Что ломается в рулевой рейке
Ремонт рулевой рейки своими руками
Выход из строя рулевой рейки – кошмарный сон любого автовладельца. Ведь устранение этого дефекта стребует серьезного приложения рук и средств, а также необходимость оставаться какое-то время без своего «железного коня». Следовательно, чтобы минимизировать последствия, нужно уметь распознать признаки надвигающегося ремонта и обладать хотя бы общим представлением о возможных поломках рейки. Кроме того, необходимо выяснить, насколько же целесообразен ремонт рулевой рейки своими руками, а также раскрыть аспект профилактических мер.
А точно ли сломалась рейка — как диагностировать неполадку?
Нередко на СТО приезжают автомобилисты с жалобами на механизм рулевой рейки. Но в процессе диагностики мастера выясняют, что виновниками стуков и неприятностей являются иные механизмы. Это могут быть опорные подшипники, шаровая опора, рулевые тяги и наконечники, рычаги подвески и прочие механизмы ходовой части. Чтобы убедиться в том, что рейка сломалась, стоит провести небольшие эксперименты еще до поездки на станцию обслуживания:
- на заглушенном автомобиле откройте водительскую дверь, откройте капот, станьте возле левого крыла и одной рукой подергайте руль от упора до упора — послушайте характерные стуки;
- далее сядьте в автомобиль, закройте дверь, снова подергайте руль двумя руками и ощутите, отдают ли данные стуки непосредственно в рулевое колесо, синхронны ли они с отдачей;
- заведите автомобиль, проверните рулевое колесо до упора вправо, затем медленно проворачивайте до упора влево — оцените стуки на крайних положениях руля и в момент смены усилий;
- проедьтесь по неровной дороге с мелкими ямками — стуки подвески отдают в руль или существуют отдельно, это поможет определить псевдо поломки рейки и спасет ваш кошелек от затрат;
- на яме или эстакаде внимательно осмотрите сам механизм рулевой рейки, нет ли на нем подтеков жидкости, открученных креплений, подергайте руками рулевые тяги на предмет люфта.
Если стуки существуют сами по себе, в руль не отдают, то поломка связана не с рейкой. В случае, если нет стуков на крайних положениях упора рулевого колеса, это также вряд ли виновата рейка. Но самостоятельная диагностика очень ограничена. Проблема в том, что после приезда на СТО и жалоб на рулевой механизм вам практически сразу скажут, что это именно рейка и начнут ее активно диагностировать и ремонтировать. Так как услуга эта очень дорогая, на станциях любят ее предоставлять.
Неисправности, диагностика и ремонт рейки рулевой
Как уже было сказано выше, есть три основных вида рулевых реек:
- механическая;
- гидравлическая;
- электрическая;
Также можно выделить комбинированные системы, однако подобные решения не так широко распространены и обычно встречаются на дорогих авто высокого класса. Так или иначе, существуют как общие неполадки для всех типов, так и поломки, зависящие от конкретного вида рулевой рейки.
В любом случае, нужно помнить, что рулевая рейка является далеко не самым дешевым узлом. По этой причине при появлении малейших признаков неисправности нужна диагностика рулевой рейки, после чего принимается решение о ремонте или замене узла.
На проблему укажет снижение уровня рабочей жидкости (масла) в бачке системы с гидроусилителем или электрогидроусилителем. Если же течи масла нет, тогда основными признаками неполадок рейки принято считать:
- явное изменение усилия на руле (обычно в сторону утяжеления);
- руль крутится рывками, толчками, усилие неравномерно;
- в определенных точках руль «клинит» (рейку закусывает);
- при проезде неровностей слышен стук, появилось биение руля;
- имеют место заметные люфты рулевой колонки;
При появлении даже одного из указанных симптомов нужна диагностика. Для проверки на конкретном авто нужно, как минимум, поднять машину на подъемнике, осмотреть рейку и пыльники на предмет повреждений корпуса, трещин, течей масла.
Также нужно оценить люфты в области рулевых тяг, на рулевой колонке, отдельно проверяется усилие на руле и т.д. Если система сложная (особенно с ЭУР и комбинированными решениями), отдельное внимание уделяется электронике, датчикам, сервомеханизмам (часто необходима компьютерная диагностика).
При этом следует помнить, что затягивать с проверкой рейки нельзя. Дело в том, что даже малейшая неисправность будет прогрессировать, а эксплуатация авто с неисправным рулевым управлением небезопасна и может стать причиной ДТП.
В случае, когда выявлено, что неисправна рулевая рейка, ремонт часто бывает возможен. Для этого необходимо приобрести ремкомплект рулевой рейки. Как правило, ремкомплект на рулевую рейку предполагает возможность замены ряда комплектующих в рамках переборки данного узла.
Зачастую, в таком комплекте есть пыльники, сальники и уплотнительные кольца, а также подшипники, опорные втулки и втулки скольжения, пружины и т.д. Такие детали позволяют восстановить работоспособность рулевой рейки без необходимости полной замены узла.
Однако, это решение подходит только для реек, которые изношены естественным путем. Если рейка повреждена (разбита), вал поражен коррозией, имеются проблемы с золотниковым механизмом и т.д, в такой ситуации нужна или полная реставрация рулевой рейки, или замена на новый узел. Как правило, второй вариант предпочтительнее, но получается заметно дороже.
В свою очередь, реставрация рейки рулевой предполагает шлифовку зубчатого вала, восстановление зубьев, изготовление втулок и сальников под новые размеры, пескоструйную обработку корпуса рейки и т.д. Качество работы и надежность такого узла напрямую будет зависеть от опыта и квалификации специалиста, выполняющего ремонт.
Выбираем правильного мастера
Хороший мастер это залог долгого срока службы ремонтной рейки. Не стоит заезжать к непроверенным ребятам, которые вроде бы ремонтировали, а вроде бы и нет! Даже с качественными запчастями нет никакой гарантии, что рейка прослужит долго, после их ремонта.
Желательно ехать на сертифицированные СТО, либо к тем, кто классифицируется на ремонте только реек. Как правило, в больших городах найдется около десятка таких фирм.
ОБЯЗАТЕЛЬНО! Спрашиваем гарантию на работы перед ремонтом, если не дают, или дают на неделю – две, то просто отказываемся! Гарантия должна быть как минимум 6 месяцев, а лучше больше. НА серьезных станциях вам и ремкомплекты предложат, с которыми они уже давно работают.
СКАЖУ ТАК – от правильного мастера зависит долговечность работы вашего узла, ведь если поставить не так даже один сальник, то рейка начнет течь уже через несколько дней. Так что не видитесь на кустарные работы, вылезет боком.
Что делать, если стучит, бежит и закусывает?
Если вам поставили диагноз «течь рулевой рейки» (тьфу-тьфу-тьфу), то есть три варианта выхода:
Вариант № 1. Покупка новой рулевой рейки.
Правильное и разумное решение, я бы то же себе купила, но… цена новой рейки, как правило, составляет половину стоимости автомобиля. По крайней мере, моего – право слово, наверное, запчасти для «Боинга» дешевле!
Вариант №2. Покупка рулевой рейки б/у на разборке.
Дешевле намного, но это «кот в мешке». Гарантию на бу рейки дают только до ворот сервиса или – обменять агрегат в течение одного-двух дней. Если купленный агрегат вас чем-то не устроил, то повторный монтаж/демонтаж, а также масло вы будете оплачивать из собственного кармана. Не люблю я эти неопределенности.
Вариант № 3. Ремонт рулевой рейки.
Рейка очень хорошо поддается ремонту: мы ее полностью разбираем, оцениваем целостность корпуса механизма и вала, уплотнительных колец и сальников, которые меняем на новые. После ремонта рулевая рейка получает ГОД гарантии от нас. И можно заново – бордюры, трамвайные пути, буксовать, – ни в чем себе не отказывайте.
Конкретные цифры этих трех вариантов я привела на свой автомобиль, Мурано PNZ50.
Если у вас все хорошо с рейкой – я рада, это затратный ремонт. Зато вы, как минимум, знаете, как не допустить течи, стука и закусывания.
Можете переслать это письмо другу или подруге – нам хлеб и вам сливки.
Если вас одолевают смутные сомнения – а все ли в порядке с вашей рулевой рейкой? – я приглашаю вас на бесплатную диагностику.
Как «продлить жизнь» рулевой рейке
Как упоминалось ранее, обычно рулевой редуктор ломается на неровных дорогах. При заезде на препятствие шофер обычно давит на педаль акселератора и одновременно выкручивает рулевое колесо. Это существенно усиливает нагрузку на рулевой рейку, а из-за этого быстрее изнашивается насос гидроусилителя. Для максимальной защиты узла от поломок на трамвайных рельсах, ямах и ухабах притормаживайте и проезжайте препятствия на очень низкой скорости.
К повреждениям рулевого редуктора может привести неправильное пользование автомашиной в холодное время года. Чтобы отсрочить время полной амортизации этого механизма, после прогрева мотора приведите в движение руль плавными усилиями. Тогда масло в ГУР успеет разогреться до начала движения.
А еще во время передвижения по проселочным дорогам в узел попадает пыль и грязь, а при ненастье – также и вода с абразивными веществами. Поэтому всегда следите за тем, чтобы пыльники были в хорошем состоянии, и при обнаружении малейшего дефекта меняйте их на новые.
Видео про быструю диагностику рулевой рейки:
Описание работ по диагностике и ремонту рулевой рейки своими руками: стоимость ремонта в сервисе, процесс работы. Видео про быструю диагностику рулевой рейки.
Гарантированный ремонт рулевой электрорейки
Чтобы быть уверенным в качестве ремонта рассматриваемого нами агрегата, необходимо, прежде всего, правильно выбрать организацию, которой вы поручите это дело. Ремонт электрической рейки в Москве осуществляют много автосервисов, но далеко не все из них могут гарантировать качество результата. Чтобы ремонт был по-настоящему успешным, а его результат долговечным, необходимо несколько условий:
- наличие на СТО необходимого оборудования;
- наличие высококвалифицированных специалистов;
- наличие необходимых для ремонта запчастей. Причем, либо оригинального производства, либо их выпущенных по лицензии и под контролем производителя самого ЭУР аналогов.
В нашем автосервисе все эти три условия соблюдаются неукоснительно. Ремонт электро рулевых реек в Москве – основная наша специализация. Поэтому мы предоставляем нашим клиентам долгосрочную гарантию как на приобретенные у нас запчасти, так и на все виды ремонтных работ.
Демонтаж рулевой рейки
Для проведения ремонта данной системы в автомобилях Тойота своими руками в первую очередь следует позаботиться о необходимом наборе инструментов и условиях работы. Лежа под машиной во дворе, это сделать очень трудно, если вообще возможно. Что необходимо сделать:
- Из бачка гидроусилителя руля сливается специальная жидкость.
- Откручиваются гайки крепления тяг.
- Выпрессовываются наконечники тяг. Для этого потребуется специальный инструмент, который позволяет быстро и без особых усилий снять этот узел управления.
- От корпуса открепляется передний мост. В распространенных моделях Тойота, например, в Вангуард, Ими, Премио и Виш, это десять болтов с размером шляпки «19» и пять гаек на «17».
- Чтобы полностью демонтировать рейку, необходимо отсоединить коллектор. Для этого откручивается два болта на «12».
- Демонтируется защитный щит рулевого управления, который защищает устройство от механических повреждений во время движения.
- От рулевой рейки отсоединяется рулевая крестовина.
- Отсоединяются трубопроводы гидроусилителя. Важно пометить, какой из них вводной, а какой отводной, чтобы не перепутать во время обратной сборки. Лучше всего сначала открутить верхнее крепление этих шлангов.
- Рейка освобождена, и теперь ее необходимо извлечь. Для этого она сначала сдвигается влево, что позволяет вывести рулевую тягу вниз. Затем весь узел сдвигается вправо и извлекается со своего посадочного места. Для полного демонтажа механизм опускается вниз.
Предупредительные меры
Вечного, как известно, не существует. Поэтому любая запчасть однажды отправляется в утиль. Однако, можно продлить эксплуатационные характеристики, не допуская поломок и соблюдая простые правила по содержанию механизмов в порядке. Опытные автомобилисты в данном деле рекомендуют проверять регулярно пыльники, вовремя их менять. Таким образом можно предотвратить проникновение пыльных частиц, жидкости в устройство.
Зимой, перед тем, как стартануть, плавно прокрутите рулевое колесо, позволяя маслу поступить ко всем узлам. Также необходимо удержать не более пяти секунд рулевое колесо. О выбоинах можно не напоминать, но лучше лишний раз объехать такой участок дороги. Всегда стоит снижать скорость перед лежачими полицейскими.
Старайтесь не допускать сильных ударов при езде по неровным поверхностям. Аккуратность вождения — залог безопасного, комфортного управления своим авто.