Vetaif.ru

Авто журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что залито в аккумуляторе

Электролит для аккумуляторов – это соединение между собой дистиллированной воды и серной кислоты.

Что из себя представляет серная кислота для аккумулятора?

По внешнему виду она напоминает масленое вещество со значимым весом. У нее отсутствует запах и она прекрасно растворяется в воде. В процессе изготовления электролита для свинцовых АКБ можно заметить, как выделяется тепло. С таким эффектом происходит растворение кислоты.

Водители для своих батарей применяют кислоту согласно стандарту, ГОСТ 667-83 марки A. Так же в торговых точках имеется кислота повышенной чистоты ГОСТ 142б2-78. Обычно у нее такие характеристики:

  1. Моногидрат 92-94%.
  2. Плотность согласно стандарту 1,830 г/см3.
  3. Примеси до 0,03665 %, (железа 0,012 %, окислов азота 0,0001%, марганца до 0,0001 %, хлора — 0,0005 %, мышьяка – 0,0001%).

Дистиллированная вода для аккумулятора

Без этой воды создать качественный электролит попросту невозможно. Запрещено брать в качестве замены H2O из реки, водопровода, крана, использовать техническую и питьевую. Разрешено использовать конденсат от пара. Но перед использованием нужно провести химический анализ. Процессе, которого следует выяснить уровень железа, а оно не должно быть больше 0,0004%. Кроме этого меди должно быть не более 0,005%.

Чтобы получить заветную жидкость в аптеках, на производстве, больницах, лабораториях используют электронные дистилляторы. Эти устройства доступны и обычному потребителю. Так дистиллированную воду можно получить, используя такие аппараты как дистиллятор HR-01, колонна Вейн Wein, первач эконом и др.

Следует каждые 6 месяцев проверять воду, производимую вашим дистиллятором. Проследите за тем чтобы уровень сухих веществ был следующими:

  1. Кальций – 1,0 мг.
  2. Аммиак – 5 мг на литр.
  3. Сульфатов – до 0,5 г/л.
  4. Аммония не больше 0,05 мг/л.
  5. Хлорид не выше 0,02 мг/л.

По мимо этого нужно проверить дистиллированную воду на наличие нитратов, железа, тяжелых металлов. В итоге должна получиться таблица, из которой видно можно эту воду брать для создания электролита или нет. Она должна удовлетворять стандарт ГОСТ 6709-72.

В обычных торговых точках булку воды на 1,5 литра можно прикупить рублей за 20-30.

Приготовление электролита для аккумуляторов

Аккумуляторный электролит это по сути водный раствор H2SO4. Используйте воду и кислоту с параметрами, которые написаны выше. Для заливки и доливки используйте электролит с плотностью 1,18-1,24 г/см3. Возможно вы используете плотность 1,83 г/см 3 тогда разделите процесс на два подхода:

  • Сначала создайте электролит на 1,4 г/см 3 . Подождите пока его температура спадет до 20 градусов Цельсия.
  • Далее из этого электролита сделайте нужный.

Такой подход не даст сильно нагреться серной кислоте.

Выполнять изготовление электролита нужно в специализированной емкости. Это может быть пластмассовая, фаянсовая или эбонитовая посуда. Свинцовая емкость так же подойдет. Но ни в коем случае нельзя пользоваться стеклянной чашей. Из-за высоких температур она лопнет.

Первым делом нужно налить определенный уровень дистиллированной H2O. После этого следует тонкой струйкой влить нужны объем серной кислоты. При этом данную смесь нужно постоянно помешивать палочкой из стекла. Лучше будет если H2SO4 вы дольете порциями.

Всегда лейте кислоту в воду. Иначе вы получить брызгающий коктейль с летящими во все стороны каплями опасной кислоты. Из-за этого могут быть ожоги на теле и повреждение находящихся вокруг предметов.

Защитный инвентарь для работы:

  1. Резиновые сапоги.
  2. Перчатки из этого же материала.
  3. Специальный суконный комбинезон.
  4. Очки для защиты.
  5. Прорезиненный передник.

Ниже вашему вниманию будут представлены специальные таблицы, из которых можно понять какие пропорции следует соблюдать.

Данные соотношений серной кислоты и дистиллированной воды

Для получения плотности 1,4 г/см 3 нужно придерживаться данным из 2-й таблицы.

Чтобы получить плотность 1,83 г/см 3 воспользуйтесь данными представленными ниже.

Следует воспользоваться ареометром для получения информации о плотности. При измерении температуры градусник не должен содержать элементы дерева или металла. Производить измерения следует, когда градус упадет до 20.

Градиент температуры плотности соответствует значению 0,0007 г/см3 на 1С. Если t выше 20 градусов поправка в расчетах приплюсовывается к измеренным данным плотности. Допустим по факту t находится на уровне 30 градусов, а у нас 20. Тогда разница составит 10 C 0 . В итоге вот что выходит: 0,0007 х 10 = 0,07 г/см3. То есть к полученным данным о плотности плюсуем погрешность в виде 0.007 г/см3.

Читать еще:  Обработка днища авто от коррозии

Если по факту t 10 градусов разница с указанной выше температурой будет равна 10 C 0 . 0,0007 г/см3 множим на десять и получаем правку в виде 0,007 г/см3. В этом варианте поправка отнимается из вымеренного показателя плотности при t равной 10 C 0 .

Запрещено выполнять заливку электролита t более 25 C 0 .

Основные свойства сернокислотного электролита

Кроме выше описанного следует учитывать еще одно обстоятельство. Взяв один объем кислоты и воды на выходе после смешивания этот объем будет значительно меньше. Получается так что этот параметр так же нужно учитывать при приготовлении электролита. Для этого воспользуйтесь данными из таблицы.

Свойство вязкость

Оказывает влияние на функционирования аккумулятора со свинцовыми пластинами. Процесс в АКБ являются диффузными. То с какой скоростью будет идти эта диффузия зависит от вязкости. От нее зависит скорость поступления электролита к поверхности и в поры электродов в момент разрядки.

Если вязкость будет повышаться, то диффузия замедлится. Когда t падает на 25 градусов вязкость увеличивается в два раза. При t=50 C 0 ее увеличение происходит в 30 раз, если сравнивать с нормальной t.

Когда вязкость растет, то емкость АКБ снижается. В связи с этим функционирование свинцово кислотных аккумуляторов в мороз падает. Это нужно учитывать, когда ставите гелевые аккумуляторы.

Удельное сопротивление электролита

Чтобы его высчитать придется прибегнуть к формуле =rS/L. Она актуальна, когда сопротивление электролита, занимающего емкость, ограниченную длиной 1 сантиметр и сечением в 1 см 3 . Значение букв из формулы:

  • L – длинна.
  • r – удельное сопротивление в омах см.
  • S – поперечное сечение см 2 .

R меняется в тот момент когда происходит изменение t электролита и концентрации. Чтобы внутреннее сопротивление аккумулятора было малым следует использовать электролит с наименьшим удельным R.

Параметры таких сопротивлений находятся в этой таблице.

R увеличивается когда температура снижается особенно при нуле градусов.

В действительности t замерзания электролита — это важный показатель. Так как при разряде падает его плотность и его t замерзания. При холоде объем жидкости возрастает и это приводит к порче электродов и самой аккумуляторной емкости.

Электролит с плотностью 1,29 г/см 3 обладает самой низкой t замерзания.

Стартерные АКБ, которые используют в холодных условиях имеет плотность 1,26-1,30 г/см 2 . Такое электролит не замерзает даже в самую холодную погоду.

В таблице ниже приведены уровни плотности при которых происходит замерзание.

Что такое электролит

Для поддержания эффективной работы АКБ используется электролит. По сути, он представляет собой раствор дистиллированной воды и соляной кислоты. Никакие сторонние примеси здесь использоваться не должны, так как это изменит его плотность.

Чтобы аккумулятор правильно функционировал, не менее важно поддерживать в нем уровень электролита. Если он будет ниже установленной нормы, это приведет к некорректному функционированию вспомогательного источника электроэнергии автомобиля и владелец не сможет корректно завести машину: мощность батареи постепенно снизится, а внутренние пластины высохнут.

Однако чрезмерно высокий уровень электролита в системе так же недопустим. В этом случае батарея станет разряжаться и это приведет к поломке данного механизма. Уровень электролита в АКБ должен быть стабильным, только в этом случае будет обеспечена нормальная работа автомобиля.

Вода или электролит: какой жидкости отдать предпочтение

Первое правило при проведении любых работ по ремонту или обслуживанию функционирующих устройств автомобиля – не навредить. В случае с обслуживанием аккумулятора, доливка «не той» жидкости может полностью вывести его из строя. С вышеописанной информации понятно, что снижение эффективности работы аккумуляторной батареи может стать как результатом сульфатации – понижения коэффициента кислоты в агрегате, так и следствием испарения воды. Прежде чем принять решение, что заливать, воду или электролит, важно сначала разобраться с причинами, которые повлияли на эксплуатационные характеристики батареи.

Читать еще:  Тест знаков аварийной остановки

Если причиной послужило снижение процента кислоты в составе жидкости в АКБ, то заливать в устройство нужно именно электролит. При заправке дистиллята процент кислоты в аккумуляторе снизится ещё больше, что сделает невозможным дальнейшее эксплуатирование зарядного устройства. В ситуации, когда причиной неисправности агрегата послужило испарение дистиллированной воды, заправка щелочной жидкостью батареи спровоцирует пропорциональное возрастание кислоты в устройстве, что повлечёт интенсивную сульфатацию. Кислотные компоненты будут оседать на пластинах, разрушая их, что повлечёт безвозвратную непригодность к эксплуатации зарядного элемента. В этом случае заливается дистиллят – только так можно продлить жизнь батарее.

В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?

При проведении восстановительных мероприятий важно не нанести дополнительный вред аккумулятору. Ошибочная доливка электролита или воды может дополнительно нарушить электрохимический баланс и окончательно выведет из стоя элемент питания. Например, при сульфатации пластин происходит расход кислоты из раствора; для восполнения объема требуется заправка чистого электролита. При естественном испарении воды в банки необходимо заливать дистиллят, поскольку введение дополнительной серной кислоты вызовет ускоренную сульфатацию.

Необходимость пополнения запаса жидкости в аккумуляторе определяется по результатам замера уровня. Доливка чистого электролита возможна, если владелец точно знает объем утраченного вещества. В противном случае необходимо провести замер плотности раствора, что позволяет поддерживать оптимальную концентрацию серной кислоты.

Способ приготовления кислотного раствора

  1. Емкость и шпатель для смешивания, способные противостоять к разъеданию кислотами.
  2. Очищенная (дистиллированная) вода.
  3. Серная кислота для аккумулятора.
  4. Защитная одежда (фартук, очки, перчатки).
  5. Сода (нейтрализатор кислоты).
  1. В посуду наливаем нужное количество воды и аккуратно и медленно вливаем в воду кислоту.
  2. Перемешиваем шпателем.
  3. Оставляем на отстаивание не менее полусуток. На литр смеси берем 0,75 воды и 0,285 кислоты.

Какая кислота в аккумуляторе и для чего нужна

Большинство автомобилистов прекрасно знают, какая кислота залита в аккумуляторе. Но находятся и те, кто считают, что внутри аккумулятора ничего кроме дистиллированной воды (или дистиллята) нет. Другие же придерживаются мнения в пользу соляной кислоты, которое также неверно.

В любой автомобильной батарее содержится серная кислота — H2SO4. Если быть точнее, то речь идет о растворе серной кислоты с дистиллированной водой. Такая жидкость имеет общее название – электролит. Так какова роль серной кислоты?

Это основной компонент для работы АКБ. В отсутствие кислоты невозможен процесс заряда и разряда батареи. Это одна из самых активных разновидностей, которая способна вступать во взаимодействие практически с любым металлом, включая их оксиды. К тому же кислота может вступать в реакции обмена, а ее активность зависит от содержания воды.

Когда происходит заряд кислотного аккумулятора, пластины из чистого свинца (отрицательные) начинаются выделять электроны, которые принимаются решетками из оксида свинца (положительные). При разряде батареи происходит в точности до наоборот. Иными словами, когда пластины отдают электроны, они как бы «разрушаются» – происходит заряд, а при разряде они возвращаются обратно, что именуется «восстановлением».

И вот как раз для такого процесса разрушения – восстановления и нужна агрессивная среда в виде разбавленной серной кислоты. И без нее эффективность автомобильных батарей была бы на очень низком уровне.

Показатели необходимости замены электролита

Конструктивно аккумулятор представляет собой две свинцовые пластины, пространство между которыми заполнено электролитом. При протекании обратимой электрохимической реакции аккумулятор может накапливать ток (заряжаться) или отдавать ток (разряжаться).

Аккумуляторы, путем последовательного соединения пластин, объединяются в аккумуляторную батарею (АКБ). АКБ могут вырабатывать ток напряжением 12 В (применяются на бензиновых двигателях) или 24 В (для некоторых дизельных двигателей).

Автомобильные АКБ подразделяются на два типа:

  • Необслуживаемые. Имеют неразъёмный корпус, их можно только дозаряжать с помощью зарядного устройства.
  • Обслуживаемые. Их можно дозаряжать, но также необходимо проверять раз в 1-2 месяца плотность жидкости, в некоторых ситуациях может понадобиться полная замена электролита.

Состояние и количество электролита – один из факторов, который совместно с состоянием свинцовых пластин, определяет работу аккумулятора. Его несоответствующие качество и объем вызывают снижение силы тока и напряжения на батарее.

Читать еще:  Признаки неисправности форсунок инжектора

Если устройство эксплуатировалось правильно, то необходимости менять кислоту может не возникнуть. Она будет служить в течение всего срока использования АКБ. Следует только контролировать плотность и уровень жидкости в секциях, при необходимости доливать дистиллированную воду.

Возможны ситуации, когда требуется полная замена электролита в аккумуляторе:

  • Помутнение электролита. Причина — использование низкокачественного раствора.
  • Пониженная плотность жидкости при полностью заряженной батарее. Снижение плотности ниже 1,27 г/см 3 , свидетельствует или о необходимости доливания электролита, или о необходимости его полной замены. О том, как замерять плотность, читайте в этой статье.
  • Саморазряд батареи может быть вызван наличием вредных примесей в аккумуляторной жидкости.
  • Понижение уровня электролитного раствора ниже допустимого, которое возникает в результате проливания.
  • Замерзание жидкости. Эта ситуация характерна при резком похолодании воздуха. Электролит полностью разряженной АКБ замерзает при ‑7 0 С. Если батарея разряжена на 45-50 % ,то он может замёрзнуть при температуре до ‑30 0 С.

Внимание! Особо следует подчеркнуть, «осыпание» пластин бывает причиной помутнения жидкости. В этом случае требуется ремонт секций АКБ, который в домашних условиях не выполняется. При этом наиболее оптимальным вариантом является полная замена аккумулятора.

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе?

Пример кислотной батареи со встроенным индикатором, показывающий уровень электролита

Узнать какой уровень электролита в аккумуляторе можно тремя способами. В двух случаях снимать АКБ с автомобиля не нужно. Ведь прежде чем замерять, следует присмотреться к самой аккумуляторной батарее.

Во-первых, некоторые обслуживаемые автомобильные кислотные батареи имеют специальный индикатор. Он показывает несколько её состояний: нормальное, низкий уровень электролита (нужно долить воду), низкая плотность электролита (требуется зарядить). Во-вторых, у некоторых батарей с белым или светлым корпусом есть отметки MIN и MAX. Такие АКБ позволяют оценить уровень электролита на глаз, благодаря относительной прозрачности корпуса.

Но чаще всего уровень электролита определяют методом визуального осмотра. Для этого батарею снимают с автомобиля, откручивают крышки с “банок” и смотрят внутрь. Нормальный или пониженный уровень можно определить двумя способами.

Какой уровень электролита в аккумуляторе нормальный

Как доливать дистиллированную воду, когда отсутствует отметка уровня

В некоторых АКБ есть специальные индикаторы-”язычки”. Они должны быть покрыты электролитом на 0,5 сантиметра, но не больше. Если же таковых нет, то ориентируйтесь по погруженности пластин в жидкости. Нормальный уровень электролита должен быть на 15-20 миллиметров выше края пластин. Если пластины не покрыты — это очень плохо, критически низкий уровень электролита следует немедленно восстановить. Но чтобы понять, что лить, воду или кислоту, и сколько нужно доливать, следует измерить точный уровень и плотность электролита!

Как и чем измерить

Чтобы определить сколько жидкости в аккумуляторе используют специальные стеклянные мерные трубки из еще советских “наборов аккумуляторщика”. Или можно взять корпус обычной прозрачной пластиковой ручки. Сделайте на одном краю отметку на уровне 2 сантиметра от края (насечкой или маркером). Вставляете трубку/ручку в банку, зажимаете верхний край, чтобы перекрыть воздух и поднимаете вверх. Теперь оцениваете визуально уровень жидкости — насколько он ниже 2 сантиметров.

Язычок, измеряющий уровень электролита

Проверка уровня электролита линейкой

Наглядный пример, как измерить электролит при помощи ручки

Измерить плотность электролита можно как ареометром (используется чаще всего) так и рефрактометром. Приобрести его можно в большинстве магазинов автотоваров и он пригодится для оценки качества не только этой, но и других жидкостей автомобиля.

Что мы узнали?

Из этой статьи читатели должны были узнать о том, какая кислота залита в аккумулятор автомобиля, какую плотность она должна иметь. Отдельно были рассмотрены химические реакции, проходящие в автомобильном аккумуляторе с участием электролита. Также были даны рекомендации по поддержанию уровня и плотности электролита и приспособлениях, которые для этого требуются. Если у вас остались вопросы или есть пожелания, пишите их в комментариях.
Вернуться к содержанию

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector