Vetaif.ru

Авто журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

15 Канал си би частота

Каналы раций

Работа радиостанций привязана к частотным диапазонам, в пределах которых ведется свободный или закрытый обмен информацией. Каналы рации определяются частотой, на которой осуществляется передача сигналов. На основании возможных линий связи формируется сетка каналов.

Это осуществляется по следующим принципам:

  • Определяется диапазон частот по набору стандартных требований. На гражданском диапазоне Си/Би этот показатель в пределах 26,9-27,4 МГц.
  • Разбивка диапазона осуществляется с определенным шагом, как правило, 10 КГц или 0,01 МГц. Это значит, что к крайней нижней отметке, равной 26,965 МГц, прибавляется по одному каналу через определенный частотный промежуток.
  • С каждым таким переходом в сторону увеличения или в обратном направлении меняется канал связи.
  • Варианты зависят от стандартов, выбранных частотных диапазонов и шагов увеличения частот.
  • Нумерация каналов определяется в сторону градации частот. Количество каналов в разных диапазонах не совпадает. Например, в LPD формате их 60, в «морском» – 281.

Присваивание каналу номера не связано с постоянными частотами. Относительность объясняется необходимостью упростить систему радиосвязи для удобства пользования. Это избавляет от необходимости запоминать шестизначные обозначения для поиска канала.

Рация для дальнобойщиков

Скажем сразу: водители приобретают самые обычные рации, какого-то особого, дальнобойного, варианта нет. Для связи с коллегами люди используют модели нескольких производителей, отличающиеся мощностью.

В прямой эфир могут попасть не только шоферы, но и спасатели МЧС, таксисты и курьеры. Портативные устройства настраивают на гражданский диапазон 27 130 МГц.

Он называется Си-Би (существуют варианты ПМР, св). Переговоры по рации бесплатны, для них не нужны роуминг, интернет и услуги мобильных операторов.

В местности, где нет вышек связи, рация – единственный способ сообщить и узнать нужную информацию. Это все, что нужно знать начинающему дальнобойщику при сомнении покупать рацию или нет.

Для чего используется

Волна дальнобойщиков на рации – это место для обсуждения «дорожных» событий. Именно там можно узнать информацию о новом посте ДПС, ремонте трассы, пробках, объездных путях. В некоторых случаях эфир помогает своевременно подать сигнал бедствия, сообщить об аварии в режиме реального времени и спасти жизнь.

Сетки частот

Гражданский диапазон 27 МГц делится на частоты. Их также называют каналами, в отдельной группе их 40. Эти четыре десятка каналов именуются частотной сеткой. У каждой сетки есть «имя» – А, Б, С, Д, Е.

По сложившейся традиции, канал или, как чаще говорят, частота дальнобойщиков на рации расположилась под номером 15. Отметим, что название сетки в моделях раций может отличаться. К примеру, в MejaJet MJ-300 и MJ-333 канал будет в сетке Д. У рации марки Alan 100+ радиоканал «спрятался» в сетку С.

Модели

Рация для дальнобойщиков представлена десятками производителей и моделей – Yaesu, Albrecht, Alnico… CB-радиостанции отличаются мощностью, количеством каналов, возможностью настраиваться на euro-лад (полезно для рейсов в Европу).

Выбор антенны

Купить рацию для полноценного общения недостаточно. Чтобы исключить «плавающие» волны и помехи, важно подобрать качественную антенну. Ее выбирают исходя из высоты грузовика. На высокие прицепы нежелательно ставить антенны высотой 1,5 метра. «Хвост» в этом случае будет цепляться за ветки и мосты.

Детальная информация видна на видео:

Бесперебойный эфир при грамотной настройке обеспечит самая простая УКВ-антенна. Но отправляясь на дальние расстояния, важно помнить: чем мощнее катушка, тем лучше связь.

Наиболее востребованы у дальнобойщиков следующие модели:

  1. Врезная 13-сантиметровая Optim CB-1200.
  2. 160-сантиметровая Optim CB-1000.
  3. «Спиралька» Optim CB-95.
  4. Магнитная MegaJet ML-145 MAG.
  5. Спиральная Optim CB-82 MAG (также на магните).

Важно правильно установить и настроить антенну, новичкам лучше проконсультироваться со специалистами из сервисного центра.

Канал дальнобойщиков на рации

Как мы разобрались, «беседка» дальнобоя находится в гражданской сети Си-Би. Важно, чтобы рация поддерживала эту частоту (некоторые модели работают в lpd 433 МГц, pmr). Канал общий для всех стран. Если вы окажетесь за пределами РФ, перенастраиваться не придется.

Как найти

Обычно рации уже настроены на нужную сетку, а поля tfv, rev настроены по умолчанию. Если же нет – придется настраиваться самим. Нужно открыть или скачать с сайта производителя инструкцию по эксплуатации. После найти сетку, соответствующую вашей модели (Д, С и т. д.), пролистать каналы до 15 и поймать модуляцию AM.

Модуляция

Есть несколько видов модуляций. Самые распространенные – AM и FM. На второй сидят радиоведущие, что звучат из автомобильных магнитол. Дальнобойщики же работают с модуляцией AM. Некоторые модели раций (Таис PM-41, PM-43) ловят только ФМ, поэтому для общения не подходят.

  • Как настроить рацию Мегаджет 400 турбо на канал дальнобойщиков

Перед покупкой станции обязательно уточните возможность подсоединения к необходимой модуляции. В противном случае поговорить с шоферами не получится.

Детальная информация видна на видео:

Правила общения

Радиоволна дальнобойщиков – это «мирок» со своими порядками, сленгом и устоями. Новички нередко боятся использовать радиосвязь, не знают, как общаться, теряются в обозначениях. Важно понимать, что разговаривать на отвлеченные темы здесь не принято, все строго и по факту.

Общение в онлайне эфира напоминает чат, в который постоянно добавляются новые «пользователи». Для адаптации в первые пару дней можно ездить с включенной рацией, сидеть и слушать эфир.

В российском сегменте вы сразу услышите слова, которым в автошколе не учат – «Буханка», «Лимон», «Стопари»… Использование сленга для шоферов – дело привычное. На ютубе можно найти видео со «словарем» дальнобоя. Выучив основные пару десятков слов, с пониманием проблем не будет. Выражаться можно и привычными, «русскими» словами.

Вам всегда подскажут, где подешевле купить соляру, есть ли на нужной трассе пост ДПС, наблюдаются ли пробки на участке. После этого вежливым тоном необходимо будет поблагодарить информатора. Связываться с шоферами «просто поболтать» в эфире сб не стоит. Как только вы попытаетесь флудить, сразу попадете в немилость.

Эфирный флуд

Флудом на канале считается вся информация, не относящаяся к дороге. Важно помнить, что частота нужна для работы. Личные вопросы в общей сетке обсуждать неприлично. Если вам с приятелем понадобилось поговорить, воспользуйтесь телефоном.

Засорение эфира ненужной информацией.

Для беседы может применяться и рация, однако не 15 канал. Нередко в эфире можно услышать фразы «сверни ниже (выше) на несколько каналов». Это значит, что люди устанавливают «приват» – личный диалог.

На свободной частоте вы никому не помешаете, не услышите оскорблений в свой адрес и обидного направления, куда следует идти флудить.

  • Как настроить рацию правильно: пошаговая инструкция

Какую частоту используют иностранцы

На каких частотах общаются дальнобойщики-иностранцы? Что касается иностранных дальнобойщиков, то они также предпочитают работать на пятнадцатом канале.

Стоит отметить, что частота в каждой стране своя. Получается, что во время поездки за границу необходимо специально приобрести рацию с соответствующими функциями переключения. Если самостоятельно это сделать не получится, можно спросить у продавца о том, есть ли у них в наличии рации с функцией переключения между российскими и европейскими сетками.

А на каких частотах общаются дальнобойщики России в другом государстве? В настоящее время российским гражданам приходится довольно часто ездить в страны Прибалтики, именно поэтому им приходится пользоваться такими частотами, как:

  • С 15 АМ это 27,130 МГц в Литве.
  • С 12 АМ это 27,100 МГц в Латвии.
  • С 19 АМ это 27,180 МГц в Эстонии.

Что такое каналы и как они работают?

Канал – это частота, на которой принято вести передачу. Сетка каналов формируется следующим образом:

  • Выделяется частотный диапазон под определенный стандарт. Допустим, Си-Би 26.965-27.405 МГц
  • Этот диапазон разбивается с определенным шагом, к примеру, для СВ – это 10 КГц (0.01 МГц). Соответственно, начиная с 26.965 МГц мы прибавляем по 0.01 МГц.
  • Вот каждое значение частоты после увеличения на 0.01 МГц и является очередным каналом.

При этом для каждого стандарта радиосвязи выбран свой диапазон, и свой шаг увеличения частот. Каналы нумеруются от меньшей частоты – к большей. Всего каналов может быть разное количество. К примеру, в диапазоне LPD насчитывается 60 каналов, а в «морском» диапазоне уже 281 канал.

Частоты пронумерованы и названы каналами ради удобства, чтобы не приходилось каждый раз использовать шестизначные цифры для идентификации. Но с технической точки зрения канал – это просто договоренность в сфере радиовещания пользоваться определенной частотой.

Записки программиста

Си-Би (CB, Citizens Band) называют КВ-диапазон в окрестностях 27 МГц (11 метров), выделенный для безлицензионного использования всеми желающими. Более точный диапазон частот для России: 26.960-27.410 МГц. В отличие от безлицензионных диапазонов LPD (433 МГц) и PMR (446 МГц), здесь разрешается работать с большими мощностями, до 4 Вт в AM или FM и до 12 Вт в SSB. Кроме того, так как речь идет о коротких волнах, здесь бывают дальние прохождения. Давайте же выясним, есть ли жизнь на Си-Би, и как начать работать в этом диапазоне.

Теория

Примечание: В России правила использования CB-диапазона определены Решением ГКРЧ, принятом на заседании от 3 сентября 2013 года [PDF]. Основные сведения содержатся в «Приложении № 2 к решению ГКРЧ от 3 сентября 2013 г. № 13-20-08», в конце документа.

В целом, движуха с Си-Би напоминает движуху с любительским радио, с несколькими отличиями:

  • Порог вхождения существенно ниже. Не требуется сдавать экзамены, получать позывной, регистрировать РЭС. Кроме того, Си-Би трансиверы существенно дешевле радиолюбительских трансиверов. Цены начинаются где-то от 45$. На Avito можно найти еще дешевле. Наконец, на Си-Би не требуется вести журнал проведенных радиосвязей;
  • Разрешенная мощность существенно ниже, чем в случае с любительским радио. Кроме того, на Си-Би запрещено использовать направленные антенны, с усилением больше 1.73 dBi. Это касается только работы на передачу, принимать вы можете что угодно на любые антенны;
  • Так как позывной не требуется нигде получать, на Си-Би люди сами придумывают себе позывные. Обычно это одно простое и общеизвестное слово. Например, первые корреспонденты, с которыми мне удалось связаться на Си-Би, имели позывные «Гвоздика» и «Валет». Позывной не несет никакого глубокого смысла, и нужен только для того, чтобы отличить одного Петю от другого;
  • В любительском радио для работы голосом на КВ используют SSB. В Си-Би же основные виды модуляции — это FM и иногда AM. SSB (USB) также используется для проведения дальних связей, но он поддерживается далеко не в каждом трансивере. В качестве Си-Би трансивера с поддержкой SSB, который сейчас доступен на рынке, можно привести в пример Alinco DR-135CBA. Вызывная частота, на которой работают в SSB — 27.190 МГц;
  • Телеграф, BPSK, FT8, SSTV — ничего этого на Си-Би нет;
  • На Си-Би вместо непрерывного интервала частот используют так называемые «сетки» и «каналы». Подробнее об этом ниже;
  • Есть только один диапазон. Операторам любительского радио выделено восемь диапазонов только на КВ (3-30 МГц), а еще есть 160 метров (1.8-2 МГц, средние волны) и УКВ диапазоны (> 30 МГц);
  • На Си-Би не бывает соревнований;
Читать еще:  Фиксатор колодки жгута проводов

В остальном же все очень похоже. Те же «всем-всем», рапорты 59 и прощальные 73. Точно так же можно экспериментировать с самодельными антеннами, тюнерами, фильтрами, блоками питания и даже трансиверами. А можно просто общаться за жизнь.

Так что же на счет каналов и сеток?

Существует несколько сеток, обозначаемых буквами A, B, C, и так далее. Сетка — это просто некий интервал частот. Стандартной считается сетка C, которой соответствует интервал 26.965-27.405 МГц. Именно она сейчас используется в России. До 2013-го года также можно было работать в сетке D, интервал 27.415-27.855 МГц. Сейчас эти частоты выходят за диапазон, выделенный под Си-Би.

В каждой сетке содержится по 40 каналов. Каналу соответствует определенная частота. Например, 20-му каналу в сетке C соответствует частота 27.205 МГц. К сожалению, частоты каналов меняются не с фиксированным шагом, и вообще, их частоты идут не по порядку. Например, каналам 23, 24, 25 и 26 соответствуют частоты 27.255, 27.235, 27.245 и 27.265 МГц, а пары каналов (3,4), (7,8), (11,12), (15,16) и (19,20) разделены не на 10 кГц, как все остальные, а на 20 кГц. Тем не менее, на образованных таким образом «дырках» между каналами допускается работать. Дырки иногда обозначают, как каналы 41-45, или как каналы 3А, 7А, 11А, 15А и 19А соответственно.

Но если оставить все в таком виде, будет слишком просто, не так ли? Есть еще так называемые «пятерки» и «нули». Пятерки — это когда используются каналы с частотами xy.zw5 МГц, а нули — когда xy.zw0 МГц. Например, в Европе используют пятерки. То есть, 20-ый канал сетки C имеет частоту 27.205 МГц. В России можно использовать как нули, так и пятерки. Радиолюбители обычно используют нули. Поэтому 20-ый канал сетки C приходится на 27.200 МГц.

Дабы постоянно не писать «20-ый канал сетки C в нулях, модуляция FM» используют сокращение в стиле C20RF. Здесь С — название сетки, 20 — номер канала, R — Россия или нули, F — модуляция FM. Для обозначения Европы или пятерок используют букву E. Модуляция AM обозначается буквой A. Название сетки можно опускать, если это сетка C. Например, C15EA и 15EA обозначают один и тот же канал. Этот канал является международным каналом дальнобойщиков. Другой специальный канал, про который стоит знать, 9EF, является международным вызывным каналом службы спасения. Канал 20RF является вызывным каналом радиолюбителей.

Ну и чтобы окончательно всех запутать, разные производители трансиверов имеют разные представления о том, как правильно нумеровать сетки и каналы. Заметьте также, что не все трансиверы могут переключаться между нулями и пятерками. Перед покупкой обязательно уточняйте у продавца, позволяет ли трансивер использовать сетку C в нулях, и как на нее переключиться.

Fun fact! Жители Австралии, Новой Зеландии и некоторых других стран также называют Си-Би УКВ частоты в окрестностях 477 МГц (UHF CB). В Северной и Южной Америке аналогичная служба называется FRS, частоты 462 МГц и 467 МГц. В России и Европе им соответствует PMR, 446 МГц.

Выбор трансивера

Для экспериментов на Си-Би я решил обзавестись трансивером Midland M-Zero Plus. Это один из самых дешевых трансиверов на рынке, при этом он имеет неплохие отзывы. Но что намного важнее — вы посмотрите какая милота:

Габариты устройства — всего лишь 110 x 120 x 45 мм! Его вес составляет 665 г.

Трансивер имеет заявленную мощность 4 Вт. Приемник представляет собой супергетеродин с двумя преобразованиями ПЧ. Чувствительность — 0.5 мкВ. Питается трансивер напряжением 12.6 В±10%. То есть, его можно питать обычным среди радиолюбителей напряжением 13.8 В. Трансивер идет с кабелем для запитки от прикуривателя. Его я перепаял на разъем XT60.

Измеренная мощность при питании напряжением 13.8 В оказалась даже чуть выше заявленной, ближе к 5 Вт:

Измеренное потребление тока составило 0.11 А при работе на прием, 1.0 А при передаче в FM и 1.0-1.3 А при передаче в AM. Если верить инструкции, устройство может потреблять до 2 А тока.

Для переключения в нули устройство нужно выключить, зажать кнопки вверх и вниз, и затем включить питание. В появившимся меню выбираем режим «Po», то есть, Польша. Подтверждаем выбор нажатием PTT. После этого каналы 01-40 будут соответствовать каналам 1-40 сетки C в нулях, которые нам и интересны. Также в трансивере есть каналы 41-80 и 0.1-4.0 с точкой между цифрами. Они соответствуют другим сеткам, и работать на них в России незаконно.

Важно! Как уже отмечалось выше, производители трансиверов сами себе придумывают названия сеток. Так документация на Midland M-Zero Plus называет сетку C сеткой D. Именно поэтому следует уточнять у продавца, как на самом деле переключить сетку на требуемую. А потом еще неплохо бы проверить с помощью SDR-приемника, что трансивер действительно использует требуемые частоты.

А так Midland M-Zero Plus выглядит внутри:

Устройство выполнено на одной плате, все компоненты находятся с одной стороны. Выглядит как что-то пригодное как для ремонта, так и для модификаций.

Что я не учел при выборе трансивера, это то, что он предназначен для установки в фуру, над головой водителя. Соответственно, колонка расположена внизу корпуса. К счастью, к трансиверу можно подключить внешнюю колонку. Если колонки нет, то трансивер вполне исправно работает и на боку.

Не проще ли раскрыть трансивер на передачу?

Иногда для работы на Си-Би раскрывают на передачу КВ-трансиверы, предназначенные для диапазонов любительского радио. На мой субъективный взгляд, в этом мало смысла.

Во-первых, такие трансиверы неудобны для работы на Си-Би. В них нет каналов и сеток, а поддержка FM и AM нередко ограничена. Так в Yaesu FT-891 для режимов AM и FM не работает компрессия. Кроме того, для режима FM не работает функция записи и воспроизведения сообщений.

Во-вторых, нередко трансиверы раскрывают с целью поработать на Си-Би с высокой мощностью. Даже если на секундочку забыть, что это не очень законно, это довольно бессмысленно. Разница между 5 Вт и 100 Вт составляет чуть больше двух делений на шкале S-метра. Ну будут вас принимать с рапортом 59+ вместо 57. И толку? При типичном уровне шума 2 балла и работе в прямом канале это не имеет ни малейшего смысла. Лучше поднимите антенну повыше, это даст куда лучший эффект.

В общем, моя жизненная философия — на Си-Би нужно использовать Си-Би трансиверы и максимальную мощность, разрешенную для этого диапазона. Если же вам хочется больше мощности и больше радиосвязей, не проще ли получть радиолюбительский позывной? В диапазоне 40 метров прохождение чуть ли не круглые сутки, народу не в пример больше, разрешенная мощность — до 1000 Вт, а еще направленные антенны, много разных видов связи, и вообще весело.

Выбор антенны

На Си-Би принято использовать вертикальную поляризацию. Соответственно, было решено сделать самую простую антенну — проволочную ground plane:

Изначальная длина полотна антенны и двух противовесов была 2.75 метров. Затем провода подрезались по минимуму КСВ. Итоговая длина у меня получилась 2.3 метра. График КСВ при этом выглядит так:

Наверное, можно было настроить и поточнее. Однако разница между КСВ 1.0 и 1.5 составляет лишь 4% потери мощности. Я решил не заморачиваться.

Антенна была установлена на 10-иметровой удочке с противовесами, идущими к земле примерно под 45°. Если настраивать антенну у земли и затем поднимать ее, то резонанс уходит вниз по частоте. Соответственно, при настройке следует целиться в верхнюю часть диапазона. У Игоря Викторовича в разделе 3.4.5.1 показано, что при высоте нижней точки противовесов от земли выше 0.15λ (1.65 м в нашем случае) использовать больше двух противовесов бессмысленно. В том же разделе приводится история возникновения заблуждения о том, что якобы нужно не менее четырех противовесов.

Зачем было так высоко поднимать антенну? Сейчас у нас минимум солнечной активности, а значит прохождение на 11 метрах бывает весьма редко. То есть, радиосвязи скорее всего предстоит проводить в прямой видимости. Мне точно не известно, как много людей работают на Си-Би поблизости от меня, но подозреваю, что не много. Чем чище горизонт с перспективы антенны, тем больше шансов на успешное проведение радиосвязей.

Что же до балуна, то я использовал свой обычный балун, на базе ферритового кольца FT240-31. Это, безусловно, оверкил для такой мощности. Но балун у меня уже был и лежал без дела. Не делать же новый?

Заключение

Активность на Си-Би оказалась несколько ниже по сравнению с КВ-диапазонами любительского радио. Даже на УКВ-диапазоне 2 метра в прямом канале (то есть, без репитеров) активность субъективно повыше. Тем не менее, мне удалось провести радиосвязи с несколькими корреспондентами, проживающими в радиусе около 30 км от меня. Насколько я смог выяснить, в окрестностях Москвы на момент написания этих строк не было ни одного Си-Би репитера, поэтому попробовать работать через них, к сожалению, не вышло.

Читать еще:  Ремонт кнопок на магнитоле

Если вам хочется поработать на Си-Би, вот несколько ссылок, которые могут вам пригодиться:

  • https://forum.qrz.ru/ — на форуме есть раздел, посвященный Си-Би;
  • http://radio-kanal.ru/pages/selectingcall.html — список типичных позывных;
  • http://cb-radio.ru/ — онлайн-карта автоканалов;

В целом, на Си-Би есть жизнь. Если вам всегда было интересно поработать в эфире, а также поэкспериментировать с антеннами и так далее, но вы почему-то еще не созрели до получения позывного, попробуйте начать с Си-Би. Если же вы опытный коротковолновик, вам стоит попробовать Си-Би чисто для разнообразия. А может, вам просто требуется обеспечить радиосвязь в походе? Тогда Си-Би решит вашу проблему.

На этом у меня все. Удачи вам в радиолюбительском деле и до встречи в эфире!

Есть ли частота дальнобойщиков на рации Baofeng UV 5R?

Одно из распространенных пожеланий у пользователей «Баофенга»: «Хочу настроить частоту дальнобойщиков». Сразу отметим, что сделать это не удастся. И вот почему. Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц. Ее особенности:

  1. Относится к 15-му каналу диапазона CB.
  2. Характеризуется амплитудной модуляцией. Важно! А рация Baofeng UV 5R работает в частотной модуляции.

Таким образом, настроить радиостанцию этой модели на частоту дальнобойщиков не представляется возможным.

15 Канал си би частота

Выбор рации и наша частота .

Сообщение vidgeRS » 19 фев 2018, 14:33

Предлагаю обсудить эту тему и выбрать такой канал к которому можно подключиться и обычной рацией с вбитыми частотами и навороченной. Нужно чтобы все могли подключиться!

интересная статья о LPD Диапазон тут. вроде как распространение самое большое!

Re: Выбор рации и наша частота .

Сообщение ramzezz85 » 19 фев 2018, 19:40

Re: Выбор рации и наша частота .

Сообщение ramzezz85 » 19 фев 2018, 19:42

Re: Выбор рации и наша частота .

Сообщение Vladkvadr » 19 фев 2018, 21:43

Re: Выбор рации и наша частота .

Сообщение vidgeRS » 19 фев 2018, 22:25

Re: Выбор рации и наша частота .

Сообщение vidgeRS » 19 фев 2018, 22:26

Re: Выбор рации и наша частота .

Сообщение ramzezz85 » 19 фев 2018, 23:31

Re: Выбор рации и наша частота .

Сообщение vidgeRS » 19 фев 2018, 23:41

Re: Выбор рации и наша частота .

Сообщение fd47 » 20 фев 2018, 10:40

2. Baofeng UV-5R — хорошая китайская «всегерцовка», такая есть у Евгения aka Wilderman (ex-djonik_nov). Она поддерживает стандарт каналов PMR446 (во всяком случае «по нулям», — и мы с Женей их «спаривали» с моими моторолами т8.

Аналоговый FM и цифровой TDMA[править | править код]
Для аналоговой частотной модуляции и для цифровой модуляции DMR Tier 1 (множественный доступ с разделением по времени) выделены 16 частотных каналов с «полосой» в 12.5 КГц каждый, со сдвигом на «половину полосы» (6,25 КГц) от начала диапазона. Для аналоговый модуляции допускается использование пилот-сигнала, аналоговой системы CTCSS или цифровой системы шумоподавления DCS.

В цифровой модуляции используется 4-уровневое кодирование FSK (частотная манипуляция) на скорости 3.6 кбит/с.

До января 2018 для цифровой модуляции были разрешены только верхние 8 каналов; до января 2015 года для аналоговой модуляции были разрешены только 8 нижних каналов.

Канал Частота, МГц (шаг = 12.5 КГц)
1 446.00625
2 446.01875
3 446.03125
4 446.04375
5 446.05625
6 446.06875
7 446.08125
8 446.09375
9 446.10625
10 446.11875
11 446.13125
12 446.14375
13 446.15625
14 446.16875
15 446.18125
16 446.19375
Цифровой FDMA[править | править код]
Для цифровой модуляции dPMR446 (множественный доступ с разделением по частое) выделены 32 частотных каналов с «полосой» в 6.25 КГц каждый; используется 4-уровневое кодирование FSK (частотная манипуляция) на скорости 3.6 кбит/с.

До января 2018 года были разрешены только верхние 16 каналов.

Канал Частота, МГц (шаг = 6.25 КГц)
1 446.003125
2 446.009375
3 446.015625
4 446.021875
5 446.028125
6 446.034375
7 446.040625
8 446.046875
9 446.053125
10 446.059375
11 446.065625
12 446.071875
13 446.078125
14 446.084375
15 446.090625
16 446.096875
17 446.103125
18 446.109375
19 446.115625
20 446.121875
21 446.128125
22 446.134375
23 446.140625
24 446.146875
25 446.153125
26 446.159375
27 446.165625
28 446.171875
29 446.178125
30 446.184375
31 446.190625
32 446.196875

Ответы на вопросы об организации
радиосвязи для туристов/альпинистов
Этот сборник подготовлен на основе опыта автора и часто задаваемых вопросов от путешествующей публики.

Какие радиостанции могут использовать туристы?
LPD и PMR радиостанции не требуют оформления разрешения, любой человек может ими пользоваться. Продаются в магазинах с электроникой. Несмотря на «игрушечный» вид, характеристики находятся на современном уровне. Cамые популярные фирмы выпускающие эти радиостанции ALAN/MIDLAND, MOTOROLA, ICOM.

Частоты безлицензионных радиостанций:
LPD: 433.075 — 434.775МГц (69 каналов),
PMR: 446.006 — 446.093МГц (8 каналов).

Взаимное расположение частот на УКВ:
HAM radio
430-433МГц LPD
69 каналов
433.075-434.775МГц HAM radio
434-440МГц PMR
8 каналов
446.1МГц
CB (27МГц) радиостанции также не требуют регистрации! Обычно их используют автомобилисты, потому что выбор автомобильных радио этого типа очень велик. Носимые станции на 27МГц с приемлемыми характеристиками, выпускает только КБ БЕРКУТ. Автомобильные рации выпускает много фирм и перечислять их нет смысла.

Частоты CB: 26.965 — 27.405МГц (40 или 80 каналов).
Подробный список всех сеток CB частот.

Взаимное расположение частот на КВ:
CB
80 каналов
26.965-27.405МГц HAM radio
28-29.7МГц
Радиолюбительские (HAM) станции требуют не только разрешения, но и получения радиолюбительской категории и позывного. Радиолюбительский регламент радиосвязи не позволяет говорить о чём угодно в эфире. Переговоры строго регламентированы и ограничиваются в основном экспериментами, соревнованиями, выполнением дипломов.

Радиолюбительские радиостанции по характеристикам аналогичны профессиональным, но более многофункциональные и навороченные. С другой стороны, характеристиками они не блещут, часто не крепкие, не экономичные и дорогие. Как правило они позволяют слушать не только любительские частоты. Диапазоны: 144-146МГц, 430-440МГц, иногда 1200МГц. Лучшие радиолюбительские станции выпускают фирмы ICOM, YAESU.

Если вы не радиолюбитель — не стоит затеваться с оформлением позывного!

Профессиональные радиостанции требуют разрешения и регистрации! Обычно оформляются на организацию. УКВ диапазон в пределах 136-174МГц или 400-470МГц. Отличаются крепким корпусом, брызгозащищенностью, многие модели программируются с ПК, некоторые не имеют дисплея и тд. Самые надёжные р/станции выпускают ICOM, VERTEX, MOTOROLA, KENWOOD.

Какую радиостанцию купить, LPD, PMR, CB, HAM (радиолюбительскую), профессиональную?
Если вы не радиолюбитель с позывным, то лучший выбор для вас это LPD/PMR радиостанции. LPD имеют 69 каналов и совместимы с радиолюбительскими (HAM) радиостанциями в диапазоне 430-440МГц. PMR имеют 8 каналов и работают за пределом радиолюбительского диапазона (в некоторых случаях это плюс), также PMR станции мощнее, дешевле и разрешены в большем количестве стран мира.

Какую радиостанцию купить, LPD, PMR, CB, HAM (радиолюбительскую), профессиональную?
Если вы не радиолюбитель с позывным, то лучший выбор для вас это LPD/PMR радиостанции. LPD имеют 69 каналов и совместимы с радиолюбительскими (HAM) радиостанциями в диапазоне 430-440МГц. PMR имеют 8 каналов и работают за пределом радиолюбительского диапазона (в некоторых случаях это плюс), также PMR станции мощнее, дешевле и разрешены в большем количестве стран мира.

Какова реальная дальность связи радиостанций?
На коробках LPD/PMR радиостанций пишут дальность в километрах. Обычно, указанную дальность можно получить при условии прямой видимости и отсутствии препятствий. Практически измеренная дальность связи любой рации диапазона 400-470МГц, при мощности 0.5-2Вт, с чувствительностью 0.18мКв и в половину укороченной антенной, будет такой:

в городе 0.3-0.6км
в лесу 0.4-1км
в селе 1-3км
в поле 2-5км
в горах 5-25км (при условии прямой видимости)

СВ радиостанции (КБ БЕРКУТ) на 27МГц: 3-15км. (зависит от помех и антенны)
Эти расстояния могут отличаться в два раза, всё зависит от местности и помех. Если вместо штатной укороченной антенны, использовать антенну ¼λ (длина 165мм), то дальность вырастет в 1.5-2 раза. При использовании направленной антенны, дальность увеличится в 3-7 раз.

Отличается ли дальность связи LPD и PMR радиостанций?
Есть три показателя от которых зависит дальность связи: (1) мощность передатчика, (2) чувствительность приёмника, (3) усиление антенны. Если у LPD и PMR станций эти параметры примерно совпадают, дальность будет одинаковой. Разницы между ними не будет. Разница появляется при изменении любого из трёх перечисленных выше параметров. Например, PMR станции мощностью 500мВт, обеспечат большую дальность чем LPD станции мощностью 10мВт.

4. Итак подвожу ИТОГИ «раскопок»:
1.) Если не заморачиваться с покупкой специализированных радиостанций, а использовать «бытовые»,-
то наиболее предпочтительны PMR446.
2.)Соответственно в «кандидаты» на «клубный» канал можно рассматривать:
1,3,4,5,6,7 — каналы PMR446. (2-й вычеркиваем как «автомобильный», 8-й — как «аварийно-связной»).
Выше 8-го — не стоит рассматривать т.к. многие старые или дешевые PMR446 — станции имеет только 8 каналов.
3.) Таким об моё предложение сделать «клубным» канал «4.00» PMR446,в мегагерцах — 446.04375 МГц.
— остается актуальным !
4.) Но нужно правильно понимать, LPD и PMR станции не смогут в «наших» горах работать «вместо сотовой связи»
реальная дальность на хребтах 5-10 км, а в ущельях 1-2 км, а при высоких препятствиях — вообще связи не будет!
(Это из личного опыта).
Реальная связь на 15-20 км — это носимые СВ станции на 27МГц — но это дорого, тяжело и не ресурсно по акб.
Можно конечно попробывать поставить автоСВ на мот, — но они тоже не такие маленькие.

Но ! Наличие PMR446 связи в группе — уже дает кучу удобств и преимуществ, особенно в местности где нет мобильной связи.
Поэтому — ВСЕМ РАДИОФИЦИРОВАТЬСЯ! И ПРИНЯТЬ СТАНДАРТНЫЙ ДЛЯ КЛУБА PMR446 КАНАЛ!! (Своё предложение высказал, пишем, голосуем!)

Читать еще:  Шум при разгоне автомобиля

Радиомониторинг для начинающих. Часть 2: УКВ и примеры частот

В продолжение темы радиомониторинга.

Нижний УКВ

Многие коротковолновые приёмники (и все полицейские сканеры)…

Связные приёмники, рекламируемые за рубежом, часто обозначаются как “полицейские сканеры“. Видимо, данный маркетинговый ход опирается на широко распространённое заблуждение, что самое интересное кроется на заповедных частотах, откуда собственно и берётся нездоровая обывательская тяга к прослушиванию переговоров полиции. Как бы то ни было, за рубежом данный вид развлечений вполне легален и респектабелен. В РФ существует обширная правовая лакуна на этот счёт, и вовсе не существует прямого запрета на прослушивание переговоров полиции, спецслужб и так далее, что бы ни утверждали дилетанты и манипуляторы. Существует ограничение на оборот шифровальной аппаратуры. Тем не менее, любители радиомониторинга стараются не анонсировать на своих официальных ресурсах ни частот силовых ведомств, ни подробностей их переговоров – во избежание бессмысленных дискуссий. Что касается определения “сканер”, то оно заведомо некорректное – поскольку сканировать, то есть проходить по частотам заданного диапазона с заданным шагом, умеет большинство любительских радиостанций. Впрочем, выражение это распространилось настолько, что стало де-факто стандартом, однако, если не хотите тратить время на дискуссию с перестраховщиком, в которой правда заведомо на вашей стороне, то называйте своё оборудование целомудренно и кратко “приёмник”.

… обладают способностью принимать сигналы в районе 30-50 МГц, в диапазоне, известном как нижний УКВ, лоу-бэнд. Этот диапазон в недавнее время используются всё меньше, его особенности заставили прежних пользователей переместиться выше по частоте. По большей части, лоу-бэнд обеспечивает связь в условиях прямой видимости, с тем преимуществом, что пересечённую местность он преодолевает лучше, чем более высокие частоты. Когда условия прохождения благоприятны, становятся возможными дальние связи. Недостаток заключается в том, что антенны на этот диапазон крупнее в размере, чем на верхний УКВ. Более значительная длина волны…

Зависимость длины волны и частоты описывается формулой = / . То есть зависимость обратная, чем выше частота, тем меньше длина волны, и наоборот.

… также означает худшее преодоление и более проблемную связь в городских условиях. Лоу-бэнд в своей стихии на открытой и дикой местности, где инфраструктура минимальна и дистанции прямой видимости более протяжённы. Помните об этом.

В разрезе наших интересов радиомониторинга, многие регионы используют (в США, естественно – прим. перев.) частоты на лоу-бэнд в целях взаимопомощи и междведомственного обмена. С соответствующей антенной, эти связи можно принимать на больших расстояниях, чем более высокие частоты. Поскольку назначение этих частот довольно специфично, то и используются они в случаях учений или крупных происшествий.

Диапазон лоу-бэнд некогда был очень востребован в СССР, соответственно частотные присвоения в ряде случаев унаследованы службами и ведомствами независимых республик, в радиообмене можно ожидать использования модуляций FM (преимущественно гражданскими) и USB (преимущественно военными).

На лоу-бэнде есть участок для радиолюбителей 50-54 МГц, но в РФ он в данный момент (дата публикации перевода — осень 17го) разрешён к использованию только на территории полуострова Крым.

С упоминанием нижнего УКВ, мы вторгаемся в приёмный диапазон “полицейских сканеров“. Они имеют разное перекрытие частот, от 25-30 МГц до 960-1300 МГц за исключением диапазона 800 МГц сотовых телефонов (в моделях, изготовленных для рынка США после 1994 года). В этих пределах есть множество частот, используемых местными общественными службами, предприятиями и любителями. С точки зрения радиомониторинга, именно здесь и кроется источник информации тактической важности, и именно на этих частотах вы почерпнёте представление о том, что происходит вокруг вас.

Фактически, полицейский сканер – второй по важности предмет экипировки, который вам нужен сразу после оружия самообороны. Хорошая новость – сканер обойдётся вам не дороже, чем половина стоимости карабина. Важность его в вашем арсенале трудно переоценить.

Барабанный телеграф

В годы расцвета Си-Би я знавал группу лиц, использовавших Си-Би для своих, предположительно, не слишком законных, делишек. Они разработали устный шифр, звучавший для случайного уха как обычная болтовня, и который был на 100% надёжен с технической точки зрения. Один из участников был арестован за эти или другие правонарушения и стал информатором, что наглядно демонстрирует: реальную угрозу безопасности связи представляет именно человеческий фактор.

В те времена ряд социальных групп использовал Си-Би для взаимодействия и обмена слухами. Каждая обитала на своём канале, а при выборе из сорока каналов места хватало всем. Канал 19 всегда был популярен на трассах. Некоторые группы пошли настолько далеко, что обзавелись радио с возможностью работы в модуляции SSB, а некоторые нелегально работали на частотах выше и ниже официально разрешённых 40 каналов.

Во многих местах до сих пор Си-Би используется как местная сеть передачи слухов, сарафанное радио. Большей частью используется один из стандартных 40 каналов в модуляции AM, но стоит поискать в пределах 25-28 МГц в модуляциях AM, SSB, и FM. Соответствующая антенна позволит вам наблюдать за местными переговорами в радиусе 20 миль, если прохождение не помешает. В городской местности безлицензионные УКВ-радиостанции дополняют Си-Би в качестве “говорящих барабанов”, особенно среди молодёжи. Радиолюбители обычно имеют своё место встречи, обычно на двух метрах, и это не вызывная частота. Изучите вопрос самостоятельно. Поиск по диапазону в вечерние часы – наиболее многообещающий шаг.

Советы по приёмнику

Приёмник легко может исполнить функции “детектора братвы”, если занести в его память каналы портативных радиостанций, употребительные в ваших краях — безлицензионные, ведомственные и т.п. “Детектор братвы” — это способ прочесать радиоэфир на частотах, на которых наиболее вероятны переговоры субъектов, настроенных по отношению к вам откровенно враждебно или просто недружественно. Авторство наименования принадлежит Дэну Моргану, владельцу довольно популярного блога.

Лучший путь к решению этой задачи – обзавестись “полицейским сканером” производства Radio Shack с функцией Signal Stalker I (один), либо производства Uniden с функцией Close Call. Эти функции по сути одно и то же – поиск близких источников излучения по всему спектру, который может происходить в фоновом режиме одновременно с перебором каналов, записанных в ячейках памяти. Когда близкорасположенный (обычно метров триста, до полутора километров в случае с базовыми станциями) сигнал пойман, приёмник выдаёт уведомление об этом, отображает частоту сигнала, и позволяет слушать передачу. Эта функция работает в следующих сканерах:

Signal Stalker I, Radio Shack:
PRO-83, PRO-84, PRO-2051 , PRO-433, PRO-528, PRO-160, PRO-162.

Close Call, Uniden:
BC-72XLT, BC-75XLT, BC-92XLT, BC-95XLT, BC-125AT.

Желательно избегать сканеров Uniden с Dynamic Memory Architecture в характеристиках, поскольку их чрезвычайно неудобно программировать вручную, без компьютера. Также следует избегать продуктов GRE/Whistler с функцией Spectrum Sweeper и продуктов Radio Shack с функцией Signal Stalker II (два), поскольку их поиск близких сигналов не работает в фоновом режиме.

Идея заключается в том, чтобы одновременно перебирать распространённые частоты с радиусом обнаружения в полтора-три километра и проводить поиск близкорасположенных источников излучения, независимо от их частоты.

Список перспективных частот

Относительно российской специфики (и в целом республик бывшего СССР), рекомендуются материалы радиосканнер.ру:

В кратком изложении, это:

  • 30+ и 39+ устаревшие радиотелефоны
  • 33-48+ ведомства
  • 43-49+ устаревшие радиотелефоны
  • 48-66 телевидение, 1-2 каналы
  • 57+ ведомства
  • 60-69+ ведомства
  • 66-74 OIRT радиовещательный диапазон
  • 66-100 телевидение, 3-5 каналы
  • 74+ ведомства
  • 84+ ведомства
  • 88-108 CCIR радиовещательный диапазон
  • 108-118 авиационные маяки
  • 118,800 и 118,900 лесничества
  • 118-136 авиационная связь
  • 136-137+ метеоспутники NOAA
  • 121-123+ ведомства
  • 144-145+ радиолюбители
  • 146-147+ ведомства
  • 148+ диапазон “А” МВД, МЧС
  • 149,900-168+ ведомства
  • 151-153+, 155+ железная дорога
  • 156-162 морской диапазон
  • 164.400-164.475 поисково-спасательная служба
  • 171+ диапазон “Х” МВД, МЧС
  • 172+ диапазон “Б” МВД, МЧС
  • 174-230 телевидение, 6-12 каналы
  • 300-305+ ведомства
  • 300+ и 336+ “речной” диапазон на внутренних водных путях РФ
  • 307+ ведомства
  • 336-341+ ведомства
  • 343-345+ ведомства
  • 358-359+ ведомства
  • 394-410+ ведомства
  • 406-406.1 аварийные радиобуи
  • 412-427+ ведомства
  • 433-451+ ведомства
  • 433-434.775 безлицензионный диапазон LPD
  • 446.0-446.1 безлицензионный диапазон PMR
  • 450-452+ МВД
  • 457-459+ ведомства
  • 460-462+ МВД
  • 462+, 467+ безлицензионные диапазоны FRS и GMRS (не разрешены в РФ, но оборудование встречается)
  • 467-485+ ведомства
  • 470-860+ телевидение
  • 815-819+ ведомства
  • 860-870+ ведомства
  • ​863,933-864,045 радионяни

Имейте в виду, что с наплывом дешёвых китайских радиостанций в руки некомпетентных пользователей – появления нелегальных передач можно ожидать практически на всём доступном этим станциям диапазоне (136-174 и 400-520, и даже шире после раскрытия). В этих случаях возможность поиска близких источников излучения становится особенно ценной.

Взглянем на использование опознанных частот с практической точки зрения. Две сотни каналов сканер перебирает за 2-4 секунды. Функцией поиска близких источников излучения сканер прочёсывает доступный ему спектр частот секунд за пять. Запомните эти данные, они вам ещё пригодятся.

Перехват служебных переговоров

Взаимодействие, оперативная совместимость – способность разных ведомств связываться друг с другом, когда возникает такая нужда. Существуют определённые частоты, назначенные для целей взаимодействия, известные также как частоты “взаимопомощи”. Их полезно отслеживать, поскольку они становятся активны в случае крупных происшествий, а обмен по ним не зашифрован.

Некоторые ведомства используют шифрование частично либо постоянно. С технической точки зрения, сложность дешифровки вполне подъёмная для любителя-криптоаналитика, но сами усилия по дешифровке нелегальны. Однако, как и в любой технологии, человек остаётся слабым звеном. Ключи шифрования обычно не меняются, будучи единожды прописаны в настройках, и могут быть выяснены у подкупленных или бывших сотрудников организаций. Некомпетентные диспетчеры, бывает, совершают ошибки, отключая шифрование во всей системе. В аварийных ситуациях шифрование зачастую отключается намеренно, чтобы облегчить взаимодействие. К слову, переговоры по “барабанному телеграфу” хоть и не шифрованы, но корреспонденты общаются в манере, малопонятной непосвящённому слушателю.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты