Чем промыть систему охлаждения двигателя от герметика
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Система охлаждения —важнейший элемент двигателя, от ее состояния напрямую зависит общая эксплуатационная характеристика и долговечность ДВС. Почему же так важно промывать систему охлаждения? Потому что вне зависимости от того, залита в нее вода или тосол, внутри каналов рубашки охлаждения собирается ржавчина, накипь и другие отложения.
Они не перекрывают каналы и патрубки полностью, но с течением времени начинает ухудшаться теплоотдача, двигатель может перегреться. А это чревато весьма дорогостоящим капитальным ремонтом.
Перегрев губительно воздействует на все детали автомобильного двигателя, поэтому водителю необходимо делать все, чтобы не допускать его. Имея детальную информацию о том, как промыть систему охлаждения автомобиля, можно обеспечить надежное функционирование всех механизмов, омываемых антифризом.
Подготовка раствора для промывки
Промывать систему охлаждения двигателя целесообразно при каждой замене антифриза, особенно если слитая жидкость содержит загрязнения, ржавчину, масло, шлаки, добавки, применяемые для ремонта течей, или что-то другое. Если систему не промывать, то это сделает новый антифриз, который смоет нечистоты и отложения и впитает их в себя. Впоследствии грязь будет переноситься в другие места и оседать в каналах радиаторов.
В том же случае, когда антифриз прозрачен и не имеет осадка, а хозяин машины собирается залить в точности такой же продукт, на промывку системы время можно не тратить.
Однако нельзя смешивать антифризы разных производителей. В результате взаимодействия химических веществ могут начаться опасные реакции, способные спровоцировать разрушение алюминия головки блока цилиндров или иных материалов системы охлаждения.
Промывка осуществляется чистой дистиллированной водой, купленной в специализированном магазине. Хотя целесообразно не заливать воду, а приготовить раствор, в котором будет 80% дистиллированной воды и 20% антифриза, что позволяет увеличить срок службы новой охлаждающей жидкости.
Делать раствор необходимо по той причине, что в течение первых дней работы, значительное количество присадок в антифризе осаждается внутри системы охлаждения, на ее трубках и иных поверхностях, из-за чего характеристики охлаждающей жидкости немного снижаются. Поэтому лучше выполнить эту операцию во время промывки, чем портить уже рабочий антифриз.
Как промыть систему – 3 доступных способа
Без применения специализированного оборудования вы можете сделать промывку такими способами:
- местная очистка радиаторов;
- простое промывание труб и отопительных приборов водопроводной водой;
- химическая (иначе – гидрохимическая) прочистка трубопроводов отопления.
Справка. Централизованные сети теплоснабжения многоквартирных домов промывают гидропневматическим методом. К элеваторному узлу, расположенному в тепловом пункте, подключается мощный компрессор. Через батареи и трубы всех квартир прокачивается смесь воды с воздухом, отрывающая частицы твердых отложений, а тем более ил. Дальше грязь сбрасывается в канализацию.
У большинства домовладельцев нет компрессорных установок. Вдобавок понадобится смесительная камера и опыт выполнения подобных мероприятий, иначе вы рискуете нарушить герметичность стыков. Значит, гидропневматический способ малопригоден для самостоятельной промывки системы. Мы рекомендуем начать с очищения нерабочих батарей.
Прочистка радиаторов
Выявить проблемную батарею довольно просто – при работающем отоплении ощупать всю поверхность рукой либо измерить температуру в разных точках контактным/бесконтактным термометром, а потом сравнить с температурой подающей линии. Если секции прогреваются неравномерно, промываем радиатор.
В квартире с централизованным отоплением промывка батареи делается так:
- Перекрываем отсекающие краны на подводках к отопительному прибору. Газовым ключом откручиваем верхнюю пробку с краном Маевского, подставляем таз, сливаем часть теплоносителя.
- Аккуратно приоткрываем кран на подающей подводке, чтобы давлением воды из радиатора выкинуло мусор. Само собой, держим под струей таз. Когда пойдет светлый теплоноситель, перекрываем вентиль, ставим пробку на место.
- Аналогично повторяем перечисленные манипуляции с нижней заглушкой. После промывания закручиваем пробку, открываем оба крана, стравливаем воздух.
Описанная технология применима в частных домах с автоматической подпиткой отопления от водопровода. Только перед промывкой лучше перекрыть вентили у котла и расширительного бачка. В остальных случаях нужно снимать радиатор и мыть отдельно. Подключение к отопительной сети шланга от холодного водоснабжения – вариант рискованный, при подаче воды «на закрытую задвижку» высокое давление 3…6 Бар может нарушить герметичность системы.
Отсоединение батареи дает 1 плюс – возможность заглянуть внутрь подводящих труб. Увидев там отложения, закрывающие 1/3 либо половину проходного сечения, легко решиться на дальнейшую промывку всех трубопроводов отопления.
На фото слева – извлечение ила из чугунного радиатора, справа – горизонтальная подводка, забитая осадком
Примечание. В открытой системе имеем расширительный бак, сообщающийся с атмосферой. Если нет возможности отсечь емкость краном, то промыть батарею через подпитку не получится, вода попрет через верх и начнет топить дом.
Чугунные радиаторы, отслужившие более 10 лет, однозначно придется снимать и очищать какой-нибудь химией, например, раствором каустической соды (смотрим видео ниже). Осадок на дне каждой секции редко остается жидким, удалить его с помощью проточной воды вряд ли удастся.
Промывание проточной водой
Суть способа заключается в удалении грязи из системы с помощью большого расхода воды из сети централизованного водоснабжения. Сразу отметим недостаток данного варианта: из труб и приборов отопления удастся вымыть только жидкий ил и взвешенные частицы, путешествующие вместе с теплоносителем. Если в батареях имеются твердые отложения, то убрать их не получится.
Как производится такая гидропромывка:
- Шланг подачи воды подключаем к штуцеру подпитки. Как известно, этот патрубок врезан в нижнюю точку обратной отопительной магистрали. Шланг слива подсоединяем в разрыв подающей линии (например, вместо циркуляционного насоса или на стыке крана) и выводим в канализацию либо на участок около дома.
- Прочищаем грязевик, открываем все радиаторные краны и балансировочные вентили.
- Котел необходимо отсечь от системы с помощью кранов, он должен промываться отдельно. Не стоит прогонять всю грязь через его теплообменники, особенно это касается двухконтурных теплогенераторов.
- Открываем водопроводный вентиль, постепенно наращивая расход воды. Как вы понимаете, начинается обратная промывка, то есть, поток движется навстречу течению теплоносителя в рабочем режиме.
- Когда струя из сливного шланга станет прозрачной, перекрываем воду, меняем шланги местами и промываем отопление в другом направлении – по движению теплоносителя.
- По окончании гидравлической очистки вновь заполняем систему, запускаем котел, проверяем работу батарей и делаем балансировку.
Важный нюанс. Следует уяснить, что промывка выполняется за счет большого расхода воды через трубопроводы отопления, а не за счет сильного напора. Нельзя подавать воду «на закрытую задвижку», только через открытый сливной шланг. Отопительная сеть не рассчитана на водопроводное давление.
Систему с открытым баком нужно предварительно подготовить к проточному промыванию. Есть 2 варианта: отсечь расширительную емкость краном либо заткнуть трубку перелива. Второй способ годится для баков без верхней крышки. Если этого не сделать, вода переполнит резервуар и потечет наружу, а участок системы после него останется непромытым.
Вариант химической очистки
Это наиболее доступный способ капитальной промывки системы отопления своими руками. Для его реализации понадобится:
- насос вибрационный погружной бытовой серии, например, «Ручеек» (или подобный);
- фильтр водопроводный в виде колбы с 2–3 сменными картриджами;
- специальное средство для промывания отопительных сетей и радиаторов;
- емкость для химического раствора;
- фитинги соединительные.
Процедура выполняется в 3 этапа – предварительное удаление загрязнений проточной водой, затем сама химическая очистка, в конце – чистовая промывка. Первый и третий этап делается по вышеописанной технологии с использованием водопровода, на втором применяется погружной насос и фильтр.
Как промыть систему отопления химическим способом (2 этап):
- Приготовьте в бочке промывочный раствор, следуя инструкции на упаковке. Количество жидкости соответствует объему теплоносителя в отопительной сети плюс сама емкость. Как выбрать подходящее химическое средство, мы написали в конце статьи.
- Напорный патрубок насоса подсоедините к подаче отопления, погрузите аппарат в бочку. Фильтр ставится на сливной линии, которая направляется в ту же емкость, как показано ниже в видеоролике.
- Из штатного грязевика извлеките сеточку, заверните пустую пробку обратно. Иначе придется чистить ее каждые 10 минут.
- Включите насос, закачайте реагент в систему. Убедитесь, что раствор вытекает в бочку из сливного шланга, а протечки отсутствуют.
- Промывайте отопительные коммуникации, пока струя воды не станет светлее. Сильно загрязненные картриджи фильтра необходимо менять в процессе очистки.
- Остатки химии вымойте из радиаторной сети проточной водой (3 этап).
Напоминание. Химическая промывка должна затрагивать только трубы, радиаторы и теплые полы (при необходимости). Прокачивать реагент через котел не рекомендуется, агрегат лучше чистить отдельно. Расширительную емкость открытого типа следует отсечь от трубопроводной сети либо герметизировать.
Как промывается система загородного дома, смотрите на видео:
Периодичность процедуры
Периодичность промывки системы
Чем чаще производится прочистка системы – тем меньше в трубах и радиаторах скапливается накипь.
В соответствии с нормативными документами, эксплуатирующие службы обязаны промывать систему теплоснабжения в многоквартирных домах:
- раз в год, по окончании отопительного сезона;
- после проведения капремонта разводки отопления.
На эти сроки и условия можно ориентироваться также при эксплуатации отопления в частном доме. Если нет признаков засорения, можно проводить процедуру раз в 2 года.
Химические средства для очистки герметика
Очистить силиконовый герметик помогут специальные растворители, выбор которых зависит от состава герметизирующего средства. В строительстве преимущественно используются препараты на основе кислот, характерная особенность которых – кислый уксусный запах. Для их производства применяется 70%-й уксус или эссенция.
Смывать спиртовой герметик рекомендуется техническим или питьевым спиртом. Почистить поверхности от оксидных и амидных составов поможет «Уайт-спирит», ацетон, бензин, керосин, сольвентом или другие растворители, которые есть под рукой.
Химические составы обеспечивают размягчение герметика, что значительно облегчает механическую очистку поверхности и делает ее более безопасной. Дабы добиться максимального эффекта следует применять эти методы в комплексе.
Также можно воспользоваться специальными средствами для удаления силикона, которые эффективно справляются с проблемой на разных поверхностях, не оставляя царапин и прочих повреждений. Кроме того, они безопасны для людей и не оказывают негативного воздействия на кожу. К известным средствам относится «Пента-840», Silicon-Entferner, Dow Corning OS-2 и др.
Как отмыть герметик с пластика?
На пластик герметик попадает обычно, когда заделываются щели между окном и подоконником или во время починки душевой кабины, пластиковых полок и т. д. Грязь в данном случае портит весь внешний вид поверхности, поэтому его рекомендуется счистить. Но чем удалить силиконовый герметик с пластика?
Благодаря тому, что сцепление силикона с пластиком плохое, удалить такое загрязнение не трудно. Для этого достаточно нанести немного растворителя (например, «Dow Corning OS-2») и подождать от 10 минут до часа, в зависимости от типа средства. Остатки вытирают простой тряпкой.
Особенности проведения процедуры очистки системы охлаждения
Как предотвратить появление неисправностей в системе охлаждения?
Для этого следует соблюдать всего 3 правила:
- Нужно всегда внимательно следить за цветом тосола, когда происходит его слив. Если он имеет тёмный оттенок, то это свидетельствует о наличии загрязнения системы.
- Ни в коем случае не стоит злоупотреблять частичной доливкой жидкости для охлаждения. Лучшим решением будет произвести полную замену отработанной жидкости. Это снизит вероятность возникновения какой-либо проблемы.
- Одна порция антифриза не должна использоваться более 2-х лет.
Как часто нужно делать чистку?
Радиатор охлаждения двигателя, АКПП, конденсатор кондиционера интеркулер рекомендуется профилактически промывать раз в 1-2 года или каждые 30-50 тыс. км. Периодичность очистки зависит от условий эксплуатации автомобиля. При езде по грунтовым дорогам и частым выезды на бездорожье мыть теплообменники нужно как минимум вдвое чаще.
Последствия игнорирования периодической наружной чистки радиатора:
- потеря мощности на авто с турбонаддувом. Загрязненный интеркулер повышает температуру воздуха на впуске, из-за чего снижается плотность. В цилиндры попадает меньше кислорода, а из-за большей температуры ухудшается охлаждение стенок цилиндра, камеры сгорания и поршней. На бензиновых турбированных ДВС при повышении температуры воздуха во впускном тракте возрастает риск детонации;
- плохо работает кондиционер;
- перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями;
- пинки, толчки и задержки при переключениях.
Любителям покорять бездорожье на авто с АКПП, вариатором следить за чистотой радиатора коробки передач нужно с особым пристрастием. Часто причина толчков, подергиваний, запоздалого переключения и ускоренного износа пакетов фрикционов именно в перегреве автоматической КПП.
Можно ли помыть без снятия?
Чистка радиатора снаружи без снятия малоэффективна. Грязь, песок и мелкие камни закупоривают лицевую часть теплообменника, попутно загибая при этом соты. Чтобы протолкнуть эти грязевые пробки, необходимо их сначала размягчить, после чего под прямым углом напором воды под давлением пытаться вытолкнуть наружу. Это значит, что даже без снятия радиатора с автомобиля вам придется как минимум демонтировать бампер, радиаторную решетку и вентиляторы. Без всего этого вы не сможете направить струю воды максимально перпендикулярно сотам, из-за чего промывка радиатора станет впустую потраченным временем. Еще более бессмысленной можно назвать продувку сжатым воздухом или мойку без снятия, если на автомобиле установлен «сэндвич» из радиатора двигателя, конденсатора кондиционера, интеркулера и масляного охладителя АКПП.
На большинстве автомобилей для снятия радиатора двигателя не нужно разбирать пол автомобиля. Обычно для этого хватает слить антифриз, открутить защиту двигателя, мешающие кронштейны крепления навесного оборудования и крепление самого радиатора. Не возникает проблем и со снятием интеркулера. Без снятия с автомобиля имеет смысл мыть только радиатор кондиционера. И то лишь в том случае, если он не сильно загрязнен, система исправна и заправлена хладагентом (для снятия конденсатора фреон нужно откачивать, что без оборудования сделать своими руками невозможно).
Профилактические меры
После избавления от плесени необходимо принять дополнительные меры, чтобы плесень в ванной на герметике не появилась вновь. Комплекс подобных процедур может включать:
- Установку вентиляционного оборудования. Благодаря качественной вентиляции можно обеспечить подачу свежего воздуха в помещение.
- Все источники повышенной влажности необходимо обработать герметиком.
- Если стены промерзают в зимнее время, тогда следует выполнить гидроизоляцию.
- Устраните все трещины, которые образовываются на потолке или стенах.
Это основной комплекс мер, которые позволят защитить ванную комнату от образования плесени в дальнейшем.