Что такое датчик детонации двигателя
Датчик детонации (ДД) — принцип работы и неисправности
Явление детонации при работе двигателя является нарушением, проявляющимся в преждевременном воспламенении рабочей смеси. Такая ошибка может повлечь за собой серьезные поломки, поскольку ударное воздействие приходится на ГБЦ, поршни, цилиндры. Для предотвращения подобного в конструкции системы применяется специальный измерительный прибор – датчик детонации. Неисправность данного устройства способна нанести ощутимый урон мотору. Как проверить датчик детонации?
Роль датчика детонации — в подробностях
Датчик детонации входит в категорию пьезоэлементов, его источником питания служит контроллер ЭБУ. Для крепления самого датчика применяется блок цилиндров. Так прибор получает доступ к «считываемой» информации о вибрациях. Когда двигатель работает, есть риск, что бензин сдетонирует. Контроллер же, не без участия датчика, всегда вовремя сигнализирует об этом.
Главная задача такой детали, как датчик детонации — корректировка положение угла опережения зажигания. Добиться единообразного показателя октанового числа топлива невозможно, и этот недостаток возмещает обсуждаемая деталь.
Если послышался звук, о котором говорят — «стучат пальцы», значит, образовалась детонация. Ее причина кроется в неверном ходе процедуры сгорания топлива, с опережением зажигания, на фоне перечисленных выше проявлений. Звук слышится из-за микровзрывов горючей смеси, не переносящей высоких температур, и создается впечатление, что это металл стучит о металлическую поверхность.
Что такое детонационное сгорание и его последствия
Детонация в двигателе – это неконтролируемое возгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах, приводящее к «минивзрыву». При нормальном сгорании топлива скорость распространения пламени составляет около 30 м/с, но при детонации она значительно увеличивается и уже может достигать 2 000 м/с. Такие нагрузки на цилиндры и поршневую группу могут привести к серьезной поломке уже через 5-6 тысяч километров пробега. Для предупреждения и контроля этого явления используется датчик детонации.
Нормальное сгорание топлива и сгорание с детонацией
Как действует датчик детонации
Датчик детонации функционирует по принципу корректировки угла опережения зажигания до значения, при котором восстанавливается контролируемое сжигание топливновоздушной смеси. Датчик используют на автомобильных двигателях инжекторного типа.
В процессе детонации топлива двигатель начинает сильно вибрировать. Датчик определяет появление детонации именно улавливая вибрации, далее преобразуемые в электрический сигнал.
Основными компонентами датчика являются:
- чувствительный элемент из пьезокерамики;
- резистор;
- изолятор;
- стальной грузик.
От пьезокерамического элемента отходят провода к контактам и стальному грузику. Резистор, регулирующий силу электрического импульса, располагается на выходе. Элементом, который непосредственно воспринимает вибрацию, является грузик — он оказывает давление на пьезоэлемент.
Обычное место расположения датчика детонации — на корпусе мотора, между вторым и третьим цилиндрами. Датчик реагирует не на все вибрации, а лишь на аномальные, то есть, в частотном диапазоне от 30 до 75 Гц.
Выбор такого места расположения датчика обусловлен тем, что оно наиболее благоприятно для корректировки работы каждого цилиндра и расположено вблизи наиболее частых эпицентров детонации.
В момент регистрации вибрации датчиком происходит следующее:
- пьезоэлемент трансформирует энергию вибрации в электричество, возрастающее с усилением амплитуды вибрации;
- при критическом уровне напряжения датчик отправляет на автомобильный компьютер команду о необходимости изменения угла опережения зажигания;
- система управления мотором регулирует подачу топлива и уменьшает промежуток времени перед зажиганием;
- вследствие выполненных операций работа двигателя приходит к нормальному состоянию, восстанавливается контроль за сгоранием топливновоздушной смеси.
Признаки неисправности
ДД может не ответить блоку управления по разным причинам. Основными признаками неработоспособности механизма являются снижение мощности двигателя, а также повышенный расход топлива. Но такие симптомы возможны и при других поломках системы. Когда блок управления определяет, что регулятор нерабочий, он начинает работать в аварийном режиме, то есть он выставит зажигание более поздним, а это позволит избежать детонации. В результате это чревато большим расходом горючего и падением мощности.
Также признаком неисправности ДД является индикатор Check на приборной панели — он может не только гореть всегда, но и кратковременно появляться при высоких нагрузках, которые могут быть не так заметны (автор видео — канал IZO)))LENTA).
Определение неисправности датчика по поведению автомобиля
В первую очередь о неисправности ДД говорят изменения в поведении автомобиля. Владелец может обнаружить один или несколько симптомов:
- увеличение потребления горючего;
- загорание индикатора неисправности силовой установки;
- снижение мощности мотора;
- выхлопные газы стали более дымными;
- машина потеряла динамику и плохо реагирует на педаль газа;
- при езде постоянно возникает звук детонации;
- мотор работает с частыми перегревами.
3 фактора риска детонации
- Состав бензина. Примеси и низкое качество топлива повышают нагрузку на головной блок цилиндров. Но самый главный из всех факторов – октановое число бензина.
- Конструктивные особенности поддерживаемого ДВС. Здесь важен каждый момент от формы камеры сгорания до расположения цилиндров. Моторам с большой степенью сжатия необходим высокооктановый бензин. Минимальный октан указан на крышке люка топливного бака.
- Уход за мотором также имеет значение. Риск детонации возрастает при появлении нагара, чрезмерного попадания топливных газов и других критических моментов. Своевременное обслуживание снижает вероятность детонации до минимума.
Как предотвратить детонацию: полезные советы
При поломке ДД его необходимо заменять в любом случае. Однако для профилактики и предотвращения появления детонации рекомендуем придерживаться следующих советов:
- Если детонация появилась при использовании нового топлива, обязательно слейте его перед следующей заправкой.
- Проверяйте уровень нагара в цилиндрах. При необходимости удаляйте его. Эта процедура уменьшит степень сжатия и улучшит теплоотдачу.
- Регулярно проверяйте целостность всех компонентов системы охлаждения, минимум раз в год делайте чистку радиатора.
- Проверяйте состояние высоковольтных проводов и свечей зажигания.
- Незначительно улучшить условия работы мотора можно с помощью специализированных присадок. Используйте их с осторожностью, поскольку некоторые составы могут представлять опасность для деталей вашего мотора.
Принцип действия датчика основан на пьезоэффекте. Датчик крепится на блок цилиндров двигателя, при возникновении детонации происходит вибрация двигателя, приводящая к сжатию пьезоэлектрической пластины датчика, в результате чего на её концах возникает разность потенциалов.
На основании электрических импульсов датчика, электронный блок управления двигателем выбирает оптимальный угол опережения зажигания, что позволяет добиться наиболее полного и эффективного сжигания топливо-воздушной смеси в цилиндрах двигателя, а также автоматически адаптироваться к топливу с различным октановым числом.
- Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Датчик движения
- Датчик дождя
Смотреть что такое «Датчик детонации» в других словарях:
Датчик детонации — (detonation pickup): преобразователь магнитострикционного типа, который вкручивают в резьбовое отверстие в цилиндре двигателя для определения давления в камере сгорания и обеспечения электрического сигнала, пропорционального скорости изменения… … Официальная терминология
датчик детонации — 3.6 датчик детонации (detonation pickup): Преобразователь магнитострикционного типа, который ввернут (вмонтирован) в цилиндр двигателя для определения давления в камере сгорания и обеспечения электрического сигнала, пропорционального скорости… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
датчик — 3.3.2 датчик (sensor): Функциональный блок газоанализатора, в котором расположен первичный преобразователь. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Датчик интенсивности детонации — (knockmeter): индикаторный измеритель с делениями шкалы от 0 до 100, который фиксирует сигнал интенсивности детонации детонометра. Источник: ГОСТ Р 52947 2008 (ЕН ИСО 5164:2005). Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных… … Официальная терминология
датчик интенсивности детонации — 3.12 датчик интенсивности детонации (knock meter): Индикаторный измеритель с делениями шкалы от 0 до 100, который отображает сигнал интенсивности детонации от детонатора (измерителя детонации). Источник: ГОСТ Р 52946 2008: Нефтеп … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52946-2008: Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод — Терминология ГОСТ Р 52946 2008: Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод оригинал документа: 3.2 высота цилиндра (cylinder height): Вертикальное положение цилиндра двигателя CFR… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52947-2008: Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод — Терминология ГОСТ Р 52947 2008: Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод оригинал документа: 3.2 высота цилиндра (cylinder height): Вертикальное положение цилиндра двигателя CFR по отношению… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Система зажигания — Система зажигания это совокупность всех приборов и устройств, обеспечивающих появление электрической искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания в нужный момент. Эта система является частью общей… … Википедия
ДД — датчик детонации авто ДД дизельный двигатель Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ДД десантная дивизия Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А.… … Словарь сокращений и аббревиатур
Ford Probe — Ford Probe … Википедия
Что такое детонационное сгорание и его последствия
Детонация в двигателе – это неконтролируемое возгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах, приводящее к “минивзрыву”. При нормальном сгорании топлива скорость распространения пламени составляет около 30 м/с, но при детонации она значительно увеличивается и уже может достигать 2 000 м/с. Такие нагрузки на цилиндры и поршневую группу могут привести к серьезной поломке уже через 5-6 тысяч километров пробега. Для предупреждения и контроля этого явления используется датчик детонации.
Нормальное сгорание топлива и сгорание с детонацией