Что лучше зимой тосол или антифриз
Что лучше тосол или антифриз, в чем разница и как определить?
В этой статье мы хотели рассказать вам о извечном вопросе: «Что такое тосол и антифриз и можно ли их смешивать между собою? Эта статья будет полезна для всех, кто еще до сих пор не разобрался в этом вопросе. Если вы являетесь экспертом, то эта статья не для Вас.
В интернете можно найти очень много роликов, в которых при смешивании тосола и антифриза образуется очень много пены и она прям заливает всю посудину и начинает извергаться из нее.
Но не многие знают, что это все фейк. Этим промышляют автоблогеры для получения заветных просмотров и подписчиков. К сожалению, мало кто знает, что на самом деле при смешивании тосола и антифриза практически ничего не происходит, по крайней мере видимого человеческому взгляду.
Дочитав статью до конца вы сможете наконец-то определиться в том, что же лучше тосол или антифриз?
В сети можно найти большое количество статей, которые хвалят только тосол, и такое же количество — антифриз. Но давайте все же разберемся в этом вопросе. Уйдем немного в теорию, не будем называть такие понятия как тосол или антифриз, а назовем это все просто охлаждающая жидкость.
Охлаждающая жидкость в базовой основе состоит из этиленгликоля, воды, красителя и присадок. Базовая основа может быть этиленгликоль и в современных антифризах пропиленгликоль, соответственно дистиллированная вода, для того чтобы размешать до нужной концентрации, краситель.
Сам по себе этиленгликоль прозрачного цвета, краситель нужен лишь для того, чтобы распознать какой марки охлаждающая жидкость и пакет присадок. Вот в пакете присадок — вся соль. Пакет присадок выполняет функции анти вспенивание, антикоррозийную и смазывающую.
Также данная статья поможет разобраться в чем разница между тосолом и антифризом.
Обзор антифризов.
Тосол.
Самый распространенный на территории бывшего СССР антифриз. В продаже встречается двух марок А-40(зеленый) и А-65(красный). В названии тосола цифра обозначает температуру начала замерзания.
При покупке цвет тосола будет отличаться и станет зеленым или красным после 400-600 часов работы, но класс жидкости от этого не измениться =).
Тосол относиться к традиционным антифризам.
Преимущества – низкая цена, распространенность, низкий риск подделки при покупке у проверенных производителей.
Недостатки – после 105 градусов плохо защищает алюминий от электрохимической коррозии.
Срок службы жидкости 3 года.
Антифриз G11.
Наш тосол относиться именно к этому классу жидкостей. В составе антифриза G11 используется этиленгликоль, с небольшим пакетом антикоррозийных и антикавитационных присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Антикоррозийная пленка создается на всех внутренних поверхностях системы охлаждения.
Срок службы жидкости 3 года.
Антифриз G12.
В составе антифриза G12 используются этиленгликоль и карбоксилатные соединения. Антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза значительно лучше, чем у G11. Этот антифриз подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета присадок, антифризы этого класса дороже. За этим классом зафиксировали красный цвет.
Срок службы жидкости 5 лет.
Антифриз G13.
В его составе используется полипропиленгликоль. Это куда более экологичный продукт (не ядовитый, значительно быстрее разлагается). По характеристикам это полный аналог G12, но для повернутых на голову на экологии Европейцев.
Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Это самый подделываемый класс охлаждающих жидкостей!
Срок службы жидкости 5 лет.
Внимание! Цвет не всегда соответствует типу антифриза, особенно у Российских производителей. Кроме цвета, обязательно, смотрите маркировку (G11, G12, G13).
Выводы:
- Тосол это классический антифриз
- Антифризы различаются по классам и смешивать их нежелательно
- Если производитель не экономил на компонентах антифриз безопасен для двигателя
- Срок службы антифриза 3-5 лет.
- В Условиях РФ лучше использовать то, что реже подделывают и что лучше распространено.
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос – «антифриз или тосол, что лучше использовать?», но если у вас есть вопросы или дополнения, пожалуйста, пишите их в комментарии….
Технические отличия, классификация охладителей
Фактически, производители антифриза разных стран имеют собственные стандарты производства жидкостей по примеру отечественного ГОСТа.
Чтобы упорядочить эту систему, было принято решение использовать классификацию охладителей концерна Volkswagen, согласно которой жидкости делятся на такие классы:
- G11 – для производства используется традиционная или силикатная технология. Такие антифризы включают комбинации органических соединений, таких как нитраты, нитриты, фосфаты, амины. Они препятствуют возникновению коррозии, эффективно защищают систему от негативного воздействия и разрушения. Этот класс обозначается: Traditional coolants, G11, Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology).
G12 – в производстве применяются органические кислоты – карбоновые соединения. Их отличие от предыдущего класса – очаговое действие на отдельные участки. Данная технология считается более прогрессивной. Этот класс жидкостей имеет увеличенный срок эксплуатации 3–5 лет, обозначаются G12, Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology).
G12+ – гибридные составы, содержащие органические и неорганические соединения. Причем для разных рынков присуща определенная специфика. Например, европейские производители используют силикаты, японские применяют фосфаты, а американцы — нитриты. На емкостях этот класс обозначается Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
G12++ – этот класс антифризов начал выпускаться в 2008 году. Он отличается составом, в который входят органические элементы (основа) и минеральные соединения, обозначается Lobrid coolants, SOAT coolants.
Исходя из вышеописанного, антифризы можно разделить на минеральные G11 (к ним относится тосол), органические G12, G12+, лобридные G12++, G13 – экологичные составы нового поколения.
Также составы подразделяются по таким параметрам:
- температура кипения и замерзания;
Тосол относится к классу минеральных охладителей, его средний срок эксплуатации составляет 2 года или 50 000 км пробега. Он разработан для автомобилей отечественного производства.
Внимание! Градации охладителей по цветам не существует, от этого не зависят их защитные характеристики.
Изначально все классы жидкостей прозрачные, красители в них добавляют для того, чтобы люди, работающие на СТО, а также владельцы автомобилей могли их отличать от других составов и определять рабочий температурный диапазон.
Также нужно знать, что основа у всех охладителей одна. Она состоит из:
дистиллированная вода до 5–7%;
Этиленгликогель – это двухсоставный спирт, имеющий маслянистую структуру и температуру кипения +200 и замерзания -12 градусов по Цельсию. То есть, отличаются составы только присадками.
Сравнение охлаждающих жидкостей
Зная главные признаки дифференциации, можем перейти к непосредственному сравнению антифризов и Тосола для определения, что лучше залить в машину.
Тосол и антифриз стандарта G11
Эти вещества практически идентичны. Тосолы отечественного производства — это G11 в Европе. По общему правилу антифриз данного стандарта изготовители окрашивают в зеленый цвет.
Положительным качеством антифриза G11 и Тосола является их способность создавать пленку, которая предотвращает прогрессирование коррозии.
К минусам обеих жидкостей можно отнести то, что требуется полная замена этих хладагентов один раз в два года. Если не придерживаться данного правила, то сухой осадок забьет патрубки, а это грозит отказом системы охлаждения и «закипанием» двигателя. Кроме этого, у них плохая теплоотдача. В результате мотор больше греется в летнее время суток.
Тосол и антифриз стандарта G12
Основной состав этого антифриза и Тосола идентичен. Различие лишь в присадке органического происхождения — карбоновой кислоте, которая содержится в антифризе. Благодаря присутствию такой добавки защитная пленка не создается по всей системе, а только там, где образовалась ржавчина, в результате возрастает теплоотдача.
Следовательно, преимуществом в пользу антифриза является улучшенное охлаждение системы и увеличение ее срока службы за счет присадок, входящих в состав жидкости.
Тосол и антифриз стандарта G13
Основной состав хладагента этого класса кардинально отличается от Тосола и антифризов других стандартов. Дело в том, что жидкость изготовлена на пропиленгликолевой основе. А это говорит о ее экологичности и безвредности. Кроме того, данный антифриз создает тончайшую защитную пленку в системе, которая не препятствует охлаждению, обеспечивая отличную теплоотдачу и сохранность от коррозии. Чего нельзя сказать о Тосоле.
Эффективность охлаждения
Тосол в своем составе содержит химическую присадку. Главное ее предназначение — это формирование специального слоя на внутренней стороне патрубков. Из плюсов можно выделить защиту от коррозии. Но не все так хорошо. Толстая пленка значительно ухудшает теплоотвод, а в результате лучше греет двигатель. Как вывод — рабочая температура мотора растет, а вместе с ней и расход топлива. Это приводит к быстрому износу двигателя и его капитальному ремонту.
Некоторые классы антифриза, в свою очередь, лучше охлаждают, так как образуют защитный слой только в местах, где образовалась коррозия. Или создают тонкую пленку, которая не препятствует теплоотдаче.
Срок эксплуатации ОЖ
Из-за того, что не существует датчиков, которые могут сообщить о состоянии охлаждающей жидкости, необходимо следить за рядом показателей.
К ним относятся:
- количество километров, которое движок прошел на новом хладагенте;
- свойства жидкости;
- марка и модель авто;
- качество работы системы в целом.
Следить за этими параметрами не составляет труда. Каждый водитель знает, на что способен его автомобиль. Поэтому если вы заметили ухудшение показателей, то необходимо сменить всю охлаждающую жидкость. Как правило, Тосола хватает на 20 тысяч километров пробега, а антифриза на 10 тысяч.
Взаимодействие с металлами
Тосол значительно уменьшит срок эксплуатации радиатора. Дело в том, что в составе отсутствуют активные вещества, которые защищают алюминий. Также образование конденсата не имеет полезных свойств, наоборот, вредит.
Антифриз содержит активные присадки, которые защищают металл от коррозии, чем обеспечивают более длительный срок эксплуатации системы в целом.
Стабильность состава и свойств
Силикатные вещества, которые входят в основу Тосола, со временем могут принимать гелеобразную форму. Это свойство имеет неприятные последствия, так как мешает свободному и быстрому циркулированию жидкости. Если речь идет о фосфатах, то при большом количестве циклов нагревания и охлаждения образуется осадок. Гелеобразное состояние и отложения забивают радиатор, что мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя.
Вещества, которые используются в антифризах, не имеют таких негативных качеств.
Срок эксплуатации помпы
Главной причиной поломки помпы служит кавитация. Этот процесс является основным врагом любого металла, по которому с большой скоростью движется жидкость. Пузырьки газа, образующиеся в хладагенте, схлопываются и ударной волной бьют по поверхности лопастей помпы. Чем приводят к неисправностям и значительно уменьшают срок ее эксплуатации.
Не изобретена еще охлаждающая жидкость, которая могла бы химическим образом сохранить лопасти от повреждений. Но антифриз, имеющий направленную защиту, способен уменьшить вредное влияние и увеличить срок эксплуатации водяного насоса более чем на 50%.
Радиатор
Мы уже знаем, что в состав Тосола входят различные силикаты, которые со временем могут принимать гелеобразную форму, чем затрудняют перемещение хладагента на достаточной скорости. Фосфаты при большом количестве циклов нагрева-охлаждения образуют опасный для алюминиевых деталей осадок. Все это пагубно влияет на систему охлаждения, так как в результате засоряется термостат или отложения оседают в радиаторе. Если такое случится, то система охлаждения не сможет эффективно остужать двигатель, в результате чего возникнет перегрев, а в худшем случае — потребность в дорогостоящем ремонте.
Пластиковые элементы
В системе охлаждения автомобилей помимо металлических элементов активно применяются изделия из пластика, резины, эластомера. Проведенные исследования показали, что как Тосол, так и антифриз абсолютно безвредны и не вступают в реакцию с пластиком или резиной.
Высокие температуры
Высокие температуры негативно влияют на силовую установку. Для того чтобы двигатель работал в оптимальном диапазоне температур, необходима система охлаждения. Однако Тосол теряет почти всю полезность при температуре мотора свыше 105°C. Антифриз же способен охлаждать двигатель до 135°C.
Влияние на экологию
Антифриз из-за большого срока эксплуатации подлежит редкой замене. Что пропорционально сказывается на количестве жидкости, которая идет на утилизацию. Еще одним плюсом относительно Тосола является меньший объем вредных веществ, загрязняющих окружающую среду.
ТОСОЛ или красный антифриз «G12» и «G12+»
Здесь различие более существенные. Так уж сложилось, что в 80% случаев G12 окрашивают в красный цвет, этим показывается различие характеристик с G11.
Опять же есть общая составляющая – этиленгликоль + вода, но есть и более технологически совершенные присадки.
У G12 – строение намного отличается от своих менее технологичных собратьев. И дело тут в органических присадках. То есть у G12 – не химические присадки, а именно органические. Здесь применяется карбоновая кислота.
Как все это работает – да очень просто, кислота не обволакивает стенки патрубков и радиаторов, благодаря чему охлаждение улучшается на 20 – 25% (что просто спасение для высокотемпературных двигателей), то есть нет пленки в несколько микрон. Такие присадки начинают работать только тогда, когда появляется ржавчина внутри. Она практически мгновенно локализуется карбоновой кислотой. Кстати и ездить с «красным» антифризом можно от 3 до 4 лет.
Плюсы:
- Лучшее охлаждение
- Больший срок службы
Минусы:
- Нет защиты, до появления очагов ржавчины.
Если констатировать факты – то этот антифриз немного лучше тосола, хотя бы из-за того что работает дольше и охлаждение машины лучше. Его можно применять в наших ВАЗ.
Виды тосола
Для понимания того, какой тосол лучше заливать в двигатель вашего авто, необходимо знать виды охлаждающей жидкости. Каждая машина (в том числе ВАЗ) имеет минимальные требования к виду охлаждающей жидкости – это могут быть как температурные характеристики, так и ограничение по количеству присадок. Присадки могут быть температурными, антикоррозийными и т.д. Излишки присадок могут негативно сказаться на качестве теплоотдачи антифриза. Основу всегда составляет этиленгликоль, который разбавляется в зависимости от марки. Цвет тосола, как правило, говорит о диапазоне температур, в которых допускается эксплуатация.
Не забывайте выполнять замену охлаждающей жидкости каждые 2 года или каждые 60 тысяч км пробега.
Как и когда произошла такая путаница?
Те, кто жил при «Советах» помнят первые авто и то, что в их систему охлаждения заливали воду, которая на морозе замерзала, а в жару закипала. Со временем в сильные морозы в нее стали добавлять этиленгликоль, который препятствовал кристаллизации и не позволял замерзать, отсюда и название — «Anti Freeze» — против замерзания. Если жидкость замерзала, радиатор могло просто разорвать, кроме того двигатель без охлаждения долго не проработает. Кроме всего прочего, обычная вода вредна для металлических деталей, она способствует возникновению коррозии, которая со временем выедала дыры в корпусе системы охлаждения. Двигателя тогда были чугунные и коррозия была самым страшным, что могло произойти с мотором. Поэтому добавление этиленгликоля, который снижал вероятность возникновения коррозии, казалось спасительным для всех машин решением. Так на свет появился первый в мире антифриз, который не замерзал и позволял мотору работать в любой мороз.
Более современные авто принесли новые проблемы. Циркуляция нагретой ОЖ по новым, более хрупким системам охлаждения просто проедала металл, и оставляла «язвы» на металлических поверхностях. Институтом «ГосНИИОХТ» был придуман выход из положения, они изобрели идеальный по тем временам состав охлаждающей жидкости, который не давал шансов коррозии. В состав этого антифриза вошли различные добавки и неорганические соли, которые образовывали на металлических поверхностях слой, и таким образом защищали от этиленгликоля.
Состав современных охлаждающих жидкостей
В основе всех жидкостей, применяемых для заправки системы охлаждения автомобиля, используются спирты. В старых машинах, где блок цилиндров изготавливался из чугуна, а радиаторы из латуни водный раствор спирта применялся практически без присадок, поскольку не оказывал вредного воздействия на металл. С появлением современных двигателей возникла проблема: нагретый антифриз быстро разрушал стенки каналов охлаждения. Для борьбы с этим бедствием в состав жидкости были добавлены различные присадки, повышающие антикоррозионные свойства антифриза.
В зависимости от вида применяемых добавок антифризы делятся на две группы: силикатные и карбоксилатные.
- В первых используются присадки на основе неорганических кислот (такие жидкости обычно окрашиваются в зеленый или синий цвет, хотя строгого правила не существует);
- во вторых – соли органических кислот (карбонаты), цвет этих жидкостей обычно красный.
Действие присадок заключается в том, что на поверхности металла, контактирующего с охлаждающей жидкостью, образуется тонкий слой, устойчивый к коррозии, надежно защищающий циркуляционные каналы от разрушения. Разница заключается в том, что неорганические соли накапливаются и в итоге забивают каналы. По этой причине не одна тысяча радиаторов была отправлена на свалку.
Карбоксилатные антифризы лишены этого недостатка – ингибиторы коррозии, входящие в их состав, адсорбируются только в местах ее появления, не забивая систему охлаждения. Помимо более щадящего воздействия на систему охлаждения, жидкости данного вида имеют намного более продолжительный срок эксплуатации, и если силикатный антифриз, к коим относится и тосол, потеряет свои свойства через 60 тысяч, о чем свидетельствует изменение его цвета, то качественные карбоксилатные антифризы сохраняют свои эксплуатационные качество до 250 тысяч км пробега.
Смешивание жидкостей
При одновременном использовании продуктов одного класса, но, разного цвета, их температура кипения и закипания будут примерно одинаковыми. Но при нагревании новой смеси появятся небольшие твердые частицы. И как будет вести себя новообразованное вещество, ответить сложно.
Итак, какой вывод мы можем сделать? Если у вас современный новый автомобиль, лучше использовать антифриз, ну а если вы обладатель отечественной марки авто, тосол отлично справится со своим заданием.