Vetaif.ru

Авто журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фара и фонарь разница

Система освещения автомобиля

Совокупность приборов освещения и сигнальных устройств, расположенных снаружи и внутри автомобиля, образуют систему освещения. Она выполняет следующие функции:

  • освещение дорожного полотна, обочины и расположенных на них объектов в условиях ограниченной видимости;
  • предоставление информации другим участникам движения о наличии на дороге транспортного средства, его размерах, характере движения, совершаемых маневрах, а также принадлежности;
  • освещение салона автомобиля, а также других его частей (багажного отсека, подкапотного пространства и др.) в темное время суток.

Система освещения автомобиля включает следующие основные конструктивные элементы: передние фары, передние противотуманные фары, задние фонари, задний противотуманный фонарь, фонарь освещения номерного знака, приборы внутреннего освещения и аппаратуру управления.

Передняя фара

Передняя фара (другие названия – головная фара, блок-фара) освещает дорогу впереди автомобиля, а также представляет информацию другим участникам движения, находящимся впереди транспортного средства. Передние фары устанавливаются попарно симметрично с правой и левой стороны автомобиля. На современных автомобилях в дополнение к передним фарам может устанавливаться система ночного видения.

Передняя фара выполнена, как правило, в едином корпусе, в котором объединены следующие световые приборы: ближний свет, дальний свет, габаритный огонь, указатель поворотов и дневные ходовые огни.

Ближний свет фары служит для освещения дороги при наличии впереди других участников движения. Ближний свет ассиметричный, при правостороннем движении лучше освещена правая часть дороги и обочины. Дальний свет используется при отсутствии впереди других участников движения. Он представляет собой симметричный световой луч высокой интенсивности. Габаритный огонь используется для обозначения размеров транспортного средства. Габаритный огонь устанавливается также в заднем фонаре.

Указатель поворота может устанавливаться как в блок-фаре, так и вне ее в передней части автомобиля. Указатель поворота используется для информирования других участников движения о намерении совершить маневр (поворот, разворот, смену полосы движения). Указатель поворота устанавливается также в заднем фонаре. Помимо этого с боковой стороны автомобиля предусматривается повторитель указателя поворота. В последнее время повторитель указателя поворота стало популярно размещать в наружном зеркале заднего вида. Все указатели поворота должны работать синхронно.

В качестве сигнала поворота используется источник света желтого цвета, работающий в режиме мигания. Частота работы указателя должна составлять 1-2 мигания в секунду. Указатель поворота может иметь два режима работы: постоянный (пока не отключат), разовый (три-пять миганий при нажатии). Указатель поворота управляется с помощью соответствующего переключателя. Конструкция переключателя предусматривает автоматическое выключение сигнала при возвращении рулевого колеса в нейтральное положение.

Указатель поворота работает совместно с рядом систем активной безопасности: помощи при перестроении, помощи движению по полосе. Указатели поворота также используются в качестве сигнала аварийной остановки.

В некоторых странах предусмотрено использование дневных ходовых огней, которые предназначаются для повышения видимости транспортного средства в дневное время. Дневные ходовые огни представляют собой автоматически или вручную управляемый ближний свет фар полной или пониженной интенсивности. В некоторых случаях может использоваться дальний свет фар пониженной интенсивности.

Устройство фары

Несмотря на различия по форме, конструкции, цвету, материалам можно выделить следующее общее устройство фары: корпус, источник света, отражатель и рассеиватель.

Корпус служит основой для размещения и крепления остальных элементов фары. Он выполняется, как правило, из пластмассы. В качестве источников света используются различные ламы: накаливания – вольфрамовые, галогенные, газоразрядные – ксеноновые. Все большую популярность у автопроизводителей завоевывают светодиодные источники света.

Вольфрамовые лампы самые дешевые по цене и имеют низкую световую интенсивность. Поэтому данные лампы используются в качестве источника света габаритных огней, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего ходя, приборов внутреннего освещения. Галогенные лампы являются самым распространенным источником ближнего и дальнего света фары. Для каждого из видов головного освещения может использоваться одна лампа (например, Н4 с двумя нитями накаливания) или две раздельные лампы (например, Н7 с одной нитью накаливания).

Большой популярностью в нашей стране пользуются ксеноновые лампы, которые могут использоваться как для ближнего, так и для дальнего света. Светодиодные источники света используются в основном для реализации сигнальных функций: стояночные огни, стоп-сигнал, сигнал поворота, дневные ходовые огни. Реже светодиоды можно увидеть в качестве источника головного света.

Отражатель в конструкции фары отвечает за формирование пучка света. Простейший отражатель имеет параболическую форму. Современные отражатели имеют более сложную форму. Отражатель изготавливается из пластмассы. Для создания зеркальной поверхности наносится тонкая пленка алюминия и покрывается лаком.

Рассеиватель пропускает световой поток и в зависимости от конструкции преломляет его. Другая функция рассеивателя – защита фары от внешних воздействий. Рассеиватель изготавливается из прозрачного пластика, реже из стекла.

Передняя противотуманная фара

Передняя противотуманная фара предназначена для улучшения освещения дорожного полотна и обочины в условиях плохой видимости: дождь, туман, пыль, снег. Противотуманнынные фары используются попарно, устанавливаются в качестве опции, реже самостоятельно. Могут иметь белый или желтый цвет.

Противотуманные фары обеспечивают широкий луч света с отсеченной верхней частью. Передние противотуманные фары используются вместо ближнего света или совместно с ним. Эффект от применения фар заключается в уменьшении обратных бликов и, тем самым, улучшении видимости при атмосферных осадках. Наличие передних противотуманных фар не является обязательным, а в некоторых странах они вообще запрещены.

Задний фонарь

Задний фонарь предназначен для информирования участников движения, находящихся сзади автомобиля. Фонарь объединяет следующие световые приборы: задний габаритный огонь, стоп-сигнал, задний указатель поворота, фонарь заднего хода.

Задние фонари устанавливаются попарно симметрично. Фонарь может быть выполнен в виде единого блока или в виде связанных двух блоков, установленных в кузове и крышке багажника (пятой двери).

Читать еще:  Ока что за марка

Задний габаритный огонь работает совместно с передним габаритным огнем. Конструктивно может быть объединен с стоп-сигналом. При этом используются или отдельные лампы накаливания (светодиоды) или лампы с двумя нитями разной световой интенсивности.

Стоп-сигнал активизируется автоматически при нажатии водителем педали тормоза. Задний габаритный огонь и стоп-сигнал имеют красный цвет, но стоп-сигнал горит ярче. На некоторых автомобилях реализован т.н. адаптивный стоп-сигнал, при котором световая интенсивность находится в зависимости от интенсивности торможения (чем сильнее жмешь, тем ярче горит). Представляет интерес функция аварийного стоп-сигнала (Emergency Stop Signal, ESS), реализованная в виде вспышек стоп-сигнала при экстренном нажатии на педаль тормоза.

Задний указатель поворота работает совместно с передним указателем поворота. Имеет желтый цвет. Фонарь заднего хода обеспечивает освещение при движении автомобиля задним ходом. Активизируется автоматически при включении задней передачи (режима заднего хода). Является обязательным световым прибором. Устанавливается один или два (симметрично) фонаря заднего ходя белого цвета.

Задние противотуманные фонари

Задние противотуманные фонари используются для предупреждения сзади идущих автомобилей в условиях плохой видимости. Конструктивно могут быть выполнены в составе заднего фонаря или отдельно – ниже фонаря в бампере автомобиля.

На автомобиле устанавливается один (в левой части автомобиля) или два (симметрично) задних противотуманных фонаря. Наличие заднего противотуманного фонаря является обязательным. Имеет большую световую интенсивность, чем задний габаритный огонь.

Управление приборами освещения

Управление приборами освещения, входящими в состав системы освещения, осуществляется соответствующими переключателями из салона автомобиля. На некоторых автомобилях реализовано автоматическое управление отдельными функциями: включение ближнего света, коррекция головного освещения, активное головное освещение, адаптивное освещение, управление дальним светом.

Что регламентирует тонировку световых приборов?

Для водителя есть ряд нормативных актов, которые он обязан знать и соблюдать. Основные – ПДД, второстепенные. их много, и среди них есть Технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств«. Именно эти 2 правовых акта нам и нужны, так как цепочка отсылок для ответа на вопрос о законности тонировки задних фонарей заключается в них.

Итак, азы Правил дорожного движения говорят нам, что:

  • все другие правовые акты 2021 года не должны противоречить ПДД (п.1.1),
  • водитель обязан знать пункты Правил, относящиеся к нему (п.1.3).

Но у Правил есть ещё несколько приложений, которые являются неотъемлемой их частью, и одно из них касается неисправностей автомобиля, конкретно – конструкции и внешних световых приборов.

Нас интересует пункт 7.18 Перечня неисправностей, который утверждает, что эксплуатация ТС запрещена, если в конструкцию внесены изменения без разрешения на то со стороны ГИБДД. И вот как раз правила конструктивных особенностей автомобилей, а также их изменения, регулирует указанный выше Техрегламент.

Что грозит за нарушение в 2021 году – штраф или лишение прав?

До июня 2019 года инспекторы ГИБДД и судьи не особо церемонились с нарушителями. Автолюбителей с несоответствующей конструкцией в части световых приборов отправляли в суд, где им вменяли нарушение по части 3 ст. 12.5 КоАП РФ – а впоследствии лишали водительских прав на срок от 6 месяцев до года.

«Прорыв» случился в июне 2019 года, сразу после выхода Постановления Пленума ВС РФ №20. Верховный Суд посчитал нужным разъяснить порядок применения наказаний за несоответствие источника света типу фары.

В Постановлении ВС РФ конкретизировал, за что суды вправе лишать водительских прав по 12.5.3 Кодекса. И если раньше достаточно было одного условия, то сейчас должны выполняться оба условия одновременно:

  • нарушение режима работы;
  • несоответствующий цвет огней.

В подтверждение этому процитируем абзац 4 пункта 6 ПП ВС РФ:

Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Ниже мы разберём, как это влияет на вынесение наказания по 12.5 КоАП на примере разных световых элементов.

За синие лампы

Синие лампы устанавливать нельзя – это противоречит требованиям п. 3.6 Правил. Равно как и Требованиям Технического регламента Таможенного Союза № 877 от 9 декабря 2011 года. Допустимые цвета – от белого до красного. Иных в законе не предусмотрено!

Нарушителей ожидает самое мягкое наказание по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:

  • штраф в 500 рублей;
  • предупреждение от инспектора ГИБДД (крайне редко).

Почему же здесь не могут лишить водительских прав? А потому, что, как мы указали выше, Верховный Суд разъяснил порядок применения наказаний по этой статье.

Приведем пример:

Сотрудник ДПС разглядел, что ваш автомобиль освещает дорогу огнями синего цвета. При остановке ТС и проверке фар выясняется, что вы действительно заменили стандартные галогеновые элементы на синие лампы. Одно условие части 3 ст. 12.5 КоАП выполняется, лицо инспектора ГИБДД уже расплылось в улыбке – галочка за лишение вас водительских прав сама идёт в руки.

Но второе условие, режим работы, безжалостно разбивает все надежды должностного лица, и играет в вашу пользу. Ведь режим работы – это не тип фары, а то, как мы видим работающий прибор. Он либо светит непрерывно, либо мигает как в случае с проблесковыми огнями автомобилей ДПС или дорожных служб. И этот самый режим работы светового прибора соблюдается (если лампочка исправна). Хоть лампа и синяя, но её свет непрерывно освещает площадь впереди автомобиля. А значит выполняется лишь одно условие из двух. И, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда, вас не могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 12.5 КоАП, где предусмотрено лишение прав водителя.

Вот такая логика! Но, к сожалению, её придерживаются не все судьи, от чего растёт число обжалований судейских решений.

Читать еще:  Как закрепить сетку на решетку радиатора

За красные лампы спереди

Нарушителям также грозит штраф в 500 рублей.

«Виной» тому чёткая формулировка в ч. 3 ст. 12.5 Кодекса:

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Но, опять же, для лишения прав должны совпасть два условия: несоответствующий режим работы ламп и цветовая гамма лучей. С красным цветом всё понятно – такого освещения не должно быть спереди, а вот режим работы вряд ли окажется мерцающим или мигающим.

Остановивший вас инспектор ДПС установит факт несоответствия световых приборов Основным положениям к ПДД, и должен выписать постановление со штрафом.

За ксенон

Ксеноновые лампы в фарах не разрешены в использовании. За это штрафуют на сумму в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

При этом конструкция некоторых иномарок предусматривает монтаж ксеноновых ламп. Для этого нужно смотреть на маркировку фары. Так, по Техрегламенту ТС № 877, газоразрядная (она же ксеноновая) лампочка соответствует классу D. И если на фаре вашего автомобиля указано DC/DR или DCR – ксенон установить можно. Но только вместе с линзой, омывателями фар и автокорректором угла их наклона (с этим сложнее). Если всё в порядке, то заводской комплект световых элементов можно изменить на вполне законных основаниях. И, что важно, избежать штрафа, не говоря уже о лишении водительских прав.

Если производитель вашего авто предусмотрел лишь галогеновые лампочки (с классом H) в ближний и дальний свет, а вы установили ксенон – это нарушение, за которое в 2021 году следует штраф в размере 500 рублей, либо предупреждение.

Лишать водительских прав не могут, поскольку для этого нужно одновременное соблюдение двух условий: режима работы и цвета огней. За редким исключением, фары с ксеноном светят белым, жёлтым или оранжевым цветом. Синева почти не встречается. А если и встречается, то по режиму работы к фарам не может быть претензий – это не проблесковые маячки.

За светодиодные лампы (LED)

То же самое действует и в отношение светодиодных лампочек.

Водителю, который установил LED-лампы вместо галогеновых не по ГОСТу грозит штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Более суровая санкция в виде лишения водительских прав применяться не может.

Объяснение всё то же – цвет огней и режим их работы не идёт вразрез с Основными Положениями.

Если в противотуманках

Максимум штраф, либо предупреждение.

Кодекс об административных правонарушениях не разделяет понятия «фары» и «противотуманки». Если взглянуть на положения ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, то мы увидим фразу «на передней части» транспортного средства. Логично, что противотуманные фары (ПТФ) и так располагаются спереди. Иначе как бы они освещали дорогу движущемуся вперёд автомобилю? Поэтому здесь применяется аналогичный порядок вынесения наказания.

Если по инструкции «с завода» на автомобиле не предусмотрены газоразрядные лампы в противотуманках, а вы изменили световые приборы, и вас поймал инспектор ГИБДД – придётся заплатить штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Или, если хотят вменить часть 3, обжаловать постановление, ссылаясь на вышеупомянутое Постановление Пленума ВС РФ № 20 от 25 июня 2019 года.

Если в габаритных огнях

Лишить права управления ТС не могут, грозит только штраф.

Нельзя ставить светодиодные LED-лампы и в габаритные огни. Если вас поймали за «колхозным» ксеноном, то будут смотреть на несоответствие режима работы фар и цвета их огней. В большинстве случаев цвет будет белым, а не синим или зелёным.

Но даже если цвет и не соответствует, то в 99% режим работы фар «не подведёт». Луч света непрерывный, постоянный. А нарушением является моргающий режим работы фар.

Движение в темное время суток

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно можно использовать:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь (только при недостаточной видимости);
  • габаритные огни.

Разрешен ли теперь «колхозный ксенон»?

Пункт 3.6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.

Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

Если установить вместо галогенных ламп ксеноновые в обычную оптику, то с этой точки зрения нарушения закона не будет. Газоразрядные лампы будут испускать свет белого цвета, который разрешен спереди. Лишение прав за это деяние не предусмотрено. Однако инспекторы ГИБДД теперь вправе применять к водителям часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, которая имеет ужесточение внутренними приказами МВД.

Читать еще:  Моргает свет в авто причины

Штраф составляет всего 500 рублей, но инспекторы получили возможность выносить предписание водителям в 10-дневный срок устранить или узаконить переделки конструкции транспортного средства. Если этого не произошло, машина снимается с регистрации и ездить на ней запрещено.

Нештатный ксенон отлично виден издалека, и такие машины останавливаются в первую очередь. Такая же жесткая мера может применяться к машинам с нестандартными ДХО и не утвержденной подсветкой днища, колесных дисков и арок колес.

Для чего нужны габаритные огни

Основное предназначение, которое задумывалось для этого типа освещения изначально – обозначить машину, стоящую на обочине. То есть, неяркий свет обращает внимание других участников движения и позволяет им издалека увидеть остановившееся транспортное средство. Включать габариты обязательно начиная с периода сумерек и до утреннего времени, когда видимость приходит в норму.

Но их используют и днем, так как это повышает безопасность движения, хотя в этот период свет виден не так хорошо, особенно если стоит ясная погода. За счет применения в системе лампочек небольшой мощности они не так сильно сажают аккумуляторную батарею. Но если оставить машину надолго (например, на сутки), то можно посадить аккумулятор, поэтому оставлять включенными габариты на заглушенной машине больше нескольких часов не рекомендуется.

На грузовом и другом крупногабаритном транспорте этот тип подсветки служит для обозначения размеров транспорта в условиях недостаточной видимости. Там чаще всего установлено намного больше лампочек, они расположены как в нижней, так и в верхней части. Требования по мощности и особенностям установки отличаются в разных странах, но в целом они примерно одинаковы.

Часто водители используют габариты как замену ходовым огням. Это неправильно и противоречит ПДД, за это могут наложить штраф. Поэтому для езды в светлое время стоит использовать ближний свет фар, дальний с подачей сниженной мощности или противотуманные фары (в Европе ими пользоваться как альтернативой дневному ходовому свету нельзя).

Некоторые водители ставят в габариты яркие светодиодные лампочки, чтобы улучшить видимость и использовать их в качестве ходовых огней. Это также запрещено и может повлечь как наложение штрафа, так и лишение прав на срок от полугода до года.

Неоригинальные запчасти

Неоригинальные запчасти – это детали, произведенные на любом предприятии и под любым брендом, отличным от того, что используется на сборочном конвейере. Производство может быть организовано при получении необходимых сертификатов и разрешений. Неоригинальная оптика маркируется номером производителя. Название бренда производителя часто наносится на стекло передней фары или заднего фонаря.

Такие детали не поставляются в сборочные цеха для установки на автомобили. Их используют автолюбители при обслуживании транспорта в процессе эксплуатации. Неоригинальные запчасти распространяются любыми возможными способами и через различные торговые сети.

Явным отличием между оригинальными и неоригинальными фарами является цена. Оригинальная деталь может в несколько раз превышать стоимость аналога. Именно этот фактор привлекает большинство автолюбителей и вынуждает их делать свой выбор в пользу «неоригинала».

Согласно ПДД передний свет авто может быть белым, желтым или оранжевым. Однако этот аспект также регламентируется ГОСТом. Согласно требованиям, ближний и дальний свет, габаритные огни, ДХО должны быть белыми.

Поворотники могут быть желтыми, а противотуманки — белыми или желтыми.

Подобные разночтения, по мнению экспертов, несущественны, наказание за расхождение не предусмотрено. Санкции положены за все оттенки, кроме названных.

Если инспектор зафиксирует несоблюдение правил, водителя ждет штраф 500 рублей за езду с нарушением и 3 тысячи за установку осветительных приборов с нарушением.

Если фонари распространяют красный свет, их конфискуют, а водителя лишат прав сроком до 6 месяцев.

Такое наказание обусловлено тем, что красные огни спереди отвлекают остальных участников движения и создают аварийную обстановку.

Какая ответственность предусмотрена за установку синих (или другого цвета) габаритных ламп?

В соответствии с действующим законодательством, установленным положениям ГОСТа, а также согласно требованиям по допуску транспортных средств к эксплуатации за использование в передней части красных габаритных ламп (вместо белых), а также других цветов (зеленый, красный и т. п.) предусмотрена ответственность по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Вот текст закона:

  • Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
  • влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».

В задней части габаритные огни должны быть красного цвета. Соответственно, использование ламп другого цвета также запрещено .

Так что, как видите, несмотря на появление дневных ходовых огней, которые в передней части начали вытеснять классические габаритные лампы, эпоха парковочных огней еще не закончена. По крайне мере в задней части всех автомобилей по-прежнему используются классические габаритные лампы, устанавливаемые в задние фары.

Все дело в том, что габаритные огни очень нужны. Ведь они помогают автолюбителям видеть другие автомобили на дороге.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector