его откручивать. Иначе придется заплатить штраф в размере 500 рублей.
Случай №3: Перевозимое имущество перекрывает госномера.
Так обычно бывает при использовании велосипедного фаркопа. И не вздумайте, переносить номерной знак на более видное место, за это тоже есть штраф. Возите велосипеды на крыше автомобиля, в багажнике или прицепе.
Можно ли избежать штрафа за фаркоп без его регистрации в ГИБДД?
Можно ли избежать административного наказания?
Не допустить выписки штрафа за наличие прицепного устройства автовладелец может несколькими способами:
1. Сначала следует вести диалог с инспектором о том, что в ближайшем будущем все будет исправлено
Попросить его ограничиться предупреждением. Законность этого подтверждает ст. 12.5 КоАП.
Такая тактика особенно действенна, если водитель не нарушал ПДД за последние 6 месяцев или год.
2. Использование съемного фаркопа
При этом трудно логически заявлять о том, что данные конструктивные изменения повлияют на вероятность и исход аварии.
Любой разумный инспектор примет эту точку зрения, т. к. выступающий элемент отсутствует.
3. ТСУ установлено заводом, либо для него имеются крепления
При этом фаркоп не является конструктивным изменением автомобиля.
4. Ссылка на п. 77 Техрегламента
Если требования данного документа для авто выполнены — ТСУ сертифицировано для машины, на которой оно установлено — значит, тяговое устройство прошло оценку, и с ним можно ездить.
Итак, при наличии фаркопа на него нужен сертификат соответствия Техрегламенту. Благодаря сертификату, сотрудник ГИБДД не сможет оштрафовать автовладельца.
Если монтаж ТСУ не предусматривает конструктивных изменений машины, не закрывает номерной знак, его можно установить самостоятельно. Дополнительное оформление в ГИБДД не требуется.
Остались вопросы? Просто позвоните нам:
Санкт-Петербург
8 (812) 627-14-02;
Москва
8 (499) 350-44-31
Последние новости
Принят закон, который обязывает родителей после развода обеспечить детей жильем
Новый Закон об обязанности родителей после развода обеспечить детей жильем внесет изменения в статью 86 Семейного кодекса РФ, в которой до этого были прописаны лишь обязательства по выплате алиментов на лечение и реабилитацию ребенка после развода.
Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году — свежие новости
Пенсии работающих пенсионеров наконец-то будут тоже проиндексированы – об этом сообщила Сопредседатель профильной рабочей группы по Конституции России Талия Хабриева. Напомним, что пенсии трудящихся пенсионеров, в том числе имеющих инвалидность, не индексировались с 2016 года. Это было обусловлено сложной экономической ситуацией в стране, но вовсе не было справедливо – об этом говорили и сами пенсионеры, и эксперты из ПФР и соцзащиты.
Изменения в ОМС в 2020 году – новые анализы в списке бесплатных, новые правила лечения
Финансирование медицинского обслуживания каждого застрахованного россиянина с января 2020 года увеличено до 12699 рублей — с 11800 рублей в 2019 году, а территориальные фонды ОМС будут получать финансирование, исходя из числа застрахованных граждан. С 1 января 2020 года вступили в силу новые правила лечения и обследования по полису ОМС, которые утверждены правительством России в конце 2019 года. Какие анализы можно сделать бесплатно, какие правила нахождения в стационаре и поступления на лечение введены в действие?