Vetaif.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчик на испарителе кондиционера

Сплит-системы и кондиционеры — разбираемся с температурными датчиками

В климатической технике наиболее важными элементами контроля являются температурные датчики, роль которых обычно выполняют полупроводниковые приборы терморезисторы

Современные сплит-системы являются высокотехнологичными устройствами, оснащенными самыми современными системами самодиагностики. Модули управления кондиционеров постоянно получают информацию от различных датчиков контроля, в соответствии с которой они принимают решения на изменение определенных параметров работы системы или же выдают визуальную информацию о наличии неисправности.

В климатической технике наиболее важными элементами контроля являются температурные датчики, роль которых обычно выполняют полупроводниковые приборы терморезисторы (термисторы). Принцип их работы построен на изменении внутреннего сопротивления датчика в зависимости от изменения температуры окружающей среды.

Даже самые простые сплит-системы оснащаются минимум двумя сенсорами, контролирующими температуру, а в устройствах премиального уровня их намного больше.

Устройство автомобильного датчика температуры

В основе датчика температуры испарителя кондиционера лежит термопара со стандартным сопротивлением от 5 до 50 кОм. Номинальное сопротивление термопар зависит от производителя кондиционера и его технических характеристик.

В случае поломки датчика температуры испарителя кондиционера, можно произвести его самостоятельную диагностику. Для проверки необходимо сделать следующее:

  • Отключить разъем датчика
  • Произвести замер сопротивления датчика температуры испарителя кондиционера
  • Сверить показания прибора с номинальными данными из тех. описания к датчику

Другие датчики автокондиционера

Рабочие параметры и внешние показатели отслеживают и другие датчики.

  • Датчик температуры воздуха в салоне не принадлежит к системе кондиционирования, однако по его показаниям электронный блок климат-контроля регулирует интенсивность работы компрессора.
  • Ещё один важный датчик температуры автокондиционера измеряет нагрев наружного воздуха. Если за бортом воздух не прогревается выше +5°С, датчик срабатывает и не позволяет включить кондиционер. При такой наружной температуре в испарителе не весь фреон превращается в газ, часть остаётся в жидком состоянии. Датчик необходим для предотвращения попадания жидкого хладагента в компрессор.
  • Некоторые современные авто оборудуются датчиком температуры охлаждающей жидкости двигателя. Если она достигает температуры 110-115°С, кондиционер отключается. Такая температура охлаждения свидетельствует о работе двигателя при повышенной нагрузке.
  • Датчик интенсивности солнечных лучей дополняет температурные датчики. Когда машина выезжает из тени на освещённую солнцем улицу, датчик подаёт сигнал к усилению подачи хладагента, так как лучи нагревают корпус авто и повышают температуру в салоне.

Какие датчики есть внутри

В зависимости от модели и бренда, набор датчиков может быть разным. Сосредоточимся на двух основных – датчике температуры (термодатчике) и датчике давления.

Основное их назначение – измерить свой показатель и «принять решение» — дать сигнал об отключении, если показатели критические, включить световой сигнал и так далее. Именно на показателях температурного датчика строится работа таймеров и поддержание заданной температуры.

Самый простой кондиционер имеет в своей системе датчик температуры воздуха и датчик температуры испарителя. От состояния испарителя зависит очень многое, подробно мы говорили об этом важном узле в статье «Что такое испаритель кондиционера».

Температура испарителя зависит напрямую от температуры внешнего воздуха. Температурный датчик, отвечающий за испаритель, постоянно «сравнивает» внутреннюю и внешнюю температуры. Как только перепад становится неприемлемым для системы, он отключает ее.

Читать еще:  Что будет если в бензин добавить растворитель

У более дорогих систем есть термосенсоры наружного воздуха (именно они не позволят включать сплит-систему при «запрещенных» температурах), датчик температуры конденсатора и еще множество других, позволяющий агрегату иметь разные дополнительные функции. К примеру, режим оттаивания, если он есть в кондиционере работает именно за счет показаний датчика. Отлично, если за температурой внутри блока следит отдельный сенсор – он сможет уловить перегревание мотора вентилятора и тоже аварийно отключить систему, чтобы ничего не сломалось.

Датчики или реле давления, как правило, сосредоточены вокруг компрессора и призваны защищать его электродвигатель от опасных изменений давления хладагента. Датчик низкого давления размыкает электрическую цепь, если давление падает ниже нормы, соответственно, датчик высокого давления делает то же самое, если давление превышено.

Система датчиков в каждом кондиционере – основа самодиагностики, которая в том или ином виде есть в каждом кондиционере. Подробно о самодиагностике мы говорили в статье «Коды ошибок кондиционеров».

Инструкция по замене

Если, вследствие вышеуказанных диагностических мероприятий, удалось выяснить, что датчик приказал долго жить, необходимо произвести его оперативную замену.

Стоит отметить, что для этого вовсе не обязательно обращаться в специализированные сервисы и автомастерские. Такую процедуру можно с успехом произвести в обычных гаражных условиях.

Алгоритм замены состоит из следующих этапов:

  • Демонтаж элементов кузова, препятствующих доступу к датчику;
  • Отключение подводных выводов датчика;
  • Снятие датчика при заглушенном автомобиле;
  • Подключение подводных выводов;
  • Установка элементов кузова.

Сама по себе замена датчика не должна вызвать затруднений, но всё же необходимо придерживаться некоторых указаний рекомендательного характера.

Во-первых, при покупке нового неоригинального датчика необходимо убедиться в его соответствии заданным параметрам. Кроме этого, случается так, что новый ДВД, не всегда комплектуется уплотнительной манжетой. Поэтому, в данном случае необходимо позаботиться о её приобретении, так как есть вероятность, что старый уплотнитель попросту пришел в негодность.

Нередко случается так, что, при замене ДВД система кондиционирования восстанавливает свою работоспособность лишь частично. В таком случае, с большой долей вероятности можно утверждать о низком уровне хладагента в системе. Для решения подобной проблемы потребуется дозаправить систему в условиях специализированного автосервиса.

Поиск номинального сопротивления датчика температуры испарителя

В первую очередь необходимо найти номер датчика температуры испарителя в тех. документации к автомобилю. Также есть вариант измерить сопротивление датчика на аналогичном кондиционере, например, у соседа или коллеги.

Если выяснилось, что датчик однозначно неисправен, а восстановить работоспособность кондиционера нужно срочно, выход есть. Вместо датчика температуры можно подключить обычный резистор – просто прикрутив зачищенные провода от датчика к выводным контактам резистора. Купить резистор нужного сопротивления можно в любом магазине мелких электро-деталей.

Средняя цена на резистор сопротивлением 5-50 кОм составляет 15 рублей. Резистор может скорректировать показания датчика испарителя кондиционера кардинальным способом.

Стоит учесть, что в данном режиме кондиционер всегда будет работать на полную мощность, не выключая компрессора. Поэтому рекомендовать данный способ мы Вам не можем.

Читать еще:  Лампа подсветки приборной панели приора

Признаки отказа датчиков автокондиционера

Исправные датчики давления фреона обеспечивают эффективную работу системы кондиционирования в различных режимах и погодных условиях. Они также предотвращают выход из строя компрессора, осушителя и магистралей при выходе давления за пределы допустимых значений (обычно 1–20 бар). Датчик температуры препятствует обмерзанию испарителя при интенсивной работе системы.

В современных моделях блоки управления климатом, ориентируясь на данные о давлении и температуре фреона, могут снижать частоту вращения вентилятора и интенсивность работы компрессора. Однако в большинстве случаев изменение производительности осуществляется путем периодического отключения компрессора и вентилятора, поэтому при выходе из строя датчиков кондиционер может не включаться вовсе или работать со сбоями.

Особенности датчиков низкого и высокого давления

Сегодня существуют различные модификации, однако принцип работы датчиков давления кондиционера остается одинаковым. Как только давление достигает критических значений, устройство подает соответствующий сигнал на электронную систему управления двигателем, и насос автоматически отключается. Вместе с компрессором перестает функционировать вентилятор.

Датчик давления кондиционера

Самые простые модели прерывают цепь управления компрессором, как только значение давления становится аварийным (менее 0,17 бара для датчика низкого давления и более 25–30 бар – для высокого). Однако это устройство может срабатывать при нескольких значениях. Пользуются популярностью 4-х контактные приборы, которые вдобавок реагируют и на промежуточное давление, например, в 16–17 бар. Такое значение считается наиболее приемлемым для работы кондиционера. Как только давление в системе становится 16 бар, датчик дает соответствующий сигнал, и включается вентилятор.

Более современные приборы применяются совместно с электронным блоком управления климат-контролем. Они передают сигнал о текущем состоянии давления хладагента, а что делать далее уже «решает» блок управления. Так получается создать многоступенчатое регулирование работы вентиляторов.

Электронный блок управления климат-контролем

Датчики высокого давления кондиционера отличаются внешней и внутренней резьбой в зависимости от марки авто. Также они имеют неодинаковое количество контактов. Различны и типы разъемов. Существуют универсальные модели, но их можно поставить только на универсальные ресиверы-осушители. Устанавливается датчик высокого давления между правой стойкой амортизации и воздушным фильтром.

Датчики кондиционера

Купить датчики кондиционера в Москве — это к нам!

Датчики кондиционера

Датчики кондиционера являются источником информации о состоянии системы. На основании показаний датчиков температуры и давления построен весь алгоритм работы оборудования, по ним контролируется соответствие рабочих параметров требуемым значениям или происходит аварийное отключение при отклонении от них.

Датчик температуры кондиционера

Режим работы кондиционера в основном зависят от показаний двух сенсоров – датчиков температуры воздуха и испарителя. Они определяют схему работы устройства в зависимости от выбранного режима. Поэтому при самодиагностике системы их работоспособность проверяется в первую очередь. Так, если кондиционер включается и сразу выключается, после чего высвечивается сообщение об ошибке – скорее всего, дело в неисправности сенсора (неисправен датчик температуры воздуха или испарителя). Причем, как показывает практика, чаще выходит из строя датчик испарителя (в сервисных инструкциях он обозначен как room pipe sensor). Что и понятно — именно он в процессе работы кондиционера подвергается температурному воздействию в достаточно широком диапазоне.

Читать еще:  Тюнинг дизельного двигателя своими руками

Проверить исправность датчиков температуры просто. Для этого необходимо убедиться в целостности цепи (обрыв цепи диагностируется как неисправность) и соответствии сопротивления требуемым значениям при определенной температуре.

На графике приведена зависимость значения сопротивления датчика от температуры. Информация справедлива для датчиков температуры Room Temperature Sensor 103AT кондиционеров Samsung всех моделей.

Для контроля рабочей температуры и защиты от перегрева обмоток электродвигателя вентилятора также используются датчики температуры. Встроенные датчики температуры применяются в электродвигателях вентиляторов внутренних и внешних блоков кондиционера. Они рассчитаны на температуру срабатывания, как правило, в диапазоне 100-130 градусов.

Термостат

Термостаты используются в некоторых моделях оконных кондиционерах для управления работой в режиме охлаждения и обогрева, а также для исполнения режима оттайки (функция defrost предусмотрена производителем во избежание обмерзания конденсатора при работе в режиме «обогрев»). В кондиционерах оконного типа используется термостат режимов и термостат оттайки.

Режим оттайки часто вводит пользователя в заблуждение относительно исправности кондиционера: компрессор работает, обдува нет, температура в помещении не меняется — значит аппарат неисправен. Рекомендация одна — дождаться окончания выполнения данного режима, не отключая при этом изделие от сети. Режим разморозки может быть достаточно продолжительным по времени.

Если в холодную погоду обогреваться кондиционером, то через некоторое конденсор покрывается инеем и даже льдом из-за низкой температуры наружного воздуха. Датчик температуры определяет обмерзание и включается режим разморозки. Вентилятор останавливается, кондиционер начинает работать на охлаждение, отогревая конденсор. Если предусмотрено, то при этом на панели индикации или на пульте отображается режим defrost (dF). Конденсор нагревается и наледь растает, при этом с блока может идти пар. Что тоже иногда принимается за неисправность, в данном случае это абсолютно нормально.

Алгоритм работы инверторного кондиционера в режиме defrost на примере сплит системы одного из производителей приведен на рисунке.

Датчик давления кондиционера

Датчик (реле) давления защищают электродвигатель компрессора от повреждений при очень низком или при слишком высоком давлении хладагента в линии нагнетания. Нормы уставок давления рекомендует завод-изготовитель оборудования.

Датчик низкого давления кондиционера размыкает цепь управления, когда давление хладагента на линии всасывания опускается ниже нормы. Для проверки реле низкого давления устанавливают манометр на всасывающем вентиле компрессора, при работающем компрессоре закрывают вентиль и фиксируют величину давления по вакуумметру в момент, когда реле отключит компрессор.

Датчик высокого давления кондиционера размыкает цепь управления, если давление хладагента на линии нагнетания выше нормы. Для проверки реле высокого давления устанавливают манометр на нагнетательном вентиле компрессора, выключают вентилятор воздушного конденсатора, включают компрессор и фиксируют значение давления в момент, когда реле отключит компрессор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector