Vetaif.ru

Авто журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобили выпускаемые в казахстане

Союзавтопром: машины из Белоруссии и Казахстана наводнят рынок России

Казахстанские автопроизводители планируют выйти на российский рынок к 2021 году, сообщили «Известиям» в союзе предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтопром». Основной ударной силой казахстанских предприятий станет реэкспортная Lada, у белорусов — широкая линейка китайского бренда Geely. Обе компании в состоянии потеснить иностранных автопроизводителей и забрать ощутимую долю рынка. Кроме того, союзные автопроизводители намерены наладить экспорт автомобилей в страны СНГ и страны ближнего зарубежья.

Казахская ССР [ править | править код ]

В Советское время Казахстан не имел как таковой автомобильной промышленности, однако, на территории Республики было несколько крупных авторемонтных и машиностроительных предприятий, которые занимались не только капитальным ремонтном автомобильной техники, но и производили на её базе специализированный автомобильный транспорт. Так Алма-Атинский ремонтно-кузовной завод в 1950-е годы производил автобусы типа ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51А. Алма-Атинский авторемонтный завод № 2 в том числе и с открытым кузовом для обслуживания туристов курорта Медео, а так же автобусные прицепы. Опытно-механический завод имени Крючкова Минбыта Казахской ССР, расположенный в Алма-Ате, занимался производством автомобилей службы быта и автолавок. Сайрамский ремонтно-мехнический завод в Чимкенте с 1968 года освоил производство автобусов модели «Казахстан-1» на шасси ГАЗ-51А, а позднее ГАЗ-53А, а в 1980-е годы начала производство передвижных бань на шасси грузовиков ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131. Предприятие «Востокмашзавод» из Усть-Каменогорска производил специальные автобусы для работы в добывающих шахтах. Алма-Атинский опытно-экспериментальный завод производил специальные автофургоны для дорожно-ремонтных служб. Предприятие «Актюбрентген» выпускало передвижные рентген-кабинеты. Уральский ремонтный завод в городе Уральске и Щучинский ремонтно-механический завод производили автоцистерны для перевозки нефтепродуктов и топливозаправщики. Уштобинский ремонтно-механический завод автоцистерны для перевозки воды на отгонные пастбища. Завод «Целиноградсельмаш» из одноименного города производил автосамосвалы на шасси грузовиков ЗиЛ. Другое целиноградское предприятие «Целинэнергоремонт» производило телескопические автовышки и передвижные электроподстанции. Также существовал ряд авторемонтных заводов в Алма-Ате, Джамбуле, Петропавловске, Актюбинске, Гранитогорске.

2000-е годы [ править | править код ]

История современного автомобилестроения в Казахстане может отсчитываться с 28 марта 2003 года, когда началась продажа автомобилей «Нива», произведённых на заводе «Азия Авто». Объёмы производства были скромными, их максимум составлял 4 тысяч единиц, а основную часть авторынка занимал импорт [1] . Автомобиль был протестирован 13 августа 2003 года Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который отметил, что у производства «Нив» в Казахстане есть хорошие перспективы [2] .

В 2005 году в Казахстане было официально продано 13572 автомобиля местного производства [2] : в том же году в страну пришёл первый крупный производитель в лице КамАЗ. Позже открыли свои производства такие марки автомобилей, как Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI и т. д. [1] . Наблюдалась следующая динамика продаж автомобилей казахского производства к 2010 году: 20094 в 2006 году, 35005 в 2007 году (пик продаж), 24822 и 16345 в 2008 и 2009 годах соответственно из-за последствий мирового финансового кризиса [2] .

2010-е годы [ править | править код ]

В 2010 году, когда наметился выход из кризиса, при росте ВВП на 7 % Казахстан продал 22402 автомобилей [2] . В 2010 году были подписаны первые соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств и принята Государственная программа индустриально-инновационного развития на 5 лет, что позволило ввести свыше 130 машиностроительных производств (сумма около 400 млрд тенге и создать свыше 14 тыс. рабочих мест) [1] . Объём производства автомобилей в структуре оборонной промышленности в 2010—2015 годах увеличился с 16 до 80 млрд тенге, превысив показатель лёгкой промышленности в кризисный 2015 год [2] . В 2014 году была также выпущена первая партия электромобилей и 15 электроавтобусов отечественного производства [1] .

Однако в 2015 году производство автотранспортных средств сократилось в физическом объёме на 57,1 %, а за первый квартал 2016 года по сравнению с прошлогодними показателями аналогичного периода это снижение составило 82,5 % [2] . В частности, грузовых автомобилей за I квартал в 2016 году было выпущено всего 247 (на 14,2 % меньше по сравнению с I кварталом 2015 года), прицепов и полуприцепов — 114 (на 8,8 % меньше). Спрос на легковые автомобили по итогам января и февраля 2016 года снизился почти в 5 раз по сравнению с прошлогодним периодом, производство — в 13,4 раза. Более 91 % рынка приходилось на импорт. Экспорт составлял 2,9 % (97,1 % реализовывались на внутреннем рынке страны). Спрос на грузовые автомобили снизился в 4 раза, в этом сегменте казахские производители обеспечили 24,1 % рынка) [2] .

С 2016 года [ править | править код ]

В итоге к 2016 году значительного повышения доли реализуемых автомобилей казахского производства не было зафиксировано (максимальная доля составляла 26 %), в связи с чем была запущена программа промкооперации, а также введены ряд дополнительных мер. В новой Государственной программе на 2015—2019 годы автопром был отмечен в числе приоритетных отраслей [1] .

В 2010—2019 годах объём производства вырос в 12,5 раз (50,4 тыс. единиц в 2019 году). В частности, 2019 году было произведено 50447 ед. транспортных средств (в том числе 44077 легковых автомобилей, рост производства 46,8 %) на сумму в 359,5 млрд тенге, ИФО составил 162,5 %. Было экспортировано 2629 автомобилей (преимущественно в Узбекистан и Россию). По состоянию на этот же год в стране ведутся сборки 167 моделей автомобилей (в том числе 39 легковых) 22 мировых брендов; 60 % реализуемых автомобилей производятся в Казахстане. Средний уровень локализации автопрома составляет 33 % (максимальный по отдельным моделям — более 50 %) [1] .

С 2018 года производители экологически чистых транспортных средств перешли на пятый экологический класс (в том числе при изготовлении коммерческой техники), а также освоили производство электромобилей [1] .

Крупнейшие производители по числу выпущенных автомобилей в 2019 году [1] :

  • Hyundai (16332 ед.)
  • Lada (14623 ед.)
  • Ravon (5366 ед.)
  • Kia (3683 ед.)
  • JAC (2775 ед.)

3 апреля 2019 года принята Программа совместных действий между Казахстаном и Россией, затрагивающая сотрудничество двух стран в сфере развития автомобильной промышленности. С июня 2019 года действует Дорожная карта по развитию машиностроения на 2019—2024 годы [1] .

Не угадывают модельные ряды и класс автомобиля

Наиболее популярными марками, производящими в Казахстане несколько своих моделей, являются LADA, Hyundai и Kia. Но всех их объединяет одна и та же проблема — реальными бестселлерами являются модели не нашей сборки, а те, что импортируются из России. В Казахстане LADA до недавнего времени собирала только «Ниву» (LADA 4×4), тогда как в топе продаж попеременно значились то Priora, то Granta. У Hyundai аналогичная ситуация: мы собираем куда более дорогие i30, Elantra и Sonata, а народу нужен доступный седан, коим являлся Accent. У Kia забавная ситуация с моделью Rio: седан, который разлетается как горячие пирожки, приходит из России, а куда более дорогой и менее востребованный кузов хэтчбек собирается у нас и продаётся десятками в месяц.

Конечно, есть небольшое оправдание в сторону наших сборщиков — некоторые модели навязывают для продаж сами бренды: без минимальных покупок и вывода модели не дают дистрибуцию или разрешение на сборку. К тому же наш рынок для многих производителей на самом деле не так чтобы интересен: он очень мал для организации производства полного цикла. Та же Россия — это другой разговор, а раз мы в одном союзе, то грех не воспользоваться отправкой собранных машин и на наш рынок тоже.

Доля первичной регистрации на фоне общего числа регистраций в январе-декабре 2019 года выросла с 7,1 до 7,3 процента. Впервые на учет в Казахстане поставлена 94 491 ед. транспортных средств, на 10 139 авто больше, чем в 2018 году.

Всего в стране через спецЦОНы прошли 1 295 965 транспортных средств (рекорд за последние пять лет). По итогам прошлого года больше всего казахстанцы регистрировали/перерегистрировали автомобили Toyota (199 866 ед.), Lada (178 681 ед.), Volkswagen (92 673 ед.), Mercedes-Benz (91 533 ед.) и Audi (69 049 ед.) всех годов выпуска.

Завод обеспечил 79% совокупного выпуска легкового автопрома Казахстана. По итогам 2018 года «АЗИЯ АВТО» подтвердил статус автопроизводителя №1: три из пяти автомобилей, выпущенных в республике, сделаны на усть-каменогорских мощностях. Треть всех покупателей новых авто в стране сегодня выбирают предложения «АЗИЯ АВТО». Вклад предприятия в ВВП РК и уровень производительности увеличены вдвое

150-тысячным автомобилем усть-каменогорского производства стал кроссовер LADA XRAY Cross. Одна из наиболее ожидаемых новинок на конвейере завода сегодня выпускается в тестовом режиме. Старт серийного производства LADA XRAY с внедорожными характеристиками намечен на май 2019.

Какую машину надо купить, чтобы через 5 лет продать её с прибылью?

Открыв историю казахстанского автопрома 16 лет назад, «АЗИЯ АВТО» сохраняет за собой место отраслеобразующего предприятия. Команда холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», производственным ядром которой является усть-каменогорский конвейер, реализует наиболее масштабные инвестиционные проекты в отрасли.

Работа «АЗИЯ АВТО» генерирует основную часть налогооблагаемой базы казахстанского автопрома. Завод первым в отечественной автоиндустрии внедряет технологии Connected car и уже в текущем году завершит проект полной цифровизации производственного процесса.

В период с декабря 2002 с конвейера крупнейшего казахстанского автозавода сошли 150 тыс. автомобилей на сумму 976 млрд тенге. Четыре из пяти легковых автомобилей, выпущенных на территории республики, собраны работниками «АЗИЯ АВТО». За весь период деятельности в развитие производства и инфраструктуры холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» инвестировано $439 млн собственных средств.

Вклад предприятия в структуру ВВП Казахстана по итогам 2018 увеличен в 2,2 раза – до отметки 92 млрд тенге, что соответствует 9% совокупного выпуска всех предприятий машиностроительного комплекса республики. В минувшем году «АЗИЯ АВТО» увеличил объёмы производства на 60%, до 21,2 тыс. автомобилей. Благодаря достигнутой динамике казахстанский автопром вернул себе место самой быстрорастущей промышленной отрасли отечественной экономики.

Читать еще:  Как узнать дату производства автомобиля по vin

Какие автомобили предпочитают миллиардеры

Каждый сотый совершеннолетний житель Казахстана сегодня является владельцем автомобиля усть-каменогорского производства. Четыре из пяти отечественных автомобилей сделаны на мощностях «АЗИЯ АВТО». Наша команда искренне признательна каждому из 150 тыс. казахстанцев, сделавших выбор в пользу развития отечественного автопрома. Сегодня автопроизводство – наиболее динамично растущая отрасль реального сектора. Только в минувшем году «АЗИЯ АВТО» увеличил вклад в республиканский ВВП и уровень производительности вдвое. Это рост, который позволяет нам создавать рабочие места, расширять налогооблагаемую базу, внедрять новые для отечественной промышленности технологии Индустрии 4.0 и, конечно же, обеспечивать казахстанцев доступными, современными и комфортными автомобилями, – говорит президент «АЗИЯ АВТО» Ерик Сагымбаев.

Средний уровень оплаты труда на заводе в 2018 году был поднят на 20% – до 221 тыс. тенге. Именно «АЗИЯ АВТО» выступает крупнейшим предприятием-налогоплательщиком в автопроме: на его долю приходится 55% отраслевых поступлений в бюджет республики. В 2018 году налоговые платежи завода выросли на 34% и превысили 4,1 млрд тенге. Совокупные налоговые отчисления группы «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» в казну государства за весь период деятельности составили 92 млрд тенге (

В течение года на предприятии было создано 100 новых рабочих мест. Общая численность коллектива группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» сегодня насчитывает свыше 5 тысяч сотрудников. Рост объёмов выпуска и повышение операционной эффективности позволяют команде завода планомерно наращивать уровень производительности. По итогам 2018 производительность по добавленной стоимости была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге на одного работника.

Сегодня клиентам «АЗИЯ АВТО» доступны три десятка моделей пяти брендов. Только в течение минувшего года завод предложил казахстанцам 14 новых и обновлённых моделей. Вслед за премьерой на Московском автосалоне начат выпуск новой LADA Granta. Стартовала сборка 6 моделей бренда УАЗ. На конвейер встали обновлённые версии пяти моделей KIA: хетчбэка Picanto, седанов Cerato и Optima, вседорожников Sportage и Sorento. Кроме того, модельный ряд корейского бренда пополнил новый спортивный седан KIA Stinger. Поклонники кроссовера Skoda Kodiaq получили доступ к версии Sportline.

Линейка прицепов AZIA TRAIL, сконструированных инженерами завода, расширена до четырёх модификаций.

Обновление производственного портфеля не осталось без внимания казахстанцев. Динамика спроса на модели «АЗИЯ АВТО» заметно опережает темпы рыночного роста: продажи предприятия по итогам 2018 года выросли на 35% и составили 17,2 тыс. автомобилей. 7 из 20 моделей-бестселлеров на рынке Казахстана производит усть-каменогорский конвейер. Среди них LADA 4×4 – самый продаваемый внедорожник в стране, LADA Granta – абсолютный лидер продаж в наиболее массовом B-сегменте и LADA Vesta, занявшая место в первой тройке рыночных лидеров. Наиболее популярным универсалом на рынке остается LADA Largus. Свои позиции в TOP-20 продолжают усиливать LADA XRAY, KIA Sportage и KIA Rio, также выпускаемые в Усть-Каменогорске.

Рыночная доля завода по итогам 2018 года достигла исторического максимума в 30%: каждый третий покупатель нового автомобиля в стране сегодня предпочитает модельный ряд «АЗИЯ АВТО». В самой крупной нише казахстанского рынка, сегменте B, на долю завода приходится 64% суммарных продаж.

В 2019 линейку «АЗИЯ АВТО» пополнят не менее 6 моделей четырёх брендов.

Сегодня «АЗИЯ АВТО» является одним из лидеров среди предприятий автопрома на постсоветском пространстве в области цифровизации. В 2017 завод первым и единственным в СНГ приступил к внедрению технологии «подключённого автомобиля» в серийном режиме. Интеллектуальная система BIPEK Contact, которой оснащаются автомобили LADA, выпускаемые в Усть-Каменогорске, позволяет владельцу дистанционно управлять личным транспортом с помощью смартфона, отслеживать его техническое состояние и целый ряд других параметров.

В 2019 телематической системой BIPEK Contact будет комплектоваться линейка брендов KIA и Skoda. Ещё более масштабная работа ведётся командой «АЗИЯ АВТО» в части цифровизации производственного процесса. Все элементы производственной цепочки – от управления перемещением комплектующих до финансового планирования в 2019 – будут автоматизированы на 100%. Качественно новым этапом в развитии казахстанского автопроизводства станет запуск автопромышленного кластера, строительство которого холдинг «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» ведёт на новой площадке в Усть-Каменогорске. В создание мощностей полного цикла и технопарка по выпуску автокомпонентов группой уже инвестировано свыше $70 млн собственных средств. Поставщиками роботизированного оборудования строящегося производственного комплекса выступают компании – лидеры на глобальном рынке систем промышленной автоматизации.

Благодаря соглашениям, достигнутым с технологическим партнером и акционером проекта, альянсом Renault-Nissan-Mitsubishi, компания станет крупнейшим экспортоориентированным производством в несырьевом секторе отечественной экономики и наиболее масштабным машиностроительным производством в истории Казахстана.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

АО «АгромашХолдинг»

Казахстанское предприятие в городе Костанай, производитель сельхозтехники и автомобилей.

Адрес: г. Костанай, ул. Промышленная, 41
Телефоны: +7(701)887-36-08
Эл. почта: support@amh.kz

Улицы крупных городов все чаще «патрулируют» радарами и камерами. Кстати, минимальный штраф в Казахстане равен примерно 1944 рублям.

Улицы крупных городов все чаще «патрулируют» радарами и камерами. Кстати, минимальный штраф в Казахстане равен примерно 1944 рублям.

Улицы крупных городов все чаще «патрулируют» радарами и камерами. Кстати, минимальный штраф в Казахстане равен примерно 1944 рублям.

Чтобы остановить 27‑процентное падение продаж (результат первого квартала года), цены на некоторые местные модели снизили до 35%. Более того, в апреле заработала президентская программа «Нурлы жол» («Светлый путь»; предполагает льготное кредитование). Шесть банков получили 15 миллиардов тенге (около четырех миллиардов рублей) для кредитования покупок автомобилей местной сборки.

«Отверточная сборка». Утильсбор и вливания в «мифический автопром» Казахстана

Правительство вложило в развитие «отечественного автопрома» сотни миллиардов тенге, придумало утильсбор и ввело заградительные меры для ввоза автомобилей из-за рубежа. Решения правительства в автосообществе называют спорными и задаются вопросом: можно ли считать автомобиль казахстанским, если средний процент локализации на заводах составляет 37 процентов?

В 2015 году Асет Исекешев, на тот момент министр по инвестициям и развитию Казахстана, предложил ввести утилизационный сбор на ввоз автомобилей на территорию страны — платеж за будущую утилизацию машины.

Параллельно Казахстан вступал во Всемирную торговую организацию (ВТО), из-за чего эксперты говорили, что утильсбор ввели ради покрытия «убытков» после снижения таможенных пошлин по условиям ВТО.

Все шесть лет многие автовладельцы противились введенному утильсбору, и в 2021 году было инициировано движение #НетУтильсбору. В сообществе движения в соцсети Facebook состоит 11 тысяч человек. Их петиция, призывающая к отмене утилизационных сборов на автомобили, набрала десятки тысяч голосов. Члены сообщества периодически пытаются организовать митинги против утильсбора, подавая уведомления в разных городах страны.

Один из сторонников движения, председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров, считает, что поддерживать отечественный автопром нет смысла, так как его попросту нет.

— Идея, может быть, и хорошая для развития реальной экономики Казахстана, но сейчас уже 2021 год, а производство автомобилей — это отверточная сборка, с локализацией около 30 процентов. «Производители» автомобилей получают субсидии за счет утилизационных сборов, освобождены практически от всех налогов и таможенных пошлин. В Казахстане инструмент развития производства превратился в дополнительный налог для населения и кормушку для отдельных лиц.

Берик Заиров подчеркивает, что в Казахстане размер утильсбора слишком велик. Ставка на сегодня колеблется от 437 тысяч тенге до 5,9 миллиона тенге.

— Утилизационный сбор на автомобили составляет несколько миллионов за один автомобиль. Для примера: на легковой автомобиль с объемом 2 м³ утилизационный сбор составляет 1 458 500 тенге. В развитых странах утилизационный сбор — не более 100 тысяч тенге, а в некоторых странах утилизирующие заводы на самоокупаемости, — подчеркивает эксперт.

Первая петиция «против утильсбора» была заблокирована. Заиров считает, что кто-то намеренно препятствует движению.

— Реакции [со стороны правительства] не было. Мы под первой петицией набрали более 30 тысяч голосов, сайт перестал работать, потом на сайте кто-то специально начал голосовать под одними и теми же именами. Это больше похоже на диверсию: намеренно ставили одно и то же Ф. И. О., но разные ИИН. Мы проверили: там из 42 тысяч голосов уникальных — 34 тысячи.

ПОЧЕМУ УТИЛЬСБОР НЕ ОТМЕНЯЮТ?

Как рассказывал Азаттык ранее, собранные от людей, компаний и субсидирующего их правительства деньги направляются на счета ТОО «Оператор РОП» — компании, аффилированной с младшей дочерью экс-президента Казахстана Алией Назарбаевой.

На что тратит деньги эта организация? По официальным данным, поступившие средства «Оператор РОП» направляет на создание инфраструктуры, необходимой для сбора, переработки и утилизации отходов. Сюда входит выплата субсидий специализированным организациям, установка контейнеров для раздельного сбора мусора, закупка мусоровозов и мусоросортировочных линий.

По данным на начало 2020 года, за три года на счета «Оператора РОП» поступило 220 миллиардов тенге. Самая большая статья расходов — «стимулирование автопрома», на которое было направлено 75 миллиардов тенге.

В министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) посчитали, что «нападки на отечественных производителей» связаны с тем, что «развитие казахстанского машиностроения создает конкуренцию на глобальном рынке» и «грозит определенным кругам серьезным снижением доходов».

Также в министерстве утверждают, что в случае отмены утилизационного сбора цены на автомобили казахстанского производства не снизятся, а, наоборот, повысятся, так как «отечественные производители автомобилей не включают утилизационный сбор в стоимость автомобилей», поскольку «государство берет эти расходы на себя».

«Казахстанцы, покупающие технику отечественного производства, не несут дополнительных расходов при покупке отечественной техники на ее дальнейшую утилизацию. Остальные несут», — говорят в министерстве, указывая, видимо, на то, что сбор препятствует только тем, кто хочет приобрести более дешевую машину в другой стране.

В своем сообщении МИИР аргументирует отказ на просьбы об отмене утильсбора тем, что цены на автомобили будут повышены, так как… государство перестанет субсидировать введенный им же утильсбор.

Читать еще:  Признаки грязной дроссельной заслонки

«Благодаря нормам Экологического кодекса, отечественные производители автомобилей и сельхозтехники не включают утилизационный сбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники. Государство берет эти расходы на себя. Это дает стимул обновлению техники в стране и развитию производства, — пишут в министерстве. — Если данные нормы Экологического кодекса перестанут действовать, цены на технику вырастут».

Казахстанский авторынок, который значительно просел после девальвации тенге в 2014 году, — об этом можно судить по продажам — до сих пор не восстановился. Чтобы стимулировать продажи, в 2015 году правительство запустило программу льготного кредитования и заявило, что она будет действовать в течение 20 лет. 20 лет программа не просуществовала. Кредит теоретически получить еще можно, так как используются деньги, полученные от погашения предыдущих автокредитов, однако на практике — нет.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Введение утильсбора сделало невыгодной покупку машин за рубежом (были приняты и другие меры) — таким образом правительство «стимулирует внутренний рынок авто».

Между тем казахстанский авторынок, который правительство «защищает от импорта», не автономный, он очень зависит от доллара, так как крайне мало деталей автомобилей производится в Казахстане (это называется низким уровнем локализации), из-за чего введение мер по «защите авторынка» вызывает вопросы: можно ли считать автомобиль казахстанским, если по большей части он состоит из деталей, произведенных в других странах?

Большие надежды возлагались на компанию «Азия Авто». В обмен на налоговые льготы ее обязали построить центр локализации — чем больше деталей производится «дома», тем меньше рынок зависит от внешних колебаний. Эта инициатива пока считается провальной.

АО «Азия Авто» было крупнейшим автосборочным заводом в Казахстане до 2020 года. МИИР разорвало соглашение о предоставлении льгот, сказав, что предприятие не исполнило взятые на себя в 2010 году обязательства по постройке окрасочного и сварочного цехов. Уровень локализации производства легковых машин должен был повыситься до 50 процентов.

Министерство через суд обязало «Азию Авто» вернуть государству 174 миллиарда тенге. Начались взаимные обвинения, за которыми наблюдала вся страна.

«В декабре завод будет готов принять оборудование. У нас срок по соглашению — 31 декабря 2020 года. А претензия нам была предъявлена в апреле, за восемь месяцев до окончания срока. В апреле даже иск не был подан, а министерство уже разослало по всем госорганам уведомление о расторжении соглашения», —​ рассказывал генеральный директор компании «Азия Авто» Ерик Сагымбаев.

В итоге были уволены тысячи сотрудников по всей стране, закрылись курорты и базы отдыха, принадлежащие компании, а сам хозяин Анатолий Балушкин, который в 2017 году — во время кризиса казахстанского автопрома — купил холдинг «Р-Моторс ЛАДА», поехал искать помощи в России.

Теперь надежды на повышение локализации возлагаются на второе по мощности предприятие — ТОО «СарыаркаАвтоПром», которое также получает преференции от государства в обмен на повышение уровня локализации производства легковых автомобилях.

С недавних пор «СарыаркаАвтоПром» — предприятие, которое контролируется китайским правительством.

В декабре 2019 года контрольный пакет акций АО «Группа Компаний Аллюр» — владельца «СарыаркаАвтоПрома» — приобрела китайская компания C&J Ned Auto B.V. Ею владеет компания China Machinery Import and ExportCorporation. Конечный владелец — Комитет по контролю и управлению государственным имуществом Китайской Народной Республики. Продажа акций «Группы Компаний Аллюр» произошла после того, как 11 процентов акций перешли к Банку развития Казахстана: компания не смогла покрыть задолженность перед банком.

Можно сказать, что немалая часть автопрома — стратегически важного направления, как выражаются в правительстве, — отдана другому государству.

Как сообщили Азаттыку в министерстве индустрии и инфраструктурного развития 3 марта, сейчас казахстанское правительство возлагает надежды на повышение уровня локализации на аффилированную с «Группой Компаний Аллюр» организацию — АО «АгроМашХолдинг».

«В марте завершается строительство проекта по строительству локализационного центра в г. Костанай, площадью более 27 000 кв. м. Данный центр будет заниматься выпуском компонентной базы для всех казахстанских производителей, благодаря чему предприятия смогут повысить долю отечественного содержания в своей продукции».

Центр запущен, однако непонятно, почему он был упомянут в ответе на вопрос о легковых машинах: СМИ называют это «локализационным центром для сельскохозяйственных машин».

«МЫ ДАЖЕ БОЛТИКИ И ГАЙКИ НЕ ПРОИЗВОДИМ​»

С обвинениями о том, что в Казахстане «нет своей автомобильной промышленности», в правительстве не согласны. На сайте госпрограммы указано, что «за годы реализации госпрограммы индустриально-инновационного развития (с 2010 года) в стране введено свыше 130 новых машиностроительных производств на сумму порядка 400 млрд тенге», а заместитель премьер-министра Роман Скляр рапортует о том, что «в стране действует более трех тысяч машиностроительных предприятий».

По официальным данным, средний процент локализации на заводах составляет 37 процентов.

«В отдельных проектах показатель уже превышает 50 % в соответствии с требованиями соглашений о промышленной сборке, а по некоторым моделям доходит до 80 %», — сообщают в МИИР.

Между тем высказываются мнения о том, что официальные цифры о проценте локализации не соответствуют действительности.

Один из самых известных людей, транслирующих это, — политолог Санжар Бокаев.

— Нет ни одного автомобиля, половина запчастей которого произведена в Казахстане. Мы даже болтики и гайки не производим. Правительство продолжает вливать миллиарды в мифический автопром, —​ рассказывает Бокаев.

Санжар Бокаев с мая выпустил несколько эфиров и текстовых постов, в которых рассказывает о том, как «лжепроизводители выдают иностранные машины за казахстанские».

Берик Заиров добавляет, что казахстанцы получают автомобили по завышенной цене, приводя в пример свои расчеты. Согласно его данным, в Казахстане цены на машины в 1,5—2 раза выше, чем в Грузии.

Если посмотреть цены у официальных дилеров и перевести их в доллары, то разница вполне наглядна: если в Грузии у официального дилера минимальная цена Toyota Camry составляет 28,8 тысячи долларов, то в Казахстане — 36,2 тысячи долларов. Разница в три миллиона довольно существенна, однако если оплачивать при ввозе автомобиля в Казахстан всё то, что положено, то получаются те же три миллиона.

— Если государство не получает налогов, если бюджет государства несет расходы на субсидирование автопрома, если население не получает автомобили по доступным ценам, — то зачем нам нужен утилизационный сбор? — возмущается председатель правления Союза независимого Автобизнеса Казахстана Берик Заиров.

В 2019 году утильсбор был введен также на сельскохозяйственную технику. Вслед за этим цены выросли на 15 процентов. Основной целью введения утильсбора назвали необходимость обновления парка сельхозтехники. Парку легковых автомобилей это пока не помогло — он продолжает устаревать.

Автомобильная промышленность Казахстана: как развивается и каковы перспективы

Следующий

Казахстанский каратист завоевал историческую олимпийскую лицензию
Автор
Алина Алиева
Поделиться статьей

Сегодня казахстанская автомобильная промышленность включена в число 12 приоритетных направлений индустриального развития несырьевого сектора и является объектом последовательной государственной поддержки. По итогам 2019 года доля автомобильной промышленности в машиностроении РК составила 26%, произведено свыше 50 тыс. единиц техники, экспортировано порядка 2,7 тыс. автомобилей. Как развивается казахстанский автопром и каковы его перспективы? PrimeMinister.kz проанализировал развитие отрасли в республике, передает Toppress.kz .

С чего все начиналось

История отечественного автопрома ведет отсчет с 2003 года, когда был выпущен первый автомобиль «НИВА». Тогда объемы производства насчитывали всего несколько тысяч единиц (пик в 2010 г. – 4 тыс. ед.). Линейка выпускаемой продукции была представлена лишь автомобилями марки ВАЗ. Основную часть авторынка страны занимал импорт.

Ключевой этап развития с конкретными обязательствами предприятий стартовал с началом подписания первых соглашений о промышленной сборке моторных транспортных средств в 2010 году. Но, как показал опыт, принятые соглашения по развитию отрасли были малоэффективны, доля реализуемых отечественных автомобилей составляла лишь 26% в 2016 году. Требовались новые методы стимулирования.

В этой связи Правительство приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, введение утилизационного сбора, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции. Была запущена программа промкооперации.

К развитию отрасли был привлечен крупный транснациональный инвестор в лице СМС–JAC Motors — стратегического партнера ТОО «СарыаркаАвтоПром». Все это стало возможным благодаря новым подходам по развитию отрасли, внедрению стимулирующих программ.

Что касается производства коммерческой техники, то в страну начали привлекаться глобальные игроки. Первым крупным производителем, пришедшим в Казахстан в 2005 году, стал КамАЗ. Затем открыли свои производства такие марки, как Daewoo, Hyundai, IVECO, ANKAI и многие другие.

Как результат, за короткий срок была создана целая отрасль с десятками тысяч рабочих мест с учетом смежных отраслей, регулярно пополняющая бюджет за счет налоговых отчислений. Выросло количество автопроизводителей, начала расти здоровая конкуренция.

На сегодняшний день в Казахстане ведется производство всех категорий автотранспортных средств. В стране собираются 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых моделей, 22 мировых брендов.

Автомобилестроение — драйвер машиностроительной отрасли Казахстана

На сегодня машиностроение является одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности.

За годы реализации Госпрограммы индустриально-инновационного развития (с 2010 года) в стране введено свыше 130 новых машиностроительных производств на сумму порядка 400 млрд тенге. Создано свыше 14 тысяч рабочих мест.

Эти предприятия уже освоили выпуск широкого спектра продукции (от комплектующих и запчастей до сборки высокоточной техники) и обеспечивают потребности базовых секторов экономики, таких как нефтегазовый, металлургический и агропромышленный.

В Государственной программе индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг. автопром отмечен в числе приоритетных отраслей. В Госпрограмме было обозначено, что мировые тренды будут способствовать развитию автомобильной промышленности Казахстана, которая потянет за собой развитие таких смежных отраслей, как металлургия, производство резиновых изделий, производство стекла, текстильная промышленность, производство электрического оборудования и приборов, НИОКР и т.д.

За две пятилетки автомобилестроение стало одним из драйверов машиностроительной отрасли Казахстана. Состоялся переход от крупноузловой сборки (DKD) к мелкоузловой сборке (CKD). К примеру, внедрены технологические операции по сварке и окраске кузовов.

Читать еще:  Приора кожаный салон фото

На данный момент 60% реализуемых в стране автомобилей произведены в Казахстане.

Средний уровень локализации автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям более 50%.

С 2010 года удалось нарастить объемы производства в 12,5 раз (с 4 тыс. ед. в 2010 году до 50,4 тыс. ед. в 2019 году). Доля автопрома в общем объеме машиностроения достигла 26% против 4% в 2010 году. Доля автопрома в промышленности составила 1,9%.

В 2019 году в автомобильной промышленности было произведено 50 447 единиц транспортных средств на общую сумму 359,5 млрд тенге, ИФО составил 162,5%. В том числе было произведено 44 077 легковых автомобилей, рост производства составил 46,8%.

Доля казахстанских автомобилей в продажах выросла до 59% (в 2018 г. – 49%), 4 из 5 наиболее продаваемых автомобильных брендов в РК — отечественного производства.

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2019 году было произведено 16 332 автомобиля Hyundai (+75,7%), 14 623 ед. Lada (+9,8%) и 5 366 автомобилей Ravon (+912%). В пятерку также вошли Kia (3683 ед) и JAC (2 775 ед.).

На крупнейшего автопроизводителя «СарыаркаАвтоПром» приходится половина от всех произведенных автотранспортных средств в РК. В текущем году Костанайский завод в два раза увеличил производство до 25 802 единиц легковых, грузовых автомобилей и автобусов на общую сумму 186 609 млн тенге.

Казахстанский автопром — на экспортных рынках

С учетом небольших объемов внутреннего казахстанского рынка долгосрочное планирование отечественных машиностроителей должно предусматривать наращивание экспортных объемов.

Государственными органами проводится соответствующая работа. Так, в рамках механизма стимулирования производства в Республике Казахстан экологически чистых автомобилей предусмотрено экспортное финансирование предприятий автопрома.

Наряду с маркетинговым продвижением оказываются меры по возмещению части затрат на транспортировку готовой продукции внутри страны и сертификацию продукции на экспортных рынках. Это позволило облегчить доступ нашим предприятиям на внешние рынки.

В свою очередь, отечественные предприятия должны увеличивать количество технологических операций, проводимых на предприятиях, использовать местные комплектующие и материалы, а также выходить на крупносерийное производство. Более того, в Казахстане планируется развитие автокомпонентной базы.

В результате проделанной работы экспорт по сравнению с 2018 годом увеличился в 10 раз. По итогам 2019 года было экспортировано 2 629 автомобилей. Экспортируются автомобили преимущественно в Российскую Федерацию и Узбекистан. Основная часть зарубежных продаж в 2019 году пришлась на JAC (1471), Hyundai (716) и Ravon (442). Эти марки заказывают дистрибьюторы марок в соседних странах.

Тенденции в автомобильной промышленности

В последние годы автопроизводители ведут поиски стратегических партнеров с целью получения доступа к новым рынкам, расширения своей сбытовой сети, получения новых технологий. Основными направлениями развития автомобильной отрасли в последнее время стали существенное снижение потребления горючего за счет использования новых видов топлива, применение новых конструкционных материалов, повышение комфортности; диверсификация модельных рядов как по качественным и ценовым признакам, так и по целевому назначению.

Особенностью автомобильной отрасли в последнее время стала нарастающая диверсификация модельных рядов.

Казахстанское автомобилестроение не отстает от общемирового тренда, связанного с развитием экологически чистого транспорта. В 2014 году произведена первая партия электромобилей, а также 15 электроавтобусов отечественного производства уже поставили на маршруты.

Меры по развитию автомобильной промышленности

Правительство РК приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции.

В июне 2019 года была утверждена Дорожная карта по развитию машиностроения на 2019-2024 годы, которая охватывает все подотрасли машиностроения и содержит комплекс мероприятий по мерам поддержки. Это налоговые преференции, финансовая и сырьевая поддержка, обеспечение квалифицированными кадрами и многое другое.

Для развития кооперационных связей 3 апреля 2019 года между Казахстаном и Российской Федерацией была принята Программа совместных действий. Она предусматривает кооперацию в следующих проектах.

В рамках программы промкооперации ПАО «КАМАЗ», ПАО «АВТОВАЗ» и ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» начата проработка реализации совместных проектов по строительству заводов по производству редукторов главных передач ведущих мостов грузовых автомобилей, литейного завода и научно-исследовательского инжинирингового центра.

Начато строительство в г. Алматы нового завода ТОО «Hyundai Trans Kazakhstan» по производству легковых автомобилей марки «Hyundai» мощностью 30 тыс. единиц в год на первом этапе, 45 тыс. единиц в год на втором этапе.

СМС – JAC Motors планирует на площадке ТОО «СарыаркаАвтоПром» помимо увеличения объемов производства и расширения линейки производимых автомобилей, наладить производство автокомпонентов.

В рамках сотрудничества с китайскими партнерами планируется запуск заводов по производству шин и двигателей, которые придадут мощный импульс развитию автокомпонентной базы в РК.

Кроме того, министрами здравоохранения и инфраструктурного развития РК утверждена Дорожная карта по обновлению санитарного транспорта в Республике Казахстан, которая позволит обновить санитарный транспорт за счет механизма лизингового финансирования.

Согласно Дорожной карте условия лизингового финансирования для управлений здравоохранения областных акиматов, городов республиканского значения: срок лизинга до 5 лет, ставка вознаграждения не более 7% для отечественных товаропроизводителей, авансовый платеж не предусмотрен, льготный период до 12 месяцев. В 2019 году было выделено 10 млрд тенге на 800 единиц машин скорой помощи и 18 передвижных медицинских комплексов в 2019-2020 годах.

Поддержка производителей автомобилей

Автопроизводителям наравне с другими предприятиями обрабатывающей промышленности предоставляются налоговые и таможенные льготы в рамках специальных инвестиционных контрактов.

Данные меры наряду с программами льготного кредитования стимулируют развитие казахстанского экологически чистого производства автотранспортных средств.

Касательно производства экологически чистых транспортных средств в Республике Казахстан, с 2018 года автопроизводители полностью перешли на пятый экологический класс, в том числе при изготовлении коммерческой техники, освоено производство электромобилей.

При производстве экологически чистых транспортных средств (соответствующих экологическому классу Евро-4 и выше; с электродвигателями) и выполнения требований по поэтапному повышению локализации в рамках соглашений о промышленной сборке, производители вправе претендовать на получение стимулирования в виде возмещения затрат по производственным процессам.

Средний уровень локализации автопрома составляет 33%, максимальный по отдельным моделям более 50%. Увеличение доли местного содержания и объемов производства вместе со стимулирующими мерами развития направлено на снижение стоимости выпускаемых транспортных средств.

Помимо общих мер поддержки обрабатывающей промышленности хорошо зарекомендовали себя программы льготного автокредитования и льготного лизинга, в рамках которых за 4 года работы АО «БРК-Лизинг» выделено 50 млрд тенге (42 млрд тенге на автокредит, 8 млрд тенге – лизинг).

С октября 2019 года через АО «БРК-Лизинг» запущена программа льготного автокредитования Национального банка с выделением 100 млрд тенге в течение 5 лет (ежегодно по 20 млрд тенге).

Программа пользуется огромным спросом среди населения, на сегодняшний день ведется вторичное освоение средств.

Обновление автобусного парка страны

За 12 месяцев 2019 года объем выпуска автобусов вырос в два с половиной раза (1 076 ед.).

В качестве дополнительного стимулирования с 2018 года действует программа по реализации автобусов казахстанского производства в лизинг. Из республиканского бюджета АО «БРК-Лизинг» выделено 33,5 млрд тенге, на сегодняшний день уже профинансирована поставка 1 550 единиц автобусов.

По данным АО «БРК-Лизинг», по состоянию на январь 2020 года в рамках комплексного плана по обновлению критически изношенного парка автобусов в Республике Казахстан — 904 автобуса Yutong, 330 автобусов Ankai, 181 автобус Daewoo, 75 автобусов Golden Dragon и 60 автобусов DongFeng находятся в производстве и часть из них уже были поставлены.

Перспективы развития автомобильной промышленности Казахстана

В завершение необходимо отметить, что перспективы для развития автомобильной отрасли действительно высоки. Ведь развитие отечественного автомобилестроения отвечает интересам и соответствует приоритетам государства, обозначенным в программных документах среднесрочного и долгосрочного планирования.

В текущем году в Казахстане будет начато производство свыше 10 новых моделей автомобилей. В краткосрочный период общий объем продукции автопрома планируется довести до 100 тыс. автомобилей, из них 10-15 тыс. — экспортировать в Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Беларусь, Азербайджан и другие страны.

В г. Алматы будет открыт завод «Hyundai» мощностью 45 тыс. единиц в год. Завод открыт на территории Индустриальной зоны. Объем инвестиций в строительство нового завода составил 25 млрд тенге. Проектная мощность — 30 000 единиц в год. Вторая очередь и производство первого автомобиля, выпущенного с технологическими операциями по сварке и окраске кузова, планируется в сентябре 2020 года. Предприятие позволит создать до 700 новых рабочих мест на производстве. Построение дилерской сети в регионах Казахстана положительно повлияет на развитие МСБ.

В конце января т. г. в присутствии Премьер-Министра РК А. Мамина подписаны соглашение о сотрудничестве между АО «Узавтосаноат» и АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport», а также договор о поставке машинокомплектов автомобилей между ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «UzAuto Motors».

В перспективе в автомобильной промышленности планируется:

  • продолжить работу по увеличению доли местного содержания, путем перехода на новые соглашения о промышленной сборке транспортных средств с начала 2021 года;
  • развивать производственную кооперацию с партнерами казахстанских автопроизводителей, в том числе по производству автокомпонентов;
  • продолжить освоение производств электромобилей.

Итоги, проблемы, перспективы

В целом можно отметить, что экономика Казахстана показывает стабильный рост и имеет далеко идущие перспективы. Продуманная государственная политика, налаженные международные связи, огромные природные и трудовые ресурсы позволяют смело смотреть в будущее и ставить более глобальные задачи.

Однако существует и ряд серьёзных проблем:

  • устаревшая материально-техническая база,
  • недостаточная загрузка производственных мощностей,
  • потребность некоторых регионов в электроэнергии,
  • значительный внешний долг.

Для их преодоления требуется провести структурную модернизацию экономики, основанную на формировании высокопрофессиональных кадров и создании правовых условий режима наибольшего благоприятствования для ведения бизнеса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector